"У колодца в праздничном наряде"
методическая разработка (5 класс) по теме

Остроухова Марина Георгиевна

Методические рекомендации по изготовлению куклы в народном костюме "У колодца в праздничном наряде"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_ostroukhovoy_u_kolodtsa.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. ЛЬГОВА»

Методические рекомендации к поделке

«У колодца в праздничном наряде»

(изготовление традиционной тряпичной куклы)

Остроухова Марина Георгиевна,

педагог дополнительного образования

Льгов – 2013

 «У колодца в праздничном наряде»

(Традиционная тряпичная кукла)

               Ещё в середине ХХ века в каждой семье в городе дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия начали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако не исчезла совсем, глубоко отложившись в народной памяти.

             Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, лтражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремиться донести до потомком её драгоценные крупицы.

              Кукла – способ познания жизни и для тех кто её создаёт и для тех, кто с ней общается. Кукла не иллюзия, а претворённый материал, ощутимая вещь, иногда произведение искусства. Вместе с человеком она освоила многие материалы и разные технологии, от древних до новейших.

             Глиняные и деревянные фигурки стали национальным сувениром, куклы из гипса и воска, металла – достоянием музеев и коллекционеров. Папье-маше и фарфор в куклах сменили целлулоид, гуттаперча, резина и смолы; на смену им пришли куклы из твёрдого пластика. В свою очередь полиэтилен вытеснили мягкий пластик и винил.

             Однако, в этой цепочке технологий не устарела традиционная тряпичная кукла. В сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. В нём многое созвучно современникам – взрослым и детям.

              Традиционная тряпичная кукла несёт память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка. Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам. Отзвуки древних символов куклы, дожившие до наших дней, услышаны и интерпретируются на фольклорной основе в разной форме.

              Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Народная кукла даёт сегодня блестящие уроки техники и технологии, формообразования и художественного конструирования из ткани. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность лоскутной куклы.

             Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свёрнутый в скалку, тщательно обтянутое лицо из белой льняной тряпицы, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

             Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутиков покупных тканей – ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала ХХ века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки.

              Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. Заметьте, домодельные куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это  тоже одно из свидетельств их сакрального значения.

              В нашем варианте тряпичной куклы – кукла девушка и кукла парень в праздничной одежде.

              В начале мы сшили основу, набив тельце куклы, синтепоном, пришили ноги и руки, а голову тщательно обтянули белой тканью.

              Самый сложный этап – второй, так как мы хотели воспроизвести кукол в народном костюме, сохраняя особенности праздничного Льговского костюма. Это рубаха, - у парня и у девушки они выполнены на основе носового платка. Свернули платок треугольником, прорезали отверстие для головы. Затем оформили ручки, обвязав их яркой нитью в районе запястья. Ситцевый сарафан «зиятка», - замечательно получился из яркого лоскута с мелким рисунком. По подолу пришили «золотную» тесьму и змейку. Имитировали бытовавший в наших краях покрой. Нижняя женская рубаха отделана вязаным кружевом «край», белого цвета. Конечно, это не совсем рубаха, а нижняя юбка, которая привязывается под грудью, но в настоящем костюме, конечно  - рубаха.   Девичья повязка изготовлена из красной атласной ленты, украшена «золотной» тесьмой, а сзади пришит цветок. Мужские  порты сшили из тёмной ткани. У парня на голове шапка. А обули мы эту парочку, в симпатичные лапоточки.

             Этих кукол приятно держать в руках, разглядывать, любоваться красотой народного костюма. От них так и веет теплом и уютом.

Используемая литература:

1.  Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла, Издательство «Культура и традиции», 2007.

2. Дайн Г.Л. Детский народный календарь, М., 2001.