Районный психолого-педагогический семинар на тему: "Самооценка"
методическая разработка (5 класс) по теме

Адаптационный период 5-х классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ "СОШ №5" г. Валуйки

Районный психолого-педагогический семинар на тему:

«Самооценка».

Педагог – психолог:    Алимова О.Н.

 

18.10.2013


Занятие на тему: «Самооценка».

Цель: дать понятие о самоценности человеческого «Я»; развитие навыков самоанализа и самооценки; коррекция завышенной и заниженной самооценки; закрепление навыков группового взаимодействия.

Оборудование: ручки, тетради, цветные карандаши, альбомные листы, полоски разного цвета, магнитофон, цветок-свеча.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня наша работа будет посвящена самооценке. Я надеюсь, что вам будет интересно, так как знания и опыт, полученные в результате нашего психологического часа, помогут вам лучше узнать себя, понять других. (Слайд 1)

-Сейчас вы мне поможете узнать ваш настрой на сегодняшнюю работу. Для этого выполним игровое упражнение «Ручки».

-По моей команде на счет три вы выбрасываете руки определённым способом: скрещиваете руки на груди - нежелание работать, ладони – вы готовы к работе.

-Итак, вы готовы к работе, спасибо, вы помогли мне знать ваш настрой на сегодняшнюю работу!

(Слайд 2)

-Представьте, что вы мамино ожерелье, которое состоит из бусинок. Каждый из вас красивая бусинка. Бусинки переливаются разными цветами. Давайте встанем из-за парт и возьмёмся за руки (в круг). Ожерелье крутится вокруг маминой шеи.

(Дети кружатся по кругу в одну сторону, потом в другую.)

-Но вот ниточка порвалась, и ожерелье рассыпалось.

(Все дети хаотично перемещаются.)

-Давайте выберем ювелира, кто им хочет стать?

(Выбирается ювелир. Он собирает ожерелье: берет за руку одного человека, тот берет за руку другого и т.д.)

-Вот и собрали мамино ожерелье, давайте полюбуемся им.

-А теперь, пожалуйста, сядьте на свои места.

  1. Основная часть.

А) Упражнение «Цвет настроения».

-Ребята, в мире столько много разнообразных цветов, каждое время года, месяц, день и миг нашей жизни окрашен своими цветами. Скажите мне, пожалуйста, какое настроение у вас?

(Дети поднимают полоски разного цвета.)

-Какие разные у вас настроения, но есть и часто повторяющие цвета.

-Как вы думаете, какое настроение передают эти цвета?  
(Слайд 3)

(Желтый – работоспособность, зелёный – спокойствие, синий – устремленность в работе, красный – желание узнать что-то новое.)

-Ребята – это и есть наше настроение.

Б) Методика «Самооценка».

-На этой замечательной ноте мы продолжим занятие.

-На протяжении двух месяцев мы с вами много работали, а так же проводили тест на самооценку в начале сентября.

-Ребята, а что же такое самооценка? (Ответы детей. Это то, как человек себя оценивает.)

(Слайд 4)

Самооценка – это оценка собственных качеств, достоинств и недостатков (Слайд 4).

 -А теперь давайте вспомним, как раскрывается это понятие в психологии.

-Что такое адекватная самооценка?  (Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как положительные, так и отрицательные качества).

(Слайд 4)

-Что такое низкая самооценка? (Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счёт замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам).

(Слайд 4)

-Что такое высокая самооценка? (Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя «на коне», не признает своих ошибок и чужую правоту).

  -Сейчас каждый из вас определит свою самооценку. На столах лежат у вас бланки, на которых изображено в ряд 8 кружков.

(Слайд 5)

-Послушайте задание.

Задание: Впишите в один кружок букву «Я».

-Ребята, вы сами обработаете тест и определите самооценку.

Ключ: чем ближе к левому краю, тем ниже самооценка.

ВЫВОД:

-Из этого упражнения вы можете сделать вывод о своей самооценке и определить направление работы  и корректировать её.

-А теперь, давайте вспомним, какая самооценка была у вас вначале года в сентябре.

(Слайд 6)

-Переверните ваши бланки, на которых вы работали, вспомните результаты первичного тестирования.

-Давайте сравним с результатом сегодняшнего тестирования.

-У скольких человек самооценка изменилась в лучшую сторону, поднимите красные полоски?

-У скольких она осталась прежней?

- У скольких человек самооценка изменилась в худшую сторону, поднимите красные полоски?

-Ребята, а где вам может пригодиться самооценка? (При общении в коллективе, в жизни.)

-А у вас сплоченный коллектив? Мы сейчас проверим?

-Я вам предлагаю узнать, насколько ваш коллектив сплочен.

-Выполним с вами мини-тест.

(Слайд 7)

ЗАДАНИЕ:  Перед вами 3-и картинки. Вы должны выбрать одну из них.

Горящий факел – синяя полоска;

Куча песка – желтая полоска;

Алый парус – красная полоска.

-Поднимите полоски.

-Ребята, если вы выбрали горящий факел – это значит, что в коллективе есть тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

-Если вы выбрали алый парус – это говорит, что коллектив сплочён, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не хватает мужества признать свои ошибки.

-А если вы выбрали кучу песка – этому коллективу не хватает сплочённости, нет желания идти навстречу друг другу.

ВЫВОД: Ребята, я вижу, что у вас уже сформировался настоящий коллектив.  

-Как вы понимаете слова настоящий коллектив?

(Настоящий коллектив – это, тот, где бескорыстно приходят на помощь все, чтобы принести пользу людям; это единая воля, отличное взаимопонимание, сотрудничество, ответственность не только за себя, но и за весь коллектив.)

(Слайд 8)

В) Сказкотерапия «Конфеты» (коррекция).

-А сейчас послушайте, пожалуйста, сказочную историю про конфеты. И в конце сказки вы ответите на вопрос: «У какого героя, по вашему мнению, была завышенная самооценка? Какие в связи с этим у героя возникали проблемы? Можно ли исправить героиню?».

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

 (Возникали проблемы в общении.  Никого не слышала. Пренебрежительное отношение к другим героям, неуважительного отношения к ним, нетерпимости к чужому мнению, оскорбление высокомерием других героев и зазнайством.

Научиться слышать других героев, уважать мнение других, любить себя – значит признавать право на любовь других людей к себе.)

(ИНСЦЕНИРОВАННАЯ СКАЗКА приложение 1)

(Слайд 9)

Г) Дыхательная гимнастика.

-Мы с вами хорошо поработали. Давайте проведем звуковую гимнастику.

-Еще в древних китайских трактатах о здоровье говорилось, что каждый звук имеет значение. Звук «Ч» снимает тревогу, врачует душевные переживания и даже излечивает бессонницу.

-Звук «Я» гармонизирует работу всего организма и даже избавляет от боли.

ЗАДАНИЕ:

-Вдох через нос и на выдохе произносим звук «Ч», «Я». (Повторяем упражнение несколько раз.)

-Молодцы!

(Слайд 10)

Д) Упражнение «Ладошки».   

Звучит релаксационная музыка.

-Сейчас на альбомном листе каждый обводит свою ладонь и пишет на ладони имя цветным карандашом, тем цветом, который нравится. Затем меняетесь листами с соседом. Каждый  (сосед) должен написать в пальчиках то качество, которое привлекает вас в этом человеке, т.е. то, которое нравится. После окончания работы меняетесь листами (возвращаете хозяину).

(Уч-ся коллективно зачитывают качества, написанные одноклассниками, и обсуждают.)

-Приятно ли было читать положительные качества?

-Что нового узнали о себе?

-О каком своём качестве вы не знали?

  1. Завершение.

-Чем мы сегодня занимались на занятии?

-Могут ли вам пригодиться полученные сегодня знания?

-Какое качество есть у каждого человека? (Самооценка.)

-Можно ли корректировать свою самооценку?

(Работать над собой: научиться слышать людей, уважать мнение других, любить себя – значит признавать право на любовь других людей к себе, верить в себя и свой успех.)

Зажигается цветок. Звучит музыка.

(Слайд 10)

-Ребята, мы хорошо поработали. Давайте будем передавать прекрасный цветок друг другу и говорить теплые пожелания.

-Цветок вернулся ко мне.

-Я желаю вам  здоровья, счастья, уверенности, хороших отметок, веселого настроения, оптимизма, дружелюбия, улыбок.

-Наше занятие закончим упражнением «Накопительные аплодисменты».

-Спасибо за работу! Мне очень приятно с вами было общаться!

Приложение 1

Сказка «Конфеты».

В одной хрустальной вазочке жили – были конфеты: Карамелька в простеньком невзрачном платьице, фруктовая Мармеладка в платье из сахарной пудры, соевый Батончик в полосатом комбинезончике, а украшала вазу, бесспорно,  шикарная, ну просто Супер-конфета в чудесном ярком наряде с блестками от знаменитого кутюрье. Эта Супер-конфета строила из себя невесть что, хвасталась своим знатным происхождением.

Она говорила, вскинув голову:

- Мне нет здесь равных! Вы все из обычного сахара, только я сделана из настоящего шоколада!

Когда другие конфеты пытались унять её хвастовство, шоколадная красавица не унималась!

- Посмотрите на себя! У Батончика и Карамельки платья не модные, а у Мармеладки – самое дешевое!

                Хоть и кичилась шоколадная красавица своим знатным происхождением, модными и красивыми нарядами, а судьба то всех ждала одна – быть съеденными рано или поздно. Вопрос только в том, когда, когда и кем.

                Наконец представился случай испытать судьбу. К Белочке, хозяйке хрустальной вазы, пришли гости: Лисичка, Медвежонок и Ёжик. Белочка принялась угощать гостей конфетами.

Лисичка:

-  Я выберу Мармеладку, потому что больше всего люблю именно такие конфеты.

Ёжик:

-  У меня на шоколад аллергия, я выберу Карамельку.

Медвежонок:

-  А я слежу за фигурой, боюсь поправиться, возьму лучше соевый Батончик.

Шоколадная красавица лежала на дне вазы и вздыхала. Почему? Почему не выбрали её? Она досталась хозяйке хрустальной вазы. Белочка осторожно развернула её, но что это? Под шикарной одеждой скрывался обыкновенный кусок пластилина грязно-серого цвета. Может быть, что-то на кондитерской фабрике перепутали, а может кто-то хотел подшутить над Белочкой и её друзьями. Неизвестно. Но в этот день Белочка и её гости поняли, что не всегда за прекрасной, шикарной, модной одеждой, скрывается такая замечательная душа. Недаром говорится: «Не всё золото, что блестит».

мальчик

В одной хрустальной вазочке жили – были конфеты: Карамелька в простеньком невзрачном платьице, фруктовая Мармеладка в платье из сахарной пудры, соевый Батончик в полосатом комбинезончике, а украшала вазу, бесспорно,  шикарная, ну просто Супер-конфета в чудесном ярком наряде с блестками от знаменитого кутюрье. Эта Супер-конфета строила из себя невесть что, хвасталась своим знатным происхождением.

Она говорила, вскинув голову:

Когда другие конфеты пытались унять её хвастовство, шоколадная красавица не унималась!

Хоть и кичилась шоколадная красавица своим знатным происхождением, модными и красивыми нарядами, а судьба то всех ждала одна – быть съеденными рано или поздно. Вопрос только в том, когда, когда и кем.

ведущий

Наконец представился случай испытать судьбу. К Белочке, хозяйке хрустальной вазы, пришли гости: Лисичка, Медвежонок и Ёжик. Белочка принялась угощать гостей конфетами.

Лисичка:

Ёжик:

Медвежонок:

Шоколадная красавица лежала на дне вазы и вздыхала. Почему? (Слова Алины) Почему не выбрали её? Она досталась хозяйке хрустальной вазы. Белочка осторожно развернула её, но что это? Под шикарной одеждой скрывался обыкновенный кусок пластилина грязно-серого цвета. Может быть, что-то на кондитерской фабрике перепутали, а может кто-то хотел подшутить над Белочкой и её друзьями. Неизвестно. Но в этот день Белочка и её гости поняли, что не всегда за прекрасной, шикарной, модной одеждой, скрывается такая замечательная душа. Недаром говорится: «Не всё золото, что блестит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельно...

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельности по...

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»

Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»...

Презентация моего выступления на семинаре «Ресурсный центр как императив психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников»

Семинар«Образовательная реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»Семинар проводился в рамках реализации Форума педагогических работников «Инклюзивное образован...