Мастер-класс "Освоение техники тиснения по бересте"
учебно-методический материал по теме

Поздняков Сергей Юрьевич

Методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс311.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества №3»

МАСТЕР-КЛАСС

Освоение техники тиснения по бересте

Составитель:

Поздняков Сергей Юрьевич,

педагог дополнительного образования

Суслово, 2014

Цель: обучить технике нанесения теснения на медальон из бересты

Задачи:

  1. Обучающая – сформировать умение, навыки по конкретным операциям выполнения медальона;
  2. Развивающая – способствовать развитию у детей коммуникативных умений;
  3. Воспитательная – привить интерес к работе с берестой, воспитывать аккуратность в работе.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы обучения: фронтальная.

Инструменты и материалы: куски бересты, подготовленные к работе, нож, шило, полукруглая стамеска (6-8 мм), чекан штампик, ножницы, карандаш, копировальная бумага, рисунок, клей.

Оборудование:

  1. Образец изготовления медальонов.
  2. Инструкция по технике безопасности.
  3. Технологические карты.

Ход мастер-класса.

  1. Вступительная часть.

Педагог:

Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги. Меня зовут Поздняков Сергей Юрьевич, педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения «Березовая сказка».

        Я представляю муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества №3» села Суслово, Мариинского района, Кемеровской области.

        В преддверии олимпийских игр тема нашего мастер-класса не случайна – «Изготовление медальона из бересты с выполнением тиснения символов олимпийских игр»

Цель: овладеть техникой тиснения орнамента на медальон из бересты.

  1. Теоретическая часть.

Почему мы изготавливаем медальон из бересты? В настоящее время для изготовления медальона используют различные материалы (например: металл, пластмассу, древесину, шоколад), однако, мы вернемся в прошлое когда наши прадеды за неимением таких материалов применяли бересту для изготовления различных амулетов и оберегов. Из бересты изготавливали туеса, короба для хранения продуктов, кузовки (подобие рюкзака) для переноса ягод, грибов (демонстрация фото). Кроме этого из бересты изготавливали: игрушки, украшения – фурнитуру, бижутерию. Ведь береста – один из самых красивых и прочных материалов, с которыми можно работать, не используя клей. Не зря говорили в старину, что береста поит, одевает и красотой своей восхищает, на берестяных изделиях легко наносить орнамент. Причем каждый из узоров орнамента имеет свое обозначение: кружочки – символ солнца; ромбики – символ семьи, рода; волнистая линия – вода, земля.

         Сегодня с вами украсим орнаментом, рисунком наш медальон и этим сотворим «Олимпийскую сказку чудес».

  1. Практическая часть.

Перед вами на столах инструкция по технике безопасности. При работе с берестой используются острые и режущие инструменты. Чтобы не допустить ран себе и своему соседу, внимательно прочтите инструкцию (зачитываем вслух) (Приложение 1).

         Теперь обратите внимание на образцы изделия и технологические карты (Приложение 2). Перед вами лежат заготовки медальона, выполнение по технологической карте. Посмотрите последовательность выполнения данной заготовки с 1 по 10 пункт технологической карты (краткий комментарий).

Основной этап работы по изготовлению медальона – тиснение орнамента.

Нанесите при помощи копировальной бумаги рисунок на медальон так, чтобы отверстие находилось в верхней части медальона (демонстрация вариантов рисунка).

Затем при помощи шила выполнить тиснение по рисунку.

  1. Мини выставка
  2. Подведение итогов. Я всех благодарю за работа. Каждый медальон получился индивидуальным. Надеюсь, что вас заинтересовал такой материал как береста. Если вам захочется полностью освоить технику изготовления медальона, в этом помогут технологические карты, которые останутся у вас.

Спасибо за работу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИНСТРУКЦИЯ

по технике безопасности с колюще-режущими инструментами

  1. Шило – опасный колющий инструмент, обращаться с ним нужно осторожно.
  2. Не держать левую руку вблизи колющего инструмента.
  3. Не применять больших усилий при проведении линий шилом.
  4. Хранить шило в ящике или шкафу на вырезках в рейках.
  5. Положение инструмента на рабочем месте должно обеспечивать невозможность его скатывания или падения.
  6. Передавать друг другу инструменты не рекомендуется даже если передавать ручкой вперед, берущий  может невольно толкнуть шило и оно поранит руку дающего. Лучше при передаче положить шило на стол ближе к тому, кому оно нужно. И тот возьмет инструмент.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Технологическая карта

№ операции

Содержание операции

Операционный эскиз (фото)

примечание

1

Разметка

Берем лист бересты циркулем две окружности ø – 80мм

Инструменты:

  1. Линейка
  2. Циркуль

2

Обрезка 

При помощи ножниц вырезаем окружности по разметке

Инструменты:

  1. Ножницы

3

Очистка

После вырезания очищаем окружности от наростов если есть, если нет снять несколько слоев бересты

Инструменты:

  1. Резак-нож

4

Склеивание

Клеем «Момент» или БФ-6 тонким слоем смазываем очищенные поверхности кружков. Затем прижимаем их друг к другу на несколько секунд. Ножницами обрезаем неровности при склеивании.

Инструменты:

  1. Клей «Момент» или БФ-6 медицинский
  2. Ножницы

5

Разметка заготовки

Циркулем  проводим окружность в центре кружка ø – 75мм

Инструменты:

  1. Циркуль
  2. Линейка

6

Тиснение

Шилом продавливаем линию в кружке по разметке. Работу выполняем с двух сторон

Инструменты:

  1. Шило

7

Тиснение орнамента

В промежутке между полоской и краем круглешка наносим орнамент круглым чеканом штампиком. Ø3мм по всей окружности с двух сторон.

Инструменты:

  1. Штампик-чекан ø3мм
  2. Молоток

8

Вырезание отверстия

Для шнурка или ленточки полукруглой стамеской ø 6мм вырезаем сквозное отверстие с внутренней стороны полоски произвольно

Инструменты:

  1. Полукруглая стамеска ø6 мм

9

Выполнение рисунка

Выбираем рисунок, через копировальную бумагу наносим на кружок рисунок.

Инструменты:

  1. Карандаш
  2. Копировальная бумага
  3. Рисунок

10

Тиснение рисунка

При помощи шила производим тиснение рисунка. Рисунок вытесняем с двух сторон круглешка так, чтобы отверстие всегда находилось в верхней части медальона

Инструменты:

  1. Шило
  2. Ластик

11

Показ изделия

Демонстрация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка «РЕЛЬЕФНОЕ ДЕКОРИРОВАНИЕ ТИСНЕНИЕМ»

Метадическая разработка к образовательной программе по керамике. Способ декорирования глиняных изделий используя фактурные ткани....

Урок изо 5 класс.Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

На уроке учащиеся знакомятся с мезенской росписью.Учатся различать и называть характерные особеннности мезенской деревянной росписи, ее орнаментику....

План-конспект занятия «Изготовление закладки для книг с тиснением по бумаге»

Занятие по теме "Работа с бумагой", для обучающихся среднего школьного возраста знакомит с различными техниками изготовления изделий из бумаги....

План-конспект занятия «Изготовление закладки для книг с тиснением по бумаге»

Занятие по теме "Работа с бумагой", для обучающихся среднего школьного возраста знакомит с различными техниками изготовления изделий из бумаги....

Тиснение по фольге

Презентация к уроку в 7 классе, тиснение по фольге....

Конспект урока по ИЗО " Щепа.Роспись по лубу и дереву.Тиснение и резьба по бересте"

Данный урок в 5 классе формирует знания о художественных образах фольклора; умение работать с шаблоном, ножницами в процессе изготовления птицы-солнца;воспитывает аккуратность при выполнении практичес...

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6  классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...