о «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания" Дополнительное образование – важнейшее средство интенсивного развития социальных умений,усвоения социальных ролей и профессиональн
презентация к уроку по теме

Батанова Екатерина Владимировна

       Данная презентация была представлена на районных педчтениях "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания"в качестве иллюстритивного материала по теме "Дополнительное образование - важнейшее средство интенсивного развития социальных умений, усвоения социальных ролей и профессионального интереса к будущей профессии". В материале рассматривался вопрос о необходимости использовать средства дополнительного образования для помощи учащимся в профессиональном  самоопределении и формировани необходимых навыков и умени, связанных,  в частности, с военными профессиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_pedchteniya_2.pptx2.86 МБ
Microsoft Office document icon markina_statya_v_zhurnal.doc88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Маркина Екатерина Владимировна Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ средняя общеобразовательная школа № 179

Слайд 2

Дополнительное образование – важнейшее средство интенсивного развития социальных умений, усвоения социальных ролей и профессионального интереса к будущей профессии.

Слайд 3

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными качествами. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной, патриотической воспитанности граждан Российской Федерации, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям, семье, родному краю, стране на основе уважения, доброжелательности и любви. Вооружение духовно-нравственными качествами патриотическими знаниями граждан Российской Федерации важно потому, что не только информируют ребенка о нормах поведения, но и дают представления о последствиях тех или иных поступков.

Слайд 4

Создание условий , в которых происходит формирование социально- адаптираванной личности, способносй участвовать в жизни общества на благо Родины, ответственно относящейся к правовым нормам и законам государства, обладающей умениями и навыками общения с людьми, способной профессионально самоопределяться, владеющей навыками личностного и коллективного труда Цель создания программы дополнительного образования военно-спортивного клуба «Подвиг»

Слайд 5

Военно-спортивный клуб «Подвиг» Задачи: Дать обучающимся необходимые теоретические знания из области истории России, военной истории нашего государства, о военных профессиях. Создать условия для формирования и развития у подростков и юношества гражданственности и патриотизма, духовности и национального самосознания. Развитие профессионально значимых знаний, навыков и качеств, необходимых защитникам Родины. Подготовить подростков к решению различных практических задач.

Слайд 6

формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины; • формирование у курсантов (обучающихся) положительной мотивации к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и последующему выбору профессии; • изменение гражданской позиции детей от наблюдателя к активному участнику и организатору; • формирование ответственности, сопереживания, сопричастности патриотических чувств; • формирование толерантного поведения детей в их практической деятельности; • обогащение эмоционального мира и формирование чувства понимания себя и других людей; • приобретение учащимися знаний о культуре разных народов, моральных норм поведения; • овладение коммуникативными умениями и навыками, способностью адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях. • формирование у курсантов (обучающихся) моральных и физических качеств, необходимых будущим защитникам Отечества; • формирование и развитие прикладных знаний, умений и навыков, необходимых будущим защитникам Отечества; • профилактика негативных явлений в подростковой среде; • реализация творческого потенциала молодежи. жизни общества на благо Родины, ответственно относящейся к правовым нормам и законам государства, обладающей умениями и навыками общения с людьми, способной профессионально самоопределяться, владеющей навыками личностного и коллективного труда Ожидаемые результаты реализации программы дополнительного образования военно-спортивного клуба «Подвиг»

Слайд 8

Модель выпускника средней школы



Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

                                       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 179

Районные педагогические чтения

«Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания»

Дополнительное образование – важнейшее средство

интенсивного развития социальных умений,

усвоения социальных ролей и профессионального

интереса к будущей профессии.

                                                                Автор: Маркина Е.В.

                                                                                  заместитель директора по ВР        

 

   

                Воспитание должно оказаться в силах

  сделать и тела, и души

                                                       наипрекраснейшими и наилучшими.

Платон

           Глубокие социально-экономические преобразования в современном обществе заставляют нас размышлять о будущем России. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, дисциплинированные и грамотные люди, которые готовы были бы учиться и работать на благо Отечества и в случае необходимости встать на защиту Родины. Поэтому становится очевидным, что решение проблемы зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном  совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа. Патриотическое воспитание связано, прежде всего, с формированием у молодежи национального сознания россиянина. В настоящее время патриотическое воспитание является одной из весьма сложных сфер воспитательной работы. Но так же очень тесно данная сфера воспитания переплетается с проблемой выбора будущей профессии, профессионального самоопределения. Какую профессию выбрать, куда пойти учиться? Что делать после окончания школы? С этими вопросами рано или поздно сталкивается любой современный школьник. Однако найти на них ответы самостоятельно очень сложно, поэтому задача школы и педагогов состоит в том, чтобы помочь своим воспитанникам в вопросе профессионального самоопределения, который связан с самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. Поэтому  имеет  смысл пробуждать интерес школьников к труду уже в младшей и средней школе, учить их принимать самостоятельные, взвешенные решения, основанные на самопонимании и сформированном нравственно-волевом ядре личности.

        Все выше сказанное  связано еще , по крайней мере, с четырьмя положениями.

             Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями,  но и прекрасными качествами личности.

             Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

             В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной, патриотической воспитанности граждан Российской Федерации, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям, семье, родном краю,  стране на основе уважения, доброжелательности и любви.            

             В-четвертых, вооружение духовно-нравственными и патриотическими знаниями граждан Российской Федерации важно потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представление о последствиях тех или иных поступков.

           Любовь к Родине начинается с любви к семье, дому, селу, городу, к родной природе. Возникновению этой любви способствует изучение своих корней, истории своей Родины, осознание самого себя частью общества, а для этого должны быть созданы условия, в которых происходит формирование социально адаптированной личности, способной участвовать в жизни общества на благо Родины, ответственно относящейся к правовым нормам и законам государства, обладающей умениями и навыками общения с людьми, способной профессионально самоопределяться, владеющей навыками личностного и коллективного труда.

Поэтому мной была разработана и начала успешно осуществляться  программа дополнительного образования военно-спортивного клуба.  

Цель: дать обучающимся необходимые теоретические знания из области истории России, военной истории нашего государства, о военных профессиях; создать условия для формирования и развития у подростков и юношества гражданственности и патриотизма, духовности и национального самосознания, развитие профессиональных значимых знаний, умений, навыков и качеств, необходимых защитникам Родины  и подготовить подростков к решению различных практических задач.

          Программа рассчитана на четыре года обучения. На каждой ступени курсанты (обучающиеся) изучают несколько блоков:

начальная военная подготовка;

физическая подготовка;

 огневая подготовка;

 воздушно-десантная подготовка;

 основы безопасности и жизнедеятельности в полевых условиях;

 горная подготовка;

 духовно-нравственное воспитание;

 юридическая подготовка.

Ожидаемые результаты программы:

  • формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины;
  • формирование у курсантов (обучающихся) положительной мотивации к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и последующему выбору профессии;

 изменение гражданской позиции детей от наблюдателя к активному участнику и организатору;

 формирование ответственности, сопереживания, сопричастности патриотических чувств;

 формирование толерантного поведения детей в их практической деятельности;

 обогащение эмоционального мира и формирование чувства понимания себя и других людей;

 приобретение учащимися знаний о культуре разных народов, моральных норм поведения;

 овладение коммуникативными умениями и навыками, способностью адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.

  • формирование у курсантов (обучающихся) моральных и физических качеств, необходимых будущим защитникам Отечества;
  • формирование и развитие прикладных знаний, умений и навыков, необходимых будущим защитникам Отечества;
  • профилактика негативных явлений в подростковой среде;
  • реализация творческого потенциала молодежи.

Для того,  чтобы мои ученики смогли на практике использовать знания,

полученные на теоретических занятиях  и тренировках в течение учебного года, в рамках клуба, совместными силами родителей и инструкторов был организован  оборонно-спортивный лагерь с обязательным полевым выходом. В этом лагере общественно-полезная трудовая деятельность была максимально приближена к армейским условиям жизнедеятельности. При выборе этой формы я основывалась на интересе к новому, потому что именно интерес является системообразующим элементом психического развития и профессионального становления подростков. Профессор Н.С. Пряжников, один из ведущих специалистов в разработке активизирующего подхода в вопросах профессионального самоопределения, выделял использование элементов игры как один из способов заставить по-новому взглянуть на привычные явления,  заставить задуматься о себе, о явных и скрытых особенностях профессий,  о жизненных ценностях. За основу всей нашей совместной деятельности была взята игровая форма по методике «погружения в ситуацию». Все воспитанники военно-спортивного объединения попадают в учебное подразделение и становятся курсантами взвода морской пехоты. Данный профиль выбран не случайно. В составе вооруженных сил морская пехота выполняет наиболее трудные боевые задачи по защите интересов своего государства,  иногда за десятки тысяч миль от родных берегов. Для выполнения поставленной задачи морскому пехотинцу необходимо большое количество знаний, умений и навыков, как прикладного, так и интеллектуального порядка, необходимо обладать высокими физическими, моральными и психологическими качествами.  

Все началось с того, что по приезде моим юным курсантам предстояло разбиться по отделениям, выбрать командира и его заместителей и начать обустраивать свой быт. Установка палаток, разборка спальников и вещей – самое простое, но мальчишкам не сразу удалось с этим справиться. А дальше начались «суровые будни» юных морских пехотинцев. Подъем в 8.00, и не убежать  от зарядки, потому что неудобно подводить все отделение; ежедневные ритуалы поверки, подъема флага и … тренировки, тренировки, тренировки. Рукопашный бой чередуется с тактической подготовкой, азы парашютной подготовки постигаются в нелегком процессе укладывания и сборки настоящего десантного парашюта, а потом   саперно-инженерная подготовка, которая напоминает детскую игру в песочнице, только находить и закапывать приходится макеты учебных мин, очень похожих на настоящие. А еще ежедневные пробежки утром и вечером, занятия по физподготовке и самые,  наверное, любимые занятия – по огневой подготовке, работа с оружием (сборка-разборка массогабаритных макетов автомата Калашникова и пистолета Макарова).

         Сама обстановка лагерной жизни способствует целенаправленному формированию у мальчишек тех качеств, которые необходимы будущим воинам: наряд по камбузу, суточный караул, стрельбы, тактические игры на местности и подготовка в течение всей смены к самым главным испытаниям – суточному  военно-полевому выходу, вершиной которого стала разведывательная операция с организацией «засады» и проведением «налета» (игра проводится с использованием лазерного снаряжения и вооружения).

          При выполнении данных условий от комплексной программы по работе с курсантами военно-спортивного лагеря можно  ожидать  следующих результатов:

 сформированности  стойкого чувства любви к Родине, гордости за свою страну и ее Вооруженные Силы;

 военно-профессиональной ориентации;

 приобщения курсантов к ведению здорового образа жизни.

При определении эффективности программы летнего военно-

спортивного лагеря учитываются как количественные, так и качественные показатели, характеризующие степень воздействия проводимых мероприятий на сознание курсантов. При этом отслеживается конечный результат воспитания, который может быть выражен в изменении статуса в подростковом коллективе; в проявлении желания помогать сверстникам и заниматься общественной работой; в повышении интереса к военной службе, общественно-политической обстановке в стране, гуманитарным наукам и вообще новым знаниям.

В военно-спортивном лагере были заложены замечательные традиции, ритуалы, символы, которые теперь придают проводимым мероприятиям эмоциональную возвышенность и праздничность. Например, во время посвящения в курсанты и принятия присяги было проведено торжественное построение со сдачей рапортов, подъемом российского флага и флага военно-спортивного лагеря, оглашения приказа начальника лагеря о присвоении подросткам звания курсанта, вручения шеврона военно-спортивного клуба.  А завершилась церемония прохождением курсантов торжественным маршем перед инструкторами, ветеранами, родителями.

  Основная цель нашей «военной игры»  воспитание у курсантов чувства патриотизма и любви к Родине, готовности  к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации – только часть общего плана реализации программы воспитательной системы класса «Единство». Это промежуточный этап нашего большого пути к нашей главной цели – общему единству усилий всех участников воспитательного процесса. Единство – наша цель! Главным ожидаемым результатом и итогом работы воспитательной системы класса является модель личности выпускника средней  школы: личность свободная, образованная, культурная, творческая, с твердой гражданской позицией. И в данном случае правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из самых главных решений в жизни. Определение профессии включает в себя очень многое, но прежде всего:

  • кем быть;
  • к какой социальной группе принадлежать;
  • какой стиль жизни выбрать;
  • какие цели определить для себя в будущем.

Наши курсанты (обучающиеся) имеют возможность достаточно рано познакомиться с различными аспектами военных профессий, получить конкретные знания и умения,  овладеть практическими навыками, которые могут им помочь    в дальнейшем профессиональном самоопределении. То, что данная программа является программой дополнительного образования и предполагает добровольность и наличие собственного желания, позволяет обучающимся оставлять за собой право заниматься по данной программе, что влияет на мотивацию к занятиям и формирует ответственность за полученные результаты.

Модель выпускника средней школы

Заключение  связать с

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арсенина, Е. Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в среднем звене / Е. Н. Арсенина. – М. : Глобус, 2010.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг»
  3. Дереклеева, Н. И. «Родительские собрания» / Н. И. Дереклеева. – М. : Вербум, 2010.
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  5. Классное руководство: новый взгляд на практику воспитания школьников / авт.-сост. : Ю. Н. Таран, М. В. Солодкова. – Волгоград : Учитель, 2010.
  6. Конституция Российской Федерации
  7. Мазыкина, Н. В. Растим патриотов : методическое пособие по патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях / Н. В. Мазыкина. – М. : 2011.
  8. Научно-методический сборник «Растить гражданина» под редакцией руководителя научно-практической лаборатории по проблемам воспитания  и семьи Н.Н. Белик. – Н.Н., 2010.
  9. Павлова, М. А. Моделирование воспитательной системы / М. А. Павлова. – Волгоград, 2009.
  10. Погодина, А. А. Программа по формированию толерантности у подростков в рамках классного коллектива / А. А. Погодина. – М., 2009.
  11. Сергеева, В. П. Технология деятельности заместителя директора образовательного учреждения по воспитательной работе / В. П. Сергеева, О. С. Маркина М. : УЦ Перспектива, 2009.
  12. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях  воспитания. М.,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях школы-интерната

Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности....

Роль ансамблевой игры в формировании всесторонне развитой личности ребенка в учреждениях дополнительного образования

В статье рассматривается значение ансамблевой игры в развитии и формировании творческой,всесторонне развитой личности ребенка ....

Семейное воспитание как фактор развития личности ребенка

статья для конкурса "Лучшая статья по психологии и педагогике - 2012"...

«Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка»

Родительское собрание в 6А классе с применением активных форм работы с родителями. Разработка конспекта и проведение собрания выполнены совместно с классным руководителем 6Б класса, Петровой К.А....

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Здесь представлены результаты исследования особенностей личностной сферы младших и старших подростков Ненецкой школы-интернат, в которой обучаются дети сироты и "родительские" дети из поселков Ненецко...

Статья «Организация единого образовательного пространства в условиях взаимодействия социальных партнеров, для социокультурного развития личности ребенка»

В данной статье рассматривается опыт успешной организации эффективного взаимодействия образовательной среды ОУ с социокультурной средой территории поселения, построенного на принципах личной заинтерес...

«Роль социального педагога в формировании личности ребенка в условиях жизни в социально-реабилитационном центре»

Описание деятельности социального педагога в социально-реабилитационном центре...