Образовательная программа "Тестопластика"
рабочая программа на тему

Дюкина Фарида Касимовна

Цель: создание условий для творческого самовыражения детей посредством изготовления поделок из соленого теста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_po_testoplastike.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей «Балезинский Центр детского творчества»

Рассмотрено на заседании                                                                 Утверждаю

Педсовета                                                                                            Директор МБОУ ДОД

Протокол №______                                                                             «Балезинский ЦДТ»

От_____ _______ 2012г                                                                     Приказ №___ от______

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Тестопластика»

Срок реализации- 1год

Возраст детей 6-15 лет

Составитель:

Дюкина Фарида Касимовна

Педагог дополнительного

Образования

П. Балезино

2012г

Пояснительная записка

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических  материалов создаются  объемные фигурки и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна.  Лепка дает ребенку удивительную возможность моделировать мир и свое представление  в нем  в пространственно – пластичных образах. Лепка – это и самый осязаемый  вид художественного творчества: ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и в любой момент  ее изменяет.

Каждый день мы в нашей жизни так или иначе используем тесто. Чаще в виде кондитерских изделий. И даже не подозреваем, что когда – то давным давно  еще древние египтяне  делали из теста  замечательные поделки, которые можно назвать даже  произведениями искусства.  Как они сохранились? Секрет прост:  их делали из соленого теста.  Благодаря этому они не деформировались., не подвергались внешним воздействиям.

В наши дни постепенно возрастает интерес к этому  виду творчества.  Как у любого другого материала у теста есть достоинства и недостатки. Нов одном оно просто уникально – его можно использовать для того,  чтобы научить детей лепить. Это незаменимый материал, т.к. безопасен во всех отношениях. Тесто, как материал, очень  удобен в работе, всегда под рукой и не требует практически  никаких затрат.

Программа «Тестопластика» предоставляет  широкие возможности  для художественного,  эстетического и духовного  развития.  Занятия по программе органично сочетают в себе  элементы обучения с  развитием художественно – творческих  способностей.  Изготовление поделок из соленого теста включает в себя следующие виды деятельности:  работа с использованием теста, картона, клея ПВА, художественных красок (гуашь, акварель), лак (НЦ,ПФ). Такое разнообразие творческой  деятельности  в значительной степени  раскрывает творческий потенциал  ребенка,  дает возможность творческой реализации.  

В содержание программы включена  работа с пластилином. Пластилин имеет свои преимущества. Современный пластилин яркий, пластичный, не липнущий к рукам. Большой выбор цветов дает  возможность  создавать  красочные поделки и композиции.

 Программа «Тестопластика»  в объеме 72 часа  учебных часа  за год, рассчитана  для  учащихся 7-15 лет.  Основу программы составляют комбинированные  и практические часы. Формы организации занятий – групповая и индивидуальная.  Программа относится к художественно – эстетической направленности.

 В программе обучения обучающиеся  научатся самостоятельно  изготавливать различные подарки,  сувениры и украшения для себя, родных, близких. Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить  ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка.  Поэтому программа «Тестопластика»  является актуальной и в наше время.

Новизна программы заключается в том, что она  включает в себя не только  обучение тестопластике, но и создание индивидуальных и коллективно сюжетно – тематических композиций, для изготовления которых используются поделки из соленого теста.

Программа  разработана в соответствие  с Требованиями … Программ модифицированная: разработана  на основе программы «Тестопластика» Басовой Л.В., «Тестопластика» Литвин Т.В.

Цель программы: создание условий для творческого самовыражения  детей посредством  изготовления поделок из соленого теста.

Задачи:

Образовательные:

-  расширить  кругозор по декоративно-прикладному искусству, по культуре Удмуртской Республики.

- дать обучающимся сведения  о технологии изготовления   поделок из соленого теста.

-научить обучающихся различным  приемам работы с соленым тестом, экономно расходуя материал.

Развивающие:

- Развить у учащихся внимание,  память,  усидчивость и мелкую моторику рук.

- Способствовать развитию у учащихся  творческих способностей  по изготовлению  и отделке поделок  из теста.

-Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

-Развить  у учащихся способность  к самостоятельному выбору  цветовых сочетаний при окрашивании изделий из соленого теста.

-Способствовать развитию  художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

- Воспитывать у учащихся усидчивость, трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении  поставленной цели.

- Воспитывать наблюдательность, воображение и хороший вкус.

Программа  преследует решение следующих педагогических, методических и профессиональных задач:

  1. - освоить технологии изготовления декоративных изделий из соленого теста
  2. - изучение основ цветоведения, приемов работы с цветом, тоном; умение рационально и творчески использовать материал и его свойства;
  3. - развитие пространственного воображения;
  4. - соблюдение правил техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами.

Изучение осуществляется на практических занятиях, закрепление знаний и умений выполнять технологию изготовления изделий из соленого теста осуществляется при выполнении самостоятельных практических работ, контроль процесса обучения осуществляется по результатам выполнения практических заданий.

Преимущества соленого теста:

  1. - Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
  2. - Легко отмывается и не оставляет следов;
  3. - Безопасно при попадании в рот
  4. - Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
  5. - Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;
  6. - Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;
  7. - Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...
  8. - С готовым изделием можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

Принципы построения программы:

  1. - От простого к сложному.
  2. - Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. - Личностно-ориентированный подход.
  4. - Научность.
  5. - Доступность.
  6. - Системность знаний.
  7. - Воспитывающая и развивающая направленность.
  8. - Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
  9. - Активность и самостоятельность.
  10. - Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Технологии:

  1. - Игровое обучение
  2. - Педагогика сотрудничества
  3. - Личностно - ориентированный подход

Методы:

  1. - Наглядный (показ, образцов поделок, иллюстрации);
  2. - Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
  3. - Практический

Формы:

  1. - Индивидуальные
  2. - групповые.

Средства:

  1. - соленое тесто
  2. - стеки
  3. - доски
  4. - кисти
  5. - краска гуашь
  6. - шаблоны

Прогнозируемы результаты  освоения программы:

К концу  учебного года  учащиеся должны знать:

- технологию  приготовления соленого теста

-основные приемы, используемые  для лепки  животных и птиц

-технологический процесс изготовления  поделок из соленого теста

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать правила безопасного труда

-переводить шаблоны на тесто

-изготавливать и оформлять поделки

- осуществлять декоративную работу  при лепке изделия

- самостоятельно изготавливать поделки из соленого теста

-самостоятельно  исправлять повреждения поделок

-самостоятельно контролировать  качество готовности изделия

Учащиеся приобретут навыки:

- наложения шаблона  на раскатанное  тесто и вырезание  ножом фигурки  по краю шаблона

- определение свойств и качеств  соленого теста, применяемого для изготовления  поделок

-изготовление поделки по собственному эскизу.

Формами  подведения итогов реализации программы являются выставки, конкурсы, самостоятельная работа, коллективный анализ  творческих работ.

Учебно – тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Знакомство с правилами ТБ. Знакомство с правилами творческого объединения «Тестопластика»

2

2

0

2

Изделия из пластилина. (пластилин на проволочном каркасе, расписной пластилин, оригами)

6

2

4

Беседа

3

Рецепты изготовления соленого теста. Оборудование рабочего места, инструменты, приспособления. (ежик с фруктами)

2

1

1

Беседа

4

Технология изготовления плоских изделий (по шаблону, рыбки)

6

2

4

Самостоятельная работа

5

Технология изготовления интерьерных изделий

(ягодки,Яблочное дерево,полкова,

12

4

8

беседа

6

Изготовление панно. (У самовара, Подсолнух и плетень, зимняя сказка)

12

4

8

Выставка

7

Изготовление сувенирных изделий, украшений

(Бусы, рыбка, осьминожек, рамка для фото)

12

4

8

наблюдение

8

Технология изготовления объемных изделий

( фигурки животных, подсвечник)

8

2

6

Беседа

9

Создание композиций с использованием объемных и плоских элементов. (Композиция Розы, шкатулка

8

2

6

Беседа

10

Итоговое занятие

2

2

11

Экскурсии

2

2

Итого

72

23

49

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Знакомство с правилами ТБ.

Знакомство с правилами творческого объединения «Тестопластика»

Основные понятия: Новые направления декоративно-прикладного творчества. Знакомство с программой объединения. Правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами. Правила техники безопасности в кабинете, в здании ЦДТ.

Практическая работа: Просмотр готовых поделок и изделий, литературы.

  1. Изделия из пластилина.

Основные понятия: «расписной пластилин», проволочный каркас, оригами из пластилина.

Практическая работа: изготовление картины «Кто сказал мяу!», каркасное изделие «Рыбка», картина размазыванием пластилина, изготовление рамки  с налепными украшениями.

  1. Рецепты изготовления соленого теста. Оборудование рабочего места, инструменты, приспособления. 

Основные понятия: Рецептура приготовления соленого теста, используемые добавки для лепки различных изделий. Оборудование рабочего места, инструменты, приспособления.. Правила хранения материалов. «Мукосол» - народный промысел. Горельефы – рисунки  из теста на плоскости. Основа – жгут, шарик. Сушка и обжигание.  Оформление поделки: раскраска и покрытие лаком.

Практическая работа: лепка простых фигур: шарик, лепешка, капелька, колбаска, лента, изготовление ежика с фруктами

  1. Технология изготовления плоских изделий 

Основные понятия: Уход за изделиями из соленого теста. Работа с шаблонами.  Декоративно –отделочные работы.

Практическая работа: Изготовление поделок с помощью шаблонов. Изготовление рыбки.

  1. Технология изготовления интерьерных изделий

Основные понятия: Изготовление интерьерных изделий. Приемы работы. Детали элементов, законы композиции, тонирование, цвет.

Практическая работа: составление схем, эскизов. Приготовление цветного теста. Изготовление изделия.

  1. Изготовление панно.

Основные понятия: создание композиций с использованием обычных элементов. Формы выпуклых элементов, совмещение с композицией, оформление интерьера. Использование подручного материала (коробки, трубки, растения).

Практическая работа: составление эскизов с использование выпуклых элементов. Изготовление композиции с применением выпуклых форм и элементов.

  1. Изготовление сувенирных изделий, украшений

Основные понятия: Технология изготовления сувениров и украшений. Изготовление бус, брошей. Фотография в жизни человека. Роль украшений в жизни человека. Виды украшений.

Практическая работа: разработка формы бус, брошей, прорезных элементов. Изготовление игрушки-сувенира по выбору.

  1. Технология изготовления объемных изделий

Основные понятия: Использование фольги для изготовления объемных работ. Лепка шара, конуса, овала. Основные приемы лепки животных. Лепка различных животных, снеговиков, фигурок человечков. Назначение подсвечников. Виды подсвечников. Приемы декорирования. Прорезные элементы. Безопасность выполняемых работ. Дополнительные материалы:  (перья, кусочки  ткани, природные материалы, бусинки, пуговки и т.д.). Оформление игрушки. Оформление подарка.

Практическая работа: составление эскизов с использованием объемных элементов. Изготовление композиции с применением объемных форм и элементов. Соединение деталей. Оформление мордочки, лица, применяя бусины, пуговки. Изготавливаем волосы из ниток, меха, перьев. Оформление дополнительными деталями.

  1. Создание композиций с использованием объемных и плоских элементов.

Основные понятия: Технология изготовления композиций с использованием объемных и плоских элементов. Приемы работы. Детали элементов, законы композиции, формы, цвет. Приемы лепки цветов. Оклеивание баночки.

Практическая работа

Составление схем, эскизов. Приготовление теста. Изготовление вспомогательных деталей из фольги. Лепка изделия. Сборка композиции. Оформление работы.

  1.  Итоговое занятие.

Оформление выставки

Методическое обеспечение программы.

Год обучения

Обеспечение программы

Рекомендации по проведению лабораторных и практических занятий

Дидактический и лекционный материал

Первый год обучения

-готовые изделия из соленого теста

-готовые изделия из пластилина

-методичка по цветоведению

-шаблоны , рисунки, схемы

-инструкционные карты, технологические карты

-основные материалы: тесто, нитки, клей ПВА, проволка (шпильки), краски, зубочистки, лак (НЦ, ПФ), кисточка, ножницы, картон, парафиновые свечи, рамки деревянные,  потолочные.

-пластиковые пакеты, клеенка

-стеки, ножички

-штампики: любые бытовые предметы, дающие оттиск или отпечаток (пуговицы разной формы, пробки, монеты, колпачки фломастеров, расчески и пр)

-формочки для теста или игр с песком

- скалка для раскатывания  пластилина, соеленого теста.

-природный материал6раковины, камешки разной формы и расцветки, листья, плоды, ветки, семена, перья

-программа вводного инструктажа, инструктажа на рабочем месте,

-инструкция по работе с колюще – режущими инструментами

-инструкция по работе с клеем

-инструкция по работе с электродуховкой

-инструкция при проведении экскурсий, массовых мероприятий

-Хананова И. Соленое тесто. — М.: АСТ-пресс книга, 2012.

-Лыкова И.А.  Лепим из пластилина, глины, теста.-М.:ОЛМА Медиа Групп, 2007.-32с.: ил. – (Школа творчества)

-Горичева В.С.. Изделия из соленого теста

-Гусева «Солёное тесто». Москва. Мой мир. 2006

-Данкевич Е.“Лепим из соленого теста”

-Г. Чаянова «Солёное тесто для начинающих»

Основные технологические этапы создания изделия в технике тестопластики

  1. - выбор сюжета
  2. - составление эскиза
  3. - приготовление теста
  4. - лепка
  5. - сушка
  6. - раскрашивание
  7. - оформление готовой работы

Правила пользования материалами и инструментами:

  1. - Аккуратно работать с тестом
  2. - Пользоваться салфеткой после работы.
  3. - Не разбрасывать инструменты.
  4. - Класть кисточку на подставку.
  5. - Вымыть кисточку после работы, просушить ее.
  6. - Сложить материалы и инструменты на место.
  7. - Убирать свое рабочее место.

 Литература для педагога.

  1. 1. Горичева В.С.. Изделия из соленого теста
  2. 2. Гусева «Солёное тесто». Москва. Мой мир. 2006
  3. 3. Данкевич Е.“Лепим из соленого теста”
  4. 4. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.— М: Эксмо, 2004.
  5. 5. Хананова И. Соленое тесто. — М.: АСТ-пресс книга, 2004.

  1. Литература для обучающихся.
  2. 1. Лепка и тестопластика. 2008 год Карапуз
  3. 2.Лыкова И.А.  Лепим из пластилина, глины, теста.-М.:ОЛМА Медиа Групп, 2007.-32с.: ил. – (Школа творчества)
  4. 3. Синеглазова М.О. «Удивительное солёное тесто». Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
  5. 4. Г. Чаянова «Солёное тесто для начинающих»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...