Районный психолого-педагогический семинар: «Строим дом своего здоровья».
материал (7 класс) по теме

 Групповая дискуссия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              МОУ «СОШ №5» г. Валуйки.

Районный психолого-педагогический семинар

« Строим дом своего здоровья». Групповая дискуссия.

Алимова Ольга Николаевна,

педагог-психолог.

2011-2012 уч.год

Цель мероприятия: формирование ценностного отношения школьников к своему здоровью.

Задачи:

1.Актуализировать понятие «здоровья».

 2. Сформировать позитивное отношение к своему здоровью.

3. Моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к здоровью.

 4. Создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы.

5. Создать условия для развития навыков использования Интернет - ресурсов.

Используемая методическая литература: 

  1. Иванова Л. Забота об окружающей среде – забота о здоровье /Л.Иванова// Воспитание школьников. – 2003. - №10. – С.47-51.
  2. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников/М.И.Шилова//Классный руководитель. – 2000. №6. – С.33-40.
  3. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников/М.И.Шилова//Классный руководитель. – 2000. №6. – С.33-40
  4. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с.
  5. Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков. // Валеология. №3. 2003. С.45-53.
  6. Сериков В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология. – Волгоград: «Перемена», 1998. – 150с.

Используемое оборудование: 

компьютер,

мультимедийный проектор,

Используемые ЦОР: 

http://yandex.ru/   Фото, картинки.

http://rodn-I-k.narod.ru/ - сайт «Сам себе помоги».

Краткое описание: 

Анкетирование учащихся 5-х – 9-х классов показало, что школьники понимают необходимость здорового образа жизни: 75% учащихся имеют высокий уровень позиционирования ценности «хорошее здоровье» в ряду других личностных ценностей, только 57% детей отмечают соответствие своего распорядка дня требованиям ЗОЖ. В то же время у 25% школьников отсутствует или недостаточно проявляется понимание роли собственной поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья. При этом важно не упустить время, когда  работа с детьми «группы риска» в этом направлении будет эффективной. Только 42% учащихся отмечают личностную значимость целевых школьных мероприятий, направленных на формирование их образа жизни. При этом заинтересованность учащихся снижается с возрастом: об интересе к мероприятиям, направленным на решение проблемы здорового образа жизни, заявили 91% учащихся 5-х классов и 65% 9-тиклассников. Хочу поделиться разработкой групповой дискуссии «Строим дом своего здоровья».

 

Ход мероприятия:

1.    Организационный момент.

2.    Вступительное слово учителя.

 УЧИТЕЛЬ:    СЛАЙД 1

                Дорогие ребята! Уважаемые гости! Здравствуйте!

Когда люди, приветствуя друг друга, говорят «Здравствуйте!», они желают здоровья всем и каждому.

Наше занятие я хочу начать с притчи.

       

Видеоролик (слайд 2). В одной сказочной  стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нём жил правитель, у которого было 3 сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя – сыновья часто болели. Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил:  «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: "Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях".

       Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для всех детей страны. С тех пор жители страны были здоровы.

 

 УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы узнаем, от чего зависит здоровье человека и как его можно сберечь, другими словами сегодня мы будем учиться строить дом своего здоровья. 

УЧИТЕЛЬ: СЛАЙД 3

Дорогие ребята, тема нашей дискуссии: «Строим дом своего здоровья».

Звучит тихая музыка. 

УЧИТЕЛЬ: Вы любите жизнь? Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой.

А что такое хорошая жизнь?

СЛАЙД 4

         УЧИТЕЛЬ: Поразмышляйте об этом, пожалуйста, У вас на столах лежат листы, на которых написаны фразы, каждый запишите продолжение фразы: «Счастливая жизнь – это…». Запишите те понятия, которые, по вашему мнению, характеризуют счастливую жизнь (работаете 2-3 мин). Обсудите в группах эти записи и расставьте их по степени значимости.

Первых три понятия, которые вы выделили – самые значимые для вас.

Учащиеся записывают те понятия, которые, по их мнению, характеризуют счастливую жизнь (работают 2-3 мин). Затем ведущий предлагает обсудить в группах эти записи и расставить их по степени значимости. Первых три понятия, которые вы выделили – самые значимые для вас.

СЛАЙД 5 (природа)

УЧИТЕЛЬ: Я предполагаю, что один из пунктов - это ЗДОРОВЬЕ!

СЛАЙД 6

УЧИТЕЛЬ: Существует несколько трактовок понимания здоровья:

- здоровье – это отсутствие заболеваний;

- здоровье - умение человека осознавать свои потребности и удовлетворять их.

УЧИТЕЛЬ: А какой смысл в понятие «здоровье» вкладываете вы?

( Ответы учащихся) 

Возможные ответы  учащихся: «Это когда о нем не вспоминаешь», «Здоровье – это хорошее самочувствие», «Это то, о чем начинаешь заботиться, когда оно наполовину  утрачено».

УЧИТЕЛЬ: Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания.

СЛАЙД 6  . «Здоровье – это…»

УЧИТЕЛЬ: Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что "… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов".

                      Главное в жизни – это здоровье!

                      С детства попробуйте это понять!

                      Главная ценность – это здоровье!

                      Его не купить, но легко потерять.

УЧИТЕЛЬ: Итак, мы начинаем наш диалог, правила его вам хорошо известны.

Главное из них - не устранятся, не отмалчиваться, даже если ты один против всех. Прочитаем их на доске.

Слайд 7 «Правила дискуссии».

УЧИТЕЛЬ: СЛАЙД 8,9. «Виды домов».

Представим себе красивый и добротный дом. Все в нем ладно, и построен он на века. Если мыслить образно, то наше здоровье можно представить в виде дома, который сейчас постепенно строит каждый из вас.

Каким он будет – кривым, покосившимся или, на зависть окружающим, крепким и долговечным? Решать вам.

СЛАЙД 10 . 

УЧИТЕЛЬ: Давайте попробуем построить дом нашего здоровья вместе.

Начнем с подготовки места под строительство.

Основное содержание мероприятия.

С          СЛАЙД  11 Этап 1.Стоит ли строить?

 УЧИТЕЛЬ:

 Предлагаю вам поспорить.  Стоит ли строить?

Для этого разделимся на два лагеря «Зачем?»  и «Нужно!». 

СЛАЙД  12   Лагерь «Зачем!» - это я, Лагерь «Нужно!» - это вы.

Лагерь «Зачем!» - уверяет всех, что все зависит от природы, и не надо ей мешать.

Лагерь «Нужно!»- предлагает доводы, зачем  надо заботиться о своем здоровье.

Обсудите вместе и предложите по несколько доводов своей позиции.

На экране высветятся мои аргументы того, что мы бессильны что- либо изменить, ваша задача - выбрать из предложенных вариантов ответ и доказать на примере.

Слайд  13  «Если человек родился болезненным, ни к чему сохранять здоровье».

Карточка 1

  • Если закаляться, заниматься физкультурой, можно побороть все болезни.

Больше спать, отдыхать – всё будет в порядке.

УЧИТЕЛЬ: Суворов в раннем детстве он был хилым и болезненным, что не помешало ему после работы над собой стать сильным и уважаемым полководцем.                                         

Слайд14   «Экология современная все равно не позволит быть здоровыми».

Карточка 2

  • Уехать жить на те места, где экология безопасна
  • Экологию можно восстановить, а здоровье беречь при любой экологии

      УЧИТЕЛЬ: Но ведь и при этом условии одни люди живут гораздо дольше других.

Слайд 15   «Приходится так много учиться и работать, что не до здоровья».

Карточка 3

  • Труд и учеба не будут мешать здоровью, если заниматься собой и физически и духовно.
  • Больше спать, часто отдыхать - всё будет в порядке

 УЧИТЕЛЬ: Многие болезни заложены в генах. Кроме того, не все мамы, ждущие ребенка, понимают, что хорошо для него, а что плохо.

Слайд16   «Продукты современные сделаны искусственно, стоит ли думать о здоровье».

Карточка 4

  • Вредную пищу не надо употреблять. Это зависит от нас.
  • Все продукты производить самим.

УЧИТЕЛЬ: Здоровая пища вовсе не дороже, чем привычная для многих. Просто в ней больше овощей, фруктов, молока.

Слайд 17.  (заставка море)

Вывод: Молодцы, вы доказали, что человек сам хозяин своему здоровью.

Мы должны строить своё здоровье.

 

Этап 2. Заложим фундамент.

Слайд 18.  «Фундамент»

Слово учителя.

 Итак, мы подготовили, «расчистили» место и начинаем закладывать фундамент. Но, прежде чем решить, какой материал будет составлять его, давайте перечислим, что же влияет на  здоровье человека?

 СЛАЙД 19  Работа в группах. Прочитайте задание.

 Конверт №1 Вам  даны слова, выберите, пожалуйста, те, которые считаете, что влияют на здоровье человека.

(наследственность, образ жизни, окружающая среда,  качество медицинских услуг, праздники, режим, питание, настроение).

Правильно. Мы их объединим  в следующие группы.

 (Слушая соперников, чтобы получился спор).

Слайд 20. 

Ответы учащихся: Наследственность

                                Образ жизни

                                Окружающая среда

                                 Качество медицинских услуг

Слово учителя.

Что же из перечисленного составляет фундамент здоровья? (наследственность)

Правильно, вы сошлись во мнении, что это – наследственность.

СЛАЙД 21   

Слово учителя.

Закладываем первый камень, этот «камень»  фундамент дома нашего здоровья «наследственность» (продолговатый фрагмент, на котором написано «наследственность»).

СЛАЙД 22

 Слово учителя.

В нашем классе работала  творческая группа учащихся «Корни».

Они подготовили сообщения о влиянии наследственности на здоровье человека.

1 учащийся. Статистика свидетельствует, что долголетие дедушки и бабушки (не менее 85 одного из них и не менее 80 – двух) повышает шансы внуков на срок жизни, превышающий среднестатистический. Скоропостижная смерть одного из этих прародителей в возрасте до 50 лет от сосудистых или онкологических заболеваний говорит о необходимости профилактики этих заболеваний у потомков.

2 учащийся. Полезно поинтересоваться и здоровьем родственников старшего поколения, т.к. предрасположенность ко многим заболеваниям передается по наследству. Например, гипертония, диабет, рак. Другой пример: медики считают алкоголизм болезнью, предупреждая, что склонность к злоупотреблению спиртными может наследоваться. Что это значит? Говоря бытовым языком, человек быстрее втягивается в пьянство и спивается. Это обусловлено особенностями биохимических процессов в его организме. Однако предрасположенность и предопределенность - понятия разные. Реализация генетической программы зависит от целого комплекса условий. В рассматриваемом случае она корректируется соответствующим образом жизни.

Спасибо за интересные и познавательные сообщения.

 

СЛАЙД  23  Этап 3. Продолжим строительство.

Слово учителя. 

Итак, мы заложили начало дома. Чтобы продолжить строительство, надо решить, что будет главным строительным материалом. Ваши версии, что может быть кирпичиками здоровья.  (режим труда, режим отдыха, движение, здоровое питание, настроение, здоровый сон, закаливание, игры на компьютере, долгие прогулки на улице).

СЛАЙД  24  (заставка цветы)

Слово учителя. 

Что составляет  основу здоровья? Кирпичики здоровья? Правильно, образ жизни.

Ребята выдвигают версии, что может быть кирпичиками здоровья. Если не догадаются, то подвести, что основа здоровья – образ жизни.

Слово учителя. 

Сейчас мы узнаем, что в вашем понимании входит в понятие здорового образа  жизни? Итак, работа в группах. Конверт №2. Читаем задание.

  1. Слайд 25.

Работа в группах.

Задание: ваша задача – из предложенных вариантов выбрать кирпичи, которые составляют образ жизни человека: режим труда, режим отдыха, движение, здоровое питание, настроение, здоровый сон, закаливание, игры на компьютере, долгие прогулки на улице.

  1. Высказываются версии, в итоге формируется схема
  2. СЛАЙД  26

П Слово учителя. 

  1. Посмотрите на экран. Давайте ещё раз прочитаем, что  составляет образ жизни человека. Из каких кирпичей будут наши стены.
  2. Режим труда и отдыха
  3. Двигательная активность
  4. Здоровое питание

Регуляция эмоционального состояния (хорошее настроение)

 

Слайд 27.

Слово учителя. 

А сейчас послушайте сообщения учащихся.

Рубрика «Это интересно».

1-ый ученик. Американские медики разработали тест «Доживете ли вы до 70?», который дает возможность оценить факторы риска различных видов образа жизни человека. Ученые собрали большой фактический материал и сделали выводы относительно влияния некоторых особенностей образа жизни человека на его долголетие. Оказалось, что физический труд, в отличие от умственного, прибавляет несколько лет жизни. Спорт также увеличивает ее продолжительность. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто игнорирует физические нагрузки или обращается к спорту лишь эпизодически.

 

2-ой ученик. Длительный сон (свыше 10 часов в сутки) отрицательно влияет на продолжительность жизни, сокращая ее на 4 года по сравнению с 7-8-часовым сном, что объясняется снижением двигательной активности, а значит, и ухудшением кровообращения. Доказано, что агрессивные люди вспышками гнева укорачивают свой век, тогда как спокойные – удлиняют его благодаря собственной уравновешенности. Разница в продолжительности жизни этих двух категорий лиц составляет шесть лет. На продолжительность жизни отрицательно влияют курение, употребление наркотиков, алкоголя, положительно влияет образование: среднее удлиняет ее на год, высшее – на два. Образование развивает интеллект и культуру, которые влияют на всю организацию жизни человека.

  Слово учителя. 

Спасибо за интересные и познавательные сообщения.

Слово учителя. 

Ребята, я вам предлагаю с помощью теста проверить, как принятый вами образ жизни влияет на ваше здоровье.

Слайд 28  . Тест «Я – забота о здоровье».

Слово учителя. 

Каждому из вас надо ответить на вопросы теста, подсчитать балловую оценку и самим оценить результат.

Каждый положительный ответ оцените в 5 баллов.

У кого 40 баллов? Мы на вас будем равняться.

  СЛАЙД  29  

 Учитель: Ребята, правдиво ли утверждение: «Правильное питание – первый шаг к здоровью». Сейчас мы это докажем.

Я вам предлагается побывать в роли диетологов. В последние годы эта профессия становится модной и высокооплачиваемой. И как знать, может кто-то из вас выберет эту профессию в будущем и прославится, как знаменитый диетолог.

    СЛАЙД  30

Работа в группах.

 Конверт №3  На столе у каждой группы имеется конверт, в котором представлены изображения разных продуктов (мясо, рыба, яйца, творог, грибы, мёд, шоколад, сдоба, молоко, сыр, ягоды, яблоки, бананы, апельсины, лимоны и другие)

    

    Задание: Попытайтесь распределить их по следующим принципам, обосновывая свой выбор.

Каждая группа должна  распределить  продукты на три части:

·         те,   которые необходимо включать в рацион с осторожностью,

·          те, которые давать ребёнку не рекомендуется

·         те, присутствие которых должно быть обязательным.

1)      Группа делает отбор для ребенка 3-5 лет

2)      Группа - для школьника среднего и старшего звена.

3)      Группа – пожилого человека.

Время выполнение задания: 5-7минут.

Слово учителя. 

Ребята, выскажите своё мнение и обоснуйте сделанный выбор.

Ученики одной из групп после выполнения задания высказывают своё мнение и обосновывают сделанный выбор. Другие группы дополняют ответ.

    Слово учителя. 

А сейчас давайте поведём итог. И это сделает ученик нашего касса – спортсмен, может, в будущем медик.

Медик  подводит итог:

СЛАЙД  31

Действительно, рацион питания человека в разном возрасте различен.

Детям дошкольного возраста не рекомендуется резко вводить в рацион такие продукты как грибы, мёд, ягоды, фрукты и овощи красной окраски, так как она могут вызвать аллергию у ребёнка.

Обязательно в рационе должны присутствовать молочные продукты, нежирные сорта мяса, рыба, овощи и фрукты, натуральные соки.

До трёх лет лучше совсем не давать ребёнку шоколад и шоколадные конфеты.

Детям школьного возраста нельзя острое, жирное, газированные лимонады, чипсы, гамбургеры. С осторожностью нужно употреблять какао. В рационе должно быть достаточно овощей и фруктов,  натуральных соков.

У взрослых в зависимости от вида деятельности суточная потребность в калорийности продуктов разная. Она зависит от того, физически или умственно работает человек, имеются ли у него хронические заболевания.

При отсутствии аллергии и противопоказаний все продукты в умеренном количестве можно и нужно употреблять.

Пожилым людям для укрепления костей необходим кальций, источником которого являются молочные продукты, рыбу, мясо. Лучше ограничивать приём сладкого. Кушать больше овощей и фруктов,  натуральные соков.

Таким образом, пищевой рацион должен соответствовать энергетической потребности организма в том или ином возрасте, содержать достаточное количество пищевых веществ с определенным — сбалансированным — соотношением между ними.

Слайд 32 Медик: Ребята, я вам предлагаю гимнастику для глаз, воизбежания переутомления глазного яблока. Глазами вы повторяете движения предметов, голова неподвижна.

Слайд 33 (заставка продукты).

Учитель:  Ребята, вы отдохнули, а теперь принимаемся за работу.

А как вы думаете, имеет ли значение цвет продуктов для сохранения и укрепления нашего здоровья?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель: Цвет продуктов может не только создать хорошее настроение, но и сохранить здоровье.

  

Следующий этап нашей с вами работы домашнее задание связан с сайтом «Сам себе помоги».

Слайд 34  . http://rodn-I-k.narod.ru/ «Сам себе помоги».

Учитель: На прошлом занятии вы выходили на главную страницу сайта.

     Далее переходили по ссылке «Здоровье без лекарств». На этой странице выбирали строчку «Цвет продуктов лечит».

Домашнее задание: найти информацию о том, как влияет цвет продуктов на состояние организма человека. Какие продукты полезны для поддержания творческого состояния организма, для укрепления памяти, для концентрации внимания, для повышения работоспособности и хорошего настроения?

Учитель: Я предлагаю вам обменяться полученной информацией.

Ученики делятся друг с другом новой информацией (Презентации детей).

 

Учитель: На мой взгляд, прозвучали интересные и малоизвестные факты.

Таким образом, к «фундаменту» мы можем добавить ещё четыре «блока»- это  «Образ жизни», которые составят «стены» нашего дома здоровья.

  СЛАЙД 35  Высвечиваются слайды, по кирпичикам  строящие основы стен  дома.

СЛАЙД 36   Этап 4. Ребята, мы почти у цели. Но чего-то не хватает в нашем доме?

Слово учителя.  Крышей нашего «дома» будет окружающая среда.

А теперь поговорим о влиянии на здоровье окружающей среды. У нас работала творческая группа «Экологи». Они подготовили сообщения об экологии: дома и за пределами дома.

СЛАЙД  37 (Сообщения учащихся об экологии дома и за пределами дома.)

 

•         1 учащийся. 

- Ученые отмечают, что опасными загрязнителями воздуха в помещениях являются древесно-стружечные плиты, из которых обычно делается мебель. Их изготавливают из измельченной древесины и склеивающих составов. В качестве связующего материала широко применяются пену или аминопласты, которые выделяют формальдегид – вещество, вызывающие аллергию. С течением времени поступление формальдегида в окружающую атмосферу уменьшается, поэтому старая мебель экологичнее. Опасны также продукты неполного и полного сгорания, испарения жидких моющих веществ, клеев, освежителей, сигаретный дым. В водопроводной воде нередко присутствуют фенолы, тяжелые металлы и другие загрязнители. Не случайно в наш быт вошли водоочистительные фильтры. Чернобыльская авария стоила жизни и здоровья многим людям. Только заболеваемость раком щитовидной железы среди детей на загрязненных радионуклидами территориях в 5-10 раз. а лейкемией в 2-4 раза выше среднего. Учитывая ухудшение экологии, ученые сегодня говорят уже о стратегии выживания человечества.

•         Не менее опасно электромагнитное излучение. В помещении электромагнитные волны излучают телевизоры, компьютеры, СВЧ – печи, сотовые телефоны. При покупке предпочтение отдавайте приборам с низкой мощностью и жидкокристаллическими дисплеями. Факторами риска являются и громкие звуки, разрушающие нервную систему, могущие привести к нарушению сна.

Экология дома - это и правильный подбор растений, и дизайн, и отношения, которые складываются между людьми, это и мысли и душевное состояние каждого человека.

 

2 учащийся. 

-А теперь выйдем за пределы вашего дома. С какими факторами риска может столкнуться здесь человек?

Ответы учащихся:

Слайд   38. « Факторы загрязнения окр. среды».

Загрязнение воздуха, водоемов

•         Замусоренность территории

•         Загрязнение почвы

•         Уменьшение площадей зеленых насаждений

•         Стихийные автостоянки

•         Шум

•         Радионуклиды

Автомобили стали главными загрязнителями окружающей среды в городах. В выхлопных газах содержатся угарный и углекислый газ, двуокись азота, агрессивные окислители, тяжелые металлы. Воздушное пространство загрязняют ТЭЦ, работающие на угле, который часто содержит много серы и является причиной кислотных дождей. Растворенная в капельках атмосферной влаги серная кислота попадает в дыхательные пути и вызывает различные нарушения в их деятельности. Так, в Лондоне в 1952 году от «черного тумана» (капли кислотного дождя +взвешенная пыль) заболели десятки тысяч человек, 4000 умерли.

 

Слайд 39

Учитель: Таким образом, крышей нашего «дома» будет окружающая среда, что символизирует защищенность человека в случае разумного отношения к ней.

Прикрепляется к дому фрагмент в форме крыши, на котором написано «окружающая среда». Этот фрагмент символизирует защищенность человека в случае разумного отношения к ней. 

Слово учителя. 

Ребята достроен ли наш дом? Чего не хватает в доме? (окна)

Правильно.  Символическими окнами нашего дома будет - медицина.

Слайд   40 «Медицина».

Учитель: Мы сегодня не можем обсуждать  качество медицинских услуг как компонент здоровья. Сейчас мы ничего не можем изменить. Но в будущем, возможно, вы станете политиками, государственными деятелями или просто активными гражданами, могущими заявить свое мнение, высказать позицию. Тогда вы обязательно должны будете делать что-то в этой сфере, потому что в ней далеко не все в порядке.

Слайд   41

 А в нашем символическом доме хорошее медицинское обслуживание мы обозначим окнами, потому что они открывают человеку возможность увидеть новые подходы к лечению болезней и поддержанию организма в нормальном состоянии на долгие годы.

Учитель: Ребята у нас получился замечательный дом!

Подведение итогов.

Учитель: Итак, мы завершили наш диалог, построили  «дом здоровья». Пусть он будет крепким, надежным и долговечным.

Слайд 42

 Закончить занятие  я хочу изучением общественного мнения: каждому я раздам заготовки контуры лица, на котором нарисованы только глаза.

    Задание: нарисуйте  различные выражения лица.

(чем шире улыбка, тем больше уверенности в завтрашнем дне и в свои силы). 

Я предлагаю вывесить рисунки на доске. Слайд 43

Слайд 44 Уважаемые ребята!  Я надеюсь, что «ваш дом здоровья» будет очень крепким, прочным, надёжным. Вы сами будете его строить, применяя тот опыт, который вы сегодня получили.

Я думаю, что наш час общения не прошел даром: он стал для вас пусть маленькой, но победой на пути к здоровью! Пусть каждый час, каждый день только приумножают ваше здоровье!

 

Учитель  благодарит всех выступающих и обобщает выше сказанное:

До свиданья!

Приложение 1

1.Возможные ответы  учащихся: «Это когда о нем не вспоминаешь», «Здоровье – это хорошее самочувствие», «Это то, о чем начинаешь заботиться, когда оно наполовину  утрачено».

2.Основу здоровья составляет образ жизни.

1.Работа в группах.

 Вам  даны слова, выберите, пожалуйста, те, которые считаете, что влияют на здоровье человека.

(наследственность, образ жизни, окружающая среда,  качество медицинских услуг, праздники, режим, питание, настроение)

2.Работа в группах. (Образ жизни)

Ваша задача – из предложенных вариантов выбрать кирпичи, которые составляют образ жизни человека: режим труда, режим отдыха, движение, здоровое питание, настроение, здоровый сон, закаливание, игры на компьютере, долгие прогулки на улице.

3.. Работа в группах. 

Изображения разных продуктов (мясо, рыба, яйца, творог, грибы, мёд, шоколад, сдоба, молоко, сыр, ягоды, яблоки, бананы, апельсины, лимоны).

     Задание: Попытайтесь распределить их по следующим принципам, обосновывая свой выбор. Каждая группа должна  распределить  продукты на три части:

·         те,   которые необходимо включать в рацион с осторожностью,

·          те, которые давать ребёнку не рекомендуется

·         те, присутствие которых должно быть обязательным.

1)      Группа делает отбор для ребенка 3-5 лет.

2)      Группа - для школьника среднего и старшего звена.

3)      Группа – пожилого человека.

Время выполнение задания: 5-7минут.

Выскажите  своё мнение и обоснуйте сделанный выбор. Другие группы дополняют ответ.

Подсказка (карточка №3)

Детям дошкольного возраста не рекомендуется резко вводить в рацион такие продукты как грибы, мёд, ягоды, фрукты и овощи красной окраски, так как она могут вызвать аллергию у ребёнка.

Обязательно в рационе должны присутствовать молочные продукты, нежирные сорта мяса, рыба, овощи и фрукты, натуральные соки.

Детям школьного возраста нельзя острое, жирное, газированные лимонады, чипсы, гамбургеры. С осторожностью нужно употреблять какао. В рационе должно быть достаточно овощей и фруктов,  натуральных соков.

У взрослых в зависимости от вида деятельности суточная потребность в калорийности продуктов разная. При отсутствии аллергии и противопоказаний все продукты в умеренном количестве можно и нужно употреблять.

Пожилым людям для укрепления костей необходим кальций, источником которого являются молочные продукты, рыбу, мясо. Лучше ограничивать приём сладкого. Кушать больше овощей и фруктов,  натуральные соков.

Приложение 2

Задача - выбрать из предложенных вариантов ответ и доказать на примере.

 

«Если человек родился болезненным, ни к чему сохранять здоровье».

Ответ

Карточка 1

  • Если закаляться, заниматься физкультурой, можно побороть все болезни.      

Больше спать, отдыхать – всё будет в порядке.

«Экология современная все равно не позволит быть здоровыми».

 Ответ

Карточка 2

  • Уехать жить на те места, где экология безопасна
  • Экологию можно восстановить, а здоровье беречь при любой экологии

 «Приходится так много учиться и работать, что не до здоровья».

Ответ

Карточка 3

  • Труд и учеба не будут мешать здоровью, если заниматься собой и физически и духовно.
  • Больше спать, часто отдыхать - всё будет в порядке

 «Продукты современные сделаны искусственно, стоит ли думать о здоровье».

Ответ

Карточка 4

  • Вредную пищу не надо употреблять. Это зависит от нас.
  • Все продукты производить самим.

Приложение 3

Творческая группа «Корни»

1 учащийся. Статистика свидетельствует, что долголетие дедушки и бабушки (не менее 85 одного из них и не менее 80 – двух) повышает шансы внуков на срок жизни, превышающий среднестатистический. Скоропостижная смерть одного из этих прародителей в возрасте до 50 лет от сосудистых или онкологических заболеваний говорит о необходимости профилактики этих заболеваний у потомков.

Творческая группа «Корни»

2 учащийся. Полезно поинтересоваться и здоровьем родственников старшего поколения, т.к. предрасположенность ко многим заболеваниям передается по наследству. Например, гипертония, диабет, рак. Другой пример: медики считают алкоголизм болезнью, предупреждая, что склонность к злоупотреблению спиртными может наследоваться. Что это значит? Говоря бытовым языком, человек быстрее втягивается в пьянство и спивается. Это обусловлено особенностями биохимических процессов в его организме. Однако предрасположенность и предопределенность - понятия разные. Реализация генетической программы зависит от целого комплекса условий. В рассматриваемом случае она корректируется соответствующим образом жизни.

 

Приложение 4

Сообщения учащихся. Рубрика «Это интересно».

1-ый ученик. Американские медики разработали тест «Доживете ли вы до 70?», который дает возможность оценить факторы риска различных видов образа жизни человека. Ученые собрали большой фактический материал и сделали выводы относительно влияния некоторых особенностей образа жизни человека на его долголетие. Оказалось, что физический труд, в отличие от умственного, прибавляет несколько лет жизни. Спорт также увеличивает ее продолжительность. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто игнорирует физические нагрузки или обращается к спорту лишь эпизодически.

 

2-ой ученик. Длительный сон (свыше 10 часов в сутки) отрицательно влияет на продолжительность жизни, сокращая ее на 4 года по сравнению с 7-8-часовым сном, что объясняется снижением двигательной активности, а значит, и ухудшением кровообращения. Доказано, что агрессивные люди вспышками гнева укорачивают свой век, тогда как спокойные – удлиняют его благодаря собственной уравновешенности. Разница в продолжительности жизни этих двух категорий лиц составляет шесть лет. На продолжительность жизни отрицательно влияют курение, употребление наркотиков, алкоголя, положительно влияет образование: среднее удлиняет ее на год, высшее – на два. Образование развивает интеллект и культуру, которые влияют на всю организацию жизни человека.

 Приложение 5

Медик  подводит итог:

Действительно, рацион питания человека в разном возрасте различен.

Детям дошкольного возраста не рекомендуется резко вводить в рацион такие продукты как грибы, мёд, ягоды, фрукты и овощи красной окраски, так как она могут вызвать аллергию у ребёнка.

Обязательно в рационе должны присутствовать молочные продукты, нежирные сорта мяса, рыба, овощи и фрукты, натуральные соки.

До трёх лет лучше совсем не давать ребёнку шоколад и шоколадные конфеты.

Детям школьного возраста нельзя острое, жирное, газированные лимонады, чипсы, гамбургеры. С осторожностью нужно употреблять какао. В рационе должно быть достаточно овощей и фруктов,  натуральных соков.

У взрослых в зависимости от вида деятельности суточная потребность в калорийности продуктов разная. Она зависит от того, физически или умственно работает человек, имеются ли у него хронические заболевания.

При отсутствии аллергии и противопоказаний все продукты в умеренном количестве можно и нужно употреблять.

Пожилым людям для укрепления костей необходим кальций, источником которого являются молочные продукты, рыбу, мясо. Лучше ограничивать приём сладкого. Кушать больше овощей и фруктов,  натуральные соков.

Таким образом, пищевой рацион должен соответствовать энергетической потребности организма в том или ином возрасте, содержать достаточное количество пищевых веществ с определенным — сбалансированным — соотношением между ними.

Медик: Ребята, я вам предлагаю гимнастику для глаз, воизбежания переутомления глазного яблока. Глазами вы повторяете движения предметов.

наследственность

 образ жизни

 окружающая среда

  качество медицинских услуг

 праздники

 режим

 питание

 настроение

режим труда

 режим отдыха

 движение

 здоровое питание

 настроение

 здоровый сон

 закаливание

 игры на компьютере

 долгие прогулки на улице

Конверт №1

Конверт №2

Конверт №3

Приложение 6

Творческая группа «Экологи».

•         1 учащийся. 

-  Ученые отмечают, что опасными загрязнителями воздуха в помещениях являются древесно-стружечные плиты, из которых обычно делается мебель. Их изготавливают из измельченной древесины и склеивающих составов. В качестве связующего материала широко применяются пену или аминопласты, которые выделяют формальдегид – вещество, вызывающие аллергию. С течением времени поступление формальдегида в окружающую атмосферу уменьшается, поэтому старая мебель экологичнее. Опасны также продукты неполного и полного сгорания, испарения жидких моющих веществ, клеев, освежителей, сигаретный дым. В водопроводной воде нередко присутствуют фенолы, тяжелые металлы и другие загрязнители. Не случайно в наш быт вошли водоочистительные фильтры. Чернобыльская авария стоила жизни и здоровья многим людям. Только заболеваемость раком щитовидной железы среди детей на загрязненных радионуклидами территориях в 5-10 раз. а лейкемией в 2-4 раза выше среднего. Учитывая ухудшение экологии, ученые сегодня говорят уже о стратегии выживания человечества.

Не менее опасно электромагнитное излучение. В помещении электромагнитные волны излучают телевизоры, компьютеры, СВЧ – печи, сотовые телефоны. При покупке предпочтение отдавайте приборам с низкой мощностью и жидкокристаллическими дисплеями. Факторами риска являются и громкие звуки, разрушающие нервную систему, могущие привести к нарушению сна.

Экология дома - это и правильный подбор растений, и дизайн, и отношения, которые складываются между людьми, это и мысли и душевное состояние каждого человека.

 

Творческая группа «Экологи».

2 учащийся. 

-А теперь выйдем за пределы вашего дома.

-С какими факторами риска может столкнуться здесь человек?

Ответы учащихся:

Загрязнение воздуха, водоемов

•         Замусоренность территории

•         Загрязнение почвы

•         Уменьшение площадей зеленых насаждений

•         Стихийные автостоянки

•         Шум

•         Радионуклиды

Автомобили стали главными загрязнителями окружающей среды в городах. В выхлопных газах содержатся угарный и углекислый газ, двуокись азота, агрессивные окислители, тяжелые металлы. Воздушное пространство загрязняют ТЭЦ, работающие на угле, который часто содержит много серы и является причиной кислотных дождей. Растворенная в капельках атмосферной влаги серная кислота попадает в дыхательные пути и вызывает различные нарушения в их деятельности. Так, в Лондоне в 1952 году от «черного тумана» (капли кислотного дождя +взвешенная пыль) заболели десятки тысяч человек, 4000 умерли.

 «Счастливая жизнь – это…»

«Счастливая жизнь – это…»

«Счастливая жизнь – это…»

«Счастливая жизнь – это…»

«Счастливая жизнь – это…»

«Счастливая жизнь – это…»

«Счастливая жизнь – это…»

«Счастливая жизнь – это…»

«Счастливая жизнь – это…»

«Счастливая жизнь – это…»

«Счастливая жизнь – это…»

«Счастливая жизнь – это…»

«Счастливая жизнь – это…»

«Счастливая жизнь – это…»

«Счастливая жизнь – это…»

«Счастливая жизнь – это…»

«Счастливая жизнь – это…»

«Счастливая жизнь – это…»

«Счастливая жизнь – это…»

«Счастливая жизнь – это…»

«Счастливая жизнь – это…»

«Счастливая жизнь – это…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Строим дом своего здоровья"

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни учащихсякак в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной  и во...

«Строим дом своего здоровья».

Цель: повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с курением и показать вредное влияние табака на организм человека. Задачи:  · Объяснить детям, что таба...

классный час "Строим дом своего здоровья"

классный час проводится в форме обучающего семинара с элементами тренинга, с целью формирования ценностного отношения школьников к своему здоровью....

Круглый стол "Строим дом своего здоровья"

Рассматриваются составляющие здорового образа жизни.Содержит психологический тренинг "Марионетки", тест "Сколько лет Вы проживёте"....

Классный час «Строим дом своего здоровья»

Цель: Формирование ценностного отношения школьников к своему здоровью....

Разработка классного часа для учащихся 6 класса "Строим дом своего здоровья"

Дать  представление учащимся  6 класса о важнейших жизненных ценностях  и их значении через создание коллажа по теме «Здоровье»...