"Применеие активных методов обучения в дополнительном образовании"
методическая разработка по теме

Горланова Наталья Анатольевна

Практикум для педагогов дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад АМО 20.8 КБ
Office presentation icon Презентация890.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение активных методов обучения в дополнительном образовании

- Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наш практикум  с упражнения «Поздороваемся глазами» и порошу вас ответить на ряд вопросов (это упражнение называется «Ледокол»)

-Кому нравиться готовить?

-У кого есть домашние животные?

-Кто любит вышивать?

-Кто умеет пользоваться китайскими палочками?

-Кто живёт на третьем этаже?

-Кто любит шоколад?

- Спасибо! Первые  шаги  на пути  эффективной работы уже сделаны.

Слайд №1.

Тема нашего практикума  «Применение активных методов обучения в дополнительном образовании».

Известно, до 70% личностных качеств закладывается в детстве. Педагогу необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. 

Целями  образования, которые ставят перед образовательным учреждением  государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

Слайд №2.

 Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. К АМО относят различные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное обучение, обучающие игры. В других случаях, авторы относят к активным методам обучения отдельные приемы, решающие конкретные задачи. Понятно, что и в том и другом случае происходит активизация образовательного процесса. Наверное, по этому признаку все перечисленное можно отнести к активным формам, методам, приемам обучения. АМО -  ( Активные Методы Обучения) это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Человека можно сравнить с айсбергом, который только на 1/8 выступает над водой, а 7/8 которого скрыта под водой. Большинство кораблей, плывущих в океанах, разбиваются чаще всего об эту невидимую часть айсберга. Поэтому, чтобы избежать неудач, для нас очень важно не забывать о чувствах и эмоциях ученика, о его внутреннем мире.  Так как способы познания у разных людей разные.

Слайд №3.

Цель сегодняшнего практикума: научить применять активные методы обучения на разных этапах занятия.

Слайд №4.

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и  становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений, при решении которых он учится находить выход из сложившейся проблемной ситуации..

Слайд №5 Постановка задач практикума

Сегодня мы постараемся объяснить, что такое активные методы обучения, рассмотрим некоторые виды активных методов обучения и также возможность применения активных методов обучения на различных этапах занятия.

Слайд №6 Классфикация методов активного обучения (по М. Новик)

Имитационные

  • Игровые

-    Деловые игры (исследовательская, учебная)

  • Игровое проектирование
  • Ролевая игра
  • Оргдеятельностные игры
  • Неигровые

-    Анализ конкретных ситуаций

  • Тренинг

Неимитационные

  • Проблемные лекции
  • Проблемные семинары
  • Тематические дискуссии
  • Мозговая атака
  • Круглый стол
  • Педагогические игровые упражнения

Стажировки

Слайд №7  Активные методы обучения подразделяются на методы начала занятия, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа занятия.

Применение активных методов обучения на различных этапах образовательного мероприятия:

  1. начала образовательного мероприятия

2.  выяснение целей, ожиданий и опасений

3. презентации учебного материала

4.организации самостоятельной работы над темой

5.релаксации и  подведения итогов занятия

Некоторые из методав, применяемых в практике, мы сегодня с коллегами продемонстрируем

Слайд №8  Нетрадиционное начало урока:        Цель – эмоциональный настрой на работу,  установление контакта между учениками.(Эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент,  ребус, загадка, анаграмма). Динамично помогают начать урок такие методы, как «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями», «Дружеское рукопожатие», «Поздороваемся глазами»(Метод который я продемонстрировала в начале практикума).

Слайд №9   Андросова А.С. – педагог дополнительного образования

Слайд №10 Яковлева В.К. – педагог дополнительного образования 

Слайд № 11 Ромашова С.М. – педагог дополнительного образования

Слайд № 12 Никитина Л.С. – педагог дополнительного образования

Занятия с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для педагогов Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в занятия свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

Слайд № 13

Дети имеют свои особенности, поэтому  при активности мышления и визуальности восприятия  не могут совладать со своими эмоциями, следовательно  на занятиях создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

Слайд № 14  Описание самостоятельно разработанного активного метода обучения.

Слайд № 15

Эффекты применения АМО для обучающихся:

  • Интенсификации освоения учебной информации.
  •  Становление и развитие у обучающихся универсальных навыков: способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества.
  • Повышение интереса и мотивации к обучению у учащихся.
  • Изменение  в положительную сторону отношения обучающихся к учителю и к образовательному процессу.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

Рефлексия. Подведение итогов

- К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения. Но для тех, кто заинтересовался ими, предлагаю воспользоваться электронной копилкой, подготовленную мной.

- И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

Использованная литература:

  1. “Активные методы обучения”. Электронный курс. Международный Институт Развития “ЭкоПро”, Образовательный портал “Мой университет”, http://www.moi-universitet.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы обучения в дополнительном образовании. Сообщение к педагогическому совету.

В тексте рассматриваются основные этапы занятия в системе дополнительного образования и предлагаются методы и приёмы, соответствующие определённому этапу и его задачам....

Активные методы обучения на занятиях по информатике на отделении дополнительного образования.

Статья посвящена активным методам обучения, применяемым на занятиях отделения дополнительного образования по программе «Информатика в играх и задачах».Один из видов активного метода обучения – и...

Использование активных методов обучения в здоровьесберегающем образовании на уроках математики

Здоровьесберегающие образовательные технологии   – совокупность   используемых в образовательном процессе приемов, методов, не только оберегающих здоровье учащихся и педагого...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...

Активные методы обучения как необходимое условие современного образования при обучении ОБЖ

Активные методы обучения – это совокупность различных приёмов и действий учителя, целью которых является улучшение мотивации учеников к усвоению материала в процессе учебной деятельности.Примене...

Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения.

Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения. Слайд 2  Жан- Жак Ж.-Ж. Руссо философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения(1712—1778) отмечал, ...