Звук и буква Щ.
план-конспект занятия по теме

Развитие грамматического строя речи, закрепление знания о домашних животных путём расширения "семантического поля" слова щенок; развитие фонематического слуха, восприятия, развитие артикуляционной моторики, воспитание заботливого отношения к домашним животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_1.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Звук и буква Щ.

Цели:

Коррекционно-образовательная:

-формировать и расширять у детей предикативный словарь;

- развивать грамматический строй речи;

- закреплять знания о домашних животных путем расширения «семантического поля» слова щенок;

Коррекционно-развивающая:

-развивать фонематический слух,восприятие;

-развивать артикуляционную моторику;

-развивать общую моторику;

-расширять и уточнять словарь;

-развивать навыки словоизменения;

Коррекционно-воспитательные:

-развивать наблюдательность;

Воспитывать заботливое отношение к домашним животным.

Ход занятия:

1.организационный момент.

Отгадывание загадки.

Глазища,усища.

Хвостища, когтища,

А моется всех чище.

Кто это?... (Кот-котище)

2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление. Движение по тексту.

Руки не напряжены

И расслаблены…

Наши руки так стараются

Пусть и ноги расслабляются…

2. развитие общей моторики.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке

Руки сложить ладонями друг к другу: к правой, а затем левой щеке.

А у щетки половой

Палка есть над головой

Руки поднимать вверх и соединять над головой

Палка-щелк щенков с плеча,

Хлопок по плечам.

Два щенка ушли пища.

Обойти вокруг своего стола и сесть.

3. Развитие мелкой моторики. «Пять телят».

Этот теленок пьет молоко.

Этот теленок ушёл далеко.

Этот телёнок травку жуёт

Этот телёнок копытами бьёт;

Этот телёнок мычит: «Му-му-му!

Все разошлись! Скучно мне одному!»

Руки зажаты в кулачки.

Пальцы раскрываются, начиная с мизинца.

4.Массаж лица.

Щёткой чищу я щенка,

Поглаживающие движения по массажным линиям.

Щекочу ему бока-

Вибрационные движения по массажным линиям.

Вот так радость для щенка.

Поглаживающие движения.

5. Развитие мимических мышц.

До чего красив венок:

Радость.

Ромашки, незабудки!..

Веселье.

На цепи сидит щенок

Грусть.

У собачьей будки.

Огорчение.

6. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Однажды наш щенок играл и весь измазался вареньем. Вот как он облизывается (упражнение «Вкусное варенье»).

За это хозяйка прогнала его, и он убежал в лес. По дороге он чуть не на наступил на грибок (упражнение «Грибок»).

Но тут он услышал странный звук: (упражнение «Гармошка»), что было очень похоже на гармошку, и побежал на этот звук.

7. Работа по развитию дыхания и голоса.

Логопед: Пока щенок путешествует, мы выучим скороговорку: «Щипцы и клещи – это папины вещи».

Дети повторяют скороговорку с вопросительной, утвердительной и восклицательной интонациями от лица мамы, дедушки.

3.Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы занятия.

Сегодня мы вместе со щенком будем путешествовать и правильно произносить звук Щ.

2. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед: «Проверьте, правильно ли у вас работают губы и язык, когда вы произносите звук Щ. Выдвиньте губы рупором; кончик языка поднят к бугорочкам и образует с ними щель; по середине языка идёт тёплая, плавня, длинная струя воздуха (поднесите руку ко рту, проверьте,так ли это)».

Звук»Щ» - согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий.

3. Соотношение звука с буквой.

На расчёску Щ похожа

Три зубца всего? Ну что же?

4. Автоматизация звука Щ в слогах, словах, предложениях и текстах.

- Воспроизведение слоговых рядов: ща-щу-щи-ще; ащ-ощ-ущ-ищ и т.д.

Звуковой анализ слогов и составление схем.

Игра «Что получится, если прибавить щи?ща?».

Слоговой анализ слов. Запись схем. Пла-щи, пи-ща, ро-ща, ле-щи, ве-щи, ча-ща.

- работа с деформированной фразой.

Щенок, лес, в, заблудиться.

Мама, щенок, потерять.

Деление составленных предложений на слова и составление схем.

4. Физкультминутка.

Имитация игры на гармошке.

Мы играем на гармошке,

Громко хлопаем в ладошки,

Головой слегка качаем,

Руки кверху поднимаем.

5. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Логопед: Помните, ребята, наш щенок тоже услышал гармошку. Эти звуки доносились со двора, где жил щенок. Но во дворе он заблудился и не мог найти свою маму. Во дворе он встретил… петуха. Петух прокричал: «Ку-ка-ре-ку!».

Щенок подумал: «Он … (Что делает?): (ответ детей – « кукарекует»). Значит, это не моя мама», - решил щенок и побежал дальше.

По аналогии:

Курица – кудахчет.

Утка – крякает

Свинья – хрюкает

Лошадь – ржёт.

Гусь – гогочет.

Кошка – мяукает.

Телёнок – мычит.

И, наконец, щенок услышал6 «гав, гав, гав». Он очень обрадовался и подумал: Это моя мама (что делает?) гавкает. И кинулся навстречу к своей маме. Так и закончилась история о щенке.

6. Итог занятия и оценка работы детей.

С кем мы сегодня путешествовали? (Со щенком). Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

Урок чтения Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.

Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.Технология: на ситуативной (игровой) основе Задачи:образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у ...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква У".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Д".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Р".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви...