Образовательная программа дополнительного образования детей «НОУ искусствоведение» 12-14 лет
рабочая программа (6 класс) по теме

Программа естественно-научной направленности направлена, с учетом общих требований, на написание учебно-исследовательских работ обучающимися и рассчитана на различные секции. В данном случае это секция искусствоведение.

Цель данной программы - привлечение детей к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей.

Задачи:

  1. выявить у обучающихся способности к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;

  2. обучить умениям и навыкам исследовательской работы;

  3. повысить мотивацию обучающихся к самостоятельному научному поиску;

  4. научить оформлять научные идеи, размышления;

  5. содействовать профессиональной ориентации.

Отличительной особенностью данной программы является то, что в её основе лежит формирование у обучающихся интереса к познанию мира, к выявлению сущности процессов и явлений науки, природы, общества, к учебно-исследовательской деятельности.

Программа предоставляет ребенку возможность:

  • Научиться самостоятельно и творчески трудиться.

  • Познакомиться с навыками исследовательской работы.

  • Повысить уровень познавательных процессов, развивать память, внимание, мышление.

  • Создать свой творческий проект по выбранной теме.

Условия реализации программы:

Набор обучающихся производится в объединение при наличии у них интереса к исследовательской и творческой деятельности, путем выявления их интеллектуальных способностей.

Продолжительность программы: данная программа рассчитана на два года обучения. Объем программы – 272 часов, которые распределяются следующим образом:

  • первый год обучения – 136 часов, продолжительность занятий 2 часа два раза в неделю, каникулярное время 24 часа;

  • второй год обучения – 136 часов, продолжительность занятий 2 часа два раза в неделю, каникулярное время 24 часа.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем на теоретическую часть большое количество времени отводится в первый год обучения, а на практическую – во второй год обучения. При освоении теоретических знаний учитывается то, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Номинация: Программа организации дополнительного образования детей по работе с одаренными и мотивированными к обучению детьми.

Краткие сведения об авторе: Боброва Светлана Геннадиевна заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог дополнительного образования

Электронный адрес: bobrova75@inbox.ru

Полное название учебного заведения: Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станция детского и юношеского туризма и экскурсий города Миньяр Ашинского муниципального района Челябинской области

Краткая аннотация работы:  Цель данной программы -  привлечение детей к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей.

Задачи:

  1. выявить у обучающихся способности к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;
  2. обучить умениям и навыкам исследовательской работы;
  3. повысить мотивацию обучающихся к самостоятельному научному поиску;
  4. научить оформлять научные идеи, размышления; содействовать профессиональной ориентации.

Ожидаемые результаты.

  1. Сформированность всех компонентов исследовательской культуры обучающихся: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия)

умений и навыков работы с печатной литературой и другими источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; специальных исследовательских умений и навыков (самостоятельное проведение исследования с применением современных методик, анализ полученных результатов, формулирование правильных и обоснованных выводов);

  1. Наличие научного мировоззрения;
  2. Способность к жизненному и профессиональному самоопределению.

Образовательная программа дополнительного образования детей

«НОУ искусствоведение»

12-14 лет

                                                                   

                                                                     Разработал

                                                                       педагог дополнительного образования

                                                                       МКОУ ДОД СДЮТ и Э г. Миньяр

                                                                       Боброва С. Г.

                                                                                   

Пояснительная записка.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов

на одаренность, кроме тех, которые проявляются в     результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н.Колмогоров

Сколько удивительного содержится вокруг нас? Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий нас мир.

Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания.

Чтобы научиться добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска. Исследовательская деятельность обучающихся является формой образовательного процесса, в отличие от исследовательской деятельности профессионального исследователя (ученого), поэтому для характеристики такого рода деятельности обучающихся часто употребляется понятие учебно-исследовательская деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность – это особая деятельность обучающихся, направленная на творческое самостоятельное «открытие», приобретение новых для них теоретических и практических знаний, знаний о способах исследовательской деятельности с применением методов научного исследования.

Программа естественно-научной направленности направлена, с учетом общих требований, на написание учебно-исследовательских работ обучающимися и рассчитана на различные секции. В данном случае это секция искусствоведение.

Одна из главных задач, которую педагог должен донести до сознания детей, - это умение видеть вокруг красоту, открывать для себя новое в окружающем мире, радоваться открытиям.

В процессе беседы с обучающимися необходимо системой вопросов подводить детей к мысли о том, что человеку необходимо развивать умение видеть не только созданную художником красоту, но и красоту, созданную самой природой.

Главное научиться замечать и восхищаться её неповторимостью. Именно природа, реальность-первооснова творчества во всех видах деятельности.

Искусствове́дение, искусствозна́ние — комплекс наук, изучающих искусство (преимущественно изобразительное) и художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства и их отношение к действительности, совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений. Искусствоведение включает в себя теорию и историю искусства, а также художественную критику.

В XIX—XX вв. искусствоведение получило широкое развитие, в науке сложился целый ряд школ и направлений. Фундаментальные исследования в области искусствоведения были выполнены Вильгельмом Любке, Антоном Шпрингером, Карлом Верманом (Германия), Эженом Виолле-ле-Дюком, Гастоном Масперо (Франция), Якобом Буркхардтом (Швейцария).

Цель данной программы -  привлечение детей к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей.

Задачи:

  1. выявить у обучающихся способности к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;
  2. обучить умениям и навыкам исследовательской работы;
  3. повысить мотивацию обучающихся к самостоятельному научному поиску;
  4. научить оформлять научные идеи, размышления;
  5. содействовать профессиональной ориентации.

Отличительной особенностью данной программы является то, что в её основе лежит формирование у обучающихся интереса к познанию мира, к выявлению сущности процессов и явлений  науки, природы, общества, к учебно-исследовательской деятельности.

  1. Программа предоставляет ребенку возможность:
  • Научиться самостоятельно и творчески трудиться.
  • Познакомиться с навыками исследовательской работы.
  • Повысить уровень познавательных процессов, развивать память, внимание, мышление.
  • Создать свой творческий проект по выбранной теме.

Условия реализации программы:

Набор обучающихся производится в объединение при наличии у них интереса  к исследовательской и творческой деятельности, путем выявления  их интеллектуальных способностей.

Продолжительность программы: данная программа рассчитана на два года обучения. Объем программы – 272 часов, которые распределяются следующим образом:

  • первый год обучения – 136 часов, продолжительность занятий 2 часа два раза в неделю, каникулярное время 24 часа;
  • второй год обучения – 136 часов, продолжительность занятий 2 часа два раза в неделю, каникулярное время 24 часа.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем на теоретическую  часть большое количество времени отводится в первый год обучения, а на практическую – во второй год обучения. При освоении теоретических знаний учитывается то, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий.

I год – теоретический.

Цель:

1)познакомить обучающихся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки, правилами структурирования информации.

2) оказать помощь в определении  темы и подведении начальных итогов исследования.

Задачи первого года обучения:

  1. сформировать  у обучающихся представление о науке, её структуре, научном методе, формах научной деятельности;
  2. изучить основные методики проведения  учебно-исследовательской работы;
  3. научить детей работать с книгой и другими источниками информации;
  4. научить планировать и проводить исследовательскую  работу;
  5. познакомить детей с требованиями написания реферата;
  6. развивать интеллектуальные умения обучающихся через проведение интеллектуальных занятий;
  7. развивать способности обучающихся к исследовательскому труду.

II год – практический.

Цель: Оказать содействие обучающимся в осуществлении всех этапов научного исследования: от постановки проблемы до предоставления результатов на научно-практических конференциях и конкурсах исследовательских работ учащихся на институциональном, городском, муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

Задачи второго года обучения:

  1. научить оформлять отчеты о ходе исследования;
  2. научить составлять тезисы выступления на конференциях, выделять аргументы в пользу своего мнения в научном диалоге;
  3. научить правильно составлять и оформлять исследовательскую работу;
  4. познакомить с приемами и техникой выступления перед аудиторией;
  5. приобщать к самостоятельной исследовательской деятельности;
  6. помочь в самоутверждении обучающихся благодаря достижению поставленной цели.

Контролируемость программы  предусматривает проведение проверки знаний, умений и навыков с помощью интеллектуальных конкурсов и тестов на знание теории, которые проводятся в течение года и являются составляющими педагогического мониторинга (входящий, текущий, итоговый контроль).

Форма занятий: индивидуально-групповая.

Методы и средства обучения:

Методы обучения как способы организации учебной деятельности обучающихся являются важным фактором успешности освоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. В обучении интеллектуально одаренных обучающихся  ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

 Для реализации программы используются  также следующие формы и методы:

  1. лекции, тренинги, экскурсии, индивидуальные консультации;
  2. коммуникативно-развивающие: научно-практические семинары, научно-практические конференции;
  3. контрольно-диагностические: беседа, интеллектуальные игры, предварительная защита исследовательских проектов, конкурсы, итоговые конференции.

Результаты деятельности представляются на конференциях различного уровня:

  • научно-практической конференции «Поиск» институционального характера;
  • городской научно-практической конференции   детского общественного движения «Научного общества учащихся «Эрудит»;
  •  районной научно-практической конференции  исследовательских      работ учащихся;
  • в областных конкурсах и олимпиадах: «Вода на земле», «Шаг в будущее», «Экология – реальность, будущее» и т.д.
  • Уральской межрегиональной конференции юных исследователей «Интеллектуалы XXI века»;
  • всероссийской конференции  «Юность. Наука. Культура.».

Результаты реализации программы могут быть представлены:

  • В форме докладов, рефератов на научно-практических конференциях.
  • В виде проектов, моделей на различных конкурсах и т.д.

Ожидаемые результаты.

  1. Сформированность всех компонентов исследовательской культуры обучающихся:
  • мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия)
  • умений и навыков работы с печатной литературой и другими источниками информации;
  • умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
  • специальных исследовательских умений и навыков (самостоятельное проведение исследования с применением современных методик, анализ полученных результатов, формулирование правильных и обоснованных выводов);
  1. Наличие научного мировоззрения;
  2. Способность к жизненному и профессиональному самоопределению.

Психологические особенности развития личности.

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности.  И главная особенность возраста – личностная нестабильность. В интеллектуальной сфере продолжается развитие теоретического рефлексивного мышления. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими. На основе общих посылок подросток строит гипотезы, проверяет их, рассуждает гипотетико-дедуктивно; он способен на системный поиск решений, применение абстрактных правил для решения задач. В этом возрасте развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение. Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам искать ошибки и логические противоречия в суждениях. В этом возрасте подросток способен к  оригинальному, нестандартному решению творческих задач.

Психологи называют подростковый возраст трудным периодом полового созревания и психологического взросления ребенка. Чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком – центральное новообразование подросткового возраста. Следует отметить, что кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками и объединение в неформальные группы. Исследуемые психологические особенности детей позволяют организовать работу по развитию интеллектуальных способностей в виде конкурсов, конференций с использованием творческой и исследовательской деятельности.


Учебно- тематический план первого года обучения.

Название темы

Количество часов

Теор.

Прак.

Всего

1

Комплектование групп.

1

3

4

2

 Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.

1

1

2

3

Системное представление о науке.

1

1

2

4

Система занятий, направленная на развитие интеллектуальных умений обучающихся.

5

15

20

5

Определение личных научных интересов.

0,5

1,5

2

6

Постановка проблемы исследования, предварительный выбор темы исследования.

2

2

4

7

Ознакомление с основами выбранной науки.

0,5

1,5

2

8

Термины и понятия, используемые в курсе.

0,5

1,5

2

9

Структура учебно-исследовательской деятельности.

2

4

6

10

Объект и предмет исследования.

1

1

2

11

Методы исследования и их выбор.

2

2

4

12

Разработка плана исследования.

2

2

4

13

Определение информационного запроса.

1

1

2

14

Основные источники получения информации.

2

2

4

15

Освоение общих навыков работы с литературой.

2

4

6

16

Знакомство с правилами работы в библиотеках.

2

4

6

17

Сбор материала по теме исследования. Работа в библиотеке.

6

6

12

18

Поиск информации в Интернет.

2

10

12

19

Обработка результатов исследования.

2

4

6

20

Методика оформления результатов: сводные таблицы, диаграммы, схемы.

2

2

4

21

Формы предоставления исследовательских работ.

1

1

2

22

Написание реферата.

2

8

10

23

Процедура защиты исследовательской работы и подготовка к ней.

2

4

6

24

Работа с понятийным аппаратом.

2

4

6

25

Как тренировать память. Формы тренировки памяти.

0,5

1,5

2

26

Выступление в творческих группах по теме исследования.

1

3

4

Всего:

46

90

136


Содержание

образовательной программы дополнительного образования детей

первого  года обучения.

1. Комплектование групп.

Набор детей в объединения.

2.  Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.

Введение в образовательную программу НОУ. Инструктаж по технике безопасности.

3. Системное представление о науке.

 Наука. Её место и роль в жизни людей. Исследовательская деятельность – особая деятельность, направленная на творческое самостоятельное «переоткрытие»

4. Система занятий, направленная на развитие интеллектуальных умений

   обучающихся.

Каждое занятие призвано ставить конкретные задачи, которые помогут обучающимся по-новому взглянуть на собственную интеллектуальную деятельность, оценить достижения людей, имеющих огромные успехи в науке, искусстве и т.д.

5. Определение личных научных интересов.

Тестирование. Выявление способностей к учебно-исследовательской деятельности.

6. Постановка проблемы исследования, предварительный выбор темы исследования.

В результате выявления способностей и склонностей ребенка выбирается тема.

Актуальность, постановка проблемы.

7. Ознакомление с основами выбранной науки.

Искусствоведение. Квиллинг. Батик. История возникновения.

8. Термины и понятия, используемые в курсе.

Некоторые понятия, необходимые для проведения учебно-исследовательской работы.

9. Структура учебно-исследовательской деятельности.

Уточнение темы исследования, формулировка цели и определение задач исследования, формулировка гипотезы. Обсуждение гипотез.

10. Объект и предмет исследования.

Определение объекта и предмета исследования.

11. Методы исследования и их выбор.

Методы исследования. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Выбор методов исследования.

12.  Разработка плана исследования.

Составление плана исследовательской работы, методика исследования.

13.  Определение информационного запроса.

Этапы информационного поиска.

14.  Основные источники получения  информации.

Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники.

Справочно-поисковый аппарат. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели.

15. Освоение общих навыков работы с литературой.

Умение использовать литературу по теме, выделение главного. Обучение написания списка литературы.

Умение работать с литературным источником – основа научного познания.

16. Знакомство с правилами работы в библиотеках.

Обучение работе с карточками.

17. Сбор материала по теме исследования. Работа в библиотеке.

Работа в библиотеке по теме исследования.

18. Поиск информации в Интернет.

Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта.

19.  Обработка результатов исследования. 

Последовательное раскрытие всех пунктов плана. Приведение накопленного материала в систему. Составление списка используемой литературы.

20. Методика оформления результатов: сводные таблицы, диаграммы, схемы.

Технология составления сводных таблиц и диаграмм.

21.  Формы предоставления исследовательских работ.

Формы предоставления исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект, исследовательская работа.

22.  Написание реферата.

 Требования к написанию и оформлению реферата. Написание детьми своих статей по теме.  Проверка и обсуждение реферата.

23. Процедура защиты  реферата и подготовка к ней.

Как это сделать? Правила публичного выступления. Как отделить главное от второстепенного. Приемы сжатия текста.

24.  Работа с понятийным аппаратом.

Знание лексического значения всех новых слов. Возможность их объяснение при выступлении.

25.  Как тренировать память.

Формы тренировки памяти.

26. Выступление в творческих группах по теме исследования.

Подготовка устного сообщения. Правила устного сообщения.


Учебно-тематический план второго года обучения.

Название темы

Количество часов

Теор.

Практ.

Всего

1

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.

1

1

2

2

Научное исследование и его уровни.

1

1

2

3

Виды исследовательских работ.

2

4

6

4

Основные понятия учебно-исследовательской работы.

2

2

4

5

Общая схема хода научного исследования.

2

4

6

6

Этапы работы в рамках научного исследования.

2

6

8

7

Составление плана учебно- исследовательской работы.

0,5

1,5

2

8

Работа с научной литературой в целях накопления материала по проблеме.

2

12

14

9

Поиск информации в Интернет.

2

10

12

10

Опытно-экспериментальная работа.

2

12

14

11

Обработка результатов исследования.

2

4

6

12

Оформление результатов исследования: сводные таблицы, диаграммы, схемы.

1

3

4

13

Оформление учебно- исследовательской работы.

3

3

6

14

Особенности языка и стиля учебно-исследовательской работы.

2

2

4

15

Написание основной части работы, её введения и заключения.

3

7

10

16

Составление списка литературы и списка приложений, оформление титульного листа.

1

3

4

17

Предоставление результатов учебно-исследовательской работы.

4

6

10

18

Подготовка и защита работы.

2

4

6

19

Работа с речью, формирование ощущения уверенности и стремления к успеху.

2

6

8

20

Выступление в творческих группах, на конференциях.

2

6

8

Всего:

38,5

97,5

136


Содержание

образовательной программы дополнительного образования детей

второго года обучения.

1. Введение. Инструктаж по Т.Б.

 Ознакомление с планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности.

2. Научное исследование и его уровни.

Виды научных исследований. Разделы научного исследования.

3. Виды исследовательских работ.

Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, научный отчет, проект, учебно-исследовательская работа. Аннотация к исследовательской работе.

4. Основные понятия учебно-исследовательской работы.

Основные понятия учебно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.

5. Общая схема хода научного исследования.

Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

6. Этапы работы в рамках научного исследования.

Выбор темы. Составление плана научно-исследовательской работы. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Опытно-экспериментальная работа.

7. Составление плана учебно-исследовательской работы.

Составление плана исследовательской работы, методика исследования.

8. Работа с научной литературой в целях накопления материала по проблеме.

Продолжение работы над темой исследования. Накопление материала по проблеме.

9. Поиск информации в Интернет.

Продолжение работы над темой исследования. Накопление материала по проблеме.

10. Опытно-экспериментальная работа.

Формы организации экспериментальной составляющей учебно-исследовательской деятельности: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседа, интервью, наблюдение; математико-статистические и т.п. План экспериментальной части учебно-исследовательской работы. Проведение эксперимента.

11. Обработка результатов исследования.

Систематизация накопленного материала. Приведение всех пунктов исследования в соответствие с требованиями к исследовательской работе.

12. Оформление результатов исследования: сводные таблицы, диаграммы, схемы.

Составление сводных таблиц и диаграмм по исследовательской работе.

13. Оформление учебно - исследовательской работы.

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Общие правила оформления текста учебно-исследовательской работы: формат, объём, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.

14. Особенности языка и стиля учебно-исследовательской работы.

Особенности научного стиля. Речевые функции и лексические средства.

15. Написание основной части работы, её введения и заключения.

Определение композиции работы. Выбор стиля и языка исследования. Написание выводов, составление заключения, написание введения.

16. Составление списка литературы и списка приложений, оформление титульного листа.

Оформление работы в соответствии с требованиями к исследовательской работе.

17. Предоставление результатов учебно-исследовательской работы.

Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

18. Подготовка и защита работы.

Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии. Подготовка текста для публичной защиты.

19. Работа с речью, формирование ощущения уверенности и стремления к успеху.

Подготовка устного выступления. Основные рекомендации при подготовке выступления учащихся.

20. Выступления в творческих группах, на конференциях.

Январь – городская научно-практическая конференция.

Февраль – районная научно-практическая конференция.

Март – Уральская межрегиональная конференция юных исследователей «Интеллектуалы XXI века».


Требования к уровню подготовки воспитанников.

После окончания первого года обучения обучающиеся должны

знать:

  •  структуру учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
  • основное отличие цели и задач учебно-исследовательской работы, объекта и предмета исследования;
  • структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
  • методы и методику исследования;
  • основные информационные источники поиска необходимой информации;
  • правила оформления списка используемой литературы;
  • способы обработки и презентации результатов;
  • требования к написанию реферата;
  • правила публичного выступления;
  • приемы сжатия текста;
  • формы тренировки памяти.

уметь:

  • определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого;
  • выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
  • составлять план исследовательской работы;
  • работать с рекомендованной литературой, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации.
  • разделять информацию на логические части и сравнивать их, сортировать материал, отделяя главное от второстепенного.

После окончания второго года обучения обучающиеся должны

знать:

  • основные понятия учебно-исследовательской работы;
  • требования к оформлению учебно-исследовательской работы: структуру содержания исследовательской работы; общие правила оформления текста;
  • особенности языка и стиля учебно-исследовательской работы;
  • приемы и технику выступления перед аудиторией.

уметь:

  1. проникать в сущность явлений при анализе различной учебной информации (видимой, слышимой), при практических действиях и наблюдениях; анализировать в единстве форму и содержание;
  2. понимать и оценивать предложенные проблемные ситуации, рассматривать предмет с различных точек зрения, видеть функции и целостную структуру объекта, самостоятельно строить гипотезы и план решения проблем, формулировать аналогичные проблемы.
  3. сравнивать различные пути решения, оформлять результаты решения в виде описания, правила, формулы, алгоритма;
  4. проверять и уточнять результаты решения;
  5. разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  6. самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов;
  7. планировать и проводить исследовательскую работу;
  8. оформлять научные отчеты о ходе исследования;
  9. составлять тезисы выступления на конференциях, выделять аргументы в пользу своего мнения в научном диалоге;
  10. правильно составлять и оформлять исследовательскую работу. Оформление результатов работы должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы.
  11. соблюдать правила этикета и ведения дискуссии.

Адаптированная образовательная программа «НОУ-искусствоведение»

 Уровень освоения –  углубленный.

Уровень реализации программы – основное общее образование.

Форма реализации программы –индивидуально- групповая.

Продолжительность – 2 года.

Естественно-научная направленность.

п/п

  1. Информационное обеспечение

Алгоритм деятельности

Контрольно-измерительные материалы

1

2

3

4

5

6

7

8

Громова, Т.В. Руководителю научно-исследовательских работ школьников // Практика, 2008. -№6.   С.59-64.

Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум - М, 2001. -48с.

Кушко, А.В. Научно-практические семинары  в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся» // Практика, 2005.- №8. С. 36-48.

Масленников, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» // Практика, 2002. -№6. С.51-59.

Новиков, А.М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения // Дополнительное образование, 2002. - №6. С.55-60.

Новиков, А.М. Экспериментально-исследовательская деятельность: различные аспекты // Дополнительное образование, 2002.- №5. С.36-40.

Савенков, А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика, 2004.- №5. С.61-66.

Мультимедийная установка

ЦОР Экологическое образование, 5-11 классы. Программы. Рекомендации. Из опыта работы.  - Издательство “Учитель”, 2010. 

Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум - М, 2001. -С.21-31.

Савенков, А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика, 2004.- №5. С.61-66.

Юный исследователь: Материалы научных работ победителей Уральской региональной конференции юных исследователей – 44 итоговой научно-практической конференциии Челябинского научного общества учащихся “Интеллектуалы XXI века”. - Вып. 12. - Челябинск, 2008г

Мультимедийная установка

ЦОР Экологическое образование, 5-11 классы. Программы. Рекомендации. Из опыта работы.  - Издательство “Учитель”, 2010. 

Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум - М, 2001. -С.17-19.

Защита исследовательской работы на районной научно-практической конференции.

Л И Т Е Р А Т У Р А :

  1. Громова, Т.В. Руководителю научно-исследовательских работ школьников // Практика, 2008. -№6.   С.59-64.
  2. Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум - М, 2001. -48с.
  3. Кушко, А.В. Научно-практические семинары  в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся» // Практика, 2005.- №8. С. 36-48.
  4. Масленников, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» // Практика, 2002. -№6. С.51-59.
  5. Новиков, А.М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения // Дополнительное образование, 2002. - №6. С.55-60.
  6. Новиков, А.М. Экспериментально-исследовательская деятельность: различные аспекты // Дополнительное образование, 2002.- №5. С.36-40.
  7. Савенков, А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика, 2004.- №5. С.61-66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Цвета радуги» Программа ориентирована на детей от 10до 11 лет.

Направленность программы  «Цвета радуги» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному п...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...