Главные вкладки

    Тема урока: Народный костюм. Использование народного орнамента в оформление спортивного костюма.
    методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме

    Фризен Надежда Викторовна

    1. Конспект урока.

    2. Презентация 1.

    3. презентация 2.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon narodnyy_kostyum.doc64 КБ
    Файл prezentaciya_1.pptx1.91 МБ
    Office presentation icon prezentaciya_2.ppt2.83 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Народный костюм. Использование народного орнамента в оформление спортивного костюма.

    Цели урока:

    1. Познакомить учащихся с историей русского народного костюма; с творчеством русского народа, его культурой и традициями.
    2. Развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного творчества.
    3. Использовать графическую компьютерную программу для построения орнамента и украшения им одежды.
    4. Обучающая: Способствовать формированию представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре и эмоционального отношения к действительности.
    5. Знание основных операций в графическом редакторе Paint (копирование, изменение наклона линий, технология OLE).
    6. Воспитательная: воспитывать в детях любовь к родной стране, людям, к культуре, к традициям своего народа.
    7. Соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером.

    Оборудование: 

    1. Презентация «История русского костюма».
    2. Наглядные пособия: изображения русского костюма (плакаты, рисунки, изделия с элементами вышивки).
    3. Для выполнения практической работы: альбомный лист,цветная бумага,  карандаши, фломастеры.

     

    ХОД УРОКА

    I. Организационная часть урока

    Приветствие .

    Проверить готовность учащихся к уроку.

    II. Вступительное слово учителя

    Учитель информатики и учитель ИЗО

    – Сегодня на уроке мы будем знакомиться с историей русского народного костюма. Изучение традиционного народного костюма представляет большой исторический и практический интерес. Одежда, являясь одним из важных элементов материальной культуры, отражает те социальные и экономические изменения, которые происходили в определенные исторические периоды.

    А также построим орнамент в графическом редакторе Paint с использование графических объектов текстового редактора MS Word и технологии  OLE (внедрение объектов) и украсим ими предложенную одежду.

    III. Объяснение нового материала.

    Презентация 1

    Одежды на Руси были свободные, длинные и необычайно красочные. Рубахи и сарафаны шились из домотканого холста и украшались вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, полосками из кружева, лентами, блестками и бисером. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

    Слайд 1.

    фронтон – «чело»  

    причелины – плечо

    наличники – лицо

    ставни

    окна – «очи» - глаза

    У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

    Слайд 2.

    общие знаки – символы

    земля

    вода

    солнце

    Праздничная и будничная одежда с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. На протяжении многих поколений у каждого народа, населяющего необъятные просторы нашей Родины, выработались свои приемы и способы образования узора вышивки и искусства плетения кружев. История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце XIX – начале XX века носил примерно то же, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху, сшитую из двух кусков (полотен). Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки

    Слайд 3.

    Кокошник

    – старинный, преимущественно северорусский, женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.

           Словарь русского языка  С.И. Ожегова

    Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки, повойники были самой невиданной формы

    Головной убор. Очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине6 ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник (от слова «кокошь» – петух, кика или кичка, сорока).

    Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.

    Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор – это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. Девичий головной убор дополнялся «пушками» – шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» – яркими Селезневыми перышками.

    Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся кичкой или рогатой кичкой. Сверху она обтягивалась кумачом, ситцем или бархатом. Затылок прикрывала прямоугольная полоса ткани – позатылень. В состав сложного головного убора входило до 12 предметов, общим весом до 5 килограммов.

    Молодые женщины в первый год замужества складывали ширинку жгутом и повязывали ею повойник или сороку концами вперед. В XIX веке головные полотенца, ширинки вытеснены платками. Ими сначала покрывали голову на мягкие волосники, а затем прямо на волосы, причем и женщины, и девушки. Платок девушки завязывали под подбородком, а замужние «по-бабьи» – концами назад.

    Слайд 4.

    Рубаха

    Самая древняя и важная часть крестьянского костюма. Рубаха встречала человека на пороге в этот мир, сопровождая всю его жизнь

    Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот, оплечья, грудь и подол – места возможных «входов» злых сил. Рубахи в которых женщины косили, назывались «рубахи-сенокосицы». Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле

    Слайд 5.

    Сарафан

    Русская  женская крестьянская одежда, род платья  без рукавов (или со вшитыми рукавами) и с застёжкой спереди

    С.И.Ожегов «Словарь русского языка

     Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин

    Рубахи и сарафаны украшались вышивкой.

    Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

    »

    Слайд 6.

    . Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминала маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана, а шили из дорогих тканей.

    Душегрея

    Вид летней женской одежды. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, иногда цветным бисером, декорировались бахромой.

    Слайд 7.

    Холодник

    Короткая одежда, конструктивно похожая на душегрею, изготавливалась из холста, сукна и также служила верхней женской летней одеждой.

    Слайд 8.

    Епанечка

    Одна из разновидностей душегреи, даже холодника: короткая, на узких лямках, древнейший тип безрукавки. Изготавливали ее из парчи или шелка, на подкладке. Хотя носили епанечку девушки летом, ее подбивали ватой. Украшалась золотым шитьем, подшивалась бахромой. 

    Епанечка – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани. Душегрейка. Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили ее из дорогих тканей.

    Слайд 9.

    Понёва

    Обычно род шерстяной юбки длиной до щиколоток, в простейшем случае распашной, т.е. с разрезом (несшитой) спереди или сбоку, в более совершенном виде — с прошвой, т.е. со вставкой в разрез куска иной ткани, например холщовой гладкой или с орнаментом

    На юге России вместо сарафана носили поневу – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, тоже украшенный образами земли и воды . Он оберегал живот. Для женщины тех времен живот был основой жизни, символом продолжения рода

    Понева – это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском – гашником; ее носили только замужние женщины. Понева – древняя одежда, упоминается еще в письменных источниках домонгольского периода.
    Термин «понява» («понева», «понька») – общеславянский, поначалу обозначал кусок ткани, пелену, покрывало.

    Слайд 10.

    В образе женщины, в ее костюме: и в яркости наряда,  и  его плавных, текучих линиях, а больше всего в образе белых рукавово – крыльев, которые словно могут  нести в тридевятое царство, выражался образ прекрасной мечты – птицы – счастья.

     В народе русский костюм описывают так:

    Заговор-заклятье

    Пойду ль я во чисто поле –
    Под красное солнце,
    Под светел месяц,
    Под полетные облака,
    Стану я во чистом поле
    На ровное место,
    Облаками облачуся,
    Небесами покроюся,
    На главу свою кладу
    Красное солнце,
    Подпояшусь светлыми зорями,
    Обтычуся частыми звездами,
    Что вострыми стрелами –
    От всякого злого недуга.

    Украшения передавались из поколения в поколение заветными письменами, которые можно читать, как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Ученые отмечают три значения орнамента:

    1. Слава божеству! Праздник.
    2. Просьба плодородия.
    3. Благодарность богу за содеянное.

    IV. Практическая работа

    Учитель ИЗО

    Мы посмотрели с вами презентацию, познакомились с историей русского костюма. Теперь, я предлагаю вам на основе полученных знаний, выполнить практическую работу.

    «Выполнение элемента орнамента для украшения костюма».  Выполнить аппликацию по изготовленному эскизу с использованием цветной бумаги, фломастеров, карандашей, красок.

    V. Работа на компьютере

    Учитель информатики

    Сегодня ребята вы должны украсить своим орнаментом, построенном в графическом редакторе Paint, выбранные вами костюмы.

    Посмотрим презентацию, в которой видно как можно использовать орнамент

    Презентация 2

    Вам предлагается три варианта одежды.

    Для построения орнамента  вы можете также воспользоваться графическими объектами текстового редактора Microsoft Word.

    V. Подведение итогов и анализ урока

    Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Что запомнилось больше всего?

     Давайте посмотрим ваши работы, что у вас получилось.

    Выставка работ учащихся. Определение лучших работ. Выставление оценок.

    VI. Дома

    Найти информацию о русском костюме, приготовить сообщение.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Народный костюм

    Слайд 2

    праздничный костюм Русский народный

    Слайд 3

    фронтон – «чело» причелины – плечо наличники – лицо ставни окна – «очи» - глаза

    Слайд 4

    общие знаки – символы земля вода солнце

    Слайд 5

    кокошник – старинный, преимущественно северорусский, женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом. Словарь русского языка С.И. Ожегова

    Слайд 6

    И личиком бела, и с очей весела.

    Слайд 7

    рубаха С амая древняя и важная часть крестьянского костюма. Рубаха встречала человека на пороге в этот мир, сопровождая всю его жизнь,

    Слайд 8

    сарафан русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов (или со вшитыми рукавами) и с застёжкой спереди С.И.Ожегов «Словарь русского языка»

    Слайд 9

    душегрея Вид летней женской одежды. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, иногда цветным бисером, декорировались бахромой.

    Слайд 10

    Короткая одежда, конструктивно похожая на душегрею, изготавливалась из холста, сукна и также служила верхней женской летней одеждой. холодник

    Слайд 11

    епанечка Одна из разновидностей душегреи, даже холодника : короткая, на узких лямках, древнейший тип безрукавки . Изготавливали ее из парчи или шелка, на подкладке. Хотя носили епанечку девушки летом, ее подбивали ватой. Украшалась золотым шитьем, подшивалась бахромой.

    Слайд 12

    понёва Обычно род шерстяной юбки длиной до щиколоток, в простейшем случае распашной, т.е. с разрезом (несшитой) спереди или сбоку, в более совершенном виде — с прошвой, т.е. со вставкой в разрез куска иной ткани, например холщовой гладкой или с орнаментом.

    Слайд 13

    В образе женщины, в ее костюме: и в яркости наряда, и его плавных, текучих линиях, а больше всего в образе белых рукавово – крыльев, которые словно могут нести в тридевятое царство, выражался образ прекрасной мечты – птицы – счастья.

    Слайд 14

    Сшей, ты мне, матушка Красный сарафан…


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок рисования в 4 классе "Орнамент в русском народном костюме"

    Урок в 4 классе по программе Б. Неменского "изобразительное искусство и художественный труд", знакомство учащихся с орнаментом русского народного костюма....

    Тема урока: «Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде Кумир»

    Тема урока: «Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде Кумир»Цели урока:Закрепить представления учащихся об исполнителях алгоритмов;научить учащихся управля...

    Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского. Тема урока: Народный праздничный костюм.

    Тема урока: Народный праздничный костюм.Учитель: Сочинова Л.А.7 урок в теме «ДПИ в жизни человека».Цели урока: 1. познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного ко...

    презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"

    Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма,  характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...

    Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

    Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...