1. Проблема духовного развития личности.
статья по теме

                  Каждый четверг я ухожу в интернет на поиски духовной пищи. Минуя все не нужные мне предложения, устремляюсь к сайту канала «Культура»: там самое качественное по содержанию и дизайну меню на всю следующую неделю. Тщательно анализирую его, отмечая то, что необходимо отложить про запас, то есть записать на диск, чтобы в любое время достать и «полакомиться», а что-то - съесть сразу. Некоторые каналы тоже предлагают качественную духовную продукцию, тогда я и у них ее приобретаю. Так что получаю много полезного для здоровой духовной жизни.

                 Всегда смотрю ток-шоу на значимых для меня каналах, и часто отмечаю, что, произнося ключевое в дискуссии слово,  каждый участник имеет в виду что-то свое, не всегда понятное зрителям. И хочется воскликнуть: «Дорогие, давайте договоримся сначала о понятиях». И пусть  очистка смысла термина будет происходить даже непосредственно перед зрителями, - это продуктивнее и интереснее, чем смотреть и слушать эмоциональные и неубедительные личные мнения «по поводу».  Не к осуждению нашего телевидения говорю об этом, а хочу высветить одну мысль: прежде, чем рассуждать о чем-то, надо быть уверенным, что окружающие понимают смысл терминов, которыми ты пользуешься. В первом абзаце я три раза употребила слово ДУХОВНАЯ. По опыту знаю, что далеко не все понимают глубинный смысл понятия, обозначаемого этим словом. Я тоже довольно поздно  открыла его значение. В моем мировоззрении этот термин является определяющим, поэтому с теми, кто заинтересуется моей темой и будет читать дальше, я хочу «договориться о понятиях».
               

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._a_problema_dukhovn.doc38 КБ
Файл skhema_chech.docx340.63 КБ

Предварительный просмотр:


   
ПРОБЛЕМА ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА.

В общепринятой психолого-педагогической теории и практике человек рассматривается как живое существо, воплощающее высшую форму жизни на земле. Природу человека составляет  организм (тело) и психика (душа). Понятие дух как часть человеческой природы вообще не берется в расчет в решении педагогических проблем. Задачи воспитания заключаются в том, чтобы «окультурить» инстинкты, облагородить эмоции, развить природный ум, направить естественные потребности человека к осуществлению общечеловеческих ценностей и идеалов, которые находятся вне человека, в социокультурной среде, и прививаются ему в общении и деятельности. 


                  Понятие духовная личность в такой системе взглядов  предполагает наличие в человеке высокого интеллекта, моральной чистоты, эстетического и художественного вкуса, творческой активности. И все это внедряется в ребенка через "шприц" воспитания и обучения. Духовность понимается как уровень культуры личности. А духовное развитие человека означает формирование его по высшим образцам человеческой культуры в процессе воспитания, обучения и самовоспитания. 
   
     Такова традиционная   КОНЦЕПЦИЯ  СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ  ОСНОВЫ  ЛИЧНОСТИ.

* * *


                 Те, кто задумывается над проблемой ДУХОВНОСТИ, говорят о ДУХОВНОМ КРИЗИСЕ общества, об ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА, имея в виду падение морали, безыдейность, снижение интеллектуального потенциала народа. Многие из них догадываются, что понятие ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ человека имеет более глубокий смысл, чем обычно в него вкладывают. Но мешает штамп: ДУХОВНОСТЬ, в ситуации религиозной открытости  современного общества, напрямую связывается с вероисповеданием, с церковью. Традиционно ДУХ считался категорией идеалистической философии и религии. Такое понимание сужает содержание духовного развития личности и уводит от серьезного изучения проблемы.
 
                Многие мудрецы признавали наличие в природе человека ДУХОВНОЙ ИПОСТАСИ. Идея целостной природы человека в единстве
ТЕЛА, ДУШИ и ДУХА была высказана в Библии почти 3,5 тысячи лет назад. В ней говорится, что ДУША есть у всего живущего (Бытие, гл. 9), ДУХ же Бог образовал только в человеке (Книга  пророка  Захарии, гл. 12:1). Именно в духовной своей ипостаси человек  сотворен по образу и по подобию Божьему. (Бытие, гл. 1:26). В Библии написано, что грехопадение  человека прервало духовную связь его с Творцом. ДУХ ЧЕЛОВЕКА попал под гнет его ДУШИ  с ее естественными потребностями, постепенно слившись с нею так, что эти две сущности стали неразличимы. В связке «ДУША - ДУХ» предпочтение отдавалось душе.

                «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа». (Евреям, гл. 4:12). Сын Божий  Иисус Христос, воплотившись в человеческую природу, принес Себя в жертву ради спасения человечества от власти греха. Каждый человек имеет возможность принять в свой дух божественную жизнь при условии покаяния и веры в Иисуса Христа. Такова суть Евангелия.


                Наверное, каждый человек испытывал таинственные ощущения, не поддающиеся рациональному истолкованию. Во все века пытливые умы стремились постичь, какая реальность стоит за этими ощущениями. Сегодня многие не сомневаются в существовании ДУХОВНОГО МИРА, где действуют не только силы добра, но и силы зла. «Власть тьмы» – не просто художественный образ. Официальная педагогика не признает реальность сверхъестественного мира, и дети остаются один на один со своими мистическими переживаниями или ищут ответ там, где их подстерегает опасность. Уважение к личности подростка проявляется, прежде всего, в том, чтобы предоставить ему как можно более широкую информацию по вопросу о природе человека и окружающего его мира, и позволить ему самому  определить свою мировоззренческую позицию.     
       
                Не настала ли пора осмыслить весь опыт человечества в этом вопросе, признать реальность духовного мира и воспринимать человека во всей целостности его природы?  
Лично я ответ на свои вопросы бытия искала у великих мудрецов, ученых,  позже – в Библии, в личных наблюдениях и самоанализе. Постепенно приближалась к пониманию сути проблемы, в результате выстроилась авторская КОНЦЕПЦИЯ  ДУХОВНОЙ  ОСНОВЫ  ЛИЧНОСТИ.
 



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ  "ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?"

В КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ.

Концепция духовной основы личности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектной деятельности в формировании духовно развитой личности

Духовно-нравственное воспитание начинается в семье, поэтому человеку необходимо знать свои корни, родословную, жизнь своих родителей и старшего поколения. Это не только интересно, но помогает в общени...

Изучение проблем краеведения как фактор духовного развития личности

        В условиях многонационального региона задача воспитания школьников состоит в том, чтобы целенаправленно формироват...

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, как средство духовного развития личности.

Доклад на семинар учителей музыки и изобразительного искусства о связи двух искусств....

Духовное развитие личности в школе

В данной статье затрагивается проблема духовности, её содержание и компоненты, в основе которых лежат три начала - познавательное, или интеллектуальное, нравственное и эстетическое, которым соответств...

ЧУВАШСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ КОЛЛЕДЖА

Обучающиеся, с огромным удовольствием занимающиеся в ансамбле, получат большой запас умений и энергетики, которые пригодится им в их дальнейшей работе с детьми. Своим творчеством они подтверждают, что...

Роль изобразительного искусства в духовном развитии личности

  В контексте современных целей школьного образования круг традиционных задач изобразительного искусства, как отдельного предмета, представляется необъективно узким. С одной стороны, не от...

Индивидуальный самообразовательный план воспитателя санаторной школы «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника»

Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, ...