Программы элективных курсов
элективный курс (9 класс) по теме

Программы элективных курсов для предпрофильного обучения "Медицинский ликбез" и "Химическая азбука питания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meditsinskiy_likbez.doc101 КБ
Microsoft Office document icon khimicheskaya_azbuka_pitaniya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

МОУ «КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Утверждено «      »                        

Соловьева Зоя Юрьевна

МЕДИЦИНСКИЙ ЛИКБЕЗ

Программа элективного курса по биологии для учащихся 9-го класса

П. КИРОВСКИЙ

2008

Пояснительная записка

Предлагаемая программа представляет собой один из возможных вариантов реализации предпрофильной подготовки учащихся в 9-ых классов.

Курс рассчитан на 17 часов (т.е. 1 учебная четверть по 2 ч в неделю), возможно реализовать за 8 часов, исключив некоторые темы.

Актуальность курса можно выразить в виде следующих тезисов:

  • Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, так как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качество ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают»

Артур Шопенгауэр 

Но  здоровье, способны сохранения и улучшения напрямую связаны с развитием современной медицины.

  • Профессия медика - интересная почетная, но и ответственная, трудная. Школьники говорят: «Хочу стать доктором!», но  как и где проверить: « Могу ли я быть им?»
  • Каждый человек обязан иметь представление о способах оказания первой помощи пострадавшим. Тем более, что число чрезвычайных происшествий дорожных и других катастроф значительно возросло в настоящее время.
  • В современном мире выпускается огромное количество лекарственных средств, витаминов, БАДов,  бесконечно рекламируемых на экранах ТВ и предлагаемых в аптечных киосках. Как не заблудится в этом калейдоскопе и действительно купить полезное  (и чтобы помогло).

Исходя из вышесказанного, целями курса являются:

1.   Обеспечение обучающихся необходимой информацией для формирования

собственных стратегий и технологии сохранения и укрепления своего здоровья, а также создание условии, способствующих ликвидации пробелов знания связанных с медициной.

2.   Совершенствование навыков и умений учащихся по организации поисковой и исследовательской деятельности.

3.   Развитие интереса к предметам естественного научного цикла и профессии врача.

Реализация данных целей связана с решением следующих задач:

1.   Развивать у учащихся представление о медицине как науке о взаимодействии химических соединений с живыми организмами.

2.   Формировать основополагающие понятия и опорные знания по разделам:

фармакология, лекарственные формы, вещества, препараты, рецепты, врачебная этика.

3.   Научить оценивать влияние лекарственных средств и вредных привычек на здоровье человека

4.   Создать условия для противостояния манипулированием сознанием

человека со стороны СМИ и производителями лекарственных средств.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

Характеризовать: лекарственные средства и их формы. Основные направления современной медицины;

Объяснять: влияние лекарственных средств на организм человека, сущность клятвы Гиппократа.

Обосновывать: желание ( или нежелание) связать свою профессиональную деятельность с медициной.

Распознавать: безопасные лекарственные формы при различных видах заболеваний, вид заболевания по определенным признакам и данным лабораторным исследований.

Применять: знания о жизнедеятельности организма человека для обоснования ЗОЖ; меры оказания первой до врачебной помощи в различных критических ситуациях; современные источники информации для аргументированной оценки лекарственных средств и методов лечения.

Демонстрировать: умения работать с различными источниками информации; навыки индивидуального и группового принятия решения.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

- основные характерные особенности профессии - врач

- лекарственные средства и их классификация

- правила выписывания рецепта

- основы первой медицинской помощи

- лекарственные травы гомеопатия,

- физиологические особенности мальчиков и девочек

- факторы здоровья и факторы риска молодых людей (подростков).

В процессе прохождения программного курса учащиеся выполняют 3 практические работы:

1. Приготовление медицинских растворов ( перекись водорода, питьевой соды, перманганата калия).

2. Определение лекарственных форм по внешнему виду и концентрации.

3. Оказание первой медицинской помощи.

Также данный курс предусматривает следующие экскурсии ( по возможности и по выбору учащихся):

1 .Клиническая амбулатория пос.Кировского

2. Поликлиника с.Смоленское

3. Аптека с.Смоленское

4. Встреча с врачами (гинеколог для девочек; дерматовенеролог для мальчиков)

На итоговом занятии предусматривается контроль в форме открытого тестирования или защиты творческих работ (проектов) по темам (ориентировочно):

  • Медицина в аспекте других естественных наук.
  • Насколько мы здоровы.
  • Лекарственные препараты: за и против.
  • Гомеопатия как практическое звено современной медицины
  • БАДы, их влияние на организм.

При оценке творческих работ используются следующие критерии:

1.   Полнота и соответствие: Раскрытие темы предполагает соответствие содержания работы заявленной теме

2.    Научность: проблема, раскрываемая в проекте и его презентация представлены не на бытовом уровне, а с приведением научных фактов из различных областей науки.

3.   Наглядность: для защиты использованы различные схемы, графики, диаграммы, рисунки, фотографии, видеосюжеты, коллекции, таблицы, поставлены химические  опыты и т.д.

4.   Оригинальность построения защиты проекта  - присутствие творческих моментов в

выступлениях.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.   Вводное занятие. Факторы здоровья. Профессия врач. Входной контроль - 2 часа

2.   Основные направления современной медицины и методов диагностики заболевай 1 час

Экскурсия - посещение клинической лаборатории, ренгент кабинета, кабинета ЭКГ 1 час

3*.   Основы первой медицинской помощи (лекция 1 час)

Экскурсия Посещение МУЗ Смоленская поликлиника- 1 час. Отчет об экскурсии-1 час

Практическая работа: Оказание первой медицинской помощи при ранениях, переломах, остановке сердца, отравлениях, ожогах и др. -1 час

4. Общая фармакология

Лекция 1 час на тему «Классификация и применение лекарственных средств»

Экскурсия: 1 группа- посещение аптеки - отдел выдачи лекарств по рецептам и в отдел

изготовления лекарственных форм.

                    2 группа- экскурсия в кабинет терапевта

В ходе экскурсии врач терапевт рассказывает что такое рецепт, каковы правила выписки рецепта, какие препараты в аптеке отпускаются по рецептам

Семинар по теме: Общая рецептура (Отчеты по экскурсии) -1 час

Практическая работа: Определение лекарственных средств по внешнему виду. -1 час

Практическая работа:  Приготовление медицинских растворов. – 1 час

5.   Гомеопатия и здоровье. Конференция с приглашением врачей гомеопатов, представителя фирмы АРГО. - 1 час

6.   Основные составляющие ЗОМ подростков. Экскурсии в кабинет гинеколога - девочки; кабинет дерматолога - венеролога мальчики.

7.   Правовые взаимоотношения полов. Круглый стол с приглашением психолога, представителя органов ЗАГС, специалиста по правам ребенка, инспектора по делам несовершеннолетних.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

Тема занятия

Всего часов

Лекции

Экскур сии

Семинары отчеты

Практ работы

Конферен. игры

1

Факторы здоровья Профессия врач (входной контроль)

2

1,5

0,5

2

Основные направления медицины

2

1

1 (кл.лаб.

3

Первая медпомощь

4

1

1

1

1

4

Общая фармакология

5

1

1

1

2

5

Гомеопатия и здоровье

1

1

6

Основные составляющие ЗОЖ подростков

1

1

7

Правовые аспекты взаимоотношения полов

1

1

8

Итоговое занятие Защита проектов

1

1

ИТОГО

17

4,5

4

3

3,5

2

Тематическое планирование (8 часов)

Тема занятия

Форма отчетности

Примечания

1.

Вводное занятие. Профессия врач. Клятва Гиппократа. Основные факторы здоровья.

Оформление газеты.

Входное тестирование

2.

Химические вещества в медицине.

Выполнение П.Р. «Приготовление медицинских растворов»

Лекция. Практическая работа.

3.

Основные направления современной медицины.

Презентация отчетов по экскурсии.

Экскурсии по группам.

4.

Гомеопатия и здоровье.

Оформление газеты.

Занятие в форме телепередачи «Малахов +»

5.

Фармакология – звено практической медицины.

Отчет по экскурсии в виде творческой работы

6.

Правовые аспекты взаимоотношения полов.

Мини – конференция с приглашением специалистов

7.

Основные составляющие ЗОЖ подростков

собеседование

экскурсия

8.

Итоговый смотр знаний. Тестирование.

Интегрировано с ОБЖ.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет администрации по образованию и делам молодежи Смоленского района Алтайского края

МОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»

Утверждено   «     »                  

СОЛОВЬЕВА ЗОЯ ЮРЬЕВНА

ХИМИЧЕСКАЯ АЗБУКА ПИТАНИЯ

Программа элективного курса по химии для учащихся 11-го класса

п. Кировский

2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа представляет собой один из возможных вариантов реализации предпрофильной подготовки учащихся в 11-ых классах. Курс рассчитан на 34 часа (т.е. 2 учебных четверти, по 2 часа в неделю).

Актуальность курса можно выразить в виде следующих тезисов:

  • Все, кроме кислорода, человек получает для своей жизнедеятельности из пищи.
  • В сутки человечество потребляет более 4 млн. т. пищи. Приготовление пищи — это химические процессы, кухня иногда напоминает лабораторию органического синтеза, но и процессы усвоения пищи тоже основаны на химических реакциях.
  • Культура питания - это не только чистый стол и посуда, умение пользоваться ножом и вилкой. Это, прежде всего сознательное и правильное применение в повседневной жизни принципов рационального питания.
  • Современный школьник оказывается перед лавиной информации о способах сохранения здоровья, лечения, рекламе пищевых продуктов, добавок и т. п., поступающей с экранов телевизора, страниц газет, прилавков магазина. Но, подросток не умеет правильно воспринимать и использовать эту информацию, чаще всего не понимает ее предназначения.
  • Правильная организация питания требует знаний, хотя бы в самом общем виде, о химическом составе пищевого сырья и готовых продуктов питания, представлений о способах их получения, о превращениях, которые происходят при их получении и при кулинарной обработке продуктов, а также сведений о пищеварительных процессах.

Исходя из выше сказанного, целями курса являются:

1. Обеспечение обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий сохранения и укрепления своего здоровья, связанного с правильным питанием.

2. Совершенствование умений и навыков учащихся по организации поисковой и исследовательской деятельности.

3. Развитие интереса к предмету.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

1. Вводное занятие. Правила по технике безопасности. Входной контроль. (1ч)

2. Основные химические вещества пищи.

1) Органические вещества: белки, жиры, углеводы. Лекция (3ч.)

2) Анализ пищевых продуктов. Практическая работа (2ч)

3) Минеральные вещества. Лекция (1ч.)

4) Анализ минеральной воды. Практическая работа (1ч.)

5) Анализ чипсов. Практическая работа (1ч.)

6) Свойства поваренной соли. Ролевая игра «Детективная история Миссис X» (1ч.)

3. Пищевые добавки.

1) Красители, разрыхлители, стабилизаторы, подслащивающие вещества. Консерванты, антиокислители, ароматизаторы. Лекция (3ч.), семинар (2ч)

2) Изучение состава пищевых продуктов по этикеткам и упаковкам. Практическая работа (2ч)

3) Пищевые добавки: «за» и «против». Диспут (2ч)

4. Химические основы домашнего приготовления пищи. Лекция (2ч) Семинар (1ч.)

5. Требования и правила питания. Лекция-презентация (1ч.)

6. Современная диетология. Лекция (1ч). Практикум по составлению диет. (1ч)

7. Химия пищеварения. Лекция (2ч), семинар (1ч)

8. Экология питания: природные токсиканты и загрязнители. Лекция (1ч), семинар (1ч)

9. Час индивидуальных консультаций по оформлению творческих работ (1ч)

10. Творческий отчет. Выставка и защита творческих работ (2ч.)

11. Тестирование. Подведение итогов (1ч.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...