Конспект урока на тему: Звуки и буквы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

 

 

Конспект урока на тему: Звуки и буквы. 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl._zvuki_i_bukvy.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Целевые установки на достижение результата:

Личностные: самоопределение(личностное, профессиональное, жизненное); ученик должен задаваться вопросом о том,«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение работать в парах.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

Предметные: познакомить с понятием транскрипция.

Тип урока: объяснение нового.

Формы работы учащихся: парная, индивидуальная, коллективная, фронтальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

Структура и ход урока

  1. Начало урока: введение, « разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную « разминку».

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

2. Контрольно - подготовительный этап урока: опрос по предыдущим темам.

Проверка д/з. Устные ответы учащихся. Взаимооценка ответов учащихся.

- Ребята, сегодня мы с вами повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе и узнаем новое. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать.

- Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки).А если вы запишете эти звуки?

Постановка учебной цели, « вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели.

Задание 1

Отгадайте загадки. (Слайд 1)

1.Если б не было его, не сказал бы ничего. (Звук)

2.Черные птички на каждой страничке,

Молчат, ожидают, кто их прочитает.

(Буквы)

Комментированное письмо (Слайд 2)

1.Если б (не) было е…о, (не) сказал бы ничего.

2.Ч…рныептич…ки (на) каждой стр…нич…ке,

М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает.

Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.

- Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор?

- Конечно же, о звуках и буквах.

- Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова?

(Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов)

- Как будет звучать тема нашего урока? (Слайд 3)

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: «Звуки и буквы. Произношение и правописание.»

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что нам сегодня предстоит усвоить? (Слайд 4-5)

Беседа.

  • Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?
  • Как образуются звуки речи?

Закончи фразу. (Слайд 6-8)

- Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам.

  • Работа над темой.
  • Звуки мы произносим и слышим.
  • Буквы мы видим и пишем.
  • Для обозначения звуков речи используют квадратные скобки: буква а, звук [а].
  • Это называется ТРАНСКРИПЦИЕЙ.
  • Как мы пишем: как слышим? Или по определенным правилам?

1.Одна буква может обозначать:

- один звук д[о]м

- два звука [йо]ж

- ноль звука ноч[ь], прелес[т] ный

2. Один звук может обозначаться:

- одной буквой с[о]н

- двумя буквами отдал – о[д]ал

- тремя буквами учиться - учи[ц]а

3.Одна и та же буква может обозначать разные звуки:

- буква В звук [Ф]: [ф]кус, ро[ф];

- буква В звук [В] и [В`]: [в`]есна, [в]олк;

- буква О звук[О] под ударением: м[о]роз

- буква О звук [А] в первом слоге: м[а]роз

4. Иногда разные буквы обозначают один и тот же звук: МЁЛ – МОЛ

буквы О и Ё обозначают [О].

Игра «Рассели жильцов». (Слайд 8)

Игра «Найди третье лишнее». (Слайд 9)

  • Съехать, съесть, сесть.
  • Объехать, обещать, объединить.
  • Семья, скамья, семя.
  • Подъём, съёмка, льёт.
  • Заяц, берёза, клюют.
  • Яхта, мясо, судья. 

Физкульминутка (Слайд 10)

Выборочное списывание (Слайд 11)
(
Расположите слова по алфавиту.)

1 вариант: Печник, вечный, речка, каменщик, барабанщик, мачта.

2 вариант: Кость, трость, весть, песнь, лошадь, ель.

Проверка. (Слайд 12)

Игра «Кто быстрее». (Слайд 13)

(Расположите сначала буквы, а потом слова в алфавитном порядке:

ТГАНЕ, ТИВН, ЛЕДО, КЕЖИ, ПОЛУХ, ТОНЗ.

Проверка. (Слайд 14)

Определительный диктант. (Слайд 15)

Запишите слова и расставьте в них ударение.

Баловать, договор, документы, звонит, каталог, квартал, красивее, свекла, столяр, торты, щавель.

Проверка. (Слайд 16)

Орфографическая пятиминутка. (Слайд 17)

Объясните орфограммы и продолжите ряд.

1.Пч_лы, ш_лк, …, …, …

2.Ш_в, крыж_вник, …, …, ….

1.Ц_кл, лекц_я, …, …, ….

2.Куц_й, огурц_, …, …, …

1.Стрич_, доч_, …, …, ….

2.Могуч_, багаж_, …, …, ….

Работа с текстом. (Слайд 18)

Прочитайте текст. Найдите его главную мысль.

Письмо – одежда устной речи. Оно передаёт, «изображает»устную речь. Звук произносят и слышат, букву пишут и читают. Букву и звук путать нельзя. А часто путают; при этом страдает звук: его называют буквой. Буква–это фигурная линия, рисунок, а рисунок произнести нельзя.

(По М.Панову.)

Объясните постановку тире в первом предложении.

Подведение итогов

  • Над какой темой мы сегодня работали?
  • Что узнали нового? Какие выводы сделали?
  • Что понравилось?
  • Что не понравилось? 
  • Продолжим предложения:

1.Сегодня я узнал…

2. Теперь я могу…

3. Я научился…

4. Мне было трудно…

5. Своей работой…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению "Звук и буква У"

Этот урок разработан к учебнику "Букварь" для 1 класса по программе " Начальная Школа 21 век"...

Урок чтения Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.

Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.Технология: на ситуативной (игровой) основе Задачи:образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у ...

Конспект урока по логопедии "Звук у. Буква У.

Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. Оборудование:предметные ка...

Конспект логопедического занятия Тема: Звуки и буквы П-Т

Тема: Звуки и буквы П-ТНаучить учащихся дифференцировать согласные  буквы П –Т в устной  и письменной речи.Употребление усвоенной терминологии в ответах на вопросы по ходу учебной рабо...