Главные вкладки

    Обзорно-тематическая экскурсия по этнографическому музею
    методическая разработка по теме

    Колотилова Светлана Юрьевна

    Рассказ о Нижегородских мастерах в рамках городского смотра музеев паспортизированных музеев образовательных учреждений

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                  Э К С К У Р С И Я

                     

           Мастерами славится Нижегородская земля

                           

    Вид экскурсии : обзорно -  тематическая

     

    Продолжительность экскурсии:  20  минут

    Состав экскурсантов: учащиеся 1-11 классов

                                             

                                                     Составитель: Тихобаева Юлия

                                                                               Францева Анастасия

                                                                               

                                                   

                                                     Руководитель ( педагог ):

                                                     Преподаватель-организатор ОБЖ

                                                     учитель 1 категории

                                                     руководитель музейного центра школы

                                                     Колотилова Светлана Юрьевна

                                                г.Н.Новгород

                                                     2013 год



    Предварительный просмотр:

    ~  ~

    Этнокультурный центр «СКАЗ» создан в 2010 году усилиями преподавателей , учащихся  и родителей  школы. Основу коллекции подлинных экспонатов составляют предметы народного быта , привезенные из разных уголков Нижегородской области , изделия народных мастеров : коллекция изделий с хохломской росписью , коллекция деревянных ложек , деревянные резные изделия, коллекция картин самодеятельных художников.

    Коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.

    Нижегородский край издавна славился своими талантами и традициями. Здесь сосредоточена одна треть всех народных художественных промыслов России. Мы восхищаемся яркой и жизнерадостной хохломской росписью, изящными ларцами Казаковской филиграни, изделиями с затейливой полховско-майданской росписью, сундуками с городецкой росписью, холодным оружием ворсменских и павловских мастеров, уникальными резными образцами из кости и камня, искусством резьбы по дереву.

    На этой благодатной почве и был создан наш центр.

    «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»,- говорил А.С.Пушкин. Знание исторического и культурного прошлого своей Родины делает человека духовно богаче, способствует выработке у него активной жизненной позиции.

    Представленную экспозицию можно условно разделить на 4 раздела :

    1 раздел -  Русская печь;

    2 раздел – бабий кут;

    3 раздел – Красный угол ;

    4 раздел – хозяйский кут.

    ( общий обзор разделов )

    1 раздел – Русская печь

    Школьными мастерами умело воссоздан макет русской печи , как центра крестьянского жилища. Даже огонь в печи горит. На печи мы видим коллекцию самоваров, глиняные горшки и чугунки  для приготовления пищи как для людей , так и для домашних животных. Для того , чтобы вынуть горшок из печи необходим был ухват , специальное приспособление разного диаметра . У печи вы видите коллекцию утюгов . Печь была необходимым атрибутом крестьянского быта , без неё изба не изба.

    Народная мудрость гласит:

    Что в печи , то на стол мечи; Когда в печи варко , тогда и жарко..

    2 раздел – Бабий кут

    Это была в  избе женская территория ,  ни кто не смел туда ходить , кроме хозяйки дома и детей младших. В нашей женской половине сосредоточены предметы женского рукоделия , прялки , донца , коромысло , вальки для стирки и глажки грубых домотканых изделий , веретёна , вышивка , плетение , детские игрушки , семеновские матрёшки , домотканые дорожки , платки Особый интерес вызывает детская люлька с матерчатым дном, прошлым летом в нашей коллекции появилась ещё одна люлька со сменным дном , привезенная из поисковой экспедиции в Городецкий район

    (Прежде чем положить младенца в люльку , дно застилали сеном, и только потом пелёнкой из льняного полотна , сено грело и впитывало влагу , хозяйка несколько раз в день сено меняла , много позже изобрели подгузники и памперсы , а первоначально это было именно так. Сверху люльку закрывали пологом , от дурного глаза , чаще всего это была нижняя юбка матери , в люльку клали оберег – тряпичную куклу без лица. До года ребенка никому не показывали , крестили и только после крестин можно было показать младенца близким родственникам)

     ( каждый предмет показать)

    Росписью по дереву также занималась хозяйка , мужчина только вырезал домашнюю утварь из дерева  ( чаще всего это была липа или берёза) или лепил из глины.

    В коллекции музея представлено большое количество предметов с хохломской росписью Семёновских мастеров 70-80 годов 20 века .

    3 раздел – Красный угол

    В русской избе  , обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога — не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома,  христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом — хозяину дома.

    Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, так и красный угол рассматривается как аналог алтаря. Красный угол — самое важное и почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

    Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте (иногда многоярусном ) в определённом порядке.

    В нашем Красном углу представлены подлинные иконы 18 и 19 века –         Николай - чудотворец   , Преподобный Серафим Саровский и плохо сохранившаяся , предположительно , икона  Всех святых радуйся.

    ( показать на иконы )

    4 раздел – Хозяйский  угол

    С другой стороны печи находился мужской, или хозяйский, угол, его центром был просторный ларь, где хранилась упряжь, инструменты и другое «мужское» хозяйство.

    В нашем хозяйском углу представлены изделия из бересты , плетёные сани , валенки и бурки , изделия текстиля , лапти , инструменты для изготовления ложек , старинный безмен , поддужный колокольчик , амбарный ключ ,  старинные замки , дуга для конской упряжи . Именно в хозяйском углу размещена коллекция деревянных ложек в которой более 150 штук , ложки изготавливал мужчина , ложка это особый предмет , требующий подробного рассказа. Мастер вырезал ложку особым инструментом – кочедыком ( показать ) , изготовление проходило в несколько этапов , все этапы изготовления- баклуши ,  представлены в нашей коллекции ( показать) . Заготовки вышли из под рук уникального мастера – ложечника Дяди Гриши , который жил в Семёновском районе Нижегородской области в деревне Взвоз , на берегу живописной реки Керженец. Мы не знаем его фамилии , но вся деревня вспоминает его как Дядю или Дедушку Гришу. В 1962 году ему исполнилось 90 лет , в нашей коллекции есть уникальная фотография этого народного мастера за работой. ( показать фото). Вся округа покупала у него ложки , тем семья и жила. Мастерство от мастера передавалось по наследству из поколения в поколение. Мы знаем , что его потомки живут и работают в   г. Семёнове Нижегородской области.

    Особо хотелось бы остановиться на коллекции изделий из дерева , сделанных умелыми руками слепого мастера из деревни Мериново Семёновского района Нижегородской области , Исаака Тимофеевича Абрамова.( показать бюст) .Самоучка . Искусный резчик по дереву. Мотивы своих работ черпал в родных семёновских лесах. Долгое время руководил кружком художественной обработки дерева в г.Семёнове. Большое количество его работ находится в государственном музее народного творчества г.Семёнова. В преклонном возрасте ослеп и вырезал свои работы по памяти. Коллекция , представленная у нас в музее – это плод его фантазий именно этого периода.

    Не только изделия народных мастеров и мастериц представлены в собрании нашего музея. В этом году коллекция пополнилась работами нижегородского художника  , члена союза нижегородских художников Альберта Николаевича Логинова( показать работы ) . Альберт Николаевич родился 30 июля 1934 года. Школа , изостудия , художественное училище , по окончании работа гравером в Горьковской областной типографии и художником –оформителем в Волго-Вятском книжном издательстве. Творческой деятельностью начал заниматься с юных лет и продолжает до настоящего времени. Его картины экспонировались на многих выставках союзного и республиканского значения , а также за рубежом.

    Источником вдохновения для него являются картины русской природы , удивительные ландшафты Нижегородского края( показать картины). Особая тема для художника – улицы и памятники истории и культуры Нижнего Новгорода . В своих зарисовках он увековечил уже исчезнувшие или очень изменившиеся на сегодняшний день уголки любимого города.( показать картины Собора Александра Невского и фрагмент картины – Благовещенский  мужской монастырь Нижнего Новгорода). В нашей коллекции представлены зарисовки – этюды  работ мастера , ценность этих работ заключается в том , что это первое видение автора сюжета будущего большого полотна написанного с натуры. Более полно с работами автора вы можете познакомиться в каталоге его  работ , подаренного нам Альбертом Николаевичем.

    Альберт Николаевич проживает в деревне Петухово Борского района Нижегородской области. В возрасте 79 лет он полон сил и энергии , продолжает работать , создавая свои удивительные  по красоте и наполненности содержанием произведения.

    Мы должным образом сохраняем в нашем музее изделия лучших мастеров и мастериц Нижегородского края. Мы гордимся тем , что можем воочию соприкоснуться с уникальными подлинными изделиями, вышедшими из под рук уникальных мастеров своего дела.

    Спасибо за внимание!



    Предварительный просмотр:

                                                   АБРАМОВ

                                        ИСААК   ТИМОФЕЕВИЧ

                                                  1900 - ….

    Мастер-умелец. Самоучка. Искусный резчик по дереву. Мотивы своих работ черпал в родных Семёновских лесах. Долгое время руководил кружком художественной обработки дерева в г.Семёнове и г.Волгограде. Большое количество его работ находится в настоящее время в музее народного творчества г.Семёнова Нижегородской области. Проживал в д. Хомутово Семёновского района Нижегородской области.



    Предварительный просмотр:

           

                                                                   ДЯДЯ  ГРИША       

                                                                         1872 - …..       

     Уникального мастер – ложечник , который жил в Семёновском районе Нижегородской области в деревне Взвоз , на берегу живописной реки Керженец. Мы не знаем его фамилии , но вся деревня вспоминает его как Дядю или Дедушку Гришу. В 1962 году ему исполнилось 90 лет , в нашей коллекции есть уникальная фотография этого народного мастера за работой. Вся округа покупала у него ложки , тем семья и жила. Мастерство от мастера передавалось по наследству из поколения в поколение. Мы знаем , что его потомки живут и работают в                     г. Семёнове Нижегородской области.



    Предварительный просмотр:

                   

                                 ЛОГИНОВ

                                     АЛЬБЕРТ  НИКОЛАЕВИЧ

                                Нижегородский художник.

                             Родился 30 июля 1934 года.                

    Школа ,изостудия ,художественное училище, по окончании работа гравёром в Горьковской областной типографии и художником-оформителем в  Волго-Вятском книжном издательстве. Творческой деятельностью начал заниматься с юных лет и продолжает до настоящего времени. Его картины экспонировались на многих выставках союзного и республиканского значения , а также за рубежом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация Школьный этнографический музей

    Музейная практика - одно из средст воспитания  толерантной среды у обучающихся . Именно таким является школьный этнографический музей....

    Школьный этнографический музей

    Школьный этнографический музей (краткая информация о формах работы в музеи)...

    Обзорно-тематическая экскурсия по этнографическому музею

    Рассказ о Нижегородских мастерах в рамках городского смотра музеев паспортизированных музеев образовательных учреждений...

    Школьный этнографический музей.

    В течение 2013-2014 учебного года, учащимися 5-7 классов  ГБОУ РМЭ  " Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", являющ...

    Школьный этнографический музей

    Описание работы музея...

    Экскурсия в этнографический музей

    Экскурсияв этнографический музейгорода Саратована уроке физики в 8 классе...