Духовное развитие личности в школе
статья по теме

Сультеев Джордж Викторович

В данной статье затрагивается проблема духовности, её содержание и компоненты, в основе которых лежат три начала - познавательное, или интеллектуальное, нравственное и эстетическое, которым соответствуют три универсальных способности человеческого духа - мышление, воля, чувства, и три типа духовных творцов - Мудрец, Праведник, Художник, в итоге составляющих в человеке гармоничную триединую сущность: Истину (знания), Добро (нравственность) и Красоту (эстетика). В условиях школы духовное развитие личности ребёнка осуществляется прежде всего средствами духовной культуры: искусства, литературы, музыки, театра. Исходя из возможностей каждой конкретной школы могут использоваться различные формы работы и социально-воспитательные технологии, формирующие и развивающие духовность ребёнка. Особо подчёркивается роль педагога , его истинное назначение в духовном творении и развитии человека, роль школы в создании условий для духовного становления и развития личности ребёнка, а также значимость духовного изменения цели педагогики в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovnoe_razvitie_lichnosti_v_shkole.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовное развитие личности в школе.

/ Тезисы из опыта работы МОУ СОШ № 29/

Сультеев Джордж Викторович,

директор         МОУ СОШ № 29

Ленинского района г. Ульяновска

-        Сохранить российскую государственность, российскую
культуру, российский народ и его душу
- долг всех ныне живущих
перед прошлым и будущим.

С. А. Проскурин, доктор политических   наук.

-        Завоевание духовности есть главная задача человеческой
жизни.

Н.А.Бердяев, философ первой пол. XX в.

-        Педагогика должна быть духовна и воспитывать духовную
общность.

Ш.А.Амонашвили, педагог-новатор.

1. Понятие и сущность духовности.

Духовность - это творческий интеграл человеческого бытия, высшая созидательная сила общества, универсальный критерий его исторической развитости.

Проблема духовности нашла отражение в различных аспектах научного знания, но до сих пор в науке нет однозначной трактовки понятия духовности.

Христианство дало мощный толчок духовности. Учение Христа заложило её основы. Первым систематизатором духовности являлся апостол Павел, который впервые сказал, что есть три части: дух, душа и плоть, соединенные в человеке вместе.

Одним из идейных источников христианства были взгляды Луция Аннея Сенеки (= 4 г. до н.э. — 65 г. н. э.), римского философа, политического и государственного деятеля. Бог у него - абсолютное доброе начало, воплощение разума. Он говорил о подлинной жизни души только вне тела, от которого и происходит все зло.

Другой римский философ Эпиктет (= 50 — 138 г.г.) заключает, что высшая цель человека - в сознательном подчинении божественному закону, так как все люди - часть природы, а разум роднит человека с Богом и подчинен Богу.

Античный философ и теолог Ориген (185 - 253 г.г.) сделал вывод о троякой природе человека.

Тело (плоть) - низшая часть, на которой печать первородного греха и призывающая нас к постыдному.

Дух — в котором выражается подобие божественной природе и на котором печать  закона вечной добродетели.   В  переводе  с латинского  «дух» -

«дыхание», «ветерок» и осмысливается как источник всеобщего движения, действующий изнутри.

Душа — это среднее между ними, способна и к чувственным, и к духовным порывам. Её стремятся перетянуть на свою сторону и дух, и плоть. Душа всегда стоит на распутье.

Епископ Феофан Затворник (1815 — 1894 г.г.), ректор Петербургской духовной академии, сделал вывод: если вы решили жить настоящей человеческой жизнью, то вам не следует «заводить в себе духовность», нужно лишь поддерживать её и сохранять, оберегая себя от влияний и влечений душевно-плотских.

Л.Н.Толстой видит источник духовного развития человека в преодолении противоречий между «плотью» и «духом», вследствие чего духовность им понимается как концентрация эмоциональных и интеллектуальных возможностей человека.

Различные аспекты духовности нашли своё отражение в трудах Эразма Роттердамского (1469 - 1536), И.В. Киреевского (1806 - 1856), П.Я. Чаадаева (1794 - 1856), В.С. Соловьёва (1853 - 1900), Альбера Камю (1913 - 1960), Н.А. Бердяева (1874 - 1948), С.Л. Франка (1877 - 1950), Н.К. и Е.И. Рерих и многих других.

Великие мыслители годами и веками в этом двухтысячелетием творческом котле выкристаллизовали и сформировали само содержание духовности.

Мы теперь имеем возможность выделить основные компоненты этого содержания.

(См. приложение: Схема «Человеческая духовность»),

2. Первое начало - познавательное, интеллектуальное, это мышление, мудрость. Важнейшим признаком духовности является наличие большого ума, дальновидности, знания жизни, накопленного огромного жизненного опыта.

Продуктом научной деятельности человеческого духа выступает знание. По форме наука есть истина. Наука — это истинное знание, системное самосознание жизни, её адекватное знание о самой себе; это интеллектуальная святыня народа; это разум нации. Умаление роли науки в жизни народа ведёт к умалишённому государству.

Творческим началом науки является образование, предметом которого выступает учебно-воспитательная деятельность духа, направленная на создание самого источника науки — человека. Смысл человеческой жизни есть непрерывный процесс образования как раскрытие человеческим духом своей божественной сущности. Образование - это духовное воспроизводство индивидуальной и общественной жизни. Отсюда вытекает важность педагогов, всей системы образования в формировании духовности.

3.        Второе начало - нравственное, это сердцевина духовности. Нравственные
ценности есть общечеловеческие ценности. Поэтому признаком высокой
духовности является стремление и умение поступать всегда в соответствии с
ними. Они нашли своё отражение в 10 заповедях Господних Ветхого Завета и
в Дарах и в Плодах Святого Духа Нового Завета.

Нравственность есть не что иное, как деятельность, обусловленная идеей добра, это жизнь на основе добра, справедливости, искренности, совести, бескорыстия, самых лучших, идеальных качеств. Но эти качества не падают как манна небесная, нужно приложить много усилий, чтобы наполнить ими себя. С древнейших времен люди понимали, что труднее всего человечеству дается не добыча пищи, не технический прогресс, а нравственное совершенствование. Поэтому не случайно, что во всех священных книгах подробно раскрывается, каким должен быть человек в этом мире, на грешной земле. Нравственное совершенствование человека с тех пор стало важнейшей заботой религии и духовных деятелей. На этой основе они строили свои обращения к мирянам, создавали целые циклы различных назиданий, поучений и наставлений («Измарагд» (греч. -«изумруд», осколок которого служит увеличительным стеклом, чтобы увидеть пороки и добродетели); «Поучение» Владимира Мономаха; «Домострой»; «Устав Благочиния, или Полицейский» Екатерины II и другие).

Нравственность - высшая цель педагогики. Любить -основное проявление нравственности. Любовь к Богу, жизни, ближнему, как к самому себе, к окружающему миру - без этого человек будет ущербен. Знания без нравственности - это оружие против людей и природы. Разумная педагогика должна идти от потребностей ребенка в познавательной деятельности.

Воспитание нравственных качеств личности основывается на
понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную
общечеловеческую мораль. Ценности эти - свобода, демократизм,
достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, истина,
красота,        экологическая

культура, космическое сознание, вера, воля, добродетель.

4.        Третье  начало — эстетическое.  Чувства,  эмоции человека отражают
окружающий мир в форме пристрастного переписывания жизненного смысла
и   порождают  стремление  к  Красоте.   Мы  имеем  огромное  количество
замечательных живописцев, музыкантов, композиторов, артистов, поэтов и
писателей. Россия по этим показателям - первая в мире.

Эстетическое воспитание - воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Важнейшие его формы - приобщение к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино.

5.        По мнению В.А. Сухомлинского, развитие духовности происходит через
усвоение нравственных, интеллектуальных и эстетических потребностей в
процессе активной деятельности человека.

Таким образом, духовность — это система интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей, реализующаяся в творческой созидательной деятельности, моральных принципах, нормах поведения.

6.        Духовность     как     синтез     эмоционального,     нравственного     и
интеллектуального   потенциала   личности,   выраженная   в   стремлении  к
активному,   сознательному,   творчески   созидательному   самовыражению,
проявляется в потребности общения с
искусством.

Одна из основных составляющих духовной культуры - искусство,
отражение в художественной форме представлений человека о мире, об
окружающей действительности. Искусство - способ ценностной
социализации        человека,

его эмоционального и интеллектуального развития, приобщения к опыту человечества, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Искусство играет огромную роль и в пере даче человеку моральных ценностей.

7.        Духовное развитие личности посредством духовной культуры,
искусства
- приоритетное направление всей системы социального воспитания, в которой утверждаются важнейшие принципы:

  • Культура - фундамент социально-экономического подъема
  • Духовная жизнь законодательно защищена от политического
    манипулирования, экономических потрясений, национальной замкнутости.

  • Приоритет общечеловеческих интересов в процессе освоения
    духовных и нравственных ценностей.
  • Свобода, художественный плюрализм.
  • Массовость и доступность культуры наряду с овладением элитарными
    формами искусства
  • Творчество и творческий подход.

8.        Духовное изменение цели педагогики.

Современная вербальная, нецелостная и бездуховная педагогика обретет свое значение только тогда, когда ее целью станет постижение смысла человеческой жизни, раскрытие свойств человеческого духа. Чтобы осознанно развивать (обучать и воспитывать) человеческий дух, необходимо истинное знание его природы, законов, смысла и эволюционного назначения. Следовательно, нужно изучать и преподавать науку духа, тео-космо-антропогенез,    историю   религий,    искусств,    мировых    цивилизаций,

культурологию, логику, этику, эстетику, практическую психологию, акмеологию, валеологию и другие науки, теории и практики человеческого духа, без которых абсолютный смысл жизни и педагогики не может быть осознан и практически осуществлен.

9. Каждый вид искусства, духовной культуры имеет свои особенные средства гуманистического воспитательного воздействия на личность и её духовное развитие. Исходя из имеющихся возможностей и накопленного опыта, школа № 29 использует отдельные виды духовного развития личности, стремясь в дальнейшем охватить их максимально.

В   зависимости  от   возможностей  (кадровых,   финансовых   и  др.) используются:

  • уроки интегрированного погружения в тему или интегрированное преподавание,
    заключающееся     в том, чтобы научить видеть мир
    целостным и свободно
    ориентироваться в нем. Для решения проблемы целостного восприятия учащимися
    хотя бы отдельной сферы культуры и науки в школе в течение 7 последних лет
    используются формы интегрированного преподавания «Погружение в тему». В
    течение одного учебного дня события, имя, эпоха рассматриваются на 3-6 уроках
    различных учебных дисциплин: истории, литературы, русского языка, математики,
    физики,   химии,   музыки.   Самыми   яркими   были   «Жизнь   и   творчество
    М.В.  Ломоносова»,   «Имена  эпохи   Возрождения»,   «Серебряный  век  русской
    культуры». Эти уроки учат анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать,
    делать выводы. Решается проблема целостного восприятия действотельности. А
    главное, на этих уроках дети соприкасаются с вечным, с самым ценным духовным
    опытом   человечества   Данное   направление   является   неотъемлемой   частью
    духовного развития и воспитания личности.
  • классы с углубленным изучением музыки, работающие уже более 15 лет и
    являющиеся центром и опорой в работе по данному направлению в школе.
    Работа в этих классах ведется по интегрированной программе, включающей
    «Программу по музыке для классов с углубленным изучением музыки»,
    «Программу по истории музыки», «Программу по хоровому классу», «Теории
    музыки» и другие спецкурсы, обеспечивающие системный комплексный
    характер воздействия на личность школьника, конечным итогом которого
    является формирование музыкальной культуры личности.
  • классные часы;
  • организационно-деятельностные игры;
  • коллективные творческие дела (КТД);
  • школьные СМИ;
  • деятельность детских организаций «Светлячок», «Радуга»;
  • участие в социально значимых проектах;
  • клубная и кружковая работа по интересам детей (сфера дополнительного
    образования, совместно со Школой искусств № 12);

циклическая структура воспитательных мероприятий и массовых форм воспитательной работы - это проведение общенародных и общекультурных праздников, способствующих восстановлению культурных национальных традиций («Рождество», «Святки», «Масленица», «Троица», «Осенины», «Праздник урожая», «День здоровья» и т. д. В организации данных массовых форм ВР выделяются две интересные позиции: 1) превращение воспитательного мероприятия в событие школьной жизни (принцип событийности в воспитании); 2) повторение дел, признанных коллективом, рождает традиции и коллективные привычки (воспитание на традициях);

-        самоуправленческая общественная деятельность учащихся;

-        сфера физической культуры и спорта (участие в Спартакиаде, соревнованиях
по легкой атлетике; работа секций; туризм, походы и т. д.).

Главным критерием оценки социально-воспитательной технологии является ее результативность и эффективность. Под воспитательным результатом имеется в виду получение школьником, вследствие соответствующих действий педагога, позитивного социального опыта.

10.        Литература сильно влияет на канал сознания. С помощью могущества
языковых   средств   она   передает   разнообразные   переживания   чужого
жизненного опыта, мысли и чувства художественных образов, воспитывая
личностные  качества  ребенка,   побуждая  к  собственному  творчеству  -
литературному, художественному и т. д.
Результат:

  • Выход школьной газеты «Дебют», «Школьный Парнас»,
  • участие в литературных конкурсах со своими творческими работами,

•        участие в конкурсах чтецов ит.д.

11.        Театр - это синтетическое искусство, имеющее литературную основу,
отражающее реальную жизнь, формирующее у ребенка нравственные и
эстетические идеалы и ценностные ориентиры.
Результат:

  • Уроки театрализации,
  • инсценирование художественных произведений,
  • праздники Рождества, Масленицы и т. д.

12.        Музыка - как вид искусства имеет существенную особенность в ярко выраженном эмоциональном характере воздействия. Музыка не учит и тем более не
поучает,   а   предлагает   модели   эмоционально-чувственного   восприятия   окружающего мира. Определяющий фактор в музыкальном искусстве - его гуманистическая   направленность,  присвоение личностью извечных  человеческих
ценностей - любви, красоты, добра, достоинства, жизнелюбия. Музыка - предмет и
источник духовного общения, совершенствования. Огромна ее роль в передаче
народных, национальных ценностей и патриотических традиций. И, наконец, весьма
важная   особенность   этого   вида   искусства   -   возможность   эмоционально
воздействовать на человека в самом раннем возрасте, когда воспринять живопись и

книгу он еще не может. Следует отметить, что ориентировать ребенка на специальное музыкальное образование, без достаточных на то оснований, нет необходимости, так как обществу нужны не только хорошие исполнители, но и хорошие слушатели. Поэтому упор делается на общее музыкально-эстетическое воспитание и развитие детей путем взаимодействия семьи и школы. «Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил Г.Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей. Именно поэтому, привлекая родителей к участию в самых различных мероприятиях, посвященных государственным или народным праздникам, мы стремимся сделать родителей единомышленниками в приобщении ребенка к истории своего государства, народа через искусство.

Традиционными, необычайно сплачивающими и одухотворенными стали в нашей школе Рождественские праздники с хоровыми концертами и святочными колядками. Ежегодно готовятся концертные программы, посвященные Дню Победы. В торжественных мероприятиях принимают участие до 300 школьников, педагогов, родителей, выпускников. Именно через совместное пение, исполнение лучших образцов музыкального искусства мы прививаем детям любовь к прошлому, учим почитать старших, относиться с уважением к окружающим. Наиболее демократичным и доступным направлением в искусстве является музыкальный фольклор, объединяющий различные виды искусства. Этот подход особенно актуален в нашей многонациональной школе, где особенно важно приобщать к духовным традициям, наследию предков разных народов. Результат:

  • Функционирование в школе профильных классов художественно-
    эстетического направления с 1-го по 11-й,
  • концерты - творческие отчеты: Рождественский, к женскому дню 8 марта, ко
    Дню Победы, ко Дню учителя,
  • участие в конкурсах и фестивалях художественной самодеятельности,
  • посещение филармонических концертов симфонического оркестра, народных
    инструментов   и   т.д.   с   последующим   обсуждением   и   анализом,
    овладение искусством восприятия и этикой поведения в общественных
    местах,
  • освоение игрой на музыкальных инструментах.

13. Роль педагога - организующая, направляющая, основывающаяся на свободном

творческом взаимодействии ученика с учителем, коллективом и обществам. Задачи:

  • всемерно развивать творческие способности учащихся, раскрывая творческий
    потенциал каждого,

  • ориентировать учащихся на высокие нравственные ценности, интегрировать в
    систему национальной и мировой культур, способствовать в дальнейшем на
    участие в духовном развитии общества,

- оказывать помощь ребенку в его самопознании, самоопределении, саморазвитии, самовоспитании и самоутверждении в жизни, социуме, в самореализации своих возможностей через опору на положительное, на успех.

Истинное назначение педагога - духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности. Учитель - не просто предметник, а учитель жизни, который помогает ученикам найти свое предназначение. Обладая самостоятельностью и гибкостью мышления, учитель, как творец, всегда найдет оптимальные формы и методы для истинного познания. Процесс познания - творческий процесс, где учитель и учение одно целое. Учитель должен прежде всего убедить учеников в их человеческой ценности и развивать то, что заложено в них. Учитель, как носитель духовного опыта человечества, должен учить самостоятельному, творческому, личностному подходу к окружающей действительности, к своей личности и обществу. Передача этого опыта предполагает диалог, творческое оформление, пробуждение чувств. Именно учитель должен встать на защиту нравственного, духовного становления и гражданской позиции личности подрастающего поколения, воспитывать людей не только знающих, но и желающих действовать на благо общества. Отсюда следует, что в русле духовной, гуманистической педагогики встает задача образования самого учителя, педагога, как врачевателя человеческих душ. Но духовность не может быть навязана извне, никто не вправе требовать от педагога того, что выше его человеческих возможностей. Но если педагог, ощущая в себе силы и призвание, готов брать на себя всю полноту ответственности за ребенка, то он не может обойти стороной огромный опыт духовности, запечатленный в Великих книгах человечества, проповедях духовных деятелей прошлого и современности. При этом следует четко осознать границы внеконфессиональной духовной педагогики, не имеющей права вступать на территорию богословия. Для светской школы довольно и признания педагогом наличия Святынь, необходимых для удержания духовного строя жизни. И тогда, в меру своих сил, педагог поможет ребенку почувствовать ту же необходимость, а духовные ценности переживать как неизбежные ступени на пути достижения глубины и целостности личности.

14. Школа - слово латинского, а точнее, санскритского корня. Это «scale», лестница, которая имеет свои ступени. Определяли даже 30 ступеней scale. А 30-я ступень - это высшая ступень, поднимаясь на которую человек открывает всю мудрость любви и становится богочеловеком. Эта лестница не строится, она создана для восхождения души человека. Школа находится в самом человеке. Как говорил Христос: «Храм есть в себе. Там и молитесь». Учитель помогает ученикам подняться на одну ступеньку выше.

К каждому ученику подходить не по принципу индивидуального подхода, а личностного подхода. В школе надо не работать, а служить. Воспитание -

это питание духовной оси. Ради этой оси ребенок пришел в этот мир. Духовная ось ребенка питается высшими образами, переживаниями и их осмыслением: любви, сострадания, уважения, сочувствия, науки, в результате чего человек обретает целостность, основанную на фундаментальной мотиваций, сознании служения, творчески-деятельностном и любовном отношении к миру. Высшие образы и переживания составляют исходное основание духовного опыта.

Особая роль школы состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки, потребности и интересы. Опираясь на существующий опыт работы, педагогический коллектив школы стремился и будет стремиться к тому, чтобы школа была центром духовного развития и нравственного воспитания учащихся и их родителей.

Январь   2006 г.

ДУХОВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ

Человеческая духовность

 

3 НАЧАЛА И ТРИЕДИНСТВО УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА

Познавательное, интеллектуальное

3 ТИПА ДУХОВНЫХ ТВОРЦОВ

I

Мудрец

(знающий, познающий)


Праведник (святой)


Художник (поэт, писатель,

композитор, музыкант и т.д.)

Что даёт человеку? ТРИЕДИНАЯ СУЩНОСТЬ

Знание -

Способность и

Художественно -

1. истина

потребность

эстетическое

выйти за

наслаждение и

пределы своего

обогащение

эгоистического

личности

«Я» и

3. красота

утверждать

2. добро

УМ

СЕРДЦЕ

ДУХ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектной деятельности в формировании духовно развитой личности

Духовно-нравственное воспитание начинается в семье, поэтому человеку необходимо знать свои корни, родословную, жизнь своих родителей и старшего поколения. Это не только интересно, но помогает в общени...

Изучение проблем краеведения как фактор духовного развития личности

        В условиях многонационального региона задача воспитания школьников состоит в том, чтобы целенаправленно формироват...

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, как средство духовного развития личности.

Доклад на семинар учителей музыки и изобразительного искусства о связи двух искусств....

1. Проблема духовного развития личности.

                Каждый четверг я ухожу в интернет на поиски духовной пищи. Минуя все не нужные мне предложения, устремляюсь к сайту канала «Культура»: та...

Индивидуальный самообразовательный план воспитателя санаторной школы «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника»

Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, ...

Духовно - нравственное развитие личности в школе во внеурочной деятельности.

В презентации содержится материал о целях и задачах духовно - нравственного  воспитания школьников в рамках реализации ФГОСТ новвого поколения....

Семинар для педагогов школы: «Эстетическое воспитание, как основа духовного развития личности».

ldquo;В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Такие слова А. П. Чехова определили необходимость развития эстетического воспитания, становления чувства прекрасн...