Урок чтения Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.
план-конспект урока на тему

Криворучкина Надежда Юрьевна

Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.

Технология: на ситуативной (игровой) основе Задачи:

образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у учащихся правильного слогового чтения слогов и слов с буквой "д";

коррекционно-развивающие:                 

развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха; развитие и коррекция речи путём полных ответов на вопросы учителя,

формирование слуховой, зрительной, тактильной памяти.

-развитие мелкой моторики пальцев рук воспитательные:

-  формирование коммуникативных умений (умение внимательно слушать учителя и друг друга) через организацию беседы и игровых ситуаций;

воспитание познавательного интереса к чтению.

Здоровьесберегающие: создание благоприятных условий на уроке для учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок чтения и развития речи

Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.

Технология: на ситуативной (игровой) основе Задачи:

образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у учащихся правильного слогового чтения слогов и слов с буквой "д";

коррекционно-развивающие:

развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха; развитие и коррекция речи путём полных ответов на вопросы учителя,

формирование слуховой, зрительной, тактильной памяти.

-развитие мелкой моторики пальцев рук воспитательные:

  • формирование коммуникативных умений (умение внимательно слушать учителя и друг друга) через организацию беседы и игровых ситуаций;

воспитание познавательного интереса к чтению.

Здоровьесберегающие: создание благоприятных условий на уроке для учащихся

Оборудование: Книга “Букварь», предметные картинки, касса букв, буквенный конструктор, картинка домовенка Кузи, тетради

Ход урока 1.0рганизационный момент

Сядет первым тот, кто назовет, какое сейчас время года?

Звенит звонок, над школой разливается А это значит, что сейчас урок наш начинается

2. Артикуляционная разминка.

Каждый урок чтения мы начинаем с артикуляционной зарядки.

  • язычок знаком вам, дети, мы его улыбкой встретим (улыбочка);
  • улыбнулся широко и открыл свое окно (окошечко);
  • он окно не закрывает, кверху кончик поднимает (потяни язык к носу);
  • он окно не закрывает, книзу кончик опускает (потяни язык к подбородку);
  • язычок стал маляром, аккуратно красит дом (маляр);
  • на качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался (качели);
  • поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом (лошадка);
  • язычок остановился в гриб на ножке превратился (грибок)
  • ох, устал наш язычок, повалился на бочок

З.Дыхательная гимнастика.

Сядьте поудобнее

•5

  • медленный вдох через нос - медленный выдох через рот;
  • быстрый вдох через нос - задержка дыхания - медленный вьщох через рот;
  • вдох по частям через нос - выдох по частям выдох через рот;
  • медленный вдох через нос - быстрый выдох через рот;
  1. Сообщение темы и целей.
  • К нам на урок пришел необычный сказочный герой. Вместе мы познакомимся с новым звуком и буквой. Будем читать слоги и слова. Кто же он?

(картинка домовенка Кузи)

Домовенок интересные задания принес, а вместо ответа поставил вопрос.

  1. Актуализация        знаний и умений.

Домовенок хочет знать, гласные звуки от согласных умеете отличать?

Дети называют гласные звуки

  • Почему они так называются? ■

Называют согласные звуки

  • Почему они так называются?
  • Давайте повторим их все вместе! (Повторение хором)

Упражнение «Сломанная лестница»

На доску кренятся полоски- ступени с буквами (маленькой и большой). Дети называют их. Затем учитель просит детей закрыть глаза, сам в это время меняет буквы. Дети должны подобрать к большой букве ее пару.

б.Физкультминутка.

Нашли все букв, все в порядке,

Теперь вас приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки - раз, два, три.

Легкие прыжки- раз, два, три.

Быстрая присядка - раз, два, три.

Мягкая посадка- раз, два, три.

Игра “Потерянный слог”

Вспомните, на прошлом уроке чтения мы читали слоги и слова с буквой Г Рыдают буквы в каждой строчке:

От наших слов одни кусочки.

У всех у нас есть начало,

Но, как назло, оно пропало.

И если вы его найдёте.

То сразу все слова прочтёте, (слова го-ра, гу-си) Ученики составляют слова

  1. Усвоение нового материала.

а)        Знакомство со звуком “д”.

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и новой буквой.
  • Посмотрите, наш гость домовенок принес картинку, что на ней нарисовано?

(Учитель показывает картинку, на которой нарисован дым)

  • Правильно, это дым. Давайте произнесем это слово несколько раз. Какие звуки слышим в слове “дым”?
  • Какие звуки мы знаем? (Ы, М)
  • Сегодня мы познакомимся со звуком, который слышим в начале слова, научимся его произносить. Это звук д

Произнесем -д-д-д!

  • Как произносится звук “д”? Где находится язычок? Как выходит воздух?
  • губки свободны;
  • зубки сближены, но не сомкнуты;
  • язычок стучит кончиком за верхними зубками;
  • горлышко «работает».
  • Мы можем пропеть этот звук?
  • Значит, какой это звук? (Согласный)

б)        выделение звука д из слов

  • Назовите слова с этим звуком. Где стоит в начале, середине, в конце?

в)        знакомство с буквой “д”. (Показ буквы “д”)

  • Посмотрите, вот это буква Д. (обвести букву д пальчиком)
  • из каких элементов состоит буква? (анализ) На что похожа буква Д? (картинка домика)

На что похожа буква

д

Игра с пальчиками; «Дом и ворота» (взрослый произносит вместе с ребенком стихотворные строки, выполняя при этом действия руками):

На поляне дом стоит,        Пальцы        обеих рук соприкасаются, локти

разведены, — «крыша».

Ну, а к дому путь закрыт. Обе руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы — вверх — ворота».

Мы ворота открываем,        Ладони        разворачиваются        параллельно

друг другу.

в этот домик приглашаем. «Крыша».

  • Можно ли её сконструировать, из палочек?

Конструирование буквы Д

Печатание буквы в тетрадях Самоконтроль

 Наш домовенок отличился писать красиво научился

А как твои дела дружок?

Спрячь буквы лучшие в кружок (дети самостоятельно обводят те буквы, которые по их мнению получились лучше)

  • Сейчас я вам предлагаю выполнить еще одно задание нашего домовенка.
  • найдите на рисунке все буквы “Д”

(Учитель предлагает детям картинку, на которой в разном положении расположены буквы, их нужно найти.


э

В Д

Щ

А

Ю

А

Д ж

Д

Б

С

А.

к н

у

д

ш

Д X

0

г)        чтение слогов

  • Когда гласные и согласные дружат, то образуется слог.

Однажды буква «Д» задумалась о том, как бы ей сделать какое-нибудь слово. И она пошла к букве «А», ведь буква «А» всё знала и должна была ей помочь. И вот буква «Д» пришла к букве «А» и говорит:

  • Буква «А»! Помоги мне! Мне хочется составить слово, но с какой буквой мне подружить, чтобы получилось слово, я не знаю. Подскажи!
  • Как? - удивилась буква «А», - ты не знаешь разве самое простое и нужное слово, которое начинается с тебя? Я тебя научу, не расстраивайся. Тебе нужно подружиться со мной.

Буквы взялись за руки и вот мальчик (...) стал читать: ДА! ДА! ДА!

  • Что это за слово? - удивилась буква «Д». - Ах, да! Да это же слово «ДА»! Оно означает согласие! ДА! Когда тебя о чем-нибудь спрашивают, то, если ты согласен, то отвечаешь «ДА», если не согласен, то отвечаешь «Нет»!
  • Ну теперь ты поняла? - спросила буква «А».
  • Да! - ответила буква «Д».
  • Сейчас ты пойдешь гулять?
  • ДА! - снова ответила буква «Д».
  • А потом ты придёшь домой и будешь спать-отдыхать?
  • ДА! -ответила снова буква «Д», ей так понравилось это слово, что она весь вечер потом ходила и всем отвечала только «ДА».

И потом довольная, что с неё начинается такое важное слово, пришла домой и легла спать.

И снился ей большой дом, рядом дуб, на дубе сидел дятел, который стучал клювом по дереву и говорил: ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА!

Автор -Дарья Луч

  • давайте подружим букву д с другими буквами (слоговая таблица)
  • Молодцы!

Буквы все живут не тужат ■

И со всеми они дружат Станут рядышком едва


Получаются слова

• Чтение слов по букварю.

5.Закрепление умений и навыков.

Игра «Волшебный мешочек»

Домовенок очень запасливый, поэтому собирает все, что попадется под руку. Вот и сегодня он принес целый мешок различных предметов.

  • Необходимо на ощупь отыскать букву, с которой познакомились.

i

6. Итог урока

С каким звуком и буквой познакомились?

Домовенок Кузя прощается с вами. Ему очень понравилось у вас на уроке.

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения "Чтение слогов и слов с буквами А , О, У , М , С , Х", 1 спец. класс

Целью данного урока явилось продолжение работы по изучению звуков и букв. Для достижения данной цели в ходе урока реализуются следующие задачи:Закончить  формирование  правильной...

Открытый урок по тема "Звук и буква «ч». Работа по сказке «Курочка Ряба»"

Открытый урок по тема "Звук и буква «ч». Работа по сказке «Курочка Ряба»"Цель: Побуждать детей принимать участие в рассказывании сказки, договаривать отдельные слова ...

Конспект урока на тему: Звуки и буквы

Конспект урока на тему: Звуки и буквы. 5 класс...

Конспект урока по чтению. Тема «Звук и буква «Л». Повторение.»

                     Конспект урока по чтению. Тема: «Звук и буква «Л». Повторение.» 1 класс (VIII вид)...

Нахождение звука (л) в слове. Накладывание буквы на ее место в слове.

Презентация к уроку "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 3 класса....

Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация фонем З – Ж в слогах и словах»

Данный конспект предназначен для подгруппового занятия младших школьников в цпециальной коррекционной школе. Целью которого является закрепление правильного артикуляционного уклада  при дифференц...