Занятие "История народного костюма"
план-конспект занятия по теме

Кожинова Татьяна Владимировна

Занятие для 3 класса "История народного костюма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_narodnogo_kostyuma.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Третий год обучения

История народного костюма

Цель занятия: знакомство с русским национальным костюмом.

Задачи:

а) обучающие: создать представление о русском национальном   костюме; сформировать понятие об ансамбле костюма;

б) развивающие: развивать эстетические чувства обучающихся;

в) воспитывающие: привить любовь к русскому народному творчеству.

Методические материалы: картина художника Аргунова «Портрет неизвестной в русском национальном костюме»; фотографии образцов деталей русского народного костюма, украшений кокошников, сарафанов, рубахи, юбки.

                           

План занятия

  1. Знакомство с портретом русской женщины в национальном костюме;
  2. Изучение русского национального костюма:
  1. Женская рубаха - основная деталь костюма.
  2. Особенности мужской рубахи.
  3. Сарафан и его особенности.
  4. Головные уборы русских женщин:

а) девичий

б) женский

               5. Юбка и панова.

               6. Обувь.

               

Ход занятия

 Я хочу познакомить вас с русским национальным костюмом. Поможет мне в этом портрет «Неизвестной в крестьянской одежде» кисти знаменитого русского художника 19 века Аргунова.

         Перед вами образ русской женщины, мы не знаем, кто она, как сложилась её судьба, но всмотритесь внимательно в её образ

         - Какая она?

         - Что вы можете сказать о ней?

         - Что она за человек? Добрая или злая? И почему?

         В её образе художник выразил своё представление о красоте женщины- крестьянки.

         Лицо у неё приветливое и ласковое, она словно улыбается, и краски на лице нежные, светлые, чистые, она одета в праздничный крестьянский костюм- в нём воплотилась эстетическое представление наших предков о женщине, неразрывно связанной с образом птицы- древнейшим священным символом добра, довольства, благополучия.

         Лебёдушка, лебедь белая, пава, утушка - вот эпитеты, которыми русский народ в своей поэзии награждал женщин и этим подчеркивал зрительную пластическую сторону образа.

       Женский русский костюм очень многообразен, в нём есть пластичность,                  величавость, завершённость.

       Наряд русской крестьянки кажется простым: сарафан, рубаха расшитыми рукавами, головной убор. Однако при внимательном рассматривании раскрывается много тайн, вместе с тем и сказочная красота наряда.

         Рубаха - основная часть женской и мужской одежды, надевавшаяся непосредственно на тело.

         Поверье - свою рубашку нельзя продавать. Продать её значит продать своё счастье.

         Рубаха белого цвета шилась из полотнищ льняной ткани. Рубахи украшались вышивками. Узор располагался по вороту, рукавам, оплечьям и подолу. Преобладало двухстороннее шитьё; красного, синего, черного цвета с металлическими блестками.

         Узор вышивок геометрический, растительный, среди них птицы, кони, барсы. Птица- символ добра, конь- защитник крестьянской избы. Расположение орнамента неслучайно, они несут большую смысловую нагрузку, как бы защищая человека от злых сил и призывая на помощь силы добра.

         Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой. Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые по поверьям оберегали человека в бою. Перебирая пряху, выбирая рисунок, терпеливо работая иглой, девушка отдавала работе все тепло и любовь. Она верила, что её подарок должен отвести беду от любимого человека.

          Главный символ волшебной вышивки- круг. Это знак солнца. Всё, что находится в нем, оберегается языческими богами. Поэтому и ворот на рубахах круглый. Он должен защитить человека от болезней. Тарелка круглой формы сбережёт пищу. Многие украшения, приносящие счастье и отводящие беду, также имеют круглую форму.

         Крест - тоже языческий символ Солнца. Он может быть простой и составной, прямой и диагональный, размещаться по прямым линиям и по кругу. Из крестов выстраивают рисунки и орнаменты любой формы. Может быть, орнамент и обладает волшебной силой, но любая вещь обязательно принесёт удачу своему хозяину, если делать её с любовью и терпением.

          Сарафан - восточное происхождение- «одетый с головы до ног»- эта одежда существует в крестьянской среде с XIV века, имела разные названия, связанные с её покроем или материалом. Их шили по-разному. Сарафан- косоклинник из сложенного пополам полотнища ткани, а по бокам вставляли клинья.

         К концу XIX века появляется прямой сарафан на лямках цвета: голубой, зелёный, лиловый, темно-вишнёвый. На передней части разреза сарафана украшались кружевами, дорогими пуговицами.

         Обязательным элементом костюма был передник, который прикалывался на груди - «защита от грязи», чисто декоративную задачу, закрывая неукрашенные части костюма.

         Пояс каждому давался при крещении. Ходить без пояса считалось неприличным, особенно молиться богу. Нельзя было и спать без него. Распоясать человека значит обесчестить его. Пояс нес большую смысловую нагрузку. В свадебном ритуале связывали жениха и невесту поясом.  Это было символом неразрывной связи  будущей супружеской пары.

         Красный пояс, подаренный мужу, охранял от лихого ока, наговора, чужих жён. Пояс подвязывался под грудью или под животом. Если сарафан был из дорогих тканей, то пояс подвязывался на рубахе под ним. Девушки носили на поясе карманы- небольшие кошельки для денег. Мужчины подвешивали на поясе кисет, гребни. Пояса были плетёнными, тканными.

         Зимой и осенью поверх сарафана надевалась душегрея из парчи, бархата. Нарядно выглядела из малиновой ткани, расшивалась золотой нитью и отделывалась мехом.

         Головной убор завершал весь ансамбль. Две категории. Головной убор девочки 12 лет состоял из парчовой повязки. Девичьи головные уборы- венец отличались от женских тем, что не полностью закрывали волосы, верхушка оставалась открытой. Девичья причёска состояла из одной косы (однокоска).

       Перед замужеством жених выкупал косу. Девичья коса - дивная красота олицетворяла девичество, вольной житьё в родительском доме. Делались головные уборы в виде обруча из луба- картона обтянутого тканью. Иногда украшались жемчугом, бисером, блестками, крашенными птичьими перьями. В конце XIX века- начала XX века возрастные различия девушек стирались, девичьи уборы постепенно заменялись платками.

      Женский головной убор- кокошник, полностью скрывал волосы. Обычай закрывать волосы замужней женщины - очень древен. В основе его представление в том, что открытые волосы замужней женщины якобы приносят несчастье- неурожай хлеба, падеж скота. По народным поверьям волосы обладали колдовской силою и навлекшие несчастье.

      Название женских головных уборов: сорока, кичка, кокошник - имело сходство с птицей. По своей форме кичка напоминала рога коровы. Символика головных уборов сходных с птицами, животными была связана с идеей плодородия. В старости женщины меняли её на безрогую. По представлению крестьян, ношение убора полностью закрывавшего волосы, содействовало производительности, благополучию в хозяйстве, в то время как показаться простоволосой наносило вред. Кокошники шились из бархата. Он состоял из сложенных растительных и геометрических мотивов. Украшались: бисером, фольгой, стеклом, речным жемчугом.

    Такие головные уборы стоили дорого, за него могли отдать целую деревню. Они тщательно передавались по наследству, оберегались в семье. Дорогие кокошники носили с платками, вышитыми золотыми и серебряными нитками. Форма- шапочка, овальная, шлемовидная.

         Панева - юбка (набедренная женская одежда). Девушки до 15 лет ходили в рубахах с поясками, с 15-ти лет надевали паневу и после этого считались невестами.

         Обычно девушки сверху рубахи надевали сарафан или подол- юбку и этим отличались от замужних женщин носивших паневу. Впервые надевали на пасху. В Тамбовской губернии паневу надевали в год совершеннолетия девушки, на троицу. В Тамбовской области не носили сарафанов, носили вышитую рубаху, юбку передник.

         Обувь - лапти плели из лыка и бересты, для тепла и прочности подошвы проплетались конопляной веревкой.

         В обувь невесты клали серебряные деньги - чтоб богато жила. От парчи в обувь клали амулеты (зубы, когти животных). Щучью челюсть клали под дверью, «чтоб не вошла болезнь».

         Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ девушки.

Красна девушка идет,

Словно павушка плывет.

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке «перо».

         Сколько мы не пересмотрели костюмов, мы никогда не встретим одинаковых украшенных уборов, рубах, передников. Можно только восхищаться тонким вкусом, чувством меры, умением черпать вдохновение из окружающей природы, неистощимой фантазией русских женщин, изготовивших эти шедевры.

         Лучшие традиции русского народного костюма продолжают жить и сегодня.

        Список литературы:

  1. Г.С.Масловой «Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах  XIX- начала XX века», издательство «Наука» г. Москва 1984 года. Раздел «Тамбовской губернии».
  2. Т.Я.Шпикалова «Народное искусство на уроках  декоративного рисования», издательство  «Просвещение» 1979 год г. Москва. Раздел  «Знакомство с народным костюмом - важный этап формирования эстетического вкуса   школьников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный костюм

•История русского костюма начинается с древних времён. •Домотканые или кожаные рубахи грубого покроя и порты – одежда славянских племён. Со временем одежда становится разнообразнее и красивее....

ПРОЕКТ "НАРОДНЫЙ КОСТЮМ"

Данный проект направлен на воспитание интереса к народной кульуре....

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма,  характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...

Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение"....