Программа Юный геолог-эколог 2013-2014
рабочая программа по теме

Шатилова Галина Борисовна

Программа «Юный геолог-эколог» имеет научно-техническую направленность и направлена на развитие исследовательских способностей воспитанников подросткового возраста с высоким уровнем познавательной активности, склонностью к исследовательской деятельности в области геологии и экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunyy_geolog-ekolog_2013-2014.doc121.5 КБ
PDF icon recevz.pdf564.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования

детей

Станция юных техников г. Туапсе

муниципального образования Туапсинский район.

УТВЕРЖДАЮ

Директор СЮТ

_____________Т.И. Умерова

30.08.2013

протокол педагогического совета СЮТ

30.08.2013 г. №3

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)
  2. «ЮНЫЙ ГЕОЛОГ-ЭКОЛОГ»

Объединение «Геолог-эколог»

Срок реализации программы 3 года

Вид программы: авторская

возраст обучающихся 11-16 лет

Автор программы:

педагог дополнительного образования

Шатилова Галина Борисовна

Краснодарский край г. Туапсе,

2009 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы. Программа «Юный геолог-эколог» имеет научно-техническую направленность и направлена на развитие исследовательских способностей воспитанников подросткового возраста с высоким уровнем познавательной активности, склонностью к исследовательской деятельности в области геологии и экологии.

Геология — одна из важнейших наук о Земле. Она занимается изучением состава, строения, истории развития Земли и процессов, протекающих в её недрах и на поверхности. Современная геология использует новейшие достижения и методы ряда естественных наук - математики, физики, биологии, географии. Значительный прогресс ознаменовался появлением ряда пограничных наук о Земле — геофизики, палеографии и др. Особо следует отметить многостороннюю связь геологии с географией. Связь геологии с географией создала науку о геоморфологии - науку о рельефе.

Несмотря на то, что камень (особенно руды), горючие полезные ископаемые имеют широкое распространение в жизни, дети, да порой и взрослые, знают о них значительно меньше, чем о растениях, насекомых, рыбах, птицах и других животных.

Школьные программы по географии включают в себя краткие геологические сведения о полезных ископаемых, их распространении,  отдельных экзогенных и эндогенных процессах. Однако эти данные носят разрозненный характер и, порой,  трудно усваиваются.

На уроках географии детям иногда показывают коллекции полезных ископаемых, однако рассмотреть хорошо каждый камень, сравнить с другими и узнать его свойства - не хватает времени.

Учёба в объединении восполнит эти пробелы. Небольшие экспедиции по району, краю помогут ребятам узнать свой край, собрать коллекцию минералов и полезных ископаемых. Эти экспедиции же будут большой школой для изучения экологических проблем района, города, края и Земли, в целом.

С нарастанием научно-технического прогресса эти проблемы приобрели особую остроту и актуальность, став, по словам В.И. Вернадского, могучей силой; человек по суммарному эффекту воздействия на природу уже является глобальным фактором, превосходящим многие природные процессы. Под антропогенным процессом оказались все экологические сферы — гидросфера, атмосфера, литосфера, а через них — биосфера. Таким образом, сознавая угрозу собственной гибели, человечество выдвинуло экологию в разряд первостепенных дисциплин.

Важнейшее значение имеет процесс непрерывного экологического образования, а знание экологических закономерностей и взаимоотношений во многом определяет решение экологических проблем. Изучение экологии в курсах школы и других учебных заведений носит в настоящее время обязательный характер. Во многом оно дополнится работой в объединении во внеурочное время, где элемент постоянного общения ребят с природой сыграет положительную роль.

Основная цель программы: формирование сознательного отношения к природе и ее обитателям.

Основными задачами программы являются: ликвидация геологической и экологической неграмотности у ребят, а также привитие навыков к научно-практической исследовательской деятельности, что достигается как практическими видами работ — сбором  коллекции горных пород и минералов, описанием их свойств, так и научно-реферативными видами — составлением докладов по геолого-экологическим темам, проведением экологических исследований по рекам, морю, г. Туапсе, участием в научно-практических и краеведческих конференциях.

В первый год обучения ребята знакомятся с основами геологии: с формой, размерами и строением Земли, с различными эндогенными и экзогенными процессами, с различными горными породами и минералами, их свойствами.

В программе школы новые предметы, один из которых — химия. В настоящую программу внесены элементы геохимии, что позволит им углубить знания по основному предмету. Ребята будут изучать основные свойства полезных ископаемых, большое внимание будет уделено изучению руд железных, цветных и малых металлов, горючих полезных ископаемых.

Кроме того, большой объём занятий теоретических и практических будет проведен по изучению истории Земли.

Экологические проблемы района, города, края и Земли, в целом, приобрели особую остроту и актуальность.

В первый год обучения в объединении ребята знакомятся с причинами обострения социально-экологической ситуации в мире, с глобальными экологическими проблемами: с «парниковым эффектом», кислотными дождями и т. д.

Программа второго года обучения предусматривает изучение экологических проблем Черноморского побережья Туапсинского района.

Программа третьего года обучения предусматривает более глубокое изучение процессов, создающих лик Земли: геохимической классификации минералов, методов изучения глубинного строения Земли. Особое внимание уделено экологическим проблемам: образованию и утилизации отходов, отрицательному влиянию развития и роста городов на химический состав воздуха, почву, рельеф и т.д.

Срок реализации программы — 3 года. Возраст учащихся 11-16 лет.

На изучение программы 1-го года обучения отводится 144 часа; 2-го и 3-го года — по  216 часов.  В группах 1-го года обучения занятия проводятся  2 раза в неделю по 2 часа; в группах 2-го и 3-го года — 3 раза по  2 часа или 2 раза по 3 часа.

Форма занятий — групповая и по звеньям. В группах могут заниматься:

1-го года обучения от 12 до 15 чел.; звено: 6 — 7  чел.;

2-го года обучения от 10 до 12 чел.; звено 5 — 6 чел.;

3-го года обучения от 8 до 10 чел.; звено 4 — 5 чел.

Формами организации деятельности в учебном процессе являются – лекции, походы, экскурсии, работа с минералогической коллекцией, картами.

Основной формой подведения итогов являются итоговые научно-практические конференции, а также результаты участия в международных, всероссийских, краевых и районных конкурсах, смотрах, конференциях.


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, часов

Количество часов учебных занятий

Теорети-ческие

Практи-ческие

Выездные /индивид./

1.

Вводное занятие.

2

2

-

-

2.

Земля – планета.

8

6

2

-

3.

Вулканизм и биосфера.

8

8

-

-

4.

Химический состав земной коры.

8

4

4

-

5.

Минералы.

24

12

12

-

6.

Ювелирные камни. Камни в прошлом и настоящем.

8

4

4

-

7.

Классификация ювелирных камней по ценности.

8

4

4

-

8.

Горные породы.

8

4

4

-

9.

Горные породы Туапсинского района.

22

4

10

8

10.

Главнейшие типы полезных ископаемых.

8

4

4

-

11.

Полезные ископаемые Краснодарского края.

4

2

2

-

12.

Основные проблемы экологии.

14

8

-

6

13.

Охрана окружающей среды.

12

4

-

8

14.

Сточные воды, их роль в загрязнении окружающей среды.

4

2

-

2

15.

«Парниковый эффект»

4

2

2

-

16.

Заключительное занятие.

2

-

2

-

ИТОГО:

144

70

50

24


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов учебных занятий

Теорети-ческие

Практи-ческие

Выездные /индивид./

1.

Вводное занятие

3

3

-

-

2.

Как читают историю Земли.

В том числе:

  1. Документы истории земной коры.
  2. Геохронологическая таблица.
  3. Способы чтения истории земной коры.

18

6

3

9

9

3

3

3

-

-

-

-

9

3

-

6

3.

Как образуются месторождения полезных ископаемых.

В том числе:

2.1. Месторождения полезных ископаемых.

2.2. Группы полезных ископаемых.

2.3. Образование магматических пород.

2.4. Образование месторождений в осадочных породах.

2.5. Образование месторождений в метаморфических породах.

36

3

3

12

9

9

18

3

3

6

3

3

12

-

-

6

-

6

6

-

-

-

6

-

4.

Наиболее распространенные полезные ископаемые /происхожде-ние, применение, распространение/.

В том числе:

3.1. Песок и гравий.

3.2. Глина.

3.3. Известняк и кальцит.

3.4. Гипс и ангидрит.

3.5. Железные руды.

3.6. Руды цветных металлов.

3.7. Руды «малых» металлов.

3.8. Руды редких металлов.

3.9. Природные минеральные краски.

3.10. Горючие полезные ископаемые.

114

9

9

9

9

6

15

15

6

9

27

45

3

3

3

3

3

6

3

3

6

12

54

-

-

6

6

3

9

12

3

-

15

15

6

6

-

-

-

-

-

-

3

-

5.

Черноморское побережье Туапсинского района.

В том числе:

4.1. Климат.

4.2. Растительность.

4.3. Животный мир.

4.4. Животный и растительный мир моря.

4.5. Реки Туапсинского района.

4.6. Экология моря и пляжей.

4.7. Охранные мероприятия.

42

9

6

9

3

6

3

6

18

3

3

3

3

3

3

-

12

6

-

6

-

-

-

-

12

-

3

-

-

3

-

6

6.

Заключительное занятие.

Подведение итогов работы на итоговой практической конференции

3

3

-

-

ИТОГО:

216

96

78

42

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов учебных занятий

Теорети-ческие

Практи-ческие

Выездные

1.

Вводное занятие

3

3

-

-

2.

Геологические процессы и явления.

В том числе:

2.1.Экзогенные процессы.

2.1.1. Выветривание.

2.1.2. Деятельность текущих вод.

2.1.3. Деятельность подземных вод.

2.1.4. Карст.

2.1.5. Осыпи, обвалы и оползни.

2.1.6. Ледники.

2.1.7. Аккумуляция донных осадков.

2.1.8. Абразия.

2.2. Эндогенные процессы.

2.2.1. Магматизм и метаморфизм.

2.2.2. Магматизм как вулканы и интрузии.

2.2.3. Современные и новейшие тектонические движения.

2.2.4. Землетрясения.

93

6

12

3

9

6

3

3

15

9

3

12

12

42

3

3

3

3

3

3

3

3

6

3

3

6

21

-

3

-

-

3

-

-

3

3

-

3

6

30

3

6

-

6

-

-

-

9

-

-

6

-

3.

Классификация минералов на основе химического состава и генезиса.

В том числе:

3.1. Класс самородных элементов и сульфидов.

3.2. Класс галоидных соединений.

3.3. Класс оксидов и гидроокислов.

3.4. Класс карбонатов.

3.5.Класс сульфидов.

3.6. Класс фосфатов.

3.7. Класс силикатов.

54

6

6

18

6

6

6

6

27

3

3

9

3

3

3

3

27

3

3

9

3

3

3

3

-

-

-

-

-

-

-

-

4.

Методы изучения глубинного строения Земли.

В том числе:

4.1. Бурение.

4.2. Геофизические методы, в т.ч.

4.2.1. Сейсморазведка.

4.2. 2. Гравиразведка.

4.2.3. Магниторазведка.

4.2. 4. Электроразведка.

33

9

24

6

6

6

6

15

3

12

3

3

3

3

12

-

12

3

3

3

3

6

6

-

-

-

-

-

5.

Некоторые экологические проблемы, связанные с жизнедеятельностью человека.

В том числе:

5.1. Отходы, в т. ч.

5.1.1. Отходы сырьевые.

5.1.2. Отходы радиоактивные.

5.1.3. Отходы бытовые. Проблемы Туапсинского района.

5.2. Экологический след городов.

30

15

3

3

9

15

12

9

3

3

3

3

6

-

-

-

-

6

12

6

-

-

6

6

6.

Заключительное занятие.

Подведение итогов работы на итоговой практической конференции

3

3

-

-

ИТОГО:

216

102

66

48

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности. Общие понятия об геологии и экологии. (2 час.)

2. Земля – Планета.

Краткие сведения о солнечной системе, месте планеты Земля в этой системе. (6 час.)

Практическое занятие.

Изучение планеты Земля по глобусу и карте. (2 час.)

3. Вулканизм и биосфера.

Вулканы на Земле. Магма. Газ. Земная кора. Первичная атмосфера Земли. (8 час.).

4. Химический состав земной коры.

Горные породы. Состав земной коры – см. таблицу (4 час.)

Элементы

в процентах

0

49,13

Sj

26

Al

7,45

Fe

4,2

Mg

2,35

  1. Ca

3,25

Na

2,4

К

2,35

H

0,15

С

0,36

S

0,1

Mn

0,12

Практические занятия:

Составление таблицы состава земной коры и использование её в дальнейшем как наглядное пособие. (4 час.)

5. Минералы.

Знакомство с понятием – «минерал». Свойства кристаллических веществ.

Представление о кристаллической решётке. Формы нахождения минералов.

Демонстрирование форм на примерах. (8 час.)

Практические занятия:

Задание по определению формы минерала.

Составление шкалы твёрдости.

Занятие по определению твёрдости.

Определение механических свойств минералов. (8 час.).

6. Ювелирные камни в прошлом и настоящем.

История применения и поиска ювелирных и поделочных камней. (4 час.)

Практические занятия:

Работа с коллекцией минералов. (4 час.).

7. Классификация ювелирных камней по ценности.

Приводится классификация ювелирных камней по их ценности.

Сведения о перечисленных в плане камнях. (4 час.)

Практические занятия:

Определение свойств камней, их описание. (4 час.).

8. Горные породы.

Понятия о магматических, метаморфических и осадочных породах. (4 час.)

Практические занятия:

Работа с коллекцией по определению горных пород. (4 час.)

9. Горные породы Туапсинского района.

Краткие сведения о геологическом строении района и края. (4 час.)

Практические занятия:

Описание отобранных образцов. (10 час.)

Выездные занятия:

Отбор образцов для создания коллекции горных пород района и края: мергели, песчаники, аргиллиты, алевролиты и др. (8 час.)

10. Главнейшие типы полезных ископаемых.

Руды. Горючие сланцы, камни, вода. (4 час.)

Практические занятия:

Полезные ископаемые России. Работа с коллекцией. (4 час.)

11. Полезные ископаемые Краснодарского края.

Нефть, газ, ртуть, гипс, цементное сырьё, песок, гравий, минеральные и гидротермальные источники вод.(2 час.)

Практические занятия:

Изучение карты полезных ископаемых Краснодарского края. (2 час.)

12. Основные проблемы экологии.

Понятие «биосфера» и причины ее загрязнения.

Химические загрязнения. Газообразные и аэрозольные загрязнители. (8 час.)

Выездные занятия:

Экологическое обследование р. Паук.

Экологическое обследование скалы Киселёва. (6 час.).

13. Охрана окружающей среды.

Охрана природы. Охрана окружающей среды. (6 час.)

Охрана природы не только предпосылка выживания человека, но и непременное условие достижения гармонии между ним и природой.

Выездные задания:

Экологическая акция по уборке «Трёх полян».

14. Сточные воды и их значение в загрязнении окружающей среды.

Характеристика сточных вод, их роль в загрязнении среды и методы их очистки. (2 час.)

Выездные задания:

Экскурсия к устью р. Паук. Характеристика сточных вод. Их роль в загрязнении среды и методы их очистки. (4 час.)

15. Озоновые дыры «парниковый эффект».

Понятие об озоновом слое.

Практические занятия:

Исследование работы котельных на различном топливе. (4 час.)

16. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы 1 года обучения. Награждение лучших учащихся. (4 час.).


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  2. 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
  3. 1. Вводное занятие.

Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности. (3 час.)

2. Как читают историю Земли.

2.1. Документы истории земной коры.

Историческая геология. История развития Земли и земной коры. (3 час.)

2.2. Геохронологическая таблица. Краткое представление об относительном и абсолютном возрасте этапов истории Земной коры. (3 час.)

2.3. Способы чтения истории земной коры. Способы чтения. (3 час.)

Выездные занятия:

Изучение геологического разреза в долине р. Паук.

Изучение геологического разреза в районе горы Невеб.

По теме проводятся изучения геологического разреза в долине р. Паук, изучение фауны и флоры (окаменелых остатков), имеющихся в объединении. (9 час.)

3. Как образуются месторождения полезных ископаемых.

3.1. Месторождения полезных ископаемых. Представление об основных типах полезных ископаемых, их распространении и происхождении. (3 час.)

3.2. Группы полезных ископаемых. Строительные материалы, горючие полезные ископаемые, соли и т.д. (3 час.)

3.3. Образование магматических пород. Основные месторождения магматических пород.
(6 час.)

3.4. Образование месторождений в осадочных породах. Полезные ископаемые в осадочных породах. (3 час.)

3.5. Образование месторождении в метаморфических породах. Полезные ископаемые в метаморфических породах. ( 3 час.)

Практические занятия .

Определение и описание:

магматических рудных порд (пирит, халькопирит, золото-серебряная руда);

метаморфических — мрамор, рубин, гранат, осадочных - мергели, глина, известняк. (12 час.)

Выездные занятия.

Отбор образцов магматических, метаморфических и осадочных пород. (6 час.).

4. Наиболее распространённые полезные ископаемые. Свойства, происхождение, применение, распространение.

Наиболее распространённые в природе полезные ископаемые. Каменные строительные материалы:

1) Песок и гравий;

2) Глина;

3) Известняк и кальцит;

4) Гипс и ангидрит;

5) Железные руды;

6) Руды цветных металлов;

7) Руды малых металлов;

8) Руды редких металла;

9) Природные минеральные краски;

10) Горючие полезные ископаемые. (45 час.)

Практические занятия:

Определение физических свойств кальцита и известняка.

Нагревание кусочков гипса, выделение кристаллизационной воды, определение и описание свойств гипса.

Изучение свойств железных руд, нанесение на карту основных месторождений железа.

Руды цветных металлов.

Определение физических и механических свойств малых, редких металлов.

Определение физических и механических свойств минералов.

Горючие полезные ископаемые

Работа с картой. (54 час.)

Выездные занятия:

Отбор образцов для опытов.

Определение зернистости песка, его происхождения.

Определение жирности глины, примесей.

Определение физических и механических свойств минералов. (15 час.)

5. Черноморское побережье Туапсинского района.

Климат. Растительность. Животный мир. Животный и растительный мир моря.

Реки Туапсинского района. Экология моря и пляжей. Охранные мероприятия. (18 час.)

Практические занятия:

Работа с физической и геологической картой района, посещение краеведческого музея, экскурсии и экспедиции по рекам Туапсе, Паук, пляжам, по Туапсинскому району и городу. (12 час.)

Выездные занятия:

Экскурсии и экспедиция по рекам Туапсе, Паук, пляжа, Туапсинскому району и городу. (12 час.)

6. Заключительные занятия.

Подведение итогов работы на итоговой практической конференции. (3 час.)


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  2. 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
  3. 1. Вводное занятие.
  4. Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности. (3 час.)
  5. 2. Геологические процессы и явления.

2.1. Экзогенные процессы. (24 час.)

2.1.1. Выветривание.

2.1.2. Деятельность текущих вод.

2.1.3. Деятельность подземных.

2.1.4. Карст.

2.1.5. Осыпи, обвалы и оползни.

2.1.6. Ледники.

2.1.7. Аккумуляция донных осадков.

2.1.8. Абразия.

2.2. Эндогенные процессы. (18 час.)

2.2.1. Магматизм.

2.2.2. Метаморфизм.

2.2.3. Современные и новейшие тектонические движения.

2.2.4. Землетрясения.

Практические занятия по теме.

1. Работа с коллекцией горных пород и минералов с целью определения их генезиса (магнетических, осадочных, метаморфических).

2. Изучение карты сейсморайонирования Краснодарского края. (21 час.)

Выездные занятия.

1. Изучение антиклинальных, синклинальных складок, разрывных тектонических нарушений в каньоне реки Паук, на Агойском перевале.

2. Отбор образцов магматических, метаморфических и осадочных пород и минералов.

3. Обследование геологических разрезов с целью определения генезиса делювиальных, аллювиальных осадочных пород.

4. Экспедиция с задачей изучения карстовой пещеры по реке Цыпка.

5. Изучение абразивных процессов по берегу моря. (30 час.)

3. Классификация минералов на основе химического состава и генезиса. (54 час.)

3.1. Класс самородных элементов и сульфидов.

3.2. Класс галоидных соединений.

3.3. Класс оксидов и гидроксидов.

3.4. Класс карбонатов

3.5. Класс сульфатов.

3.6. Класс фосфатов

3.7. Класс силикатов.

Практические занятия по теме. (27 час.)

Работа с коллекцией минералов и горных пород. Определение физических и механических свойств.

4. Методы изучения глубинного строения Земли. (33 час.)

4.1. Бурение.

4.2. Геофизические методы.

4.2.1. Сейсморазведка.

4.2.2. Гравиразведка.

4.2.3. Магниторазведка .

4.2.4. Электроразведка.

Практические работы.

Изучении принципов составления геологических карт.

1. Работа с геологической картой Туапсинского района

3.Изучение сейсмических  разрезов.

Выездные занятия.

Изучение скважин.

5. Некоторые экологические проблемы, связанные с деятельностью человека. 

5.1. Отходы.

5.1.1. Отходы сырьевые.

5.1.2. Отходы радиоактивные.

5.1.3. Бытовые отходы.

Проблемы Туапсинской свалки.

Свалка твёрдых бытовых отходов.

5.2. Экологический след городов. Рост городов.

Выездные занятия по теме.

Экскурсии по городу и району с задачей выявления наиболее загрязнённых мест бытовыми отходами.

Практические занятия по теме.

Нанесение на карту города выявленных очагов загрязнения бытовыми отходами.

Отбор проб воды из ручья возле свалки и определение ее химического состава.

6. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы на итоговой практической конференции.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы необходимы следующие методические пособия:

  1. Коллекция горных пород и минералов.
  2. Шкала твёрдости МООСа (ребята готовят сами).
  3. Видеоаппаратура и учебные видеофильмы.
  4. Микроскоп школьный, лупы.
  5. Горный компас, геологические молотки.
  6. Географические и геологические карты, атласы.

Приложением к программе является подборка дидактического материала:

  1. Основные сведения о планетах Солнечной системы.
  2. Наглядные материала об истории Земли, минералах магматических, метаморфических и осадочных пород.
  3. Информация о типах вулканов и извержений.
  4. Рисунок о веществах, выделяемых в остывающем очаге гранитной магмы и за его пределами, в земной коре.
  5. Фотографии и пригласительные билеты научно-практических итоговых конференций объединения.

Для проверки полученных знаний воспитанниками 1-го, 2-го и 3-го года обучения разработаны вопросы к тестам. Педагог может группировать вопросы в тест в зависимости от пройденного материала и целей проверки.

К программе дается методическая разработка занятия по теме «Магматизм — как вулканизм и интрузии».

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Основными методами оценки полученных результатов является тестирование, которое проводится в конце каждой темы и составление рефератов по выбранным и пройденным темам, защита которых проводится на итоговых конференциях, а также оценка по итогам участия в выставках и исследовательской деятельности.

Закрепление пройденного материала по каждой теме планируется проводить в конце каждой темы в ходе игр типа «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером», «Третий лишний» и т.д.

Проверка знаний воспитанников осуществляется в конце каждого года обучения посредством проведения итоговых научно-практических конференций, а также по результатам участия учащихся в городских и краевых научно-практических конференциях.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Гавриленко Б.Б. Очерки о проблемах геологии. - М.1999 г.
  2. Кэррол Лейн Фентон, Милдред Адамс Фентон. Каменная книга. -  М.: изд. Наука, 1997 г.,

С 662.

  1. Доклад «О состоянии природоползования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2006 г.».- Краснодар, 2007 г., С.380.
  2. К.Н. Паффенгольц и др. Геологический словарь. - М.: Изд. Недра, 1973 г.,  С. 453.
  3. Гужин Г.С. Экология Кубани, 1995 г.
  4. Гладышев Т.П. Магия камня, ТОО «Диамант», 1997 г.
  5. Жарков В.Н. Внутреннее строение земли и планет.
  6. Короновский Н.В. Основы геологии, 1982 г.
  7. Корнилов Н.И. Ювелирные камни».  Изд. Недра, 1983 г.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Бочавер А.Л. Планета Земля. Изд. АСТ, 2002 г.. - 315 С.
  2. Аксенов М., Володин В. И др. Энциклопедия для детей. Геология. - Издательский центр: Аванта, 2006, - 688 С.
  3. Годен К. Вулканы. - М.: Изд. Махаон, 2006, - 122 С.
  4. Марк Колтун. Земля, 1994 г.
  5. Ребрген Б.М.У колыбели геологии и горного дела. Изд. Недра, 1994 г.
  6. Ребрген Б.М. Справочник туриста, М.: Профиздат, 1982 г.
  7. Роджер Кут. Планета Земля, 1997 г.
  8. Ридерз Дайджест . Азбука природы, 1997 г., 336 С.
  9. Ридерз Дайджест. Атлас вселенной для детей, 2001 г.
  10. Фереман А.Е. Занимательная минералогия, 1994 г.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательной работы на 2013-2014 год в группе 6 класса

Рабочая программа с циклограммой на 2013-2014 учебный год. Работа по теме "Основы здорового образа жизни."...

Образовательная программа элективного курса на 2013-2014 учебный год «Экранизация литературных произведений».

В программу элективного курса входит : пояснительная записка, цели и задачи курса, методы обучения и формы контроля, а также учебный план курса с методическими рекомендациями....

Рабочие программы по английскому на 2013-2014

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной программы по английскому языку 2007 года.Учебно-методический ...

Рабочая программа по русскому языку 2013-2014 учебный год 6 класс ФГОС

рабочая программа создана на основе программы по ред. Ладыженской и рабочей программы изд. ВАКО 2013 г....

рабочая программа по русскому языку 2013-2014 год 11 класс

рабочая программа создана на осонове программы под ред Н.Г. Гольцовой, рассчитана на 34 часа...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы Е. А. Семенко (2013-2014 учебный год)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.) составлены на основе Авторской программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Краснодарско...

План работы отряда Дружины Юных Пожарников на 2013-2014 учебный год

План работы отряда Дружины Юных Пожарников на 2013-2014 учебный год...