Главные вкладки

    Конспект семинара-практикума "Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности"
    материал по теме

    Шаронова Ольга Алексеевна

    Содержание материала предназначено в помощь педагогам, развивающим исследовательскую и проектную деятельность. В конспекте подробно рассматривается  подготовка   стендовой презентации.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Управление образования администрации городского округа город Выкса
    МБОУ ДОД Центр детского технического творчества

    План-конспект семинара-практикума на тему:

     «Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности»







    Подготовил:
    методист первой квалификационной категории
    Шаронова Ольга Алексеевна

    г.Выкса
    2012г.  

    План-конспект семинара-практикума для педагогов по теме: «Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности» в рамках подготовки к конкурсам, содержащим исследовательскую деятельность, по областной программе «Дети. Творчество. Родина».

    Цель:
    Создание условий для методической поддержки педагогов в рамках подготовки к конкурсам и ознакомление с основными формами представления результатов проектной и исследовательской деятельности.
    Задачи:
        !. Рассмотреть основные формы представления результатов исследовательской и проектной деятельности.
       !. Овладеть некоторыми приёмами создания макета стендового доклада.
       !.Обмен опытом педагогов- практиков.
    Оборудование и материалы: маркеры, карандаши простые, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага ксероксная красного, синего, жёлтого цветов, бумага ксероксная белая, клей-карандаш, цветные стикеры, двусторонний скотч, ластики, шариковые ручки, ножницы, скотч малярный, магниты, ватманы (А1), поворотные доски, писчая бумага, бейджи, текст исследовательской работы-призёра конкурса с иллюстративными материалами, стулья и парты.
    Участники: педагоги школ и педагоги дополнительного образования, предполагающие участие в конкурсах «Время, вперёд!» (номинации: «Хочу всё знать!», «Изобретательство и рационализаторство»), «Юный исследователь», «С чего начинается Родина».

                                                      План:
    1. Информационный этап
    (Организационная часть, мини-лекция)
    2. Методический этап (Работа в творческих группах)
    3. Практическая часть:

    А) Выступление докладчиков-практиков

    Б) Работа в группах (Просмотр защиты исследовательской работы, экспертная оценка, подготовка макета стендового доклада)
    4. Заключительный этап (Подведение итогов работы, рефлексия, обмен мнениями о работе семинара)

                                                       

     Чтобы изобрести колесо, надо перегнуть палку.

    Э. Квейд

    Конспект

     Работа семинара организуется по методу малых групп. Для этого участники, исходя из предварительной заявки на участие, делятся на 4 группы, случайным образом выбирая из предлагаемых в процессе регистрации  полосок четырёх цветов, ограниченных по количеству, наиболее предпочитаемый. Каждый участник занимает место за столом в группе, обозначенной цветом.

    - Здравствуйте, уважаемые коллеги!
    Меня зовут Ольга Алексеевна, я являюсь методистом М
    БОУ ДОД ЦДТТ и курирую Программу «Дети. Творчество. Родина».
    Я рада видеть вас здесь, на нашем семинаре, тема которого «Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности». Его проведение продиктовано тем, что в рамках программы «Дети. Творчество. Родина» уже более 5 лет проводятся конкурсы, содержащие исследовательскую деятельность. Количество таких конкурсов с каждым годом увеличивается. Кроме того, много внимания исследовательской деятельности уделяется также в конкурсах других уровней проведения. В 2012-2013 учебном году по программе «Дети. Творчество. Родина» это конкурсы детских работ «Юный исследователь», «Время, вперёд!» (номинации «Хочу всё знать!», «Изобретательство и рационализаторство»), «С чего начинается Родина».  Ежегодно участники муниципальных конкурсов становятся участниками областной конференции обучающихся, финалистами областных конкурсов программы «Дети. Творчество. Родина».
    В прошедшем учебном году, равно как и в предыдущем, обучающиеся нашего округа становились призёрами и победителями конкурсов «Юный исследователь», «Время, вперёд!» на областном их этапе. Однако анализ качества участия  в этих  мероприятиях показывает  наличие некоторых трудностей в реализации едва ли не самого значимого этапа учебно-исследовательской и проектной деятельности - этапа представления результатов своей работы заинтересованной аудитории.
    Чаще всего это свидетельствует о недостаточности работы обучающегося и педагога, а также других заинтересованных лиц на этапе подготовки публичного выступления.  Именно этому этапу в работе педагога-руководителя детской работы будет посвящена сегодня наша деятельность.

    Я предлагаю вам сейчас внутри каждой группы организовать небольшое знакомство, чтобы не возникало неприятных ситуаций. У вас на столе есть маркеры и бейджи. Внутри группы представьтесь друг другу, расскажите, какую школу (УДОД) представляете, должность, и направление деятельности, можете добавить о себе сведения, которые характеризуют вас с лучшей стороны. На бейдже укажите ваше имя и отчество, должность, так, чтобы ваши коллеги могли прочесть.

    Теперь я попрошу Вас заполнить анкету, которую Вам выдали при регистрации. (Приложение1) На её заполнение Вам отводится 5минут.

    Для более полного и оптимального включения в нашу тему и во избежание значительной корреляции во владении основными рабочими понятиями учебно-исследовательской и проектной деятельности, предлагаю Вам внутри группы ответить на вопросы:

    • Что такое проект?
    • Что такое исследование?
    • Принципиальные отличия между проектом и исследованием?
    • В чём отличие между научным и учебным исследованием?
    • Как правильно оформить исследовательскую работу? Дизайн-папку к проекту?
    • Какие формы представления исследовательских работ существуют? Дайте их краткую характеристику.
    • Каковы основные этапы работы над проектом? в процессе осуществления исследовательской деятельности?
    • Приведите примеры общенаучных и специальных методов исследования.
    • Чем следует руководствоваться, определяя выбор частных методов исследования?
    • Составьте алгоритм исследования.
    • Укажите виды проектов.
    • Укажите типы проектов по форме.

    На подготовку данных вопросов вам отводится 10 минут. Для того чтобы  уложиться в регламент, предлагаю Вам воспользоваться приёмом «Мозаика». Суть данного приёма заключается в распределении вопросов поровну между всеми членами группы и письменном представлении результата.

    - Насколько правильно вы ответили на все вопросы?

    - Давайте сравним ваши ответы с представленными на слайде, на которые мы и будем опираться в дальнейшем. На столах у вас также есть подборка информации, относящаяся к исследовательской и проектной деятельности, в т.ч. система основных понятий.

    Сообщение по теме семинара

    Нам предстоит обсудить проблемы представления результатов исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Этап трансляции проведённой работы настолько значим в развитии исследовательских компетенций человека, что порой время, затраченное на проведение опытов, экспериментов и прочих изысканий, несопоставимо времени, отведённому на оформление материалов и подготовку публичной защиты. Можно блестяще подать не очень весомые сведения, а можно свести на нет всю работу, не представив должным образом интересные данные, не проработав своего выступления. От того, какое внимание уделяет исследователь этим двум завершающим этапам: представлению результатов и проведению этапа рефлексии по его итогам, чаще всего зависит качество дальнейшего формирования исследовательских компетенций обучающегося.

    Итак, с чего же начать подготовку к представлению результата?

    Во-первых, с определения формы представления работы. Чаще всего, она определена в положении конкурса (если вы проводите работу с целью участия в конкурсе), или определяется руководителем при планировании работы.

    Формы представления исследовательских работ чаще всего указываются такие: доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия, тезисы. Намного реже встречаются компьютерная презентация с наложением текстового сопровождения, видеофильм или демонстрация действующей модели или макета с текстовым сопровождением. В каждой из форм определён характер и стиль изложения, объём, структура. Однако все перечисленные формы имеет смысл готовить по оформленному тексту исследовательской работы. Объём и параметры печати текста, а также его оформление, в случае его предоставления на предварительную экспертизу, обычно оговариваются положением о конкурсе либо указывается в специальных рекомендациях. Структура текста исследовательской работы строится в соответствии с общенаучными требованиями. Так, все работы обязательно должны содержать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы и других использованных источников.

    Во-вторых, следует ознакомиться с особенностями и требованиями, предъявляемыми к данной форме представления. Остановимся поподробнее на тех из них, что чаще всего используются в конкурсах и на конференции обучающихся.

    Доклад

    Доклад  это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории; это развёрнутое, аргументированное подробное рассмотрение какой-либо проблемы.. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Все это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.). Докладчик не просто излагает информацию, а проводит её доказательный анализ, даёт собственную оценку, подтверждает или опровергает мнения других авторов или источников.

    Требования к докладу:

    1. Правильный отбор материала, его анализ.
    2. Наличие собственных суждений, их аргументация.
    3. Умение привлечь внимание слушателей (риторические приёмы).
    4. Терминологическая и речевая грамотность.
    5. Научный стиль изложения.

    Рецензия

    Она представляет собой  критическую оценку нового художественного произведения или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале.

    Реферат

    Это краткое изложение научной работы, содержания книги и т.п. либо доклад на каую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников. Следует помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов. Структура реферата близка к структуре научной работы. Требования к оформлению соответствуют требованиям, принятым в научной деятельности.

    Литературный обзор

    Он представляет собой краткую характеристику того, что известнооб исследуемом явлении из различных источников. В нём указываются направления исследований, которые ведут различные учёные. При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления- прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста.

    Далее целесообразно:

    • Составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи;
    • Выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные.

    Затем нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждений. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора как части исследовательской работы помогает обучающемуся овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время публичной защиты.

    В-третьих, необходимо выяснить условия и вид публичной презентации выполненной работы:

    • Время, отводимое на выступление;
    • Характер аудитории, перед которой предстоит выступать;
    • Условия, предъявляемые к выступающему;
    • Требования к наглядным материалам и демонстрациям.
    • Вид публичного выступления (чаще всего встречается устный доклад с М/м сопровождением, стендовый доклад, компьютерная презентация).

    Четвёртым пунктом обязательно стоит ознакомление с условиями, результатами, критериями оценки конкурсов прошлых лет. Или проще - анализ предыдущих конкурсов или конкурсов подобного типа.

    Далее начинается собственно сама подготовка к выступлению. Она сводится к трём важным аспектам:

    1. Подготовка чётко выверенного в соответствии с условием и регламентом текста.
    2. Подготовка выступающего (внешний вид, речь, коммуникативные навыки, психологический настрой, работа с аудиторией и т.д.).
    3. Подготовка иллюстративного материала (м\м презентации или стенда, раздаточного материала).

    Современные обучающиеся чаще всего уже знакомы с устным выступлением с  мультимедийным сопровождением, хотя большого опыта такого плана работы у большинства из них не имеется. Собственно, как и опыта выступления перед аудиторией с различными характеристиками. Отсюда видна необходимость неоднократного представления результатов исследовательской или проектной деятельности перед различными слушателями: в классе, на школьной конференции, перед аудиторией - заказчиком (односельчане, педагоги, родители и т.д.). После проведения публичного выступления обязательно нужно обсудить проблемные места наглядности (чаще всего это «слепые» таблицы, обилие текста на слайде или плакате, стенде, «немые» графики, нечитаемые заголовки, перегруженность анимацией) и выступления в целом (манера поведения, полнота ответов на вопросы, характер вопросов аудитории, полнота изложения, соблюдение регламента и т.п.); ораторские навыки обучающегося. Принять меры по их исправлению, совершенствованию соответствующих навыков.

    Как показывает практика, без этапа рефлексии обойтись нельзя. Какую бы деятельность исследовательскую или проектную своего подопечного педагог не развивал, следует помнить, что стремление к лучшему всегда базируется на достижениях прошлого.

    Свой опыт подготовки  и совершенствования публичной защиты вам представит руководитель двукратного призёра областной конференции конкурса «Юный исследователь» методист МБОУ ДОД ДЦ «Чайка» Сорокина Мария Владимировна. Тема её доклада «Основные этапы подготовки обучающегося к защите проектной работы в секции «Художественная обработка материалов».

    Следующий важный для всех руководителей исследовательских работ вопрос : Как представить  результаты своей работы наиболее результативно? Своё решение этого вопроса нам представит руководитель победителя районного конкурса «Юный исследователь» учитель физики МБОУ СОШ п. Дружба Корокозова Ольга Михайловна.

    Ольга Михайловна нам предложит оценить публичную защиту исследовательской работы «Роль диффузии в экологическом равновесии природы и влияние человека на экологическое равновесие » обучающегося 8 класса МБОУ СОШ п.Дружба Вдовина Евгения. Я попрошу Вас на время выступления стать членами жюри и провести экспертную оценку защиты по критериям конкурса «Юный исследователь» и заполнить протокол.

    Теперь я бы попросила каждую группу сформулировать рекомендации по дальнейшему совершенствованию публичной защиты.  

    Теперь я бы хотела обратить ваше внимание на следующий момент: учёт ресурсообеспеченности места проведения публичных слушаний. Если мы ориентируемся на конкурс, где этому этапу отводится большая роль (Есть конкурсы, где публичная защита отсутствует или проводится в форме многодневной конференции - их вы видите на слайде), то следует учесть, что областная конференция обучающихся проводится в различных секциях и не во всех секциях может быть предложено оборудование для доклада с компьютерной презентацией. В этом случае я бы рекомендовала обратиться к стендовому докладу.

    Что такое стендовый доклад? Какова его структура? Каковы требования к нему? (вопросы к аудитории) 

    Стендовый доклад 
    Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях. Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд размером около 1 м2. Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду при помощи булавок (кнопок и т.п.). В верхней части стенда крепится полоска 840Х100 мм с названием работы, выполненным шрифтом не менее 48 (высота прописной буквы 12 мм). Под названием на той же полосе шрифтом не менее 36 (высота прописной буквы 8 мм) указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения и города, в котором выполнена работа. В левом углу полоски должен быть выделен индивидуальный номер стенда, который сообщается при регистрации.

    Я предлагаю Вам вновь обратиться к работе в группах и составить макет стендового доклада на ватмане по призовой работе областного конкурса «Юный исследователь» 2011года, которая находится у Вас на столах. В работе вы можете использовать маркеры разных цветов и толщины пишущего стержня, фломастеры, скотч, клей, фотографии из приложения к работе, цветную ксероксную бумагу и прочие канцелярские принадлежности из тех, что есть у вас на столах.

    При подготовке к стендовому докладу решающим  является этап планирования.

    1. Оцените количество информации.  

    Избыток информации на стенде скрывает т.н. смысловую ось проекта или исследования, из-за чего результаты работы теряют смысл. Ограничьте информацию и вычлените из работы самую суть. Выберите не более 3 положений, которые являются самыми важными. Основные положения  должны быть ясны без разъяснения.

    1. Оцените размеры и фактуру стенда.

    От этого будет зависеть формат и стиль оформления, крепёжные материалы.

    1. Подготовьте заголовок.

    Он должен быть крупным, понятным, чётко оформленным. И это не совсем название доклада. Под заголовком или рядом с ним необходимо написать крупно и чётко имя докладчика полностью, название организации, которую вы представляете и место. Название организации лучше прописать не официальное, а доступное для понимания. Например, не МБОУ ДОД ЦДТТ, а Центр детского технического творчества, г. Выкса.

    1. Продумайте содержание и оформление.

    Сюда включается только существо дела. Оформлением мы можем регулировать внимание публики. Используя художественные приёмы можно добиться продолжительного интереса к вашему докладу. У зрителей должен создаваться запоминающийся зрительный образ вашего стенда.

    1. Название стендового доклада должно быть коротким, информативным и интересным. Высота – не менее 3см.
    2. Текст.

    Шрифт лучше выбрать типа sans serif, которые не имеют тонких линий, пропорциональны.  Высота текста не менее 24пт. Язык должен быть простым. Текста не должно быть слишком много. В нём не должно быть жаргона, обилия терминов. Избегайте таблиц!

    1. Цвет.

    Это одно из ценных качеств доклада. Если есть возможность, используйте цветную основу, но так, чтобы цвет не отвлекал от содержания.  «Гвоздь» постера располагайте на красном, жёлтом, или других тёплых цветах, менее важное- на холодных и нейтральных цветах.

    1. Рисунки, картинки… Иллюстрации!!!

    Они впечатляют больше, чем текст. И запоминаются лучше. Особенно эффективны в описании методов. Графики должны быть как минимум 20*30см. Подписи осей-24пт. Пометки на графике короткие и в малом количестве. Под рисунком лучше разместить краткое пояснение. Постарайтесь использовать столбчатые, круговые и прочие диаграммы.

    1. Расположение материала.

    При расположении материала следует помнить, что мы читаем сверху вниз и слева направо. Самое важное - на уровне глаз. Оставляйте больше свободного пространства, плотно набитый материал утомляет. Используйте элементы разного размера и пропорций, но знайте меру.

    1.  Подготовка материала к печати.

    После создания макета, можно приступать к подготовке составляющих к печати. В зависимости от ваших возможностей, это можно сделать в pdf, publisher, word, pover point, adobe Photoshop.Однако нужно учесть, что каждая программа имеет свои особенности: могут смещаться поля при печати, изображение не масштабируется и т.д.

    Готовые макеты расположите в задней части зала и представьте свою работу коллегам для обсуждения и получения рекомендаций. Ознакомьтесь с предоставленным вам макетом, и выскажите свои рекомендации кратко, не забывая, что это только предварительный набросок; начиная своё выступление фразой: «У вас всё хорошо, но мы бы…». От группы высказывается один человек. 

    Заключительный этап

    -Я предлагаю вам теперь подвести итог данного семинара. Для этого я попрошу заполнить итоговую анкету. Благодарю вас за занятие, надеюсь, что оно принесло вам пользу и его результаты будут видны по итогам проведения конкурсов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

    Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

    Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

    Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

    сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

    В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

    Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

    В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

    «Времена года» план - конспект урока с применением ИКТ и проектной деятельности в 3 классе

    Целью этого урока было  формирование коммуникативных навыков  учащихся через самостоятельно - познавательную   деятельность....

    Конспект урока 5 класс тема: "Творческая проектная деятельность"

    Конспект урока по технологии (девочки) 5 кл. тема: "Творческая проектная деятельность"...