Программа "Историко-литературное краеведение".
презентация к уроку (8 класс) на тему

Морозова Светлана Валериановна

Пояснительная записка. Кто любит литературу и любит свой город, тому всегда интересно узнать, как пересекаются, перекрещиваются литературные факты и историческая жизнь города, Именно эта цель стоит перед данным курсом. Москва дала жизнь многим замечательным деятелям русской культуры, своим рождением и своим творчеством связаны с центром Российского государства поэт А.С.Пушкин, драматург А.Н.Островский, писатель Ф.М.Достоевский; если литераторы не были связаны с Москвой рождением, то они могли присоединиться к словам А.П.Чехова:»Всем сердцем люблю Москву…» Данный курс в рамках дополнительного образования находится на пересечении знаний в области истории литературы; исторического краеведения, поэтому подразумевается не только изучение Москвы литературной, но и изучение многочисленных «литературных тропинок», пронизавших ветвисто просторы Подмосковья и др. российских земель; этнографии; фольклора; лингвистики. Академик Д.С.Лихачев говорил, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена». Обращаясь к творчеству литераторов и соотнося их произведение с обликом мест, в них изображенных, или с теми улицами и домами, где они написаны, мы представляем себе, что в этих творениях в значительной степени находят отражение как историческое время, так и местность, давшая писателю впечатления для его творчества. Например, знание учащимися конкретных мест Москвы, Петербурга и Ясной поляны поможет более глубокому пониманию творчества Л.Н.Толстого. Цель программы «Историко-литературное краеведение» - формирование поэтического, художественного познания жизни и творчества того или иного писателя, погружение в эпоху, знакомство с архитектурой и живописью, развитие творческих способностей учащихся. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы - в конкретных задачах, которые ставятся и успешно решаются в ходе работы: - просветительская ( приобщение к истории культуры и литературы Московской земли, Подмосковья и др. областей России; раскрытие удивительных человеческих судеб прозаиков и поэтов; - агитационная (увлечь школьников пафасом литературно- краеведческого поиска); - эстетическая ( раскрытие богатство мира идей и образов, созданного писателями-москвичами или поэтами, прозаиками, родиной которых явились русские просторы, природа, край «березового ситца», непреходящий характер художественных ценностей); - лингво-коммуникативная (обогащение устной и письменной речи); - обучающая (овладение навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификация печатных и рукописных материалов). Основной формой реализации дополнительной образовательной программы является литературная экскурсия, которая по содержанию и методам проведения разделяется на - городские; - загородные; - экскурсии по литературным заповедникам. Маршруты историко-литературных экскурсий можно определить как самостоятельно, так и воспользоваться услугами экскурсионных бюро. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, ограничен лишь степенью самостоятельности и состоянием здоровья учащегося. В целом программа рассчитана на учащихся 7-11 классов (13-17 лет). Тематическое планирование. 8 класс. № п.п Разделы и темы. Всего часов В том лекции числе практ. занят. Форма контроля 1 Страницы истории и культуры Москвы 4 Пешех.экск. «Зарядье», музей «Англ. дворик». Оформле-ние стенда. 2 Героические страницы истории. 7 Отечестве- нная война 1812 г. Автоб. экск. «Бородинское поле славы» Виктори - на 3 Заповедные места Москвы 5 Особенно- сти архитекту- рного ан – самбля. Пешех. экск. «Царицыно» Фото – выставка 4 Духовные ценности 6 Автоб. экск. «Религии народов мира» Сочине – ние 5 «Золотое Кольцо России» 8 Автоб. экск. г. Ярославль Фолькл. праздник «Маслени ца» 6 Пушкинское Болдино. 4-х днев- ное путе- шеств. Автоб. и пе- шеходн. экск. Н.Новгород Театрали- зованная постановка 9 класс. № п.п Разделы и темы Всего часов В том лекции числе практ. занят. Форма контроля 1 Героические страницы истории 5 Оборона Москвы. «Москва в солдатской шинели». Автоб. экск. Викторина по истории 2 Заповедные места Москвы 6 Театр Х!Х века. Пешеходная Экскурсия В Кусково Презента – ция « При- глашаем к путеше- ствию» 3 Литературное Подмосковье 8 Философ- ская лири- кА Тютчева Автобусная экск. в Мураново Поэтиче – ский вечер 4 Страницы истории и культуры Москвы 5 Династия Романовых Автобусная экск. «Рома- новы в Москве». Стенгазета 5 Духовные ценности 6 Автобусная экск.Новый Иерусалим. Фоторепо- Ртаж 6 Литературные заповедники 10 Путешествие на поезде, автобусн.экск. «Хмелита- родина А.С.Грибоедо- ва Сочинение 7 Народные промыслы 3-х дне – вное путе- шеств Петрозаводск- Кижи. Литератур ный аль- маннах. Список литературы для учащихся. 1. Добринская Н.А. «Рассказы из Пушкинского дома»-М:«Детская литература» 1991. 2. «История Москвы». Хрестоматия в 4 т.- М: «Издательство «Международный Дом Сотрудничества», 1997. 3. Ключевский «Русская история»- М: «Феникс», 1998. 4. Москва лирическая.- М: «Художественная литература», 1996. 5. Платонов С.Ф. «Лекции по русской истории в двух частях- М: «Владос», 1994.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Пояснительная записка.

             Кто любит литературу и любит свой город, тому всегда интересно узнать, как пересекаются, перекрещиваются литературные факты и историческая жизнь города, Именно эта цель стоит перед данным курсом.

            Москва дала жизнь многим замечательным деятелям русской культуры, своим рождением и своим творчеством связаны с центром Российского государства поэт А.С.Пушкин, драматург А.Н.Островский, писатель Ф.М.Достоевский; если литераторы не были связаны с Москвой рождением, то они могли присоединиться к словам А.П.Чехова:»Всем сердцем люблю Москву…»

           Данный курс в рамках дополнительного образования находится на пересечении знаний в области истории литературы; исторического краеведения, поэтому подразумевается не только изучение Москвы литературной, но и изучение многочисленных «литературных тропинок», пронизавших ветвисто просторы Подмосковья и др. российских земель; этнографии; фольклора; лингвистики.

         Академик Д.С.Лихачев говорил, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена».

          Обращаясь к творчеству литераторов и соотнося их  произведение с обликом мест, в них изображенных, или с теми улицами и домами, где они написаны, мы представляем себе, что в этих творениях в значительной степени находят отражение как историческое время, так и местность, давшая писателю впечатления для его творчества. Например, знание учащимися конкретных мест Москвы, Петербурга и Ясной поляны поможет более глубокому пониманию творчества Л.Н.Толстого.

Цель программы «Историко-литературное краеведение» -

формирование поэтического, художественного познания жизни и творчества того или иного писателя, погружение в эпоху, знакомство с архитектурой и живописью, развитие творческих способностей учащихся.

 

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы  - в конкретных задачах, которые ставятся  и успешно решаются в ходе работы:

 - просветительская ( приобщение к истории культуры и литературы Московской земли, Подмосковья и др. областей России; раскрытие удивительных человеческих судеб прозаиков и поэтов;

- агитационная (увлечь школьников пафасом литературно- краеведческого поиска);

- эстетическая ( раскрытие богатство мира идей и образов, созданного писателями-москвичами или поэтами, прозаиками, родиной которых явились русские просторы, природа, край «березового ситца», непреходящий характер художественных ценностей);

- лингво-коммуникативная (обогащение устной и письменной речи);

- обучающая (овладение навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификация печатных и рукописных материалов).

Основной формой реализации дополнительной образовательной программы является литературная экскурсия, которая по содержанию и методам проведения разделяется на

- городские;

- загородные;

- экскурсии по литературным заповедникам.

 

Маршруты историко-литературных экскурсий можно определить как самостоятельно, так и воспользоваться услугами экскурсионных бюро.

Возраст детей,  участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, ограничен лишь степенью самостоятельности и состоянием здоровья учащегося.

В целом программа рассчитана на учащихся 7-11 классов (13-17 лет).

                              Тематическое планирование.

                                              8 класс.

№ п.п

  Разделы и

     темы.

Всего

часов

   В том

  лекции

    числе

практ. занят.

Форма

контроля

   1

Страницы

истории и культуры Москвы

   4

Пешех.экск.

«Зарядье», музей «Англ.

дворик».

Оформле-ние стенда.

   2

Героические

страницы

истории.

   7      

Отечестве-

нная война 1812 г.

Автоб. экск.

«Бородинское

поле славы»

Виктори -

на

  3

Заповедные

места Москвы

   5      

Особенно-

сти архитекту-

рного ан –

самбля.

Пешех. экск.

«Царицыно»

Фото –

выставка

  4

Духовные

ценности

  6

Автоб. экск.

«Религии

народов мира»

Сочине –

ние

  5

«Золотое

Кольцо

России»

   8

Автоб. экск.

 г. Ярославль

Фолькл.

праздник

«Маслени

ца»

  6

Пушкинское

Болдино.

4-х

днев-

ное

путе-

шеств.

Автоб. и пе-

шеходн.

экск. Н.Новгород

Театрали-

зованная постановка

                                          9 класс.        

п.п

Разделы и

темы

Всего

часов

   В том

  лекции

     числе

  практ. занят.

  Форма

контроля

  1

Героические

страницы

истории

    5

Оборона

Москвы.

«Москва в

солдатской

шинели».

Автоб. экск.

Викторина

      по

истории

  2

Заповедные

    места                   Москвы

    6

Театр

Х!Х века.

Пешеходная

Экскурсия

В Кусково

Презента –

ция « При-

глашаем

к путеше-

ствию»

  3

Литературное

Подмосковье

    8

Философ-

ская лири-

кА Тютчева

Автобусная

экск. в

Мураново

Поэтиче –

ский вечер

  4

Страницы

истории и

культуры

Москвы

    5

Династия

Романовых

Автобусная

экск. «Рома-

новы в

Москве».

Стенгазета

  5

Духовные

ценности

   6

Автобусная

экск.Новый

Иерусалим.

Фоторепо-

Ртаж

 6

Литературные

заповедники

   10

Путешествие

на поезде,

автобусн.экск.

«Хмелита-

родина

А.С.Грибоедо-

ва

Сочинение

 7

Народные

промыслы

3-х

дне –

вное

путе-

шеств

Петрозаводск-

Кижи.

Литератур

ный аль-

маннах.

                                  Список литературы

                                       для учащихся.

  1. Добринская Н.А. «Рассказы из Пушкинского дома»-М:«Детская   литература» 1991.
  2. «История Москвы». Хрестоматия в 4 т.- М: «Издательство «Международный Дом Сотрудничества», 1997.
  3. Ключевский «Русская история»- М: «Феникс», 1998.
  4. Москва лирическая.- М: «Художественная литература», 1996.
  5. Платонов С.Ф. «Лекции по русской истории в двух частях- М: «Владос», 1994.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному краеведению

Рабочая программа по литературе Забайкальского края...

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."

Тема работы: Исследовательская работа -  проект по краеведению. Электронное пособие  по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель  информатики.Аннота...

О роли краеведения в воспитании. От краеведения к гражданственности.

Статья затрагивает вопрос преподавания истории в современной школе и как  через изучение истории и краеведения можно способствовать формированию гражданственности , патриотизма у школьников....