Николай Андреевич Римский-Корсаков – гениальный художник и великий учитель.
учебно-методический материал на тему

Панферова Екатерина Михайловна

Н.А. Римский-Корсаков – великий русский композитор, создатель подлинных шедевров оперной, симфонической и камерной музыки. Его творческое наследие составляет одну из драгоценных страниц русской музыкальной культуры. Данный материал способствует знакомству с творческим наследием композитора, его жизненным путёи и окружением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-issledovatelskiy_proekt_1.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Николай Андреевич Римский-Корсаков –

гениальный художник и великий учитель.

Преподаватель Е.М. Панферова

«Менялись времена, менялось окружение, но Римского-Корсакова всегда любили и чтили не только за прекрасный талант, но и за преданность высоким идеалам русского искусства, на которых он был воспитан и которые пронес через всю жизнь».

В.Васина-Гроссман

Н.А. Римский-Корсаков – великий русский композитор, создатель подлинных шедевров оперной, симфонической и камерной музыки. Его творческое наследие составляет одну из драгоценных страниц русской музыкальной культуры. Большое количество его сочинений, редкая многоохватность жанров, высокие художественные достоинства музыки – все это является отражением неустанного титанического труда нравственного и светлого человека, на протяжении нескольких десятилетий. В историю русского музыкального искусства Римский-Корсаков вошел как замечательный педагог, за тридцать семь лет работы в Петербургской консерватории он воспитал блестящую плеяду учеников, среди которых А. Глазунов, А. Лядов, А. Аренский, А. Гречанинов, Н. Мясковский, М. Ипполитов-Иванов, Б. Асафьев, С. Прокофьев и др. В круг творческих интересов Николая Андреевича входила благородная миссия  -  пропаганда русской музыки у себя дома  и за рубежом. Он выступал как дирижер в концертах Русского музыкального общества, Бесплатной музыкальной школы, Русских симфонических концертов в Париже.

Современники и ученики композитора отмечали его прекрасные человеческие качества: доброту и душевность, кристальную честность, порядочность и гражданское мужество, что позволяло называть им его «совестью русской музыки».

Детство. «Я родился в городе Тихвине 6 марта 1844 года. Отец мой уже задолго перед тем был в отставке и жил в собственном доме с матерью моей и дядею… Дом наш стоял почти на краю города, на берегу Тихвинки, на другой стороне, которой, против нас, находился тихвинский мужской монастырь» Н.Римский-Корсаков

В первой половине XIX века благодаря благоприятному географическому положению на торговых путях, развитию ремесел в самом Тихвине и в окрестных районах, открытию судоходства по Тихвинской водной системе город стал важным торгово-промышленным центром. Там прошло  детство композитора. Сдержанная красота  северной русской природы: густых лесов, речки Тихвинки  находилась в удивительной гармонии с этим городом, где все дышало стариной. Золотом сияли купола Большого Богородицкого монастыря. Стены его хранят великую святыню – Тихвинскую икону Божией Матери – покровительницы земли русской. Архитектура старинного монастыря, росписи стен и лики икон, строгое монастырское пение и колокольные звоны оказали огромное влияние на душу Ники, спустя годы нашли отражение в его творчестве. Находится монастырь на другом берегу реки Тихвинки, прямо против скромной усадьбы Римских-Корсаковых. Старинный род Римских-Корсаковых известен в России с конца четырнадцатого века. Его предки дали Родине отважных военных и путешественников, политических деятелей и мореплавателей. Семья Римских-Корсаковых была религиозной, высоконравственной и очень счастливой. Андрей Петрович был весьма уважаем тихвинским обществом, разрешал споры как человек редкой правдивости и беспристрастия, давал советы. Он помог декабристам деньгами при проезде их в сибирскую ссылку, отпустил на волю своих дворовых. Круг людей, с которыми Андрей Петрович общался в Тихвине, узок. Но это люди с умом и сердцем.

Дом, где жило семейство Римских-Корсаковых, был, предположительно, возведен в начале XIX века дедом композитора Петром Воиновичем. Андрей Петрович с 1831 по 1835 года был гражданским губернатором Волынской губернии. За либеральные взгляды он был отстранен от службы и поселился в Тихвине, в наследственном доме. Последние годы жизни он провел в кругу семьи, много времени уделяя воспитанию своего младшего сына Николая.

В настоящее время в доме, где прошло детство композитора, работает Государственный мемориальный дом – музей Н.А. Римского-Корсакова. Это один из старейших музеев Ленинградской области. Открыт он был в 1944 году к 100-летию со дня рождения композитора. Интерьеры дома воссоздавали на протяжении многих лет, экспонаты собирали буквально по крупицам. Среди малых музеев России этот занимает особое место. Потомки композитора нашли в себе силы расстаться с семейными реликвиями и передали музею 280 подлинных вещей композитора: крестильную рубашку, распашонку, связанную его мамой, детские перчатки и т.д. В 1970-е годы в мемориальный комплекс были включены сад и сквер, где находится памятник композитору, музею было отдано находящееся неподалеку здание Полковой церкви Всех Святых, прихожанами которой были Римские-Корсаковы. В 1987 году в здании Полковой церкви был открыт концертный зал, в котором звучит классическая и духовная музыка.  Вошло в традицию ежегодно проводить в Тихвине дни музыки, посвященные памяти великого русского композитора.

Центральное место в кабинете отца композитора Андрея Петровича занимают его личные вещи, среди них просторное вольтеровское кресло, изготовленное руками крепостных мастеров. Присутствуют в кабинете и другие реликвии: два бювара с гербом рода Римских-Корсаковых, пресс-папье, настольные часы, гербовая печать. На стене находится подлинный портрет дяди композитора Николая Петровича Римского-Корсакова, вице-адмирала, участника войны 1812 года. Над столом висит портрет брата композитора Воина (акварель А. Боголюбова). Воин Андреевич Римский-Корсаков был старше Николая на двадцать два года и к моменту его рождения, закончив Морской Кадетский корпус, служил мичманом. Впоследствии Воину Андреевичу было присвоено звание контр-адмирала. Он прославился как мореплаватель и педагог, реорганизатор системы военно-морского образования. В 1853-1856 годах Воин Андреевич командовал шхуной «Восток», которая участвовала в экспедиции адмирала Путятина в Японию. Воин Андреевич первым прошел Татарский пролив и доказал, что пролив доступен для морских судов на всем его протяжении.  С1861 по 1871 год Воин Андреевич был директором Морского кадетского корпуса в Петербурге, где провел ряд прогрессивных преобразований, благодаря которым Морской корпус получил статус высшего учебного заведения. Старший брат был для маленького Ники  предметом обожания, преклонения и, естественно, подражания. И родителям виделось, что Ника пойдет тем же путем.  

Мама композитора Софья Васильевна Римская-Корсакова (урожденная Скарятина) была женщиной яркой и своеобразной. Выйдя замуж за Андрея Петровича, она посвятила себя заботам о муже, воспитанию детей, домашнему хозяйству. Софья Васильевна получила хорошее образование, читала стихи и прозу на русском и французском языках, недурно играла на фортепиано, была искусной рукодельницей: хорошо вязала, превосходно вышивала бисером и гладью. Она была большой мастерицей по приготовлению различных блюд. Спокойная, твердая, с внутренним достоинством Софья Васильевна была для Ники не только любящей и заботливой матерью, но и другом, живущим его интересами. В тихвинском доме в ее комнате сохранились ее личные вещи: шкатулка с бисером, вышивки, шаль, зеркало в металлической раме, рукописные альбомы со стихами, рисунки. На стене находится подлинная фотография Софьи Васильевны и Андрея Петровича.

По вечерам семья Римских-Корсаковых собиралась в Красной гостиной. Там они читали вслух произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, музицировали, принимали гостей. Здесь звучали произведения М.И. Глинки, Л.В. Бетховена, В.А. Моцарта, Д. Верди, Россини и т.д. Особый уют придает гостиной белая кафельная печь. Стены украшают портреты родителей композитора Андрея Петровича и Софьи Васильевны Римских-Корсаковых, написанные неизвестным художником в 1820-е годы. Рядом с камином – клетка для попугая. Известно, что в доме Римских-Корсаковых жил попугай, певший занятную песенку. Впоследствии Николай Андреевич включил эту мелодию в свою оперу «Золотой петушок» в качестве лейтмотива попугая царя Додона. В Красной гостиной сохранились лепной карниз, изразцовая печь и дубовый паркет. На фортепиано - подлинные рукописные альбомы с нотами. На столе лежат альбомы со стихами, рисунками, принадлежавшие матери композитора.

Тема детства композитора является основной в экспозиции музея. Ника получил домашнее первоначальное образование – на семейном совете было постановлено ранее 12 лет в чужие руки его не отдавать. Его воспитывали люди  музыкально одаренные, можно даже сказать, что музыкальность была неотъемлемым свойством Римских-Корсаковых. Хорошим слухом и памятью обладала мать. В молодости она училась играть на фортепиано. Отец помнил много популярной музыки своей молодости и, сам себе аккомпанируя, пел отрывки из опер, романсы. О том, что Ника  музыкально одаренный мальчик, родители догадались рано.

Н.А. Римский-Корсаков вспоминал: «Первые признаки музыкальных способностей сказались очень рано во мне. Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые пела мне мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за ним следовал. Лет шести меня начали учить игре на фортепиано. Взялась за это старая старушка, некто Екатерина Николаевна Унковская, соседка наша…

…Способности мои были прекрасны не только по отношению к музыке. Читать я выучился не учившись, просто шутя: память у меня была превосходная.… Нельзя сказать, чтобы я в это время любил музыку, я ее терпел и учился довольно прилежно».

Во второй гостиной воссоздан уголок Ники. На столе и на бюро лежат учебники и книги первой половины XIX века, среди них есть альбом иллюстраций к повести В.Даля «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его друга Аршета», книга «Всеобщее путешествие вокруг света» Дюмон-Дервиля, копии детских рисунков Ники. Здесь также экспонируются ценные реликвии: детские вещи и рисунки будущего композитора, ленточка с отметками его роста. С удовольствием Ника изучает астрономию, интерес к ней у него сохранился на всю жизнь, затем навигацию; он был ловким, подвижным, приученным к гимнастике и твердому распорядку дня. В нем можно было заметить некоторую рассудительность, слишком раннюю в этом возрасте, т.к. он рос не в детской среде, а в окружении пожилых людей, озабоченных приготовлением его к морской службе, полной лишений и жестокости. Его не баловали, не умилялись его шалостям, но методично вырабатывали в нем понятия долга, необходимости, пользы.

 На стенах второй гостиной – картины «Гренгамский бой» В.Федотова и «Семья Римских-Корсаковых» Н.Лебедева, а также гравюры и рисунки. В центре - рояль Н.А. Римского-Корсакова, принадлежавший композитору  свыше 30 лет, и лампа, служившая ему долгие годы. Сын композитора В.Н. Римский-Корсаков вспоминал, что этот музыкальный инструмент палисандрового дерева, изготовленный на известной фабрике Л.Д. Беккера под №2929, молодая чета Римских-Корсаковых (Надежда Николаевна и Николай Андреевич) приобрели осенью  1872 года. Его привезли на квартиру на Шпалерной улице, где часто собирались музыканты-композиторы «Могучей кучки». Рояль был свидетелем расцвета композиторской деятельности Николая Андреевича. Меняя квартиры, композитор переезжал вместе с инструментом. За ним он написал большую часть своих произведений. На рояле композитора исполняли собственные сочинения ученики и друзья композитора – М. Балакирев, М. Мусоргский, А. Даргомыжский, А. Глазунов, А. Лядов, И. Стравинский, П. Чайковский. Под аккомпанемент этого рояля пели Ф. Шаляпин и Н. Забелла-Врубель. Весной 1903 года Николай Андреевич передал рояль старшей дочери Софье и приобрел новый инструмент. В 1963 году рояль приобретен музеем.  

Морской корпус. День 20 августа 1856 года запомнился Нике Римскому-Корсакову: он был принят в Морской кадетский корпус. Учиться здесь ему хотелось: мечталось, что шесть будущих лет это продолжение той романтической «морской» настроенности, что царила в Тихвине, изучение любимых морских наук, самого морского дела. Занимался он усердно, был дисциплинирован, всегда подтянут. В  эти годы тяга к морскому делу постепенно проходит, сменяется увлечением музыкой. Николай посещает оперные спектакли, симфонические концерты, руководит хором товарищей по корпусу, берет уроки музыки сначала у виолончелиста Улиха, затем у пианиста Ф.А. Канилле. Под влиянием Ф.А. Канилле Римский-Корсаков начинает сочинять музыку. Своему учителю Николай Андреевич обязан знакомством с М.А.Балакиревым, сыгравшим в его судьбе решающую роль. У М.А. Балакирева Н.А. Римский-Корсаков встречается с будущими представителями «Могучей кучки»: отставным офицером М.П.Мусоргским, выпускником Военно-инженерной академии Ц.А. Кюи, музыкальным критиком В.В.Стасовым. Именно в балакиревском кружке Николай начинает сочинять свою Первую симфонию, однако творческое и дружеское общение и написание симфонии были прерваны. В 1862 году Морской корпус был с отличием закончен. В звании гардемарина Н.А .Римский-Корсаков должен был отправиться в длительное плавание на клипере «Алмаз». Вот что писал об этом сам композитор: «Мне предстояло двух-трехлетнее путешествие, разлука с Балакиревым и другими музыкальными друзьями и полное отлучение от музыки. Не хотелось мне за границу. Сойдясь с балакиревским кружком, я стал мечтать о музыкальной дороге, я был ободрен и направлен кружком на эту дорогу. В то время я уже действительно страстно любил музыку». В плавании Николай Андреевич пробыл долгих три года. Однако путешествие для юноши не прошло даром, он много читал: Гомера, Шекспира, Шлоссера, Шиллера, Гете и др. На стоянках в разных портах мира Николай покупал симфонические и камерные партитуры и с увлечением и пытливостью изучал их. Римский-Корсаков повидал мир: побывал в Нью-Йорке, Лондоне, Балтиморе, на Ниагарском водопаде, в Рио -де –Жанейро, посетил Испанию, Италию, Норвегию, все это несомненно значительно расширило его кругозор. И хотя морская служба была совсем не близка ему, море он полюбил страстно, и это впоследствии отразилось в его творчестве.

Возвращение в Петербург. По окончании путешествия Николай вновь вернулся к занятиям музыкой. Он быстро закончил Первую симфонию, которая была с успехом исполнена. Первое исполнение этой симфонии 19 декабря 1865 года композитор считал началом своей профессиональной композиторской карьеры. Впоследствии он создает Увертюру на три русские темы, Фантазию на сербские темы, музыкальную картину «Садко», симфоническую сюиту «Антар». В 1871 году молодой композитор становится педагогом теории композиции и инструментовки в недавно открывшейся Петербургской консерватории. В дальнейшем в «Летописи моей музыкальной жизни» композитор так писал об этом: «Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело… Я, автор «Садко», «Антара»  и «Псковитянки», сочинений, которые были складны и недурно звучали, - я ничего не знал. Я не только не в состоянии был гармонизовать прилично хорал, не писал никогда в жизни ни одного контрапункта, имел самое смутное понятие о строении фуги.… И вот музыканта с такими-то сведениями задумал пригласить в профессора М.П. Азанчевский (директор Петербургской консерватории), и таковой музыкант не уклонился от этого». Действительно, молодому профессору не хватало «школы», но это восполнялось колоссальной жаждой знаний, силой воли, трудолюбием и упорством. Николай Андреевич скрупулезно изучал творчество зарубежных композиторов, гармонизовал русские народные песни. Словом, он учился вместе со своими студентами и, как он сам с юмором отмечал, «незаконно поступив в консерваторию профессором, я вскоре стал одним из лучших ее учеников».

К счастью, сохранились воспоминания учеников Николая Андреевича, столь непохожих друг на друга в своем творчестве, но, безусловно, высоко ценивших своего учителя. Может быть, наиболее трепетное чувство преклонения и благоговения перед ним выразил А. Лядов – превосходный мастер фортепианных миниатюр и оркестровых сказок: «Помните, милый, что каждая Ваша нотка…. – драгоценна.… Все Вами сделанное надо в ватку и под стекло – чтобы не пылилось и сохранилось как можно дольше» (из письма от 4 июля 1905 года).

А вот свидетельство представителя совсем другого, антиакадемического лагеря – молодого бунтаря С.Прокофьева. Весной 1907 года он посетил подряд три премьерных спектакля оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», но отнесся к ним с величайшим восторгом и, по его словам, «отхлопал ладоши, вызывая автора», в то время как в своих суждениях о чужой музыке он был преимущественно резок, не взирая на лица…

И.Стравинский, который был приватным учеником Римского-Корсакова, так охарактеризовал своего наставника:  «Немногие были так близки мне, как Римский-Корсаков, в особенности после смерти моего отца, когда он стал мне вроде названного отца.… После урока я обычно обедал с семьей Римского-Корсакова… Римский был строгим человеком, хотя в тоже время и очень терпеливым учителем». Друзьями юности Стравинского были сыновья композитора Андрей и  Владимир.

Неслучайно имя Римского-Корсакова, основателя Петербургской композиторской школы, в год 100-летия со дня рождения было присвоено Петербургской консерватории – старейшей в России.

В 1871-1872 годах  Николай Андреевич и М.П. Мусоргский проживали вместе на съемной квартире. Каждый из них в это время работал над оперой: Мусоргский – над второй редакцией «Бориса Годунова», Римский-Корсаков – над «Псковитянкой», и их творчество взаимно питало и обогащало друг друга. Из воспоминаний Николая Андреевича: «… Наше житье с Модестом, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов. Как мы могли друг другу не мешать? А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался Мусоргский, а я или переписывал, или оркестровал написанное что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению.… В эту осень и зиму мы оба много наработали, обменивались постоянно мыслями и намерениями. Мусоргский сочинял и оркестровал последний акт «Бориса Годунова» и народную картину «Под Кромами». Я оркестровал и заканчивал «Псковитянку»».

В июне 1872 года Николай Андреевич женился на талантливой пианистке Надежде Николаевне Пургольд, с которой счастливо прожил до конца своих дней.  Познакомились они в 1868 году на одном из музыкальных собраний у А.С.Даргомыжского. Вся семья Пургольдов – страстные любители музыки. Надежда Николаевна – одаренная пианистка, пробовала (и небезуспешно) сама сочинять музыку. Балакирев сразу принял ее в свой круг, Мусоргский называл «нашим милым оркестром». Безотказно часами играла она с листа новые сочинения будущих прославленных композиторов России, если была необходимость, могла оркестровать фортепианный клавир или, наоборот, сделать переложение симфонического произведения для игры в четыре руки и т.д. Невероятно перегруженный работой, глава семьи непременно уделял внимание детям, сам заботился о найме квартиры или дачи, покупал игрушки, мерил температуру заболевшему ребенку, радовался его успехам. Сам он в детстве был бесконечно одиноким, лишенным радости детских (с детьми) игр. И вот растет целый детский сад рядом с ним, и, работая в своем кабинете, он не закрывает дверей – ему в радость возня, детские драки и детские гаммы. Надежде Николаевне он посвятил свою вторую оперу «Майская ночь»,  написанную в 1878 году по повести Н.В. Гоголя. В 1880 году «Майская ночь» была поставлена на сцене Мариинского театра, и в этом же году композитор начал работу над новой оперой «Снегурочка» по пьесе А.Н.Островского. В 1881 году «Снегурочка» была закончена, а в 1882 году поставлена в Мариинском театре. И хотя постановка, по отзывам современников, была роскошной, она не передавала истинно народного духа  произведения Римского-Корсакова. Эти недостатки были преодолены в спектакле Частной оперы Саввы Ивановича Мамонтова в Москве. Закончив «Снегурочку», Римский-Корсаков, по его признанию, «почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги».

Однако в последующие пять лет с 1881 по 1886 годы Н.А. Римский-Корсаков при его уникальной работоспособности создал лишь несколько произведений: концерт для фортепиано с оркестром, симфониетту на русские темы, фантазию на русские темы для скрипки с оркестром, ряд романсов. Это было вызвано его колоссальной занятостью по редактированию, доработке, пропаганде и продвижению на сцену оперы «Хованщина» безвременно ушедшего М.П.Мусоргского. Много времени занимало у композитора и руководство созданными по его инициативе Русскими симфоническими концертами, а также беляевским музыкальным кружком.

В 1887 году после смерти А. Бородина Николай Андреевич берет на себя труд по редактированию и подготовке к печати его сочинений. В это же время он создает ряд ярких произведений: «Каприччио на испанские темы» для симфонического оркестра, симфоническую сюиту «Шехерезада», оперу-балет «Млада».

В 1888 году была написана и оркестрована увертюра «Светлый праздник», навеянная воспоминаниями детства – Пасхальной заутрени в Богородицком монастыре с ее ликующим праздничным трезвоном.

В 90-е годы композитор вновь обращается к оперному жанру. Его творческая активность и работоспособность просто поражали.

Загородный проспект,  28. В Санкт-Петербурге, в глубине двора по Загородному проспекту, 28, расположен внешне ничем не примечательный пятиэтажный дом, он отдален от уличного шума, окружен зеленью. Сюда осенью 1893 года переехал Николай Андреевич со своей семьей. Здесь он прожил последние 15 лет своей жизни. Эти годы стали для композитора временем интенсивного творческого труда. В тиши рабочего кабинета на Загородном родилось свыше сорока романсов, среди которых «Редеет облаков летучая гряда», «Не пой красавица при мне» на стихи А.С. Пушкина. Здесь были написаны исследования «Основы оркестровки» и автобиографическая книга «Летопись моей музыкальной жизни», создавались оперы «Садко» и «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста» и «Кащей бессмертный». Всего одиннадцать из пятнадцати опер композитора.

27 декабря 1971 года в последней квартире композитора открылся мемориальный музей. Мемориальный раздел музея составляют четыре комнаты – прихожая, рабочий кабинет, гостиная и столовая. Остальная часть квартиры была реконструирована, и там расположились два просторных зала – экспозиционный и концертный. Экспозиция дает представление  об основных этапах творчества Римского-Корсакова – композитора, дирижера, музыкального критика, замечательного педагога. На одной из стен экспозиционного зала размещена группа фотопортретов представителей Новой русской музыкальной школы - В.В. Стасова, М.А. Балакирева, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Ц.А. Кюи и Н.А. Римского-Корсакова. Документы и памятные сувениры свидетельствуют о многогранной педагогической деятельности композитора в Бесплатной музыкальной школе, Придворной певческой капелле и Петербургской консерватории.

В кабинете композитора – его рабочий стол, любимое кресло, старинное бюро работы Тихвинских мастеров (в нем композитор хранил рукописи), бюст известного мецената и музыканта-любителя М. Беляева, скульптурный портрет Л. Толстого, памятный адрес в честь 35-летия творческой деятельности композитора работы М. Врубеля. Большую часть адреса занимает поздравительный текст, написанный старославянским шрифтом бронзовой краской. Верхняя часть адреса – рисунок М.А. Врубеля, изображающий русский пейзаж с озером, на берегу которого сидит былинный персонаж – гусляр, имеющий портретное сходство с Н.А. Римским-Корсаковым. Адрес преподнесен товариществом Русской частной оперы в Москве.

Главное украшение гостиной – рояль фирмы Беккер, клавиш которого касались пальцы С. Рахманинова, А. Скрябина, А. Глазунова, И. Стравинского и самого Николая Андреевича.

На стенах столовой - живописные портреты предков Римского-Корсакова. На обеденном столе именные столовые приборы и памятные сувениры – серебряные солонка и сухарница.

Музей воссоздает не только внешний облик квартиры Римских-Корсаковых, но и царившую в нем творческую атмосферу. На протяжении многих лет этот дом был одним из центров культурной жизни Петербурга. Гости Римских-Корсаковых – композиторы А. Глазунов и А. Лядов, С. Рахманинов и С. Танеев, художники В. Серов, И. Репин, М. Врубель, певцы Ф. Шаляпин и Н. Забелла-Врубель принимали активное участие в музыкальных вечерах, которые получили название Корсаковские среды.

По воспоминаниям, соседи Н.А. Римского-Корсакова не слишком благосклонно относились к музыкальным вечерам. Громкая игра на рояле и исполнение песен в квартире композитора часто заканчивались глубокой ночью, а после этого Николай Андреевич и его гости, как правило, усаживались пить чай и расходились только под утро. Так что великому композитору приходилось время от времени выслушивать жалобы соседей и давать им обещание «больше не шуметь по ночам». Зато соседским детям, жившим в квартире этажом выше, его «домашние концерты» очень нравились: в те вечера, когда у Римского-Корсакова в гостях выступал Шаляпин, они специально ложились на пол и прижимали уши к паркету, чтобы лучше расслышать голос знаменитого певца.

Наступил 1905 год и вместе с ним – известные трагические события. Конечно, Римский-Корсаков не был революционером, которым пытались его представить некоторые советские музыковеды. Он был гуманистом и человеком, всегда встающим на сторону незаслуженно обиженных и слабых. Николай Андреевич заступился за студентов, отчисленных из консерватории за столкновения с полицией, и был уволен из числа профессоров Петербургской консерватории. Это вызвало широкий общественный резонанс – в знак протеста консерваторию покинули А. Глазунов, А. Лядов, А. Есипова, И. Блуменфельд. Во многих газетах были написаны слова поддержки опальному профессору, их присылали, в том числе и из Москвы С. Мамонтов, В. Брюсов, К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, В.Серов и др. В конце года консерватория получила некоторую автономию, и директором ее был избран А.Глазунов. Римский-Корсаков и ушедшие с ним профессора вновь туда вернулись. В 1907 году закончена последняя опера Римского-Корсакова – «Золотой петушок». Весной того же года композитор знакомил французскую публику со своими сочинениями: дирижировал в Париже сюитой из «Ночи перед Рождеством», «Ночью на горе Триглав» и вступлением к «Снегурочке». Концерты имели большой успех.

Более чем за сорок лет напряженного труда на поприще музыки, Николай Андреевич смог купить небольшую усадьбу для своей семьи в Любенске. Он тяжело болел сердечной астмой и нуждался в спокойной обстановке и свежем воздухе. Весной 1908 года семья переехала из Петербурга в Любенск. Любенский сад – парк был напоен благоуханиями. Яблоневый сад, аллеи лиловой и белой сирени, кусты душистых китайских пионов, ягодные кусты, акация и свежая зелень дубов и берез – все это превращало влажный воздух парка в подобие  густой насыщенной атмосферы оранжереи. Николай Андреевич с балкона восхищался всей этой райской симфонией красок и запахов. Несмотря на чудный воздух и полный покой от болезни он так и не оправился. В ночь на 8 июня 1908 года там, в Любенске,  он и скончался.

Перед зданием консерватории стоит прекрасный памятник Н.А. Римскому - Корсакову работы скульпторов В. Боголюбова и В. Ингал (1952г.), но лучшая память о нем в его творениях и сочинениях его учеников. И справедливы слова его современника, музыкального критика А.В. Оссовского: «Гениальный художник и великий учитель – таковы два лика Н.А. Римского - Корсакова». Таким он навсегда останется в истории русской музыки.

В результате проведенной мною исследовательской работы по изучению биографии великого русского композитора Н.А. Римского – Корсакова мной изготовлено мультимедийное пособие «Николай Андреевич Римский - Корсаков – гениальный художник и великий учитель», которое знакомит учащихся с жизненным и творческим путем Николая Андреевича. Такие пособия помогают проникнуть во внутренний мир человека другой эпохи. Ученики могут увидеть  вещи, которые окружали композитора в детские годы, почувствовать атмосферу старинного города Тихвина. Это пособие своего рода путешествие в музеи Н.А.Римского - Корсакова. Мною были использованы фрагменты из художественно-биографического фильма «Н.А. Римский - Корсаков» (СССР,  «Ленфильм»,  1953 г.). Эта работа направлена на расширение кругозора, воспитание музыкально-художественного вкуса, углубление знаний о музыкальном искусстве, его истории, закономерностях развития на основе демонстрационных возможностей пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.А.Римский-Корсаков опера-сказка "Снегурочка"

Н.А.Римский-Корсаков  опера-сказка "Снегурочка"  Открытый урок в 5 классе....

Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».

Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр...

Конспект урока по музыкальной литературе Н.А.Римский - Корсаков опера «Снегурочка».

Продолжение знакомства с жанром оперы  на примере творчества Н.А.Римского-Корсакова. Воспитание потребности общения с высокохудожественной музыкой. Развитие личностного отношения учащихся к явлен...

Презентация "Николай Андреевич Римский-Корсаков и его музыка"

Презентация помогает развивать знания о творчестве композитора Римского-Корсакова и его музыкальных произведениях, позволяет проникнуть в мир волшебных звуков оперы "Снегурочка"...

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Презентация рисунков к произведениям Н.А.Римского-Корсакова...

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Несколько иллюстраций к произведениям Н.А.Римского-Корсакова....

Николай Андреевич Римский -Корсаков

Презентация для урока музыки, музыкальной литературы о жизни и творчестве русского композитора...