Конспект учебного занятия по теме «Традиционная обрядовая кукла»
план-конспект занятия по теме

Орлова Кристина Васильевна

Тип занятия: учебное занятие по овладению новыми знаниями, умениями и навыками

Возраст детей: 8-9 лет

Время проведения: 1 час

Место проведения: учебный кабинет

Необходимое оснащение:

•          Обрядовые народные куклы (каждой по 2 штуки) – Владимирская столбушка, Лихоманки (12 штук), Мартинички, Коляда, Крестец;

•          2 корзины;

•          Лоскутное одеяло, символизирующее календарный год (круг, разделённый цветами-символами на четыре времени года);

•          Нитки белого и красного цвета, ножницы;

•          Магнитофон, диски с записями народной музыки

Цель занятия: содействие развитию интереса детей к изучению обрядовых кукол в народных традициях.

Задачи:

- познакомить  детей с многообразием обрядовых кукол и их ролью в жизни человека;

- раскрыть символическое значение обрядовых кукол в контексте календарного года;

- воспитывать чувство сопричастности к традициям родного края;

- установить взаимосвязь между народными календарными и обрядовыми традициями;

- развивать мелкую моторику в процессе создания куклы «Мартинички».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_orlovakv_cherepovets.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского и юношеского творчества имени

А.А. Алексеевой»

Областной конкурс «Педагогический дебют»

Конспект учебного занятия по теме «Традиционная обрядовая кукла»

Семейный клуб «Основа»

Автор: Кристина Васильевна Орлова,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

МБОУ ДОД «Дворец детского и юношеского

творчества имени А.А. Алексеевой»,

г.Череповец, ул.Сталеваров,32

тел.раб.(8202)57-11-64

e-mail: biblddut@mail.ru

г.Череповец

2014г.

 

Тип занятия: учебное занятие по овладению новыми знаниями, умениями и навыками

Возраст детей: 8-9 лет

Время проведения: 1 час

Место проведения: учебный кабинет

Необходимое оснащение:

•        Обрядовые народные куклы (каждой по 2 штуки) – Владимирская столбушка, Лихоманки (12 штук), Мартинички, Коляда, Крестец;

•        2 корзины;

•        Лоскутное одеяло, символизирующее календарный год (круг, разделённый цветами-символами на четыре времени года);

•        Нитки белого и красного цвета, ножницы;

•        Магнитофон, диски с записями народной музыки

Цель занятия: содействие развитию интереса детей к изучению обрядовых кукол в народных традициях.

Задачи:

- познакомить  детей с многообразием обрядовых кукол и их ролью в жизни человека;

- раскрыть символическое значение обрядовых кукол в контексте календарного года;

- воспитывать чувство сопричастности к традициям родного края;

- установить взаимосвязь между народными календарными и обрядовыми традициями;

- развивать мелкую моторику в процессе создания куклы «Мартинички».

Ход занятия

Организационный этап

Звучит музыка. На столе корзина с разными видами обрядовых кукол.

Приветствие педагога:

- Дорогие ребята, парни и девчата, на кукол посмотрите, себе приглядите. Себе приглядите, да в ручку возьмите (каждый ребенок  выбирает себе куклу).

Педагог предлагает желающим ребятам рассказать, почему выбрали ту или иную куклу.

Подготовительный этап

- Наши куколки непростые. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Да, они сделаны своими руками из натуральных материалов. А еще их в традиционной культуре называют обрядовыми. Народ верил, что эти куклы в определенное время приносят удачу и помогают человеку. Поэтому с ними обращались бережно, аккуратно, и ни в коем случае с обрядовыми куклами не играли.

– Есть ли у вас дома куклы, которыми вам не разрешают играть? Что это за куклы? (дорогие коллекционные куклы, семейные, которые передаются из поколения в поколение)

- Давайте посмотрим, а что же лежит на нашем столе?  (это одеяло) Чем оно интересно? (сделано из лоскутков; на нем изображен круг, разделённый на четыре части по временам года)

- Покажите, где в этом круге лето, зима, весна и осень (дети показывают и поясняют свой выбор) Наши предки заметили, что всё в жизни, в природе повторяется: распускаются листочки, цветы, появляются плоды, они спеют, вся зелень становится жёлтой, а потом выпадает снег. И как ни странно, всё повторяется сначала. Получается колесо, которое постоянно находится в движении, и катится только вперёд. Поэтому на одеяле изображен календарь в виде круга. И он сегодня здесь не случайно.

- Предположите, почему обрядовые куклы и календарь у нас сегодня на занятии, как они связаны? (в определенные календарные праздники изготовлялись особые обрядовые куклы)

Совместное целеполагание и планирование деятельности:

На магнитной доске расположены картинки (сова с вопросом символизирует новые знания; сундук – практическая прикладная деятельность; деревянные игрушки – игровая деятельность; нотный стан – вокальная деятельность; дети в круге – совместное обсуждение).

- Давайте обратимся к нашим картинкам-помощникам, и как всегда выберем из них те, на которых нарисованы наши возможные действия на занятии сегодня (дети отбирают картинки, в совместном обсуждении определяют последовательность видов деятельности).

- Кто может, опираясь на картинки, сказать нашу основную цель занятия. Остальным можно дополнять (Мы узнаем, какие обрядовые куклы существуют в народной традиции,  сами научимся делать одну из них, устроим выставку наших работ и обсудим полученный  результат).

Основной этап

- В разных местах России делали самые разные куколки. А зачем же были нужны эти куколки, мы сейчас  с вами узнаем. Чтобы нам было удобнее, давайте сядем на полу вокруг нашего лоскутного календаря.

Педагог достаёт из своей корзины куклу Коляду. Просит ребят посмотреть на свою куколку в руках, найти того, кто выбрал в начале занятия именно эту куклу. Спрашивает, знает ли ребенок, как называется в традиции эта кукла? (эти действия повторяются с каждой доставаемой из корзины новой куклой).

- Разрешите представить вам куклу Коляду. Ее имя говорит само за себя и поможет раскрыть ее секрет. Как вы думаете, когда она «оживала», когда приносила пользу человеку? (в Святки) Правильно. А из чего же её делали? (из соломы). Да, именно так. Колядовщиков всегда можно было узнать по предметам, которые они брали с собой. Что именно? (рождественская звезда; мешок или корзина для угощений; санки). А в некоторых областях России с собой брали еще и вот эту куклу. И ведь не случайно, что она из снопа. Что зерно в традиционной культуре символизирует? (богатство, хороший урожай, плодородие).

Педагог предлагает ребенку посадить куклу Коляду на календарь в то место, где она должна быть по времени года (на середину зимы).

- Следующая кукла очень необычна. Кто может сказать чем? (тем, что является символическим изображением мужчины, а в традиционной культуре это редкость). Часто мужская кукла выглядела, как связанные между собой две палочки, т.е. крестик (из корзины достаётся кукла Крестец).  В Святки принято рядиться, одевать маски, вести себя не как в обычной жизни. Святочный период заканчивается праздником Крещение. Считается, что вся вода в этот день особенная, святая. Чтобы при омовении в священном источнике злые силы ненароком не вселились в кого-нибудь, изготовляли куклу заместителя и втыкали в снег на краю проруби. Для того чтобы привлечь внимание злых сил, к крестовине привязывали пёстрые старые ленточки.

Педагог просит положить куклу туда, где ей место (Крестец рядом с Колядой).

- А вот эта кукла, должна быть интересна нашим девочкам постарше. Делали такую куклу во Владимирской области. Посмотрите, из чего сделана куколка, что лежит в её основе? (береста).

- Правильно. В России с берёзой символизируется только женское начало. В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля «загадывать на жениха» с помощью берестяной куколки. На бересте писали имя суженого. Педагог просит положить столбушку на её место.

Динамическая пауза

Давайте немного отдохнем и покажем движениями историю, которую буду рассказывать.

Жили-были дружные сестренки- Машенька, Дашенька, Катюшенька, Глашенька, Марфушенька (дети на каждое имя загибают пальчики на руке).

Дружно жили(хлопают в ладоши), друг друга любили(обнимаются с соседом справа и слева).

Хороводы все водили (берутся за руки, ведут хоровод в одну и другую сторону).

Сарафаны расправляли (разводят руки в стороны).

И частушки запевали (педагог показывает кому петь частушку).

-Так и куколки, которые сейчас покажутся из нашей корзины, никогда не ходят по одной. А сколько их, вы сейчас сами посчитаете (из корзины по одной достаются куклы и называются их имена (Аввареуша, Глазея, Глухея, Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша). Дети считают их количество.

– Сколько насчитали? (12). Правильно. А вы не заметили, что имена у них очень странные? Что же они означают? (болезни).

- В народе считается, что самое опасное время для простудных заболеваний конец февраля – начало марта. Люди всячески пытались себя оградить от злых напастей. Именно поэтому знающие люди могли заговорить все эти болезни. Заговор обычно творила самая старшая женщина в семье, либо приглашали ворожею. Во время заговора изготавливали магическую куклу. Считалось, что, увидев куклу, сестрица - трясовица узнает себя и вселится в куклу вместо человека. Поэтому заговорённые куклы ставились рядком за печкою и хранились до праздника Благовещения Пресвятой Богородицы – 7 апреля. Накануне Благовещения, ночью, куклы Лихоманки сжигались вместе со старыми соломенными постелями. Для изготовления берут лоскут белой ткани и лоскуты тёмной однотонной ткани трёх цветов. Для основы используют только «мёртвое» наколотое дерево – сучёк или ветку, отломанные от сухого полена.  

Педагог просит положить Лихоманок на их место на нашем календаре.

- Обрядом закликания весны начинался цикл весенне-летних праздников в русской деревне. Наряду со сложными ритуальными действиями, в которых главными участниками были сельская детвора и молодёжь, обязательным атрибутом являлись маленькие нитяные куколки. Праздник приходился на начало весны, на март, поэтому кукол назвали «мартиничками». Их вязали парами: из белых ниток и из красных.

- Что означают эти цвета? (белые – зиму, красные – весну, лето, солнце).

- Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев, где их раскачивал и вертел весенний ветер.

Педагог просит положить Мартиничек на их место на нашем календаре.

- Вот и кончились куколки в нашей корзине. А места на календаре ещё много свободного. И неудивительно. Ведь не обо всех обрядовых куклах мы поговорили. Наша с вами задача дальше узнавать новое об этих куклах, делать их.

А сейчас, по плану который мы определили, приступим к практической работе и  сами сделаем одну из куколок. А какую, вы отгадайте: она к нам ближе всех находится по календарю (мартиничка).

Практическая работа:  изготовление куклы Мартинички.

- Вот наши куколки и готовы. Что же нужно с ними сделать? (повесить на дерево).

Дети одеваются, выходят на улицу, выбирают дерево, на которое будут вешать кукол, развешивают.

Итогово - рефлексивный этап

- Ребята, в конце занятия хотелось бы узнать ваше мнение, смогли ли мы выполнить намеченный план и добиться поставленной цели?

Метод «Выбор»: - По правую руку от меня встают те, кто считает, что мы со всеми заданиями справились успешно. По левую, кто считает, что многое не получилось. А прямо передо мной – кто затрудняется с ответом.

После того, как ребята определились, педагог просит пояснить свой выбор нескольких ребят из каждой группы.

- У меня в корзинке осталась одна Мартиничка. Встанем в круг, я передаю ее и задаю свой вопрос по итогам занятия кому-то из вас, после ответа этот человек может задать вопрос следующему.

- Мой вопрос: какой вид деятельности понравился и получился лучше всего?

Молодцы. До следующего занятия, на котором мы продолжим знакомиться с обрядовыми народными куклами.

Литература:

1.        Зимина З. И. Текстильные обрядовые куклы / Зимина З. И. – М.: Ладога-100, 2007. – 64 с., ил.

2.        Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2005. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект учебного занятия по теме "Неизвестное имя известной войны"

конспект учебного занятия по истории России в 10 классе по теме "Неизвестное имя известной войны" (к 200-летию Отечетственной войны 1812 г.)...

Конспект учебного занятия на тему "Виды информации"

Знать виды информации. В процессе объяснения учитель показывает различные виды информации....

Конспект учебного занятия по теме "Разрешите вас пригласить"

Учебное занятие "Разрешите вас пригласить" может быть использован на уроках развития речи. Данное учебное занятие поможет школьникам научиться составлять текст-приглашения....

Конспект учебного занятия по теме цвета во 2 классе

Урок по учебнику Биболетовой М. З. 2 класс...

Конспект учебного занятия по теме "Вышивка шёлковыми лентами. Материалы, инструменты, приспособления"

Конспект учебного занятия по теме "Вышивка шёлковыми лентами. Материалы, инструменты, приспособления" (8 класс)....

Конспект учебного занятия по теме: «Села за Невской заставой. Прошлое и настоящее»

Занятие  адресовано учащимся среднего школьного возраста (13-14 лет), обучающимся по дополнительной общеобразовательной программе «Историческое краеведение», а также может быть реализовано при пр...

Конспект учебного занятия по теме "Лексическая норма и речевая культура" (учебная дисциплина ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи, 2 курс отделения СПО)

Конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и культура речи разработан по теме "Лексическая норма и речевая культура" для обучающихся 2 курса отделения СПО специальности 21.02.01 Ра...