Профориетация: в шутку и всерьез. Игротренинг для детей 13-14 лет
методическая разработка (7 класс) по теме

Соколова Галина Евгеньевна

Данное мероприятие рекомендовано для детей 13-14 лет. Оно позволит развить осознанное отношение у подростков к своему профессиональному будущему. Разнообразные задания, загадки, игры, упражнения, сделают игротренинг интересным, познавательным и веселым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профориентация: в шутку и всерьез.

(игротренинг)

Цель: развитие осознанного отношения у подростков к своему профессиональному будущему.

Предварительная подготовка: разработка конспекта, подготовка наглядного демонстрационного и раздаточного материалов, аудиосредств.

Наглядный демонстрационный и раздаточный  материалы: игрушка-символ, листы формата А3, цветные карандаши, карточки с заданиями для профориентационных  игр.

Ход тренинга.

В: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о профессиях. Всегда кажется, все профессии на виду, а вот и нет! Многие профессии мы не знаем. Так как же тогда выбрать занятие по душе, когда придет время? Нужно узнать как можно больше информации  о профессиях. Ну что же, в путь!

Я предлагаю вам для начала разминку.

1 задание. Я читаю вам стихотворение, а вы называет профессии, там, где я делаю паузу.

Профессий всех не сосчитать!

А вы какие можете назвать?

Поезд водит ….                                                   (машинист)

Пашет в поле…..                                                   (тракторист)

Самолетом правит….                                          (летчик)

Клеит книжки…..                                                 (переплетчик)

В школе учит нас….                                            (учитель)

Строит здания….                                                 (строитель)

Красит стены нам….                                           (маляр)

Столы делает….                                                  (столяр)

Песни нам поет ….                                              (певец)

Торговлей занят….                                               (продавец)

На станке ткет ткани….                                        (ткач)

От болезней  лечит….                                            (врач)

Лекарства выдаст нам….                                       (аптекарь)

Хлеб печет в пекарне…                                         (пекарь)

Нарисует нам …                                                     (художник)

Сапоги сошьет…                                                    (сапожник)

Нам печку сложит на зиму…                                 (печник)

Обслужит в поезде нас….                                      (проводник)

Потушит вмиг пожар…                                        (пожарный)

На крайнем Севере работает…                              (полярник)

С другого языка переведет ….                                 (переводчик)

Исправит кран…..                                                   (водопроводчик)

Часы чинит….                                                        (часовщик)

Грузит краном….                                                    (крановщик)

Рыбу ловит….                                                          (рыбак)

Служит на море…                                                    (моряк)

В машине возит груз…                                            (шофер)

Хлеб убирает…                                                          (комбайнер)

В доме свет провел…..                                            (электрик)

В шахте трудится ….                                                 (шахтер)

В жаркой кузнице….                                                 (кузнец)

Кто все знает – молодец!

2. Упражнение «Имя и профессия»

В: Я предлагаю вам представиться по имени и назвать профессию, которая начиналась бы с буквы вашего имени. (Если участник теряется, то он может попросить подсказки у остальных). Мы будем передавать мяч друг другу, называть профессию.

- В чем были затруднения?

В: В профессиональной деятельности бывают проколы, когда специалист попадает в критическую ситуацию, выбраться из которой можно, только используя свое воображение, творчество  и фантазию. Готовы ли вы к этим ситуациям, мы сейчас посмотрим.

3.Упражнение «Что у меня на спине?» 

Участники сидят по кругу. У меня в руках несколько карточек, на которых написаны названия профессий. Я прикалываю карточку на спину одного из участников так, чтобы тот не видел, что на ней написано. Остальные должны с помощью мимики и жестов объяснить участнику группы что написано на карточке, а задача участника – угадать название профессии.

-Какие затруднения вы испытывали?

В: спасибо вам за творчество, и теперь мы переходим к обсуждению правил работы в процессе тренинга. Я могу предложить вам некоторые из них:

-доверие;

-общение по принципу «здесь и сейчас»;

-недопустимость оценок в адрес другого;

-активное участие во всех упражнениях;

-уважение к говорящему.

4.Упражнение «Профессия и образ»

В: сегодня мы все чаще и чаще слышим названия новых профессий, возможно, вы с ними знакомы, но если нет, то какие образы возникают у вас, когда вы слышите названия следующих профессий: косметолог, имиджмейкер, мерчендайзер, дизайнер, декоратор, маркетолог,reception.

Косметолог – врачебная специализация,как правило, связана с умением определить тип кожи человека, назначить процедуры по уходу за ней. Специалист данной профессии должен знать болезни кожи и методы их лечения, уметь поставить диагноз и предложить варианты лечения. Современный косметолог должен владеть практически всеми методами терапевтической косметологии по лицу и телу: массажем, аппаратной косметологией.

Имиджмейкер – специалист, который создает не только внешне приятный облик человека (прическа, стиль, одежда), но и изменяет самого человека (манеры, речь, пластика). Также он отвечает за разработку текстов, сценариев, организацию выступлений, прорабатывает все до мельчайших деталей. Обычно это люди с квалификацией психолога, специалиста по ПИАР-технологиям.

Мерчендайзер –. специалист по продвижению продукции в розничную  торговлю. Обеспечивает наличие товара, выясняет причины залеживания, следит за расположением товара на полках и витринах магазина, оформляет торговый зал, проводит рекламные акции, корректирует розничные цены.

Дизайнер -  разрабатывает художественно-конструкторские проекты помещений, оборудования, мебели и др. объектов. Совершенствует уже созданные объекты.;

Декоратор- специалист по убранству зданий, помещений. Художник, занимающийся художественным оформлением  театральных постановок, съемок, представлений средствами живописи, графики, архитектуры, освещения и постановочной техники.

Маркетолог специалист по маркетингу (эффективной организации производственных и сбытовых мероприятий от закупки сырья до обслуживания покупателя). Изучает, прогнозирует и формирует спрос: на товары, услуги.

Reception  (прием, получение)-специалист по приему телефонных сообщений и посетителей, в русском языке встречается профессия секретарь.  Требования к кандидату: приятный голос, внешние данные, навыки делового общения, умение пользоваться оргтехникой (ксерокс, факс, компьютер, интернет).

5.Упражнение «Символ моего дела»

Ведущий предлагает участникам объединиться в тройки и создать символ своего будущего профессионального дела, как если бы они были владельцами компании. Но для начала необходимо выбрать геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник,  прямоугольник), в ней и будет красоваться символ. Цвета можно использовать любые. Но есть одно условие: символ должен отражать содержательную сторону деятельности фирмы, то есть отвечать на вопрос, какие услуги представляет фирма.

Время работы 10 мин. Затем символы фирм собираются, перемешиваются, и каждому участнику группы предлагается высказать свои предположения относительно того, что производит фирма и чья это фирма.

В: Как видим, фирм у нас много и все они разнообразны, затрагивают различные сферы человека, но люди каких профессий работают в этих фирмах? Я предлагаю нам с вами продолжить путешествие в мир профессий.

6. Игра «Нужные люди»

Ведущий предлагает участникам разбиться на три группы. Каждая группа получает свое задание, но все должны составить  список профессий, которые необходимы в какой-либо сфере деятельности.

ВАРИАНТЫ:

  • -список профессий для фирмы, занимающейся производством хлебобулочных изделий;
  • -список профессий для фирмы, занимающейся производством кирпича;
  • список профессий для фирмы, занимающейся
  • -список профессий для фирмы, занимающейся строительством жилых домов;
  • -список профессий, занимающейся производством морских и речных судов.

Время на работу 7-10 минут. Затем от каждой подгруппы выходит один представитель и зачитывает список тех профессий, которые были составлены ими. Другие подгруппы после заслушанного списка могут  дополнить перечень.

Рефлексия. Вкакой сфере деятельности им было сложнее перечислить профессии, а какая была более полно раскрыта; что вызывало наибольшуютрудность; каким образом участники справлялись с заданием.

7.Игра «Трудоустройство сказочных героев». Ни для кого не секрет, чтобы найти место работы, нужно уметь себя презентовать окружающим, а именно – работодателям. Задача наша – трудоустроить сказочных героев:

  • Дюймовочку;
  • Незнайку;
  • Конька-Горбунка;
  • Змея- Горыныча;
  • Царевну-лягушку;
  • Колобка;
  • Бабу-Ягу;
  • Чебурашку;
  • Василису Прекрасную.

В:  Наш игротренинг подошел к концу. Возможно, вам есть что сказать мне и окружающим вас одноклассникам. Участники по очереди высказывают свои ощущения, чувства по поводу проведенного тренинга, а также свои пожелания или мысли, которые посетили вас во время занятия. Я благодарю всех за участие. Вы были активны, находчивы, проявили свою любознательность, знания о мире профессий. Я желаю , чтобы эти знания помогли вам в жизни, помогли в выборе профессии по душе, которая принесла бы вам только положительные эмоции и успех в жизни.

Занятие состояло из тренинговых игр и упражнений. В ходе игротренинга воспитанники получили информацию о новых профессиях, учились отгадывать их с помощью мимики и жестов, трудоустраивать сказочных героев, создавать на листе бумаги символ своего будущего профессионального дела.  На занятии царила дружеская атмосфера, доверие, уважительное отношение друг к другу. Все были активны, находчивы, проявили свои творческие способности, любознательность, знания в мире профессий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по русскому языку "И в шутку и всерьез"

Викторина  содержит разнообразные занимательные  задания по темам "Стили речи" и "Лексика и фразеология". Целью мероприятия является развитие речи учащихся, повышение мотивации изучения указ...

Поговорим о Пушкине в шутку и всерьез!

Развернутый план урока литературы по творчеству А. С. Пушкина. На данном уроке обобщаются знания детей о детстве, юношестве, семейной жизни А. С. Пушкина, показываются точки соприкосновения жизни и тв...

Веселые сценки из школьной жизни "И в шутку и всерьез"

Сценки из школьной жизни могут быть изпользованы  в сценариях школьных мероприятий....

Коррекционное занятие. "О вредных привычках в шутку и всерьез"

Занятие посвящено профилактике алкогольной и наркотической зависимости несовершеннолетних-тема очень актуальная на сегодняшний день....

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11-ых КЛАССОВ Тема: "ХИМИЯ, ФИЗИКА, БИОЛОГИЯ - И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ"

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11-ых КЛАССОВТема: "ХИМИЯ, ФИЗИКА, БИОЛОГИЯ - И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ"Цель: последний урок в школе должен стать памятным для выпускников....

Сценарий мероприятия "И в шутку и всерьез"

Сценарий для проведения внеклассного мероприятия...