ПРАВОСЛАВНАЯ ТЕМА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАК ОСНОВА ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЮНЫХ ХУДОЖНИКОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ О КРАСОТЕ.
проект по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Канунникова Татьяна Александровна

Ключевые слова: «Православие», «красота», «художественный образ», «нравственность».

 

«Красота спасёт мир!» - эти слова, прозвучавшие в романе Ф.М.Достоевского, часто цитируются. Однако не всегда они понимаются людьми в своём истинном Православном смысле.

Основной целью обучения детей в художественной школе наряду с приобретением изобразительной грамоты, расширением кругозора и развитием творчества, является формирование представлений о Красоте, понимания Красоты как духовного совершенствования человека, отражённого в его облике, помыслах и поступках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavnaya_krasota.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

Канунникова Татьяна Александровна,

аспирант, кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства Московского педагогического государственного университета,

заместитель директора по научно-методической  работе Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей художественная школа г.о.Железнодорожный, Московской области.

e-mail:earlfantasy@gmail.com

ПРАВОСЛАВНАЯ ТЕМА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАК ОСНОВА ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЮНЫХ ХУДОЖНИКОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ О КРАСОТЕ.  

Ключевые слова: «Православие», «красота», «художественный образ», «нравственность».

 «Красота спасёт мир!»  - эти слова, прозвучавшие в романе Ф.М.Достоевского, часто цитируются. Однако не всегда они понимаются людьми в своём истинном Православном смысле.

Основной целью обучения детей в художественной школе наряду с приобретением изобразительной грамоты, расширением кругозора и развитием творчества, является формирование представлений о Красоте, понимания Красоты как духовного совершенствования человека, отражённого в его облике, помыслах и поступках.

В изобразительном искусстве понятие «красота» неразрывно связано с понятием «художественный образ».  «Искусство изображает истинно всеобщее, или идею, в форме чувственного существования, образа» [3]. Творческая работа художника как раз и состоит в том, чтобы увидеть красоту в мире и, восприняв её всею душой, выразить на холсте или бумаге своё понимание красоты.

Какой видит жизнь юный художник, что волнует его, что вызывает восторг или негодование, в чём замечает он красоту? Всё это напрямую зависит от основ мировоззрения маленького человека, от духовных ценностей, вырастающих в его душе и являющихся основанием «нравственного закона», которым будет руководствоваться взрослый человек в своих помыслах и поступках. Как формируется этот нравственный закон? Тайна сия Велика есть. Мы же, педагоги, имеем серьёзную возможность влиять на этот процесс и потому несём колоссальную ответственность за нравственный выбор своих учеников!

В художественной школе воспитать детей можно любовью и восхищением перед красотой Божьего мира, красотой разлитой повсюду, окружающей нас и поддерживающей даже в самые серые дни, когда мы этого не замечаем. Научить детей видеть красоту в природе, Образ Божий в людях, красоту в добрых человеческих поступках, искренних взаимоотношениях людей – важнейшая задача художественной школы. Решить её помогает изобразительное искусство, и прежде всего, Православная тема в искусстве. Она многогранна. Непосредственное её явление мы видим в русской иконописи и архитектуре, декоративном убранстве русских церквей и храмов, с которыми ученики художественной школы знакомятся на занятиях по предмету «история искусств», в живописи православных художников. Здесь важно отметить, что задача педагога состоит не только в демонстрации произведений искусства, накопленного за тысячу лет багажа культурных  исторических ценностей. Являясь не ретранслятором информации об искусстве, а умелым интерпретатором, хороший педагог помогает ученикам увидеть художественную ценность в том произведении, где она действительно есть.

Так, в русском искусстве существовал иконописный образ Троицы, иллюстрировавший библейское предание о «гостеприимстве Авраама» и символизирующий триединство Бога. Появление иконы «Троица», написанной Андреем Рублёвым стало откровением, недосягаемым и непостижимым камертоном художественной выразительности и красоты.  Гармония круговой композиции, чистота живописи и глубина содержания, позволили воплотить в этом произведении смысл «Троицы» - идеи о мире и согласии, соборности и единении, духовной чистоте и красоте.

Православное понимание красоты  – это, прежде всего, образ «положительно прекрасного человека», милосердного и любящего, чистого в помыслах и благородного в поступках. Этот образ красоты отражён в вечных для искусства темах: «Материнстве», «Любви и верности Отечеству», «Сопереживании всему живому на земле». В художественной школе ребята учатся видеть красоту в картинах художников, замечать её в жизни и воплощать в рисунках. Особо нужно сказать о красоте русского пейзажа. Разве в его целомудренной красе не воплощается Православная идея о «простоте, добре и правде», о силе духа и милосердии? Умение видеть эту красоту в жизни и передавать в живописи позволяет создавать художественный образ русской природы.

Педагоги художественной школы разработали модуль «Святыни Отечества», входящий в состав программы по предмету «история искусств» и позволяющий сосредоточить внимание учеников на истории и культуре родной земли. Среди пёстрой художественной палитры стилей и направлений в мировом искусстве выявить исконное, нуждающееся в бережном сохранении и развитии Православное понимание красоты.  Знакомство с  памятниками архитектуры и живописи объединяется с изучением Православных праздников, звучанием  духовной и классической музыки. Такой интегрированный подход к обучению, позволяет наиболее ясно раскрыть художественный образ и красоту произведения искусства.     В качестве примера, можно привести инновационную разработку «Праздников Праздник», посвящённую Пасхе и ставшую победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг Учителя» в 2013 году. Автор, педагог художественной школы, Н.С.Назарова, показывает, как можно помочь человеку сделать творческое открытие на пути постижения основ Православия. Дети и взрослые постепенно приближаются к пониманию красоты, милосердия, смирения, покаяния,  доброты и любви благодаря участию в Пасхальном празднике. Уникальность данной разработки в том, что она представляет собой «сплав» новых и традиционных форм и методов воспитательной работы. В частности, постижение глубокого духовного смысла и красоты русского церковного Богослужения, значения «Великого поста» происходит в процессе интегрированного изучения разных видов искусств: живописи и иконописи, прозы и поэзии, театра и музыки. Использование элементов  театральной педагогики, приобщение к шедеврам мирового искусства, - всё это помогает воспитать в детях и подростках уважение и любовь к Отечественной культуре, к Православным традициям, развить патриотические чувства и понимание красоты.  

Второй год в художественной школе реализуется проект «Подмосковные передвижники»,  ставший в 2013 году лауреатом ежегодной премии губернатора Московской области: «Наше Подмосковье» в номинации «Во имя человека» - «Открываем Подмосковье». Название «Подмосковные передвижники» указывает направленность проекта на изучение памятников истории и культуры Подмосковья посредством практической художественно-творческой деятельности и организации передвижных выставок. Совместные выстави и мастер-классы подмосковных художников и мастеров народных промыслов, установление деловых контактов с художественными колледжами и училищами формируют преемственность всех ступеней художественного образования и способствуют профессиональной ориентации выпускников ХШ. А самое главное,  «открытие» Подмосковья – это открытие малой Родины – необходимая ступень для полноценного развития личности детей и подростков, взращивания живых ростков патриотизма и формирования понятия о красоте. Творческое и простое человеческое общение людей различных поколений и профессий во время выставок, мастер-классов, открытых пленэрных занятий, посещения музеев помогает появлению взаимоуважения, милосердия и доброты в детских сердцах. На сегодняшний день состоялись уже четыре передвижные выставки: «Портрет» и «Жостово. Вальс цветов» в здании художественной школы, «Образ русской осени» и «Зимушка-зима» - в инновационном центре сосудистой хирургии в г.Москве.

Детям всех возрастов интересны творческие соревнования, олимпиады, конкурсы, поэтому педагоги художественной школы стараются, выбирая конкурсы для своих учеников, решать основные воспитательные задачи. Так наши ребята приняли участие в конкурсе детских творческих работ, посвящённом 400-летию династии Романовых, в конкурсе детских рисунков на тему «Святые заступники Руси», посвящённом Преподобному Сергию Радонежскому, в патриотическом конкурсе, посвящённом Дню защитника Отечества и в очном городском конкурсе «Вифлеемская звезда», организованном по окончании Рождественских каникул. Проведение ежегодного очного конкурса детского рисунка, посвящённого Рождеству Христову, стало доброй традицией в художественной школе.

Стремление к истинной Красоте в Православном её понимании действительно способно спасти мир. Детские сердца наиболее отзывчивы к проявлениям истинной Красоты, но они всегда нуждались и будут нуждаться в поддержке и примере взрослых.

Главный результат нашего педагогического труда отдалён во времени. Только через многие годы мы увидим, какими людьми станут наши ученики. Но уже сейчас у педагогов художественной школы возникает ощущение радости, когда наши выпускники выходят на защиту аттестационного проекта, выбирая для живописи серьёзные и сложные темы: «Великая Отечественная война», «Православие», «Материнская любовь», «Вера» и стараются создать художественный образ в своих работах с истинным пониманием значения слова «красота».

Литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.:ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2001. – 608 с.
  2. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.:Изд-во «Искусство»,1977.-287с.
  3. Гёте И.-В. Об искусстве. «Искусство», М., 1975. - 624с.

  1. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. – М.:Академический проект; Фонд «Мир», 2007. - 208с.
  2. Кардовский Д.Н. Пособие по рисованию/ Под общ.ред.проф.Кардовского Д.Н. и др..М.:Изд-во: «В.Шевчук», 2006. – 208с.ил.
  3. Репин И.Е. Далёкое близкое. Воспоминания. М.: «Захаров», 2002. – 397с.
  4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.:Агар, 2000 – 242 с.
  5. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. Основы композиции., Издание Свято-Введенской Оптиной Пустыни., -2001. – 261с.

  1. Философская энциклопедия в 5-ти томах. – М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф.В.Константинова. 1960. – 1970с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Интерактивная игра «Автобусная остановка». Контрольная работа по теме «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» 6 класс.

Данный учебный материал является конспектом занятия по изобразительному искусству для учащихся 6-го класса по теме "Виды изобразительного искусства и основы образного языка" по программе Б.М. Неменско...

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, как средство духовного развития личности.

Доклад на семинар учителей музыки и изобразительного искусства о связи двух искусств....

Четвертый урок цикла по теме: «Витражи Санкт-Петербурга в стиле модерн. Создание презентации», раздел программы Б. М. Неменского: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»,тема по программе Б. М. Неменского: «Пятно как средство выр

Данный урок расширяет межпредметные связи уроков истории, истории Санкт- Петербурга, изобразительного искусства, технологии. На базе школьного курса создает  условия  для реализации полноцен...

Методический материал: "Инновационные технологии на уроках изобразительного искусства как основа развития познавательной и творческой деятельности у учащихся"

Преподавание ИЗО в школе должен помо­гать детям познавать окружающую действительность, видеть и пони­мать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремле­ние заботиться о красоте...