Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, как средство духовного развития личности.
методическая разработка на тему

Доклад на семинар учителей музыки и изобразительного искусства о связи двух искусств.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, как средство духовного развития личности.

Современное образование ставит задачу более плотно использовать нравственный потенциал искусства, как средство формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности, условия для самореализации и самоопределения, существенно изменив качество образования.

Одной из ключевых проблем современного музыкального образования является отношение к уроку музыки как к уроку искусства, построенному на принципах развивающего обучения. Это урок, возвышающий школьника над обыденностью представляющий неограниченный выход детскому творчеству. Поэтому проходит обновление песенного материала, обогащение урока фольклором, усиливается роль импровизации, пластического интонирования, цветового моделирования.

Всесторонне развитие дарований личности – есть одна из основных задач эстетического воспитания. При этом происходит развитие таких социально-психологических качеств личности, которые позволяют эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.

Большое значение имеет эстетическое восприятие. Восприятие – начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания и формирования художественно - эстетического вкуса.

Поэтому учителю необходимо развивать у учащихся музыкальный слух, способность тонко различать форму, цвет, композицию.

Развитие этого и есть начало эстетического отношения к миру.

Действительно, искусство (музыка и изобразительное искусство) оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Любое произведение вызывает наше ответное чувство, мы радуемся или испытываем гнев.

 Задача учителя – воспитывать способность наслаждаться искусством. Не надо требовать, чтобы ученик оценил музыкальное произведение или картинку сразу в полной мере, как того они заслуживают, но надо развивать его способности, чтобы в дальнейшем он наслаждался творчеством и художника и композитора, создавшими эти замечательные полотна. Нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним каким-то искусством, только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание.

Эстетическое восприятие различных видов искусств позволяет сформировать у детей не только эстетическое отношение к искусству, но и способствует творческому духовному развитию учащихся.

Именно на взаимосвязи различных видов искусства формируется чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.

На протяжении всего обучения учащиеся чувствуют, что все виды искусства связаны многими нитями, и знание одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.

«Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают теоретики, искусства ежеминутно переходят одно в другое, один вид искусства находит свое продолжение и завершение в другом», - это слова французского писателя и музыканта Ромена Роллана помогают учителю глубже осознать задачу и яснее представить себе перспективу, которая в процессе учебы откроется перед учащимися и выйдет далеко за пределы их школьных занятий.

Для ученика образное видение мира развивается через краски, цветовые композиции, цветовое моделирование. Здесь необходимо соблюдать гармонию во взаимодействии слуховой и зрительной наглядности.

Понятно что такое краски, цветовые композиции, а вот цветовое моделирование – представляет перевод образа из одного художественного ряда в другой. Передача музыки, ее эмоционально образного содержания средства изобразительного искусства в полнее соответствует психологическим особенностям падших школьников. Детям предлагается разукрасить лист с нарисованным контуром в соответствии с настроением прослушанной музыки. Оценивается связь цветового решения с характером музыкального образа.

Такие занятия, включающие творческие задания, способствуют повышению уровня креативности. Дети мыслят конкретно, поэтому познание мира через искусство происходит наиболее эффективно.

И музыкальные произведения и картины вызывают чувства прекрасного, учат любви к Родине, природе. Природа – не иссекаемый источник красоты. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и на всегда входит в жизнь каждого человека.

Послушай: музыка вокруг, она во всем, в самой природе. И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук. Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели, птиц несмолкаемые трели среди зеленой тишины...

Художник, поэт, композитор часто воспевают красоту природы родного края. На полотнах художников природа никогда не выглядит мертвой и молчаливой. Вглядываясь в живописный пейзаж, мыв обязательно услышим навеянные живой природой звуки.

Картины, написанные чудесным русским художником И.Левитаном, удивительно музыкальные. Каждой из них свойственно своя неповторимая интонация. И мы слышим, что эта интонация песенная, лирическая, задушевная. Глядя на картину мы чувствуем ее настроение, различаем голоса живой природы.

  На уроке смотрели картину И.Левитана «Вечерний звон». Обращаем внимание на краски, которыми написаны картины, что они звучащие (люди на плату, рыбак, колокола)

- это утренний или вечерний пейзаж?

- природа «громкая» или «тихая»?

- Выяснили какое настроение выразил художник

- Что мог слышать Н. Левитан изображая этот тихий уголок России?

Слушаем русскую народную песню «Вечерний звон». Разбираем характер, настроениен и делаем вывод как звучны картина и песня, как они дополняют друг друга. Читаю стихи Рыленкова «Все в тающей дымке…»

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Одной из вечных тем искусства, которая волнует и художников и композиторов, является тема материнство. Младшие школьники поют песню о маме, слушают произведение «Мама» из детского альбома Чайковского, отвечают на вопрос – какой тебе представилась мама? И дети верно отвечают, что мама – ласковая, нежная, добрая, потому что музыка была нежной и доброй. Дети рисуют своих мам. Не все они в равной степени владеют навыками рисования, но это помогает им легче понять музыку, выразить свои чувства. Часто ребятам помогают родители, старшие братья, сестры. И это совместное творчество очень здорово. Ведь для того, чтобы помочь ребенку, взрослые должны услышат от ребенка рассказ о музыке, ее содержание. И сколько фантазии проявляют ребята при выполнении этой работы! Каждый рисунок просматриваем классом, оценку дают сами дети.

В пятом классе рассматриваем картину Рафаэля «Сикстинская мадонна», находим главный образ, обращаю внимание ребят на краски, линии. Рассказываю о легенде и слушаю музыку Шуберта «Аве Мария», музыку большой внутренней силы и благородства. И на мой вопрос – что же сделала музыка с картиной? Ребята отвечают, что она оживила Мадонну и восприятие становится глубже, когда смотрим на картину и слушаем музыку.

И живопись и музыка дают нам представление о женщине – матери, образ которой во все времена был одинаков: мягкое, теплое звучание красок, линий, гармоний.

В пятом классе мы конкретно рассматриваем связь музыки и изобразительного искусства. Эпиграфом служат слова С. Экзупери: «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». Мы узнаем, что музыка может вызывать в нашем воображении те или иные зрительные образы, определенные картины – это так называемое «внутренне зрение». И всматриваясь в картины, мы можем услышать в воображении ту или иную музыку своим «внутренним слухом».

Развитие «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» - основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он не работал. Для подготовке детей к восприятию музыки и обогащению музыкальных впечатлений зрительными ассоциациями используются репродукции картин или теперь даем уроки с использованием ИКТ.

ТЕМА III четверти:

Можем ли мы увидеть музыку? 

Цель: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.

ТЕМА IV четверти:

Можем ли мы услышать живопись?

Дети убеждаются, что глядя на картину, можно услышать музыку. Музыка рисует разные картины жизни, у нее есть свои краски. Это особые краски: тембровые, динамические, ладовые, темповые. Но они очень похожи на краски изобразительные. Мы не только видим, но и слышим темные, густые и светлые, прозрачные; яркие и приглушенные; тревожные и спокойные; жесткие и мягкие; ласковые тона. Поэтому внимательно вглядываясь в картину, мы можем услышать ее музыку.

Музыка и изобразительное искусство настолько связаны, что даже термины переплетаются: музыкальный портрет (несколько уроков, музыкальный пейзаж. И цель этих уроков: углубить представления о многогранных связях музыки и живописи. Идет знакомство с музыкальным портретом – это портрет характеристика героя.

В нем неразрывно слитии выразительность и изобразительность. Сила интонаций музыкального языка. Это прослеживается на «Песня Варлаама» Мусорского и картине И. Репина «Протодъякон», на «Сиротке» и «Чаепитие в Мытищях» и «Тройка» Б.Пирова. Сначала вспоминаем как в изобразительном искусстве называется жанр живописи, изображающий картины природы? У.Э.Успенского есть стихотворение, которое поможет нам разобраться в жанрах живописи. Называется оно «О картинах». В музыки есть тоже пейзажи.

Музыкальный пейзаж – это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.

Есть множество музыкальных произведений, написанных самыми разными композиторами разных эпох и разных стран. Произведений. Которые были сочинены с расчетом на то, что их будут и слушать и смотреть, например, вступление к опере «Хованщина», «Рассвет на Москва-реке» М.Мусоргского. Разбираем:

- какая музыка по характеру?

- что мы слышим в ней?

- оркестровое развитие музыки? (просветление, усиление звучности)

- что хотел сказать композитор, показывая приход нового дня,  утверждая победу света над тьмой? (Он думал о рассвете в жизни всего русского государства).

Вот так наши занятия направлены на выявление многосторонних связей музыки и изобразительного искусства. 

Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов. И.Ф. Лист и Р.Шуман признавались в том, что картины помогали им лучше понимать музыкальные произведения других композиторов. В тоже время художник И.Репин, скульптор С.Коненков утверждали, что без музыки не мыслят творческой жизни: «Без нее нет фантазии и окрыленности». «Без музыки я не мыслю жизни», - говорил Репин.
Знание одного из этих искусств углубляет и расширяет наши представления о другом. В результате у ребят создается целостное представление о мире, поддерживается интерес к искусству в целом, расширяется их кругозор.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

ПРАВОСЛАВНАЯ ТЕМА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАК ОСНОВА ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЮНЫХ ХУДОЖНИКОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ О КРАСОТЕ.

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",serif; }P.cjk { font-family: "Calibri"; }P.ctl { font-family: "Times New ...

Роль изобразительного искусства в духовном развитии личности

  В контексте современных целей школьного образования круг традиционных задач изобразительного искусства, как отдельного предмета, представляется необъективно узким. С одной стороны, не от...

Роль изобразительного искусства в формировании и развитии личности школьника.

Как известно, в становлении и воспитании эстетических суждений и вкуса исходным моментом является развитие у ребенка эстетического восприятия окружающих предметов и явлений действительности. Вот почем...

«Личностно - ориентированное обучение на занятиях изобразительного искусства как средство художественно- эстетического развития личности» Методические рекомендации

В методических рекомендациях представлен материал по теме: «Личностно ориентированное обучение на занятиях изобразительного искусства как средство художественно- эстетического развития личности»Предла...

Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства в школе как всжного средства духовного формирования личности школьника

Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства в школе как всжного средства духовного формирования личности школьника...