УМК "Экология учебной деятельности" в МОУ ДОД ДЭБЦ УКМО
статья по теме

Результаты  работы по УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Экология учебной деятельности» в дополнительном образовании.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого.

Этим и занимаются педагоги муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детского Эколого-биологического центра Усть-Кутского муниципального образования, основное предназначение которого - развитие системы эколого-биологического дополнительного образования в районе, социализация личности  ребенка через экологическое воспитание и образование. Образовательная деятельность центра выстроена в соответствии с  Программой развития и направлена на поддержку и повышение интереса детей к природе, углубление школьных знаний, приобщение к практической деятельности по решению экологических проблем района.

В центре разработана организационная структура и содержание деятельности ДЭБЦ как организационно-методического центра по развитию дополнительного образования детей в муниципалитете. Разработано нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение, дополнительное образование интегрировано в базовое основное образование. Учебно-воспитательная деятельность направлена на создание единого образовательного пространства на основе преемственности программ основного и дополнительного образования. В настоящее время осуществляется реализация совместной деятельности центра и образовательных учреждений города и района на договорной основе. Основными направлениями ДЭБЦ являются: эколого-биологическое, социально-педагогическое, туристско-краеведческое, художественно-эстетическое.

 Детский Эколого-биологический центр выступает в районе в роли координатора совместной со школами экологической деятельности. Такое органичное сочетание общего и дополнительного образования создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства – гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка через включение его в различные виды творческой деятельности.

С декабря 2007 года ДЭБЦ является участником экспериментальной площадки Российской академии образования, участвуя в апробации УМК «Экология учебной деятельности».

Научные руководители опытно-экспериментальной работы:

  1. Захлебный Анатолий Никифорович, член-корр РАО, доктор педагогических наук, профессор.
  2. Дзятковская Елена Николаевна, член-корр РАЕН, доктор биологических наук, профессор.

Серия УМК  «Экология учебной деятельности» направлена на достижение деятельностных и общекультурных результатов экологического образования с опорой на знания и умения, формируемые в разных учебных предметах. Моделируемые реальные ситуации учебы, общения, выбора профессии создают условия для обогащения жизненного опыта учащихся по применению универсальных учебных действий. Серия УМК включает начальную, основную и старшую школу и реализуется в разных формах: в рамках вариативного компонента базисного учебного плана общеобразовательной школы, учебных модулей в составе основных предметов, через интегрированные предметы, элективные курсы, учебные проекты, внеурочную работу, дополнительное образование учащихся.

                 В частности, данная работа проводится в начальных классах и с учащимися 6-7 классов.

В эксперименте принимают участие 9 педагогов и  230 уч-ся

В сравнении с 2007 годом (6 педагогов и 120 учащихся) в  2012-2013 учебном году - 11 педагогов и 400 учащихся из школы № 2, 5, 9, 10

Формами реализации УМК являются:

  • Интегрированные уроки (с предметом «Окружающий мир»);
  • Домашние занятия с родителями;
  • Внеклассное занятие;
  • Учебный предмет (1 или 2 часа в неделю).

Занятия с рабочей тетрадью «Учусь учиться 0-1» развивают любознательность, прилежность. Дети учатся формулировать вопросы, понимать значения слов и выполнять соответствующие инструкции. Дети действуют по совету Буратино  - «Надо знать, для чего ты ходишь в школу».

При работе с тетрадью «учусь учиться - 2» дети научились сравнивать, находить и фиксировать информацию, анализировать трудности, задавать вопросы и выполнять действия по плану. Дети знакомятся с окружающим миром и его разнообразием. Игровые технологии, используемые педагогами на занятиях,  помогают формированию экологической культуры.

 Рабочая тетрадь «Учусь учиться– 3» помогает детям понять разнообразие живой природы, учит вести дневник наблюдений, искать нужную информацию, уметь договариваться друг с другом.

По прохождении занятий по рабочей тетради «Учусь учиться 4-5» было выявлено, что учащиеся стали выполнять действия по плану, проводить самостоятельные измерения и оценивать результаты своей работы. А также научились работать с дополнительными источниками литературы находить и фиксировать нужную информацию. Дети создают проекты, книжки-малышки.

При работе с тетрадью «Учусь общаться 6-7» рассматриваются реальные проблемные ситуации в общении подростка в школе, на улице, дома и пути решения возникающих при этом проблем с позиции экологии общения, чистоты языка, безопасности средств коммуникации, культуры взаимоотношений, форм сотрудничества в интересах достижения общей цели. Происходит формирование опыта применения в повседневных экологических ситуациях коммуникативных универсальных учебных действий.

Результатом такой работы являются участие детей в различных конкурсах и экологических программах.

Зеленый флаг. Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество»

Так, в течение года руководителями объединений велась работа с учащимися по правилам безопасного поведения в ходе всего образовательного процесса, по темам:  правила  поведения в ДЭБЦ, кабинетах, на массовых мероприятиях; на дороге; при пожаре, во время гололеда, ледостава, в чрезвычайных  ситуациях, пользования электроприборами,  правила пожарной безопасности и поведения при пожаре, правила  по охране труда в летний период.

Педагог дополнительного образования Раздьяконова Н.М. получила благодарность за качественную подготовку учащихся  для  районного конкурса детских рисунков на противопожарную тему. Учащаяся ее объединения Савина Е., 10 лет, заняла первое место  с работой «Огонь-враг всему живому» и награждена грамотой и подарком

С 2007 г ведется работа по апробации УМК «Экология учебной деятельности» в рамках.

За  

Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

08-09

В летний период коллективом Центра ведётся оздоровительная работа, которой уделяется большое внимание. Для оздоровления детей широко используется материальная база СОЦ. Юннаты посещают бассейн, выезжают на лыжную базу. В центре стало доброй традицией совершать походы в лес. В связи с неблагоприятными погодными условиями итоговое мероприятие  года «Слет юных друзей природы» был проведен в здании и на территории Центра. Этой же причиной является и снижение  явки ребят на слет.Для  участников Межрегионального фестиваля детских коллективов «Через искусство – к зеленой планете» (коллективы из г. Киренска, Северобайкальска) и учащихся ДЭБЦ был организован благотворительный выход в бассейн «Водник».Если в летний период  2008 года при ДЭБЦ действовало 4 профильных экологических лагеря, был совершен 4-х дневном экологическом  походе и учащиеся приняли участие в   областной  школе экологической грамотности «Крохалята» и областном слете юных экологов, то летом 2009 года в условиях кризиса их количество сократилось. В июне при ДЭБЦ  действовал 1 профильный лагерь «Юный гидробиолог», в котором 13 ребят под руководством преподавателя ИГПУ, кандидата биологических наук Пеньковой О.Г., занимались исследованием озера Соленое, на территории санатория «Усть-Кут», и реки Куты. Благодаря поддержке комитета по молодежной политике, культуре и спорту МО «город Усть-Кут», 5  юннатов побывали на Аршане   в областном лагере «Сибирский медведь».

В летний период  2009 года (май – июль) при ДЭБЦ  работал экологический трудовой отряд «Цветочная академия», занятый на озеленении объектов города: территорий городской и районной администраций, ОАО «Ленабамстрой», МУ УО УКМО, площади ГДК «Речники», у фонтана микрорайона «Лена», ЦЗН, городского ЗАГСа и мемориала участникам ВОВ, аллеи Героев. В озеленении  приняли участие 74 ребят, в возрасте от 12 до 18 лет.

По решению городской администрации и городской Думы, совместно с комитетом по молодежной политике, культуре и спорту МО «город Усть-Кут» при ДЭБЦ был создан студенческий трудовой отряд из 20 человек в возрасте от 15 до 19 лет,  в задачу которого входила санитарная уборка города. Ребята обоих отрядов получили материальную поддержку от центра занятости населения  и от администрации МО «город Усть-Кут».

Всего летним оздоровительным отдыхом было охвачено 112 детей и подростков (5 %), что на  151 человек меньше по сравнению с прошлым годом.  Объективной причиной снижения охвата детей  является  недостаточное  финансовое положение.   

09-010

Учебно-воспитательный процесс в ДЭБЦ  проводится круглогодично. В зимний период обучающиеся приобретают практические знания, в летний период – применяют их на практике, участвуя в работе трудовых экологических отрядов, экологических и туристических походах. Трудовые экологические отряды действовали с сентября 2009 по июль 2010г., цель работы которых подготовка (сбор, сортировка, проверка на всхожесть семян) семенного фонда для выращивания рассады на озеленение города, уборке территорий ДЭБЦ и Аллеи Славы, а также на  строительстве снежных фигур на территории Центра. С февраля по апрель ребята заняты работой по выращиванию рассады для озеленения объектов города. Если в мае-июле 2009 г. в трудовом экологическом отряде «Цветочная академия» трудились 10 детей в возрасте 11-13 лет и 74 подростка в возрасте 14-17 лет, то в мае – июле 2010 г.  трудятся только  67 подростков в возрасте 14-17 лет, занятых на озеленении объектов города: территорий городской и районной администраций, ОАО «Ленабамстрой»,  площадей: ГДК «Речники», фонтана мкр. «Лена», мемориала участникам ВОВ, аллеи Героев, ЗАГСа.  Материальную поддержку несовершеннолетних, занятых на трудовых работах осуществляет ГУ ЦЗН г. Усть-Кута. В июне 2010г. подростки получили материальное вознаграждение в размере 1 тыс. рублей, предоставленное руководством ООО «Гостиница Лена».  Кроме этого на базе ДЭБЦ, по инициативе отдела по молодежной политике администрации МО «Город Усть-Кут» и городской Думы в июле созданный из 20 человек в возрасте 14-20 лет молодежный трудовой отряд работал на благоустройстве и санитарной уборке города. В летний период 2010 года исследовательскую работу в экологических школах, многодневных и однодневных походах осуществили  65 обучающихся объединений ДЭБЦ. Ребята побывали на Слюдянских озерах Северного Байкала, приняли участие во II Байкальской международной экологической школе, действующей на территории Байкальского заповедника.  Совершили экотуристический переход по маршруту Усть-Кут – Турука – о.Банный – Турука – Усть-Кут. Курс практических занятий  при Лимнологическом институте (п.Листвянка) освоили обучающиеся занимающиеся по апробации учебника «Байкаловедение».

Педагоги центра в 2090-2010 учебном году  вели планомерную работу, направленную на оздоровление учащихся. В течение года коллективы объединений выезжали на лыжную базу  СОЦ, горячие источники Гоуджекит, совершали выходы в бассейн, в лес, на природу, проводили спортивные мероприятия и игры на свежем воздухе.  В летний период ребята трудились в экологическом трудовом отряде «Цветочная академия», занятом на озеленении микрорайонов города, отдыхали и занимались исследовательской работой в многодневных и однодневных походах по родному краю, в район Слюдянских озер и Байкальского заповедника.

10-11

В детском Эколого-биологическом  центре в 2010-2011 учебном году  велась планомерная работа, направленная на оздоровление учащихся:  посещение учащимися  бассейна, выезды на лыжную базу,  выходы в лес, проведение спортивных мероприятий и игр на свежем воздухе. Большая работа проведена и в летний период, в ходе которой ребята не только отдыхают и оздоравливаются,  но и  изучают флору и фауну  Усть-Кутского района. Иркутской области. Так,   исследовательскую работу в экологических многодневных и однодневных походах проводили   95 учащихся объединений ДЭБЦ, что составило 4,7% от общего количества обучающихся.. Ребята побывали и  на Слюдянских озерах Северного Байкала;  приняли  участие в III Байкальской международной экологической школе, действующей на территории Байкальского заповедника; совершили экотуристический переход до о. Банного в районе д. Турука; прошли курс обучения по байкаловедению при Лимнологическом институте (п.Листвянка).  

       Одной из форм оздоровления является организация трудовой занятости  ребят. В  2010 – 2011 учебном году трудовая бригада действовала с сентября 2010г. по июнь 2011 г.  В перечень работ  бригады входили подготовка (сбор, сортировка, проверка на всхожесть семян) семенного фонда для выращивания рассады на озеленение города, уборка территорий ДЭБЦ, отделения «Росинка», мемориала Родина –мать, сквера боевой и трудовой славы. С февраля по апрель ребята заняты работой по выращиванию рассады для озеленения объектов города. В силу сложившихся обстоятельств в мае 2011г. сократились объекты для озеленения.  Если в  прошлое лето 2010 г. озеленялось 7 объектов, то летом 2011 г. - на 2 объектах и  благоустройстве сквера боевой и трудовой славы было занято 40 подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Кроме этого на базе ДЭБЦ в июле на благоустройстве и санитарной уборке города  действовал молодежный трудовой отряд, созданный при отделе по молодежной политике администрации МО «город Усть-Кут».

       Всего летним оздоровительным отдыхом  было охвачено 135 человек, что составило  6,7 % от общего числа обучающихся   центра.

       Педагогами центра проводится   работа, направленная на профориентацию учащихся. В течение учебного года педагоги ребята художественно-эстетического отдела занимались по элективным курсам, содержащим  профориентационное значение. Ребята познакомились с профессиями актера, гримера, костюмера, дизайнера, художника, осваивали народные промыслы. Занимаясь по УМК «Учусь общаться» Дзятковской Е.Н., юннаты выступали в роли юристов, изучая законы о защите животных и ответственность за преступления  против человека.

В центре и его отделении «Росинка» есть замечательные уголки живой природы, которые постоянно пополняются и обновляются. Своих четвероногих друзей посещают учащиеся объединений ДЭБЦ, ребята из ДОУ № 8, 24, 39, ученики СОШ №  4, 3, 6, 2, 10.  Они знакомятся с обитателями живого уголка, узнают о правилах ухода за ними  и условиями содержания животных в домашних условиях.

Традиционно в отделении «Росинка»  в осенний период проводятся выставки комнатных растений. Посетители могли увидеть разнообразие цветочного мира, получить консультацию по разведению и уходу за комнатными растениями.

В течение учебного года юннаты совершают экскурсии в городской краеведческий музе, музей народного образования, в лес, на берег реки Лена (Рис. 32).

С декабря 2007 г. (Эксперимент)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные технологии на занятиях объединения "Соседи по планете" МОУ ДОД ДЭБЦ УКМО

Технологии, которые мною используюися на занятиях с детьми....

Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации учебной деятельности

Долгие годы бытовало мнение, что организация группового труда на занятии невозможна, так как она носит глубоко индивидуальный характер. Этот взгляд на характер обучения объясняется несколькими причина...

Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, которы...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....

Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности

Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...