Главные вкладки

    Развивающие игры в совместной деятельности родителей и детей (консультация для родителей)
    консультация по теме

    Данилова Виктория Юрьевна

    В консультации рассматривается роль игры,как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.Приводятся примеры игр, в которые родители и другие члены семьи в домашней обстановке могут играть с детьми без отрыва от повседневных дел.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvivayushchie_igry_v_sovmestnoy_deyatelnosti_s_detmi.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развивающие игры  в совместной деятельности родителей и детей

    (консультация для родителей)

    Разработала:

                                                     Данилова Виктория Юрьевна,

                                                     учитель-дефектолог

                                              СПб ГБУ «ЦСРИ и ДИ Адмиралтейского района»

    2014 год

    Развивающие игры  в совместной деятельности родителей и  детей

               Игра  занимает важнейшее место в жизни ребенка. Это средство умственного, физического, речевого, эмоционального, личностного развития. В играх ребенок учится и развивается, получает новые знания, опыт,  укрепляет здоровье, развивает творческие способности и тд. Навыки, полученные в игре закрепляются быстрее и прочнее. Игра является своеобразной формой общественной жизни ребенка дошкольного возраста.

    Игра имеет большое значение и для детей со особыми возможностями здоровья(далее –ОВЗ).Именно она становится самым надежным средством обучения и воспитания в этом случае. В игре дети с ОВЗ получают навыки самообслуживания, социализации, усваивают знания об окружающем мире, развивают речь, внимание, память, моторику и др.

    Особенно эффективны развивающие игры, в которые можно играть дома, совместно с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками. Это полезно не только для развития ребенка, но и для эмоционального объединения,  сближения членов семьи. Играть можно ,специально организовав игру дома, на прогулке, или при выполнении домашних дел совместно с ребенком, т.е. в любых условиях. Например: приготовление обеда – прекрасная возможность закрепить у ребенка знания  о продуктах питания, посуде и др. Взрослый нарезает овощи и спрашивает ребенка: «Что это?» Ребенок отвечает: «Это морковка». «Какая она?» « Оранжевая, крупная, сладкая, хрустящая, сочная». «Куда мы положили морковку?» « В кастрюлю.» «Из чего сделана кастрюля?» «Из металла.» «Значит кастрюля какая?» « Металлическая.»  Взрослый хвалит: «Молодец. Сегодня мы вместе приготовили обед, поэтому он получился таким вкусным».

    Дома можно использовать разные игры для детей дошкольного возраста: на развитие  внимания, памяти, речи, мелкой моторики,  и др. При этом важно соблюдать ряд правил:

    -играть нужно каждый день;

    -количество игр не должно превышать 2 – 3-х в день;

    -начинать нужно с 3 -5 минут в день, постепенно увеличивая продолжительность игр до 15 мин.;

    -использовать в играх  наглядный материал – картинки, игрушки, натуральные предметы;

    -говоря  с ребенком, поворачиваться к нему лицом, чтобы он видел, как вы произносите слова;

    -говорить четко, внятно, использовать понятные ребенку слова, объяснять значение незнакомых слов;

    -поддерживать своего ребенка, хвалить даже за незначительные успехи.

    Развивающие игры для дошкольников

    Отгадай, что  звучало?

    Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, внимательно слушать и определить, какие звуки он услышал (пение птиц, шум и сигналы машин, шум ветра, шаги и разговоры людей и т.д.) Ребенок отвечает целым предложением: «Я слышу шум машин. Это шумит ветер»

    Пожалуйста

    Взрослый предлагает ребенку выполнять задания, но только тогда, когда услышит слово «пожалуйста»:

    -пожалуйста, подними руки вверх;

    -руки вниз;

    -пожалуйста, руки вперед;

    -пожалуйста, встань;

    -попрыгай на одной ножке;

    -пожалуйста, похлопай в ладоши и т.д.

    Живое и летает

    Взрослый предлагает ребенку хлопнуть в ладоши, если услышит  про  то, что живое и летает:

    -муха;

    -дом;

    -божья коровка;

    -гусеница;

    -конфета;

    -воробей и т.д.

    Лото «Посуда»

    Раскладываются картинки из лото. Взрослый предлагает подать картинку, на которой изображен предмет – «он нужен, чтобы наливать в него суп»  (тарелка). Ребенок находит нужную картинку и называет ее, кладет на игровое поле. Другой вариант этой игры: ребенок берет картинку и спрашивает: «У кого стакан?» Взрослый отвечает: «У меня стакан» и кладет картинку на игровое поле.

    Съедобное – несъедобное

    Взрослый называет три близкие по звучанию слова, ребенок называет то, что можно есть:

    - картошка, ложка, окрошка;

    - апельсин, блин, мандарин;

    - конфета, котлета, ракета;

    -миска, сосиска, редиска;

    -банан, диван, барабан;

    -пироги, сапоги, утюги;

     -лимон, вагон, бульон и др.

    Прятки

    Взрослый предлагает играть в прятки и говорит: «Но прятаться будем не мы, а наш язычок». Взрослый показывает движения языка, ребенок их повторяет.

    Лошадка

    Взрослый предлагает ребенку «покататься на лошадке»: она едет, стучат копыта( ребенок щелкает язычком, присасывая его кверху). Лошадка поехала быстрее (медленнее), остановилась. Движения языка можно сопровождать продвижением по комнате, имитируя бег лошадки.

    Веселый язычок

    Взрослый предлагает послушатьсказку про веселый язычок. «Жил язычок в своем домике. Проснулся и осмотрелся. Выглянул за калитку( высунул изо рта язык), посмотрел наверх (поднять язык вверх), потом посмотрел вниз (опустил язык вниз), захотел он пойти погулять (кончик языка поворачивается вверх, вниз, влево, вправо). Устал язычок, съел вкусное варенье, испачкал губы (проводить языком по губам круговыми движениями), затем почистил зубки (круговые движения по зубам). Пошел язычок качаться на качелях (движения языка попеременно -  за верхние зубы, за нижние). Потом язычок сел на лошадку и поехал. Устал и лег спать (язык распластан во рту).

    Варианты рассказа могут меняться.

    Про что я говорю?

    Взрослый предлагаетрассмотреть картинки (например, из лото) исказать, про какие из них можно сказать: « синий, круглый», « белая, большая»?  Ребенок отвечает: «Мяч – синий, круглый; чашка – белая,  большая».

    Я знаю 5 предметов…

    Взрослый называет: «Я знаю 5 птиц» и перечисляет их. «А ты?» Ребенок говорит: «Я тоже знаю 5 птиц» и называет их. Так можно играть со словами из любой тематической группы – «Животные», «Посуда», «Насекомые», «Цветы» и т.д.

    Чего не стало?

    На столе лежат игрушки (2-4 шт.) или картинки. Ребенку предлагается их запомнить. Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет одну игрушку (картинку). «Что я спрятал?» - «Машинку». Или: «Чего не стало?» - «Куклы».

    Кто чем защищается?

    Ребенок рассматривает картинки с изображением птиц и животных. Взрослый спрашивает: «Чем защищается кошка?»  Ребенок показывает картинку с изображением кошки и говорит: «Когтями». За правильный ответ получает фишку. В конце игры подсчитывается количество фишек.

    Разрезные картинки

    Любая картинка разрезается на 2 – 4 части, ребенку предлагается собрать картинку из частей и назвать, что нарисовано.

    Игра с мячом

    Взрослый бросает мяч ребенку и называет: «Платье», ребенок ловит мяч и отвечает: «Одежда»; «Воробей» - «Птица», «Тарелка» - «Посуда» и т.п.

    Что такого же цвета?

    Взрослый предлагает ребенку кружочки разного цвета. Ребенок называет, какого цвета кружок и находит предметы такого же цвета. Например: красный сарафан, красная чашка, красная скатерть и т.д.

    Кто как передвигается?

    Взрослый предлагает рассмотреть картинки с изображением животных, птиц, насекомых и спрашивает: «Кто ползает?» Ребенок отвечает: «Змея ползает, жук ползает». «Кто летает?» - «Муха летает, воробей летает, стрекоза летает» и т.д.

    Сосчитай.

    Взрослый  предлагает сосчитать предметы вокруг: 1 стол, два стула, три полки, четыре куклы, пять ложек, шесть вилок, семь чашек, восемь тарелок, девять  машинок,  десять кубиков. Взрослый следит за правильными окончаниями слов, исправляет ошибки.

    Наоборот

    Взрослый предлагает спорить ребенку: «Я буду говорить слово, а ты будешь говорить все наоборот. День  -… (ночь) , войти - … (выйти), надеть – снять, большой – маленький, веселый – грустный и т.д.

    Что для чего?

    Ребенок рассматривает предметы: сахар, хлеб, конфеты, мыло. Взрослый спрашивает: «Где хранятся эти предметы?» Ребенок отвечает: «Мыло – в мыльнице, конфеты – в конфетнице, сахар – в сахарнице, хлеб – в хлебнице»

    Что из чего сделано?

    Взрослый предлагает рассмотреть предметы вокруг и сказать, что из чего сделано: стол – из дерева, значит, он – деревянный; чашка – из стекла, значит, она – стеклянная; кукла – из пластмассы, значит, она – пластмассовая, мяч из резины , значит, он – резиновый и т.д.

    Объясни, почему так называется.

    Рыболов  (рыбу ловит),  листопад  (листья падают),  пчеловод  (пчел разводит), землекоп  (землю копает),  пешеход  (пешком ходит),  лесоруб  (лес рубит),  самолет  (сам летает) и т.д.

    Пальчики здороваются

    Взрослый считает от одного до пяти, ребенок под счет соединяет одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев, со словами: «Здравствуй, пальчик»

    Домик

    Взрослый произносит стихотворение, ребенок показывает руками:

    Дом стоит с трубой и крышей,      (соединить кончики пальцев – «крыша»)

    На балкон  гулять я вышел.            ( пальчики по столу «бегут»)

    На двери висит замок,

    Кто его открыть бы мог.                  (пальцы сцеплены и переплетены в замок)

    В магазине

                         Выбирается определенная тема (овощи, фрукты, продукты питания, мебель, одежда и пр.) Распределяются роли продавец, покупатель.

    Ребенок ведет диалог  на тему покупки чего-либо.                   

    Купание, кормление, одевание куклы

                 Ребенок  со взрослым распределяют роли Мама-ребенок. В зависимости от роли ребенок проводит манипуляцию с куклой, усваивая навыки самообслуживания. Игра с куклой может быть частью игры  в семью. 


    Литература:

    1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие игры со словами для детей. – М.:ИПОЛ классик, 2007.
    2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.:Союз, 2001.
    3. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. – СПб.:Кристалл,1998.
    4. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.:Владос,1994.
    5. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения. – М.:Эксмо,2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация "Совместная деятельность родителей и детей дошкольного возраста".Рекомендации.Домашняя игротека.

    Коррекционно-развивающие задания для совместной работы детей дошкольного возраста и их родителей.Домашняя игротека для детей и их родителей."Все, что под рукой…просто и полезно".Перечень развивающих з...

    1 СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ (образовательная деятельность при проведении режимных моментов), сентябрь.

    Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" ФГОС ДО. СТАРШАЯ ГРУППА - СЕНТЯБРЬиздательство учитель 2015годпод редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой...

    2 СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ (образовательная деятельность при проведении режимных моментов) ОКТЯБРЬ СТАРШАЯ ГРУППА

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ (образовательная деятельность при проведении режимных моментов)...

    Совместная деятельность родителей и детей

    В школе проходил единый информационный день. Было проведено открытое занятие для   родителей и учащихся 1 класса. Цель - познакомить родителей с коррекционной работой, привлечь родителей к активн...

    родительское собрание "Проблемы совместной досуговой деятельности родителей и детей".

              Конспект родительского собрания о проблемах организации совместного досуга взрослых и детей.             ...

    Психологические рекомендации родителям Как выстроить совместную деятельность родителей и детей при подготовке к экзаменам

    Рекомендации психолога для продуктивного взаимодействия родителей и обучающихся в экзаменнационный период....

    Работа учителя физкультуры с семьями учащихся по воспитанию здорового образа жизни. Современная совместная деятельность родителей и детей.

    Участие родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес и влечение к занятиям физической к...