Творческий совместный проект "Народное музыкальное творчество" Руководители - преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ г. Нарьян-Мар» Ладыкина Ю. В. и музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР - детский сад № 1» Князева О. К.
проект по теме

Ладыкина Юлия Викторовна
Социально-значимый проект «Народное музыкальное творчество». Основная цель проекта - организация лекторской группы с целью приобщения детей среднего и старшего дошкольного возраста к лучшим образцам русского народного творчества. Основные задачи проекта: Обучающие - формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской народной музыке, а также знакомство детей с русскими народными музыкальными инструментами;формирование способности высказывания об эмоционально-образном и идейном содержании музыкального произведения;формирование сценических навыков. Развивающие- развитие музыкально-образного мышления; развитие познавательной активности учащихся. Воспитывающие- воспитание интереса к поисково-познавательной деятельности, а также привлечение к сотрудничеству родителей, для формирования музыкальной культуры ребенка. Практические: подбор музыкального, литературного, художественного материала для проведения мероприятий: «История одного инструмента», посиделки «Как у наших у ворот» Социально-значимые: формирование музыкального вкуса, развитие интереса и любви к народной музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx56.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРОЕКТНОЕ ПОРТФОЛИО………………………………………………….2

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………………………………………..…3

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5

1. ПРОЕТ «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ  ТВОРЧЕСТВО»…….............7

2.     «ИСТОРИЯ  ОДНОГО  ИНСТРУМЕНТА»………………………… ..10

2.1.   Описание мероприятия………………………………………………….10

2.2.  Программа……………………………………………………………...….12

3.     ПОСИДЕЛКИ «КАК У НАШИХ У ВОРОТ»…………………….…....16

3.1.   Программа…………………………………………………………..…….17

4.      ИТОГИ ПРОЕКТА……………………………………………………….21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...23

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Презентация «История одного инструмента»

Проектное портфолио

Наименование учреждения

МБОУ ДОД «Детская школа искусств г. Нарьян-Мара»

166000, НАО, г.Нарьян-Мар, ул. Выучейского 24

8(81853) 4-20-55

Руководитель учреждения

Пудовкина Ирина Олеговна

Тип и наименование проекта

Социально-значимый проект «Народное музыкальное творчество»

Предметно-содержательная область

Коллективный

Характер координации проекта

Непосредственный (гибкий)

Руководители проекта

Преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ г. Нарьян-Мар» Ладыкина Ю. В. и музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР - детский сад № 1» Князева О. К.

Характер контактов

Количество участников

Среди участников образовательного процесса:

1.Ладыкина Ю.В. и Князева О.К. - координаторы проекта

2.Учащиеся класса преподавателя Ладыкиной Ю.В. –

 Шубин И., Попова М., Аксенов С., Фишер Д., Попов А., Канев А.

3. Дети среднего и старшего дошкольного возраста из МБДОУ «ЦРР - детский сад № 1»

Основные цели проекта

Организация лекторской группы с целью приобщения детей среднего и старшего дошкольного возраста к лучшим образцам русского народного творчества.

Основные задачи проекта

Обучающие:

- формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской народной музыке, а также знакомство детей с русскими народными музыкальными инструментами;

- формирование способности высказывания об эмоционально-образном и идейном содержании музыкального произведения;

- формирование сценических навыков;

Развивающие;

- развитие музыкально-образного мышления;

- развитие познавательной активности учащихся;

Воспитывающие:

- воспитание интереса к поисково-познавательной деятельности, а также привлечение к сотрудничеству родителей, для формирования музыкальной культуры ребенка.

Практические:

- подбор музыкального,  литературного, художественного материала для проведения мероприятий: «История одного инструмента», посиделки «Музыкальная картинка»

Социально-значимые:

- формирование музыкального вкуса,

-развитие интереса и любви к народной музыке.

Сроки реализации

Долгосрочный  - декабрь 2013 по апрель 2014 года

Место проведения

МБДОУ «ЦРР - детский сад № 1

Ожидаемые результаты реализации проекта

Проведение мероприятий: «История одного инструмента»,  «Как у наших у ворот»

Рефлексия деятельности

Оценивание степени достижения поставленных целей.

Оценивание качества результата. Приобретённые знания, умения, навыки.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация социально-культурного проекта состоит из следующих этапов:

          Работа над проектом включает совместную деятельность преподавателя, учащихся, музыкального руководителя и детей старшего дошкольного возраста, и распределяется поэтапно следующим образом:

Таблица 1

Этапы проекта

Этапы пректа

Деятельность педагогов

Деятельность учеников

1 этап

(подготовительный)

1. Формулируют проблему (цель) – при постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводят в сюжетную ситуацию.

3.Формулируют задачу

1.Вхождение в проблему.

2. Вживание в сюжетную ситуацию.

3.Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

(основной)

1. Помогают в решении задач.

2. Помогают спланировать деятельность.

3.Организуют деятельность.

4. Оказывают практическую помощь в подборе материала, готовят концертные номера.

5. Направляют и контролируют осуществление  проекта.

1. Работа над концертно-лекционным материалом.

2.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

3. Координация работы со всеми участниками проекта.

3 этап

(итоговый)

Готовят и проводят два мероприятия в рамках проекта «Народное музыкальное творчество»

Представляют слушателям продукт деятельности.

Таблица 2

Содержание проекта

Этапы

Сроки

Освоение проекта

1 этап

(подготовительный)

Декабрь  2013г.

1 Задачи – создание условий,  определение цели и задач проекта.

2. Создание лекторской группы.

       

 Состав:

     Ладыкина Ю.В., Князева Ю.В. – координаторы проекта

     Учащиеся Ладыкиной Ю.В. – Шубин И., Попова М., Аксенов С., Фишер Д., Попов А., Канев А.

     Воспитанники Князевой О.К. –  дети старшего дошкольного возраста, фольклорный кружок «Родничок».

3. Обсуждение тем мероприятий для проекта «Народное музыкальное творчество».

4. Распределение задач внутри лекторской группы.

5. Подбор концертно-лекционного материала.

6.Определение сроков реализации проекта.

2 этап  (основной)

Январь-

2013 г.

1.  Работа лекторской группы над концертно-лекционным материалом, формирование специфических знаний, умений, навыков:

а) освоение учащимися музыкального материала;

б) сбор и систематизация информации для лекционной составляющей проекта;

в) подбор стихов для более глубокого раскрытия содержания музыкального произведения;

г) побор иллюстраций картин для образного восприятия музыкального образа;

д) работа над презентацией.

2.  Проведение репетиционных мероприятий.

3 этап  (итоговый)

Февраль -апрель

2013 г.

Проведение мероприятий «История одного инструмента», и  «Как у наших у ворот» в рамках проекта «Народное музыкальное творчество».

Оценивание степени достижения поставленных целей.

Оценивание качества результата.

ВВЕДЕНИЕ

 «Без памяти нет традиций,

 без воспитания нет духовности,

 без духовности нет личности,

 без личности нет народа

 как исторической общности»

Г.Н. Волков.

          Национальная культура  – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней – это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства, инструментального исполнительства – это актуальная проблема современности. 

          При формировании внутреннего духовного мира ребенка, его индивидуальных  качеств огромное значение играет народная музыка, являясь результатом коллективного творческого процесса, складывается на основе художественных традиций многих поколений. «Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа», – писал А. Н. Серов. Передаваясь из уст в уста, народные мелодии постоянно обогащаются и видоизменяются: в различных районах страны могут существовать разные варианты одного и того же напева, наигрыша.

           Народное музыкальное творчество – явление совершенно особое. Многие известные педагоги (В.А. Сухомлинский, Я.А. Каменский, Г.С. Виноградов, К.Д. Ушинский и другие) подчеркивали, как важно изучать историю родного края, обычаи и жизненный уклад предков – это оказывает огромное влияние на становление ребенка как личности, а значит и на развитие всего общества.

           Духовное начало народного наследия отмечалось в работах Н.А. Бердяева, В.С. Библера, И.А. Ильина, П.А. Флоренского и др. Фольклор как музыка устной традиции изучается Э.Е.Алексеевым, Н.Н. Гиляровой, Е.В. Гиппиусом, И.И. Земцовским, А.М. Мехнецовым, Е.В. Рудневой и др.

          Современные научные исследования подтверждают,  что музыкальное развитие необходимо для общего развития, так как с его помощью формируется эмоциональная сфера ребенка, совершенствуется  его мышление.  Приобщаясь к  музыкальному искусству с самого раннего детства, дети  постигают смысл заключенных в нем духовных ценностей, становятся отзывчивыми  к красоте, как в искусстве, так и в  жизни в целом.

           В настоящее время проективный метод (от лат. Projectio – выбрасывание вперед), является  одним  из актуальных методов исследования личности. Проективные методики обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности, эффективны в педагогической деятельности с детьми, так как дают ребенку  возможность синтезировать полученные знания и навыки, развивать творческие способности, помогая ему успешно и полноценно развиваться.

1.  ПРОЕКТ «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

         

             Проект «Народное музыкальное творчество», начал свою реализацию в декабре 2013 года и рассчитан до апреля 2014 года, на базе МБДОУ «ЦРР- детский сад № 1»  с детьми двух групп, старшего дошкольного возраста. Проект состоит из двух частей.  Так как русское народное творчество в основном состоит из двух пластов, а именно песенное и инструментальное, в рамках проекта планируется провести два мероприятия. Первое – «История одного инструмента», ориентированное на традиции инструментального исполнительства, включая в себя рассказ о русских народных инструментах (балалайка, домра), используя презентацию и аудио материалы. А также    посиделки «Как у наших у ворот» – небольшая фольклорная зарисовка, в музыкальном сопровождении учащихся из городской детской школы искусств.

          В социально-педагогической среде внимание к народному музыкальному творчеству, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

           Цель проекта – развитие интереса к русской народной музыке у детей старшего дошкольного возраста через восприятие музыки. А именно: знакомство с музыкальными инструментами: балалайкой и домрой, развитие творческих способностей детей через интеграцию разнообразных видов искусства внутри художественно – эстетического и учебно-воспитательного направлений.

          Участниками проекта стали педагоги, дети старшего дошкольного возраста и их родители.

            Для реализации данного  проекта были выявлены и обозначены следующие задачи:

            1) формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской народной музыке, а также знакомство детей с русскими народными музыкальными инструментами (балалайка, домра), историей их создания, способами звукоизвлечения, тембрами;

                 2) развитие музыкально-образного мышления;

                3) воспитание эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, а также шедевры изобразительного искусства  и художественной литературы;

           4) формирование способности высказывания об эмоционально-образном и идейном содержании музыкального произведения, картины или литературного произведения;

                 5) побуждение у детей интереса к проецированию  музыкального образа через разные виды искусства;

                 7) знакомство детей с танцевальными жанрами (плясовые, увеселительные, так называемые, ярмарочные танцы; кадриль, хороводы, обрядовые танцы).

            8) воспитание интереса к поисково-познавательной деятельности, а также привлечение к сотрудничеству родителей, для формирования музыкальной культуры ребенка.

                  Актуальность данного проекта обусловлена тем, что в наше сложное время, с увеличением информационного потока и технического прогресса, очень важно показать ребенку богатейший мир русских национальных традиций. Так как, все, что происходило в жизни славян, оставило огромный отпечаток на народном творчестве, которое побуждает эмоциональную отзывчивость и творческое начало, необходимые в укреплении нравственных и моральных  позиций  в жизни ребенка. 

            Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей, основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства, позволяет глубже изучить предмет. Например: слушая музыкальное произведение, ребенок не только воспринимает его на слух, определяет характер, образ и средства музыкальной выразительности, но и одновременно знакомится с эпохой его создания, биографией композитора, с музыкальными инструментами, а также с произведениями изобразительного искусства, поэзии, которые помогают дополнить восприятие.

                После того, как были обозначены задачи и цель проекта «Народное музыкальное творчество», я совместно с музыкальным руководителем «ЦРР - детский сад № 1» Князевой Ольгой Константиновной, детьми старшего дошкольного возраста  и  их педагогами  разработали этапы проекта, а также способы его реализации. Был проведён мониторинг с целью определения уровня знаний детей по теме проекта. Подбирался наглядный материал, а именно: фото, аудио и видео материалы, книги.

2.  ИСТОРИЯ ОДНОГО ИНСТРУМЕНТА

2.1. Описание мероприятия

         Балалайка – один из русских народных инструментов, который по праву можно считать негласным  символом русского народа. По мере знакомства с инструментом  дети узнавали:  как звучит этот инструмент, историю его создания;  какие приемы игры на нем существуют, откуда берется звук, познакомились с композиторами, писавшими музыку для балалайки,  а также известнейшими исполнителями.

         Дошкольники  знакомились с эпохой расцвета инструментальной национальной традиции  славян, которая  существовала как часть культуры скоморохов. Скоморохи – это восточно-славянские средневековые актёры, певцы, танцоры, сказители, дрессировщики животных, музыканты, жонглеры. Расцвет скоморошества пришёлся на XV-XVI века. В XVII-XVIII веках скоморошество как социальная группа постепенно исчезает, так как вызывает недовольство царской власти, а также по причине изменения структуры общества (рост городов, закрепощение крестьянства) и музыкального инструментария. Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.

         Неизвестно, как бы в дальнейшем сложилась судьба балалайки, не окажись на ее пути страстного любителя русской народной музыки Василия Васильевича Андреева. 1886 год, когда состоялось первое публичное выступление Андреева, можно смело назвать годом второго рождения балалайки, а период активной творческой деятельности Андреева – началом расцвета национальной инструментальной музыки.

            История этого инструмента вызвала неподдельный интерес у детей. У них все больше возникало вопросов, ответы на которые им помогали находить воспитатели и родители,  которые в свою очередь, тоже начали проявлять неподдельный интерес к теме проекта.

          Можно долго на словах рассказывать об этом  инструменте, но наглядный пример куда интереснее и увлекательнее.  В исполнении учащихся моего класса прозвучали произведения, написанные для балалайки, Использование технических средств и  видео материалов также очень обогатило  восприятие  детей. Во время просмотра мультимедийной презентации, прослушав концерт, дети увидели множество иллюстраций, показывающих историю балалайки, а также выдающихся мастеров исполнительского искусства на этом инструменте.  Познакомились с техникой  игры на этом музыкальном инструменте. Познавательная активность детей очень возросла, некоторые из них проявили желание обучаться игре на балалайке. 

           Эпоха расцвета русского инструментального исполнительства неразрывно связана с еще одним струнно-народным музыкальным инструментом – домрой. Знакомство с ней  началось с исполнения  музыкальных произведений – обработка русской народной песни  «Выйду ль я  на реченьку».  На видео презентации дети увидели, как ее изображали художники. Сравнивали строение балалайки и домры, их тембр звучания.

2.2. Программа

СЛАЙД № 1, 2.

             Обр. А. Тихомирова «Барыня»

 СЛАЙД № 3.

             Балалайка – русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольным слегка изогнутым деревянным корпусом. Балалайка – один из инструментов, ставших наряду с гармонью, символом русского народа.

СЛАЙД № 4.

           Корпус склеен из отдельных (6-7) частей, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны: первая –  металлическая, и две – жильные. У современных балалаек – нейлоновые или карбоновые. На грифе современной балалайки 16-31 металлических ладов, и таким образом современная концертная балалайка выглядит так.

           А. Тихомиров, обработка русской народной песни «Во саду ли в огороде»

СЛАЙД № 5

          Звук балалаечки мягкий, матовый, нежный. Она хорошо звучит  в ансамбле с фортепиано, гитарой, домрой, баяном.

          А. Тихомиров, обработка русской народной песни «Как со горки»

СЛАЙД № 6.

          Первые упоминания о балалайке относятся к концу XVII века, инструмент имел овальный корпус, 5-7 навязных ладов из жил, и была похожа на современную домру, которая в  России она появляется в XVI веке. Есть предположение, что инструмент этот также заимствован от восточных, азиатских народов, от нахлынувших на русскую землю кочевников в эпоху монгольского ига. Это подтверждается и тем, что до сих пор родственные домре инструменты существуют в быту среди народностей Средней Азии и Казахстана (домбра, думбра). Домра широко применялась музыкантами- скоморохами, которые создали семейство домр: домришка, домра, домра басистая. Сейчас послушаем как же звучит этот инструмент, а к разговору о скоморохах мы вернемся немного позже.

         Обработка русской народной песни «Выйду ль я на реченьку»

СЛАЙД № 7, 8, 9.           

         Существует масса сувенирных балалаек, которые поражают богатством и мастерством росписей. Как правило, такие инструменты не используются в исполнительской практике, а их дарят как подарок, отдавая дань русской народной исполнительской традиции.

СЛАЙД № 10. 

          В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас – функцию баса.

СЛАЙД № 11, 12.

           С 1715 года, балалайка распространилась среди скоморохов – это восточнославянские средневековые актёры, певцы, танцоры, сказители, дрессировщики животных, музыканты, жонглеры. Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств и обрядов, желанными гостями простых людей. После освобождения России от монгольского ига деятельность скоморохов усиливается. Участвуя в церковных обрядах, они привносили в них светский элемент. В представлениях скоморохов усилились театрально-зрелищные черты, в них явственно проступают черты драматического действия. Тогда игрища получают название «позорищ», «потех», впоследствии – комедий. Еще в XV веке возникает скомороший комедийный кукольный театр с музыкой, основным героем которого стал популярнейший Петрушка. Он воплотил в себе черты скомороха, забавника и балагура. Как и все искусство скоморохов, театр был тесно связан с музыкой с пением, игрой на гуслях и гудках. Скоморохи пользовались любовью среди широких народных масс.

СЛАЙД № 13, 14, 15. 

         На рубеже XVIII-XIX веков  балалайка  становится  очень популярным   инструментом  среди разных  слоев  общества. СЛАЙД № 16, 17, 18.

          А. Тихомиров, обработка русской народной песни «Все б по горенке ходила»

        А. Шалов «Шуточная»

СЛАЙД №  19, 20

         Современную балалайку, а вернее все семейство балалаек, изготовили Василий Васильевич Андреев, и задумывал он нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить. 

         В. Андреев «Мазурка № 3»

СЛАЙД № 21. 

         Всемирно известный Государственный академический русский оркестр имени В.В. Андреева (бывший Императорский Великорусский оркестр) имеет более чем столетнюю историю. В 2013 году 20 марта коллектив отметил свой 125-летний юбилей.

СЛАЙД № 22, 23. 

           Говоря об истории инструмента, нельзя ни сказать о виртуозных исполнителях-балалаечниках: Борис Трояновский (российский и советский виртуоз-балалаечник, композитор) и Осипов Николай Петрович –  которые внесли большую лепту в развитие национального музыкального искусства, расширили потенциал оркестра введением новых инструментов, достойно продолжил дело В.В. Андреева. Оркестру было присвоено его имя в 1946 году. СЛАЙД № 24.

           Б. Трояновский «Ай, все кумушки домой», и «Уральская плясовая»

СЛАЙД  № 25  

         Ну, конечно же, нельзя ни сказать о Павле Ивановиче Нечепоренко, замечательном педагоге, исполнителе на балалаечке, который написал много произведений, обработок романсов и русских народных песен как для балалайки, так и для домры.

         А. Шалов  «Ах, ты, душечка»

СЛАЙД № 26

         В конце нашей истории про балалаечку, нужно отметить замечательного, выдающего балалаечника нашего времени Александра Архиповского, игра которого завораживает.

         А. Архиповский «Шарманка» (видео, фрагмент).

         В благодарность нашим артистам, дети изи «ЦРР – д/с № 1» исполнили песню  И. Конвенан «Балалайка».

     

3. ПОСИДЕЛКИ «КАК У НАШИХ У ВОРОТ»

3.1. Описание мероприятия

           Для того чтобы расширить знания воспитанников о традициях русской народной культуры, и прелести её обычаев проводится второе мероприятие – фольклорные посиделки «Как у наших у ворот». Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры русского народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками. Фольклор  включает  в  себя  произведения, передающие  основные  важнейшие  представления  народа  о  главных  жизненных  ценностях: труде, семье, любви, общественном  долге, родине. На  этих  произведениях  воспитываемся  мы  и сейчас. Знание  фольклора  может  дать  человеку  знание  о  русском  народе, и  в  конечном  итоге о самом  себе. Предварительно ребятам рассказывают, когда и для чего в давние времена собирались молодые люди на посиделках, или как их еще раньше называли – вечорках.

             Посиде́лки (вечорки) – сезонная форма молодёжного досуга в осенне-зимнее время. Посиделки созывались часто для женских коллективных работ и являлись видом соседской взаимопомощи. Например: для осенней заготовки продуктов, прядения, щипания пера для перин и подушек, иногда накануне свадьбы для завершения приданого невесты.

              Как правило, на любые виды посиделки приглашались неженатые парни, и работы заканчивались угощением, пением песен и танцами. В отличии от других славянских народов, у русских посиделки чётко разграничивались по характеру занятий и делились на рабочие (прядимые, супрядки) и «с гуляньем» (игримые, игрища, беседы).

               Предварительная работа «Как у наших у ворот» заключалась в следующем: для детей старшего дошкольного возраста – разучивание песен,  хороводов, танцев, загадок и поговорок. Для детей ДШИ – разучивание музыкального сопровождения для песен и хороводов (ансамблевое исполнение под  фонограмму).  

               Задачи, поставленные для данного мероприятия:

               1) познакомить детей с русскими народными традициями, с преданиями, легендами и сказаниями, а также с разнообразием жанров народного музыкального творчества;

                2) научить играм, хороводам,  танцам, вызвать желание  в них участвовать;

                3) воспитывать любовь к Родине, интерес и уважение к русской народной культуре, русскому фольклору;

                4) развивать музыкальные способности: вокально-хоровые навыки, чувство ритма, выразительность движений и речи, творческие способности, элементарное музицирование.

3.2. Программа

Участники:

1) педагоги и дети ДШИ;

2) педагоги детского сада и дети кружка «Родничок».

Хозяйка.        Здравствуйте, гости дорогие и маленькие, и большие!

                        Собрались мы сюда песни петь, да плясать,

                        всех вокруг забавлять!

Дети:             - Здорово, Hикодим!

                       - Здорово, Егор!

                       - Откуда идешь?

                       - С кудыкиных гор.

                       - А как у вас, Егор, поживают?

                       - Hа босу ногу топор надевают, сапогом траву косят,

                          в решете воду носят.

                       - Так это же все сказки!

                       - Комара тебе в салазки!
      Песня «Небылицы» в музыкальном сопровождении детей из ДШИ.

Хозяйка.    Эх, хороши потешки складом

                         Ну, а песни наши – ладом!

Песня «Как вставала я ранешенько» в сопровождении детей из ДШИ.

Ребенок.     Как у наших у ворот собрался честной народ:

   Все с гармошечкой, да с балалаечкой!

     Ребенок.     Обойди хоть всю планету

   Лучше песен наших нету!

    Балалайка и  гармонь

    Разжигают в нас огонь!!!

     Ребенок.       Балалаечку возьму,

     Натяну на ней струну

     Буду я на ней играть

     Всех на пляску приглашать.

Песня «Балалайка»  (Трень-брень балалайка…) в музыкальном сопровождении детей из ДШИ

     Ребенок.       Балалайка, балалайка,
                          Я в тебя влюбленная,
                          Потому что ты родная,
                          Русская, народная!

                           Поиграй-ка, пострадай-ка,
                           Символ русской старины,
                           Балалайка, балалайка –
                           Немудреных три струны!        

                           Песня   «Балалайка». Муз. Т.Морозовой

     Ребенок.       Я купил себе гармошку, 
                           Поиграю вам  немножко.
                           Хорошо гармонь играет,  
                           Всех девчонок завлекает.

     Ребенок.       Сколько раз я зарекалась

             Под гармошку песни петь.

             Как гармошка заиграет-

             Не могу я усидеть!

                           Песня   «Гармошка» муз. Т.Морозовой

     Дети.            Мы веселые подружки

        Пропоем для вас частушки

        Позабавим всех людей

        Чтобы стало веселей!

Частушки в музыкальном сопровождении детей из ДШИ

    Хозяйка.        Всё. Замолкли инструменты

         И тогда со всех сторон

         Раздались аплодисменты,-

         Все выходят на поклон.

(Выходят участники праздника кланяются и хором говорят):

 Дети.           Как у наших у ворот

                           Веселился весь народ!

   Хозяйка.         Вот настал момент прощанья

       Будет кратка наша речь.

                            Говорим мы:  «До свиданья!

                           До счастливых новых встреч!» (вместе)

           

 

   

ИТОГИ ПРОЕКТА

            Таким образом, приобщение ребёнка к русской народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Народное музыкальное творчество является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

            Одним из творческих продуктов проекта стало создание серии альбомов «Музыкальные инструменты» и альбома «Историко-бытовые танцы», информацию и иллюстрации для которых приносили родители. На время участия в проекте альбомы находились в помещениях  групп, чтобы дети могли самостоятельно рассматривать репродукции, обобщать, вместе с педагогами, полученные знания, использовать материал для создания творческих работ. По окончании проекта альбомы были переданы в музыкальный зал.

           В результате проекта:

          1) повысился интерес к русской народной музыке у детей – 87%;

          2) 69 % семей стали активными участниками проекта;

          3) на  37 %  повысилось количество семей,  заинтересованных в приобщении детей к русской народной   музыке;

          4) расширился круг взаимодействия педагогического коллектива и Детской школы искусств г. Нарьян-Мара;

          5) собраны  и систематизированы видео и печатные материалы по тематике проекта;

          6) 20 детей стали участниками творческих выставок поделок и рисунков;

          7) 13 выпускников из подготовительных групп, принявших участие в проекте,  пожелали стать учащимися детской  школы искусств г. Нарьян-Мара.

          8) повысилась компетентность педагогов и  родителей в вопросах формирования  музыкальной культуры  и музыкально-эстетического сознания детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Аверин В.А., Тарасов Б.А. Русские народные инструменты: история, теория, методика: сборник научных статей / В.А. Аверин, Б.А. Тарасов. – Изд-во Красноярского университета, 1993 – 143 с.

2.  Варламов Д.И. Народность музыкального творчества как социальный феномен в общественном сознании россиян / Д.И. Варламов. – Изд-во СГК им. Собинова, 2000. – 128 с.

3. Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России / М.И. Имханицкий. – М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2008. – 320 с.

4.    Пашина О.А. Народное музыкальное творчество / О.А. Пашина. – Изд-во: СПб: Композитор, 2005 – 568 с.

5.  Толмачев Ю.А. Народное музыкальное творчество: учебное пособие / Ю.А.Толмачев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006 – 376 с.

6.  Мерзлякова С.И. Фольклор музыка – театр. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками /  С.И. Мерзлякова.  – М.: Владос, 1999. – 214 с.

7.     Швейцер А. Культура и этика / А. Швейцер. – Изд-во: СПб: Композитор, 1973 – 312с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий концерта преподавателей МБОУ ДОД "Детская школа искусств"

Сценарная разработка концерта преподавателей ДШИ....

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений

laquo;Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников»Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.План:I часть — теоре...

Сотрудничество музыкального руководителя и родителей детского сада при подготовке и проведении праздников.

Опыт   сотрудничества  музыкального руководителя  и родителей  при подготовке праздников ....

Методическая разработка по музыкальной литературе преподавателя МКУДО «Верхнемамонская ДШИ» Мячиной О.И. для выступления ученицы 6 класса хорового отделения Радченковой Кристины на Девятом региональном творческом конкурсе «Юный музыковед» в городе

Методическая разработка по теме "Митрофан Пятницкий-фольклорист,крестьянский хормейстер"для выступления ученицы на  Открытом региональном конкурсе по музыкальной литературе....

Выступление на городском методическом объединении музыкального руководителя МБДОУ № 52 «Веселый дельфин» Казаковой С.С.

В выступлении рассказывается о творческом союзе единомышленников, людей, любящих свою Родину, свой край и безгранично любящих поэзию, музыку, пение, объединившихся в единый творческий городской коллек...

Должностная инструкция музыкального руководителя МБДОУ детского сада « Челээш» с.Саглы Овюрского кожууна РТ

Должностная инструкция музыкального руководителя МБДОУ  детского сада « Челээш» с.Саглы Овюрского кожууна РТ...