Сто вопросов - сто ответов о правах призывника
методическая разработка по теме

Марденская Светлана Фёдоровна

Конкурсно-игровая программа   закрепления знаний по теме "Нормативно-правовая основа службы в ВС РФ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mardenskaya_s.f._metodicheskaya_razrabotka.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Сто вопросов – сто ответов о правах призывника

(Конкурсно - игровая программа )

Марденская Светлана Фёдоровна,

методист, педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «ЦДТ» г. Абакана

Пояснительная  записка

Сокращение учебных программ по «Основам военной службы», сокращение сроков военной службы, реформирование армии и флота предъявляют к будущим Защитникам Отечества новые требования, соответствовать которым они смогут,  занимаясь в объединениях дополнительного образования. Недостаточный, а порой даже отсутствующий уровень правовой, психологической, физической, строевой, стрелковой подготовленности призывника, затрудняет его службу в российской армии, что приводит к негативным последствиям - дезертирству, «дедовщине», уклонению от службы.

 Решить актуальную проблему заблаговременной подготовки допризывной молодежи к армии мы решаем через реализацию ряда проектов военно-патриотической направленности.   В настоящее  время  разработаны  несколько проектов:   «Тропа испытания»,   «Школа безопасности», «Я – призывник», «От рядового до генерала». Эти проекты тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены единой общественно-значимой целью – военно-патриотическим воспитанием молодежи и подготовкой её к службе в армии.    

 Проект «Тропа испытания»  был реализован с целью выявления уровня знаний  правовых основ службы в армии. В ходе реализации проекта подростки встретились с представителями военкомата, которые осветили правовые вопросы призыва и службы в армии. Кроме того, знание правовых норм было продемонстрировано в  мероприятии «Сто вопросов – сто ответов о правах призывника», которое прошло в Центре детского творчества г. Абакана.

Мероприятие рассчитано на молодёжь допризывного возраста (16-18 лет), когда молодые люди встают на воинский учет и всерьез начинают думать о воинской службе и военной специальности. Помочь подготовиться к ней - основная задача данного мероприятия.

Данное мероприятие можно провести педагогам ОБЖ, классным руководителям, руководителям военно-патриотических объединений, всем, кто занимается подготовкой юношей к службе в армии. Мероприятие мобильно, нематериалозатратно, не требует большой предварительной подготовки, однако полно освещает правовую основу службы в армии.  

Цель: Формирование позитивного отношения к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву.

Задачи:

  • ознакомить обучающихся с нормативно-правовой базой службы в Российской Армии;
  • повысить  уровень и качество знаний в области правовой и морально-психологической подготовленности к службе в армии.

Методы проведения:   игра, поручение, решение конфликтных ситуаций, частичнопоисковый, переключение на другие виды деятельности, соревнование, одобрение.

Участники: обучающиеся 10-11 классов

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, стенд «О воинской обязанности и военной службе», Конституция РФ, Уставы Вооруженных сил, стенд с фотографиями выпускников, принимающих присягу, благодарственные письма   выпускников, проходящих службу в Вооруженных силах РФ.

Продолжительность: 1 час

Методические советы на подготовительный период

Начинается подготовка к этому мероприятию задолго до его начала:

  1. Назначается оргкомитет  по проведению мероприятия из числа обучающихся.    
  2. Назначается время, участники, ответственные за организацию и проведение мероприятия.
  3. Формируются команды для участия в мероприятии.
  4. Разрабатывается сценарий. Производится звуковое оформление. Записываются  фонограммы.
  5. Производится анкетирование участников мероприятия. Производится анализ анкет.
  6. Принимаются заявки на участие.
  7. Приглашаются ветераны и гости из военкомата, ДОСААФ.
  8. Оргкомитет оформляет пригласительные для ветеранов и участников войны и гостей мероприятия.
  9. Оформляется место проведения мероприятия (расставляются столы, стулья, оформляется место для членов жюри, гостей).
  10.  Назначаются ответственные по ходу сценария. Для четкой отработки сценария назначаются ответственные за каждый этап его проведения (Раздают реквизит, собирают бланки ответов, следят за ходом мероприятия).
  11. Проводятся генеральные репетиции.
  12. Оформляются  ведомости для жюри, бланки ответов, раздаточный материал.
  13. Оформление стенда с фотографиями выпускников, проходящих службу в Вооруженных силах РФ, принимающих присягу. Оформляется текст  присяги
  14. Разработка электронного теста, с использованием программ My Test, MAMI Testing.

Сценарный план

  1. Организационный момент
  • Вступительное слово ведущего( педагога).
  • Деление на команды.
  • Условия проведения мероприятия.
  • Условия участия в нём.
  1. Вводная часть. Звуковое сопровождение. Актуализация имеющихся знаний.
  2. Основная часть:
  • Вопрос – ответ по призыву.
  • Ролевая игра «Призывная комиссия».
  • Обыгрывание ситуаций «Жизнь в воинском коллективе».
  • Решение психологических ситуаций.
  1. Заключительная часть. Тестирование.
  2. Рефлексия.
  3. Подведение итогов. Награждение

Ход мероприятия

Организационный момент

Вступительное слово педагога:  Добрый день!         В этом году вам исполняется 17 лет (а кому-то уже исполнилось), и значит, все вы становитесь молодежью допризывного возраста. По итогам анкеты   многие из вас пойдут служить в армию, кто-то получит отсрочку от призыва, кто-то получит военный билет с отметкой «Ограниченно годен» и так далее.

Кто и как регламентирует порядок прохождения воинской службы, какими правовыми документами защищены солдаты срочной службы, к кому обратиться в случае нарушения их прав предстоит выяснить нам в процессе мероприятия.

 Давайте разделимся на два (три, четыре и т.д. в зависимости от количества участников) экипажа и проживем воинскую службу от призыва  до увольнения. В случае неправильного ответа, экипаж отправляет одного из игроков «за борт». По окончании игры победит тот экипаж, в котором  останется больше  участников. На протяжении всего занятия экипажи обсуждают ответ и передают  бланки с ответами членам жюри.

Актуализация знаний

Все вы ответили в анкетах, что армия нашей стране нужна, что вы хотели бы (или не хотели бы) служить в армии.

Вопрос: какие поступки, по вашему мнению,  недопустимы в воинском коллективе?

(Предполагаемые ответы: увиливание от обязанностей,  ложь, стукачество, жадность, драки).

Вопрос:  какими качествами должен обладать хороший солдат? (Предполагаемые ответы: дисциплинированность, честность, патриотизм).

Вопрос: что поможет призывнику наиболее успешно адаптироваться в воинском коллективе? (Предполагаемые ответы: физическая подготовка, коммуникабельность, знание своих прав и обязанностей).

Основная тема

Педагог: Вы подтвердили (или нет) что знание своих прав и обязанностей поможет призывнику адаптироваться в воинском коллективе. Осведомлен – значит вооружен. Только знание прав и обязанностей поможет солдату в его нелегкой службе. Сегодня мы познакомимся с   правами, законами воинской службы. Наступило то время, когда вы, возможно, получите повестку в военкомат. Призыв на военную службу осуществляется ежегодно весной и осенью.

Начнем сегодняшнюю встречу с вопросов:

1.   На основании каких правовых документов Вам вручается повестка в военкомат? (Федеральный Закон  «О воинской обязанности и военной службе») [5].

 2.  Кто подлежит призыву на военную службу?  (Граждане мужского пола  в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не уволенные в запас) [2].

3. Какие основные отсрочки от призыва на военную службу предоставляются гражданам? (По состоянию здоровья, по семейному положению, для получения образования) [3].

Педагог: многих из вас особенности призыва на военную службу интересует более подробно, поэтому мы покажем вам наглядно, как проходит заседание призывной комиссии.  Вам будут предложены ситуации, которые наиболее часто встречаются во время призыва, а вы должны будете дать им оценку. Правомерны или неправомерны решения призывной комиссии в каждом отдельном случае[3].

В бланке  ответов (приложение №2) ставите знак (+), где решение комиссии правомерно и знак (-), где решение комиссии неправомерно.

Ролевая игра

(За столом сидят члены призывной комиссии  и выносят решения.  Заходят призывники из числа зрителей, которым заранее розданы тексты с  наиболее часто встречающимисяя ситуациями  на призыве).

1. Призывник        №1. Мне 26 лет, весной будет 27. Сыну 7 лет, в школу пошел. Дайте, пожалуйста, отсрочку до весны.

Решение: отсрочка не положена.

2. Призывник        №2. Мне 23 года. У меня ребенок. Ему еще нет 3 лет.

Решение: хорошо призывник. Подрастите сына и на следующий год будете призваны в армию.

3. Призывник        №3. Мне 20 лет. Учился в ХГУ, отчислен за нарушение правил внутреннего распорядка. Сейчас восстановился.

Решение: хорошо учись, иначе будем призывать.

4. Призывник        №4.  Мне 18 лет.  Учусь в 11 классе в школе.

Решение: призывной возраст наступает с 18 лет, поэтому вы призываетесь на военную службу.

5. Призывник        №5. Мне 20 лет. Мать инвалид, сестра живет далеко, некому ухаживать за матерью.

Решением призывной комиссии вам предоставляется отсрочка по уходу за матерью.

6. Призывник         №6.        Мне 25 лет. Ребенку исполнилось 3 года, а жена не может устроиться на работу, живем на квартире. Дайте отсрочку до весны.

Решение: Вам предоставляется отсрочка. Решайте свои проблемы.

7. Член комиссии: «Ты что такой маленький? Здоровье у тебя хорошее. Годен без ограничений. А вот рост 144см и вес 43 кг. Но ничего, откормим на усиленном питании в части».

Решение: призвать на военную службу.

8. Призывник        №8. Мне 23 года. Закончил мединститут, работаю врачом в деревне Сапогово.

Решение: Призываетесь на военную службу сроком на один год.

9. Призывник        №9. Болею я. Гастрит у меня. Лечусь дома, бабушка лечит. Документов нет.

Решение:  Вы призываетесь в армию. (Приложение №5).

Педагог: Последнее решение комиссии «Вы призываетесь в Российскую Армию». Как вам будет служиться,  как вольетесь в воинский коллектив, будет зависеть от вас, вашей способности быть коммуникабельным, общительным, подготовленным физически, психологически. Насколько будете знать законы жизни воинского коллектива, сумеете отстоять свои права и беспрекословно выполнять свои обязанности.

Давайте обыграем   жизнь в воинском коллективе 

Вопрос: как называется торжественное обещание (клятва), даваемая гражданами при вступление в Вооруженные Силы? (Присяга). На стенде вы видите фотографии наших выпускников, принимающих присягу.   (Краткая характеристика их) (Приложение №8).

Педагог: принятие присяги является важным правовым и морально-политическим актом. Принятая в установленном порядке присяга, является законом, подлежащим неукоснительному исполнению коллектива воинской части. Запишите ее текст и передайте жюри. (Приложение №3)

Вопрос: чем ещё регламентируется жизнь и быт военнослужащих в воинской части? (Воинским Уставом).

Педагог: но иногда, в воинских частях возникают неуставные отношения (Например, дедовщина). Как достойно выйти из сложившихся отношений? Попытайтесь дать ответ.

Вам предлагается обыграть различные психологические ситуации.

  1. Первый экипаж. Примеры дедовщины со стороны старослужащих и выход из ситуации.
  2. Второй экипаж. Примеры дедовщины со стороны офицерского состава.

  (Как должен поступить солдат, если его  обижают, бьют, отбирают вещи?  Предполагаемые ответы: доложить командиру, позвонить на телефон доверия, защищаться, дать ответ, расправиться с обидчиком или др.) (Приложение №6).

Педагог. Вы прекрасно справились с этим заданием,  научились жить в коллективе, выполнять приказы офицеров.  Подходит к концу ваша срочная служба. Вас должны уволить в запас.

Вопрос: «Какое время не засчитывается в срок военной службы?» (Время пребывания в дисциплинарной  воинской части и время нахождения под арестом; время самовольного оставления в/ч более 10 суток).

Для закрепления полученной ранее на занятиях информации предлагаю ответить на вопросы теста по всей теме (Правильные ответы выделены жирным текстом).

1. Назовите документы, регламентирующие воинскую службу:

  1. Федеральный закон    «О воинской обязанности и военной службе».
  2. Федеральный закон «Об обороне».
  3. Федеральный закон «О статусе военнослужащего».
  4. Конституция РФ.
  5. Воинские Уставы.

2.            Под воинской обязанностью понимается:

-установленный законом почетный долг граждан с оружием в руках защищать свое Отечество,

-нести службу в Вооруженных Силах;

-самостоятельная подготовка к службе в армии;

-долг граждан нести службу в Вооруженных Силах

3.        Военная служба исполняется гражданами:

- только в Вооруженных Силах РФ;

- в ВС РФ, пограничных войсках и войсках ГО;

 - в ВС РФ, других войсках, органах и формированиях;

 - всех возрастов во всех войсках.

4.        Граждане Российской Федерации проходят военную службу:

-по призыву и в добровольном порядке (по контракту); 

-только в добровольном порядке;

-только по призыву;

- по достижении возраста 18 лет.

5.        Персональный воинский учет ведется:

- районными (городскими) военными комиссариатами;

- управлениями кадров военных округов;

 - органами управления образования;

-отделами кадров организаций, по месту работы.

6.        Уклонившимся от исполнения воинской обязанности считается гражданин:

-не явившийся по вызову военного комиссариата в указанный срок без уважительной причины;

 - явившийся без документов;

- не явившийся в указанный срок по уважительной причине;

- не явившийся по причине отъезда.

7.         Заключение по результатам медицинского освидетельствования категории "А" означает:

- годен к военной службе

 - ограниченно годен;

 - не годен;

- имеет право на отсрочку.

8.        Запас ВС РФ предназначен для:

- создания резерва дефицитных военных специалистов;

- развертывания армии при мобилизации и её пополнение во время войны;

 -народного ополчения;

- партизанских действий.

9.        Граждане могут призываться на военные сборы продолжительностью:

- до одного месяца, но не чаще одного раза в пять лет;  

 - до двух месяцев, но не чаще одного раза в три года;

- до трех месяцев в три года;

- до одного месяца каждые пять лет.

10.        Право на замену военной службы альтернативной гражданской службой определено:

- законом "О статусе военнослужащего";

 -Конституцией РФ;

 - законом "Об обороне";    

 - Женевской  конвенцией. (Приложение 7).

Рефлексия

Педагог: Мы хорошо сегодня поработали. Вы справились с заданиями, вопросами.   Командам  предлагается дать оценку мероприятия (выстрелить в мишень в зависимости от уровня приобретенных знаний, ощущений, полученного опыта: «узнал новое», «приобрёл уверенность», «расскажу друзьям», «буду помнить») (Приложение №4, 9).

 Небольшой совместный  анализ.  

Итог: наиболее подготовленным к службе в армии в правовом отношении оказался экипаж №… . За бортом у него оказались лишь ____ членов экипажа. Они более полно уяснили, что знание законов, норм и правил прохождения воинской службы убережет каждого и всех вместе от неприятных, сложных, опасных ситуаций на военной службе.

Успехов вам, удачи, будущие Защитники Отечества.

Методические советы организаторам и постановщикам

Эффективной практической реализации  послужат следующие рекомендации:

1.Организационный момент. Рекомендации: эффективному переключению учащихся на внеучебную деятельность способствует нетрадиционный, занимательный материал в организационном моменте: использование загадки, проблемного вопроса, игрового момента, звукозаписи, переход учащихся в другое помещение, оформление помещения, анализ заранее проведенной анкеты и т.д.

2. Вводная часть. Рекомендации: во вводной части должны быть сформированы первичные представления учащихся о предстоящем мероприятии, организована их деятельность (знакомство с системой оценки, планом мероприятия, деление на команды). Должны быть даны четкие критерии оценки, объяснены необходимые правила.

3. Основная часть. Рекомендации: воспитательный эффект в реализации функций внеклассного мероприятия выше, если учащиеся максимально активны. В активизации учащихся на внеклассном мероприятии первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока. Эффективность основной части возрастает, если педагог задействует по возможности максимальное количество методов формирования поведения: упражнение, игру, поручение; включает различные виды деятельности: трудовую, творческую, игровую и др. Объединяя учащихся в команды при организации различных видов деятельности, педагог должен разместить учащихся так, чтобы они могли свободно общаться друг с другом, распределить обязанности так, чтобы каждый чувствовал себя частью коллектива, а не выступал только за себя. Давая время на выполнение задания, следует выделять несколько минут на обсуждение команде и спрашивать представителя команды, которого выберут учащиеся. Только в этом случае у учащихся есть общая цель деятельности, разные функции и мотивы для сотрудничества.

4. Заключительная часть. Рекомендации: конкретные задания тестового характера в привлекательной для учащихся форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и др. для определения первичных результатов. Разнообразные рекомендации учащимся по применению приобретенного опыта в жизни. Это может быть показ книг по данной проблеме, обсуждение ситуаций, в которых учащиеся могут применить полученные на мероприятии умения, информацию.

Рефлексия. Советы учащимся по применению полученного опыта: что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что нужно обратить внимание. В заключительной части можно выяснить, нуждается ли тема мероприятия в дальнейшем раскрытии и каким образом можно это сделать? Заключительную часть педагог может использовать для развития инициативы учащихся в проведении последующих мероприятий.

На протяжении всего мероприятия поступки и действия, совершаемые учащимися, должны получать ту или иную оценку, которая призвана закреплять, упрочивать или, наоборот, разрушать, сдерживать, ограничивать складывающиеся формы и мотивы поведения и деятельности. Не забывайте поощрять участников мероприятия, одобрять правильные ответы и действия.

Методические советы на период ближайшего последействия

Итоги мероприятия будут определены по сумме набранных баллов.

Полученные в ходе мероприятия знания могут стать темой для обсуждения в кругу сверстников, так как вопросы призыва волнуют всех юношей. Полученные знания пригодятся допризывной молодёжи при постановке их на учёт в военном комиссариате. Стенды с портретами выпускников, используемые на мероприятии, могут быть представлены на обозрение всей школы, с целью популяризации службы в армии.

Приложение №1

Анкета

  1. Нужна ли нашей стране армия?
  2. Хотели бы Вы служить в армии?

3.            Какими законами регламентируется воинская служба?

Приложение №2

Бланк ответов на решение призывной комиссии

Решение комиссии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Правомерно

Неправомерно

Ответы для жюри

Решение комиссии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Правомерно

+

+

+

Неправомерно

+

+

+

+

+

+

Приложение №3

Воинская присяга

«Я (ФИО) торжественно присягаю на верность своему Отечеству – Российской Федерации.

Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских Уставов, приказы командиров и начальников.

Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Приложение №4. Рефлексия «Мишень».

Анализ рефлексии (в %)

Литература

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Мы – патриоты». М., «ВАКО». 2006
  2. Конституция РФ.
  3. Панкова Н.А. 100 вопросов – ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами. М., 2006.
  4. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации (введен в действие приказом Минобороны РФ от 15 декабря 1993 г. N 600)
  5. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», принят Государственной Думой 6 марта 1998 года, одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и ответы викторины по химии для 9 - 11 классов.

Можно использовать при проведении предметной недели....

Вопросы и ответы викторины по химии для 8 класса.

Викторина по химии для 8 класса по теме:  «Д. И. Менделеев и М. В. Ломоносов – великие ученые». Можно использовать при проведении предметной недели....

олмпиадные вопросы и ответы по технологии(девочки)

подготовка к олимпиадам по технологии...

Презентация правила игры в волейбол в вопросах и ответах

Методическая разработка создана, для контроля знаний по правилам игры в волейбол....

70 тестовых вопроса по политике и праву для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ 1- 5 варианты ( с ответами)

70 тестовых вопроса по политике и правудля подготовки к ОГЭ и ЕГЭ1- 5 варианты ( с ответами)...

Презентация правила игры в баскетбол в вопросах и ответах

Презентация правила игры в баскетбол в вопросах и ответах создана для проверки знаний по правилам игры в баскетбол учащихся 8-11 классов...

Настольный теннис (вопросы и ответы) Тест состоит из нескольких вопросов. В каждом вопросе несколько вариантов ответа, выберите один правильный вариант ответа.

Тест пренназначен для проверки знаний основных правил настольного тенниса.Интересен новичкам и всем любителям игры. Из предложенных вариантов ответа необходимо выьрать всего 1 правильный.В игре настол...


 

Комментарии

Васильева Наталья Николаевна

Конкурсно-игровая программа очень познавательная, методически грамотно разработаны все структурные элементы, готовый материал - бери и пользуйся!!