Методическая разработка "Организация педагогического процесса с одарёнными детьми на предметах теоретического цикла ДШИ"
методическая разработка по теме

Методическая разработка об организации учебного процесса и формах работы с одарёнными детьми в ДШИ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств п.Октябрьский Радищевского района Ульяновской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Организация педагогического процесса с одаренными детьми на предметах теоретического цикла ДШИ»

   

                                                         Автор:

                                                    Васильева Елена Анатольевна,

 преподаватель теоретических дисциплин

 МОУ ДОД ДШИ п. Октябрьский

                                               п.Октябрьский

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………3

  1. Классификация способностей ребёнка …………………………..4
  2. Направления развития одаренности детей в ДШИ …………….6
  3. Формы работы с одарёнными детьми  на предметах

музыкально-теоретического цикла ……………………………………………8

Заключение ……………………………………………………………………..11

Список литературы …………………………………………………………….13


Введение

Проблема одаренности и организации работы с одаренными детьми вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. В современной системе образования она становится тем более актуальной в связи с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве, приоритетностью инновационных форм развития производства, общества, личности.

Большинство современных образовательных проектов имеет целью развитие таких способов организации социального взаимодействия, которые позволят интенсифицировать процесс социализации личности с одновременным развитием его индивидуальности, направленной на творческое преобразование окружающей действительности. Фактически такой подход предполагает развитие индивидуальной одаренности индивидуума, обладающего ключевыми компетентностями, позволяющими ему быть успешным в профессиональной и социальной сфере отношений.

 С образовательной точки зрения целью системы работы с одаренными является достижение оптимального соответствия условий конкретной образовательной среды нуждам определенной  социальной группы.

Качество образования в детских школах искусств является одним из наиболее важных показателей системы образования в области искусства.

Основными задачами дополнительных общеобразовательных программ в области искусств являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля.

На наш взгляд единая система организации образовательного пространства для одаренных детей должна включать в себя не только мониторинговые компоненты, но также подкрепляться и дополняться содержательным, технологическим и методическим наполнением деятельности, представляющими собой комплекс организационно-технологических мероприятий, способствующий всестороннему развитию личности, ее индивидуальной одаренности.

Целью методической разработки является создание единой системы работы с одаренными детьми в детской школе искусств на предметах  теоретического цикла.

Задачи:

  • исследовать проблему одарённости и дать классификацию способностей ребёнка;
  • рассмотреть и выделить основные направления развития одаренности детей в ДШИ;
  • рассмотреть формы работы с одарёнными детьми  на предметах музыкально-теоретического цикла;
  • подвести итоги работы с одаренными детьми за 2012 год. 

1.Классификация способностей ребёнка

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.  

Определяя работу с одаренными детьми необходимо развести главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».      

По уровню (степени совершенства): слабые, средние, высокие, одаренность, талант, гениальность.

По личностной сфере: академические (ярко выраженные способности учиться), трудовые (в области практических умений и навыков), творческие (нестандартное мышление и видение мира), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), исполнительские, физические.

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание), специальные (музыкальные, художественные, математические, литературные, конструктивно-технические и т. п.). 

     Талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т.е. повышенная чувствительность); интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т.е. воля и энергия человека; способность создания новых образов, фантазия и воображение.   

Одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.  Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Способности определяются как  индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов).

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью. Основные функции одаренности максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.  Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.

Взаимосвязь факторов одаренности с внешней средой

  1. Направления развития одаренности детей в ДШИ

   Необходим особый подход к обучению и воспитанию одарённых детей, обеспечивающий их самореализацию в учебной деятельности, создающий условия для адаптации в современном обществе. Этот подход реализуется в нашей школе через:

  • концепцию развивающего обучения;
  • психолого-педагогические основы работы;
  • индивидуализацию обучения
  • личностно – ориентированное воспитание.

Это позволяет создать эмоцонально-мотивационную сферу деятельности ученика, условия для удовлетворения познавательных потребностей, обеспечивает ребёнку возможность  увидеть себя в результате своего труда.

Выделяют следующие направления развития одаренности детей, которые применимы и в системе дополнительного образования:

  • Активное отношение к окружающему миру. Одаренные люди любознательны, креативны, информированы, активны. Задача взрослых в этом случае – направить энергию ребенка в полезное русло.
  • Самостоятельность. Одаренные дети с большой охотой стремятся к самостоятельности, но взрослые люди зачастую ограничивают их стремление.
  • Произвольность регулирования своего поведения. Поскольку одаренным детям все легко достается, то волевые усилия бывают минимальными. Проблемы возникают, когда ребенку необходимо заставить себя делать то, что неинтересно, когда необходимо подчиниться требованиям взрослых.
  •  Организация индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельности – это система своеобразных действий, приемов, методов, которые применяет человек в своей деятельности и поведении.
  • Создание мотивации к развитию и обучению. Потребности и мотивы побуждают человека  активности, действию, деятельности, заставляют его ставить цели, задачи и определять способы их выполнения.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Наиболее эффективно в работу должны быть включены такие формы как специально организованная творческая деятельность; мастер-классы развития творческой одаренности; конкурсы, фестивали, семинары и конференции.

Выявление одаренных детей возможно при использовании таких форм деятельности как анализ особых успехов и достижений ребенка; диагностика потенциальных возможностей детей.

На базе учреждения дополнительного образования детей необходимым является организация психологического сопровождения родителей одаренного ребенка; совместной практической деятельности одаренного ребенка и родителей; поддержка и поощрение родителей одаренных детей.

 Поведение и деятельность педагогов, работающих с одарёнными детьми должны отвечать определённым  требованиям:

  • разработка гибких, индивидуализированных программ и методик обучения;
  • создание  эмоционально безопасной атмосферы в коллективе;
  • стимулирование развития творческих способностей детей;
  • использование различных методов обучения и воспитания;
  •  уважение личности и ценностей  воспитанника и  формирование его положительной самооценки;
  • поощрение творческих особенностей и  воображения воспитанников.

  1. Формы  работы с одарёнными детьми  на предметах музыкально-теоретического цикла

  • Применение методов творческого характера на уроках сольфеджио и музыкальной литературы:
  • проблемно – поисковый (эвристический) Проблемная ситуация возникает тогда, когда у человека есть познавательная потребность и интеллектуальная возможность решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым. Главная цель – стимулировать познавательную деятельность ребёнка, уводя его от стандартов мышления и применяя ранее полученные знания и личный опыт на практике в интересной для ребят форме с непредсказуемым заранее финалом. Собственные выводы и доказательства, добытые учащимися опытным путём, всегда интересны и убедительны, будь то теория или практика.
  • стимулирования творческой активности учащихся через широкое применение творческих заданий. Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания. Выполнение их зависит от преподавателя, от его личности, увлечённости, способности участвовать в сотворчестве. Он побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определённые ситуации. Для активизации инициативы учащихся предлагаются творческие задания в форме игр. Постепенное усложнение условий игр, их содержания способствует обогащению музыкального опыта и творческих возможностей учащихся. В творческих заданиях расширяется самостоятельность ребят.

               Творческие упражнения на уроках на предметах теоретического цикла психологически раскрепощают детей, развивают их вкус и наблюдательность, активизируют слуховое внимание, тренируют музыкальный слух. Такие упражнения должны быть тесно связаны с основными разделами курса «Сольфеджио», закрепляя творчески теоретические знания учащихся.        Цель творческих упражнений - в приобретении и закреплении основных навыков пения с листа, записи диктанта, анализа на слух.

        Творческие задания должны быть доступными по трудности.

        Виды творческих заданий:

  • допевание мелодии до тоники;
  • сочинение ответной фразы;
  • сочинение фрагмента мелодии (окончания или пропущенных тактов);
  • сочинение мелодии на данный ритмический рисунок или на стихотворный текст;
  • сочинение ритмического аккомпанемента к мелодии;
  • сочинение мелодии определенного жанра, характера, с использованием заданных выразительных средств;
  • сочинение мелодии к данному аккомпанементу;
  • подбор аккомпанемента с использованием пройденных аккордов;
  • сочинение второго голоса к мелодии;
  • игра аккомпанемента по цифровке.
  • Методы стимулирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся:
  • изучение нового учебного материала;
  • отработка умений и навыков;
  • проведение контроля и самоконтроля;
  • создание конспектов, рефератов;
  • подготовка выступлений и презентаций;
  • подготовка к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам.

  • Интегрирование уроков сольфеджио-музыкальной литературы, сольфеджио-фортепиано, музыкальной литературы-фортепиано, сольфеджио –хор.

  • Применение ИКТ 

Новые педагогические технологии немыслимы без широкого применения ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), именно они позволят в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности. Основными характеристиками применения информационных коммуникационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся.

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Предусматривается использование в преподавании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, демонстрации музыки. Вовлечение ИКТ на уроках музыкальной литературы позволяет создать наиболее комфортные условия для активного восприятия музыки  детьми разных возрастов, облегчает работу с наглядными пособиями, делает для учащихся более интересным  процесс  проверки знаний, делает более эффективным процесс обучения.

        

  • Подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам

Участие в конкурсах различного уровня, где выступают наши воспитанники, дает расширить кругозор по предметной направленности, пережить ситуацию успеха, воспитать такие качества, как воля к победе, чувство коллективизма, желание совершенствования мастерства, уверенности в себе, в своих силах.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.

Предметная олимпиада — состязание учащихся, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин.

Нередко олимпиада состоит из нескольких этапов, которые условно тоже принято называть олимпиадами: школьный, районный, зональный, областной, государственный (федеральный, заключительный), международные олимпиады. Олимпиада проходит в заранее выбранном учебном заведении. Ведущие объясняют правила и ход работы, раздают задания и необходимые вспомогательные материалы. Обычно правила напечатаны на отдельном листе для каждого участника. После выполнения заданий участник по своему усмотрению волен завершить работу раньше отведённого времени и уйти.

По завершении олимпиады производится анализ работ участников и подсчёт баллов. Лучшим участникам предлагается готовиться к следующему этапу олимпиады. Призёры олимпиад обычно получают дипломы и награды.

Участник олимпиады обычно усиленно готовится к ней, что способствует усвоению учебного и дополнительного материала. Участие в олимпиаде может служить преимуществом при поступлении в учебные заведения для дальнейшего образования, особенно если участник занял призовое место.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, музыкантами, руководителями, лидерами.

Одаренность представляет собой сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера собой сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера

Одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям в одной или нескольких сферах.

Одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных усилий по совершенствованию своих способностей.

Таким образом:

  • возросла необходимость исследования проблемы одарённости;
  • была рассмотрена классификация способностей ребёнка;
  • выявлена структура взаимосвязи факторов одаренности с внешней средой;
  • рассмотрены и выделены основные направления развития одаренности детей в ДШИ:
  • активное отношение к окружающему миру;
  • самостоятельность;
  • организация индивидуального стиля деятельности;
  • создание мотивации к развитию и обучению.
  •  выдвинуты требования к поведению и деятельности педагогов, работающих с одарёнными детьми;
  • проанализированы формы работы с одарёнными детьми  на предметах музыкально-теоретического цикла:
  • применение методов творческого характера на уроках сольфеджио и музыкальной литературы;
  • методы стимулирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
  • интегрирование уроков;
  • применение ИКТ;
  • подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам;
  • подведены итоги работы с одаренными учащимися за 2012 год.


Список литературы

1.Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4.

2.Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3.

3.Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. – М.: Владос.

4.Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н/Д: Феникс.

5.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия».

6.Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.

7.Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002.

8.Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей". Избранные труды. М.,1985г. - Т.1.

9.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

Электронные ресурсы:

http://www.odardeti.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация педагогического процесса с одаренными детьми на предмете эстрадное пение ДШИ»

Одним из аспектов национального проекта « Образование» является выявление, развитие и поддержка одаренных талантливых детей.Необходим особый подход к обучению и воспитанию одарённых детей в ДШИ, обесп...

Работа с одарёнными детьми по предметам естественного цикла

Главное в системе работы с одаренными детьми — личностное развитие ученика, реализация ребенка на максимальном для него уровне. ...

Принципы педагогической деятельности с одарёнными детьми на уроках информатики

Мои мысли и мысли других педагогов по поводу воспитания одарённых детей....

Педагогический проект: «Применение компьютерных технологий в процессе контрольно-корректирующего обучения на предметах естественнонаучного цикла как средства повышения качества образования»

Педагогический проект: «Применение компьютерных технологийв процессе контрольно-корректирующего обучения на предметах естественнонаучного цикла как средства повышения качества образования»...

Методический доклад "Использование технологий проблемного обучения на предметах теоретического цикла"

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.&bull...

Виды работы с использованием МКТ музыкально-компьютерных технологий в рамках предметов теоретического цикла

Современное музыкальное образование становится на новый путь развития – обучение с использованием компьютерных технологий. Это доказывают многие учебные заведения нашей страны на разных уровнях ...

План работы с одарёнными детьми по предмету «Английский язык»

Современное образование в условиях его совершенствования сталкивается с проблемой, решение которой выходит на одну из наиболее востребованных позиций, — проблемой выявления, поддержки и ор...