Подпрограмма "Волшебная лента"
методическая разработка на тему

Вторушина Ирина Евгеньевна

подпрограмма о  развитие и возрождение русского ремесла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -volshebnaya_lenta.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Кабанское управление образования

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Байкало-Кударинский Дом детского творчества»

«Утверждаю»

Директор ДДТ

                                                                                                                    ________________О.Б.Ильинова

Вторушина И Е

Подпрограмма

«Волшебная лента»

Срок реализации  1 год

Для детей 10-16 лет

2013 год

Пояснительная записка

  Сейчас в обществе происходит постепенное возвращение к национальным техникам обработки материалов. Меня заинтересовал старинный русский промысел – вышивка. Знакомилясь с историей промысла, выстраивая историческую линию по созданию и совершенствованию ручного вышивания, я познакомилась с новыми видами обработки материалов как, например, вышивка атласной лентой.

  Атласная лента – яркий, пластичный и, главное, очень доступный в наших условиях материал. Но, атласной лентой можно не только искусстно вышивать, но и использовать её в качестве декоративного поделочного материала Разнообразие цветов ленты, богатый атласный блеск поражает воображение. Благодаря достоинствам атласных лент создавать из них прекрасные картины сможет даже начинающая рукодельница. Для вышивания используются ленты разной ширины и цвета. Поскольку лента чрезвычайно  пластична, каждый стежок можно разместить на отведенном ему месте, а поскольку всякий раз стежки получаются разными, то и цветы не будут похожи один на другой.

  Начиная с начальной школы и заканчивая старшими классами у детей закладывается фундамент общетрудовой подготовки. Именно в возрасте  10- 16 лет девочки начинают интересоваться различными видами рукоделия, пытаются мастерить что-либо своими руками.

  В школе, на уроках труда, дети приобретают необходимый минимум знаний и умений по шитью, вышивке, и работе с бумагой.

   Данная подпрограмма направлена на то, чтобы девочки в доступной форме усовершенствовали приёмы ручной работы с различными материалами (ткань, атласные ленты, мулине, бисер и т.д.)

 

 Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. Периодичность занятий- 2 раза в неделю по 2 часа.

   В основу данных занятий положены идеи:                                                                                                                                   1.развивающего обучения (знания, умения и навыки превращаются из цели обучения  в средства развития познавательных и личностных качеств ребёнка).    Эльконин, Давыдов.

 2. Идея гуманизации отношений педагога и воспитанников, создание ситуации успеха, психологического комфорта.

 3. Идея личностно-ориентированного подхода.

 4. Идея воспитания личности в коллективе.

     

   Принципы педагогической деятельности:

  1. Принцип  природосообразности:  учёт психологических и половозрастных особенностей ребёнка; построение  педагогического процесса от простого - к сложному, от непонятного - к понятному, от незнания - к знанию.

   2. Принцип культуросообразности: весь учебно-воспитательный процесс строить на основе русской национальной культуры, развитие способностей к созданию и сохранению духовных ценностей.

  3. Принцип постепенного усложнения изучаемого материала.

  4. Принцип связи обучения с жизнью.

  Приёмы и методы обучения:

  - объяснительно-иллюстративный;

  - репродуктивный;

  -частично-поисковый;

  -наглядности;

  -творческий выбор.

ЦЕЛЬ   ПРОГРАММЫ:

 создание условий для развития личности ребёнка посредством декоративно-прикладного творчества на основе народных традиций.

   

  Чтобы реализовать эту цель, в процессе обучения необходимо решать следующие Задачи:

   1.Образовательные:

       - формирование у учащихся знаний приёмов рукоделия,              

конструирования и других видов ручного труда,

        - освоение умений и навыков работы при помощи всех видов инструментов для рукоделия,

        - обучать правилам организации своего рабочего места и безопасным приёмам работы,

        - знакомить с историей различных видов рукоделия, культурой и традициями русского народа (вышивка, бисер и т.д.)        

    2. Воспитательные:

         - формировать потребность в труде, осознанное, творческое       отношение к нему,

         - осуществление трудового и эстетического воспитания учащихся,

         - привитие умения работать коллективно,

         - формирование чувства взаимопомощи,

         - воспитание художественного вкуса,

         - воспитание ответственности за порученное дело,

         - воспитать девочку, как будущую хранительницу очага.

    3. Развивающие:

         - развитие творческих способностей,

         - развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного,

         - развитие познавательного интереса, мотивации к творчеству,

         - развитие внимания, памяти, мышления, волевых качеств, инициативности,

         - развитие мелкой моторики рук.

  Для осуществления поставленной цели решаются образовательные, воспитательные, развивающие задачи, в связи с чем предусмотрена интеграция различных видов деятельности: шитьё, вышивка, поделка, рисунок, декор.

  Особое внимание обращается на развитие у детей самостоятельности, способности к конструированию, моделированию, творческого отношения к выполнению практических работ.

  Важно организовать занятия таким образом, чтобы воспитанники принимали активное участие в анализе, планировании предстоящей работы, организации рабочего места, проводили необходимые измерения и расчёты, знакомились с различными способами обработки материалов, экономно расходовали их, рационально использовали инструменты, самостоятельно контролировали свои действия.

   На протяжении всего периода обучения ведётся практическая работа, основными задачами которой являются:

- наработка различных видов рукоделия,

- работа с бумагой и тканями,

- разучивание азов ручной работы и максимальное раскрытие творческого потенциала детей.

  В подпрограмму включены такие виды рукоделия, как вышивка лентой с бисером, так и вышивка лентой и мулине, в процессе которых ребёнок развивает мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление, учится решать композиционные задачи, создавая своими руками необычные, интересные работы. Дети приучаются работать обеими руками, чувствуют материал.

  Вышивка способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер, закрепляет трудовые умения и навыки, полученные при работе с другими материалами.

  При организации работы учитывается то, что она должна быть посильной для детей данного возраста, как по характеру, так и по объёму.

  Занятия в объединении носят комбинированный характер. Структура занятий включает теоретическую и практическую части, причём практическим работам уделяется 80-85% всего учебного времени.

  Полученные теоретические знания необходимо закреплять, выполняя собственные варианты изделий. При этом следует приветствовать творческий подход учащихся к выбору цветовой гаммы, материалам и т.д., поощрять самостоятельность и творчество.

   На занятиях должны широко использоваться наглядные пособия. Готовые образцы позволяют видеть результат работы, дают возможность представить внешний вид изделия, декоративное оформление.

  Демонстрация последовательности выполнения определённого задания даёт наиболее полное представление о процессе работы над изделием. Комплекты пособий должны постоянно пополняться новым материалом.

  Роль наглядности в обучении декоративно-прикладному творчеству особенно велика, поскольку она способствует правильной организации учебного процесса, выступает не только в виде иллюстрации к учебному материалу, но и сама служит источником знаний, а нередко и способом формирования умений и навыков.

   При выполнении практической работы проводится инструктаж-объяснение, в процессе которого указываются пути, средства и методы формирования умений и навыков.

  Для демонстрации конкретных трудовых приёмов для всей группы применяют вводный инструктаж: ставится цель деятельности, учащиеся знакомятся с технологическими приёмами, требованию к изделию.

  Во время выполнения задания проводится текущий инструктаж.

  Подводятся итоги проведённой работы, демонстрируются наиболее удачные изделия, отмечаются типичные недостатки и их причины. Наиболее подходящая форма оценки деятельности учащихся - организованный просмотр выполненных заданий, т.е. выставка.

  Для развития коммуникативных качеств личности и формирования атмосферы доброжелательных отношений нужно практиковать выполнение коллективных работ, так как совместный труд оказывает влияние на формирование у детей взаимопомощи, доброго отношения друг к другу.

  Большое значение для развития общения, для сплочения коллектива имеют воспитательные мероприятия (выставки, творческие встречи, конкурсы, праздники). Они дополнительно стимулируют, поддерживают интерес к занятиям в объединении, выводят взаимоотношения между воспитанником и педагогом на более значимый для ребёнка уровень общения.

 При организации учебного процесса используются методы наблюдения, убеждения, стимулирования, создания ситуации успеха для каждого, а также  индивидуальная, групповая, парная и фронтальная формы работы.  

  Основные критерии оценки деятельности детей:

- правильное, качественное, в полном объёме выполненное задание;

- осознанное выполнение задания;

- трудолюбие, самостоятельность, инициатива, творчество, самоконтроль, отношение к труду;

- экономное расходование материалов, соблюдение правил использования инструментов;

- соблюдение правил безопасности труда и личной гигиены.

                                     Структура занятий:

  1. Приветствие. План занятия.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Демонстрация изделия, инструктаж.
  4. Самостоятельная работа детей.
  5. Анализ выполненных работ.
  6. Подведение итогов. Задание на дом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                       Разделы программы                                                                                                                                                                    

теория

практика

всего

Тема 1. Введение в вышивку

4

0

4

Тема 2. Технология вышивки лентами

2

10

12

Тема 3. Основные элементы вышивки

2

14

16

Тема 4. Изготовление изделий

4

108

112

144

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ:

Тема. Занятия.

часы

1

Тема 1. Введение в вышивку.

История вышивки лентами.

2

2

Колористика. Цветовые сочетания.

2

3

Тема 2. Технология вышивки лентами.

Материалы и принадлежности. Перенос рисунка на бумагу.

2

4

Стежки и техника вышивки. Закрепление ленты. Узелки.

2

5

Стежок «цепочка», перекрученная цепочка, «мушка»

2

6

Стежок простой намёточный, обвитый намёточный, ленточный

2

7

Стежок «бантик», воздушная цепочка, простой прямой

2

8

Стежок объёмный и перекрученный прямой, «козлик», сетка,

«трилистник», «веточка»

2

9

Тема 3. Основные элементы вышивки. 

Простые цветы. Зигзаг, пестик

2

10

Бутон на стебле, цветок-бантик

2

11

Ромашка, подснежник

2

12

«Майор», простой ирис, ветка вербы

2

13

Розы и бутоны. «Змейка», «Маркиза», из собранной ленты

2

14

«Дама», «Утренняя заря», «Паутинка»

2

15

Бутон пришивной, бутон шиповника

2

16

Корсажная роза

2

17

Тема 4. Изготовление изделий.

Цветущий побег

2

18

Заколка из роз-розеток

2

19

Декоративная ваза (к Дню Матери)

2

20

Панно «Бант»

4

21

Салфетка «Райский сад»

4

22

Круглое панно

4

23

Рождественский мешочек

4

24

Панно «С днём рождения»

6

25

Венок из роз и ромашек

4

26

Пионы и ирисы

4

27

Розы с побегами и бутонами

4

28

Салфетка «Незабудки»

4

29

Панно «Сердечки» (к Дню Валентина)

4

30

Подснежник

4

31

Подарок для пап. Фоторамка.

4

32

Панно «8 марта»

6

33

Осенний бал

4

34

Нарциссы

6

35

Отделка трикотажных изделий (шапочки, шарфы)

6

36

Панно «Корзина с цветами»

6

37

Шиповник и стрекоза

6

38

Барашки

8

39

Сумочка «Букет роз»

6

40

Майские тюльпаны

4

41

Коллективное панно. Итоговое занятие.

4

144

           

К концу обучения дети должны:

               Знать:                                                               Уметь:

- правила безопасности труда       - соблюдать правила безопасности;

при работе ручными инструмен-  - правильно пользоваться инструментами;

тами;                                                - бережно относиться к материалам и инст-

- правила работы по выкройке,      рументам;

лекалу, линейке;                              - составить схему изделия;

- способы обработки различных    - выполнять основные элементы вышивки;

материалов;                                      - декорировать готовое изделие;

- способы изготовления деталей    - правильно подбирать цвета ленточек.

и их сборки;

- основы вышивки, декора, коло-

ристики.

                               Методическое обеспечение программы

   При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует,  способствует, продвигает путь ребёнка к саморазвитию, самоактуализации. Педагогу отводится роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.

    Всю деятельность ребёнка на занятиях можно рассматривать как цепочку органически проникающих друг в друга видов деятельности – репродуктивный и творческий. Сначала ребёнок усваивает опыт и лишь, затем, отталкиваясь от этого, начинает действовать, проявляя своё творчество.

    Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков. В этом большую помощь оказывают включаемые в процесс обучения инструкционные и технологические карты.

    Для того, что бы обучение проходило более эффективно необходимо не только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из важных дидактических условий на современном этапе. Дети обеспечиваются необходимыми материалами и инструментами; каждый ребёнок привлекается к самостоятельному выполнению задания; определяется примерное время для выполнения задания; анализируются результаты труда каждого ребёнка.

Приемы:
 - демонстрация эффективного опыта;
- объяснение опыта и ответ на поставленный вопрос.
Методы и формы:

По источнику передач и восприятию информации:
а) словесный:
 - рассказ;
- беседа;
- объяснение;
б
) наглядный:
-
использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий,
в)
практический:
-
применяется для закрепления приобретенных знаний на практике;

г) проблемно – поисковый;
д) проверка результатов обучения:
- в устной форме - с целью повторения и закрепления полученного материала;
- в практической форме - выполнение практической работы, для выявления приобретенных знаний;

По дидактическим задачам:
а)
приобретаются знания через сообщение информации и передачу личного опыта и пр.;
б) формируются умения и навыки через выполнение практических заданий;
в) применяются знания через выполнение готового изделия;
г) творческая деятельность- показ работ на выставках, создание собственных изделий на основе традиционных образцов;

По характеру деятельности:
а)
объяснительно-иллюстративный - наглядный метод, рассказ, беседа, показ готовых изделий, фото-материалы;
б) репродуктивный - для приобретения необходимых умений и навыков ученики повторяют за педагогом;
в)
частично- поисковый - ребенок может сам выбирать в определенных изделиях цветовую гамму, дизайн изделия.

Организационные формы:

1) коллективная – подготовка выставочных работ, создание коллективных панно;
    2)
парная – изготовление одного изделия двумя участниками;
    3)
индивидуальная – оказание помощи воспитанникам при возникновении проблем в освоении той или иной техники.

Формы обучения:

  • Игра;
  • Творческое занятие;
  • Экскурсия;
  • Конкурс;
  • Выставка;
  • Практические работы;
  • Индивидуальная работа;
  • Контрольно-творческое занятие.

Список литературы

  1. Геронимус Т.М. Маленький мастер. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2004
  2. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Девичьи хлопоты. – М.: Эксмо, 2004
  3. Рукоделие для девочек./Автор-составитель М.Пермякова. – М.: «Премьера», 2000
  4. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. – Самара: Корпорация «Фёдоров»,2003
  5. Шереминская Л.Т. Школа вышивки шёлковыми ленточками. – М.:Эксмо,2007.