Программа по дополнительному образованию "Колосок".
рабочая программа по теме

Эккерт Ирина Валентиновна

    Программа предусматривает дополнительное образование детей с ОВЗ в области декоративно-прикладного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ  с.Малый Толкай

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

художественно-эстетической направленности

«КОЛОСОК»

        

Срок реализации - 2 года.

Возраст обучающихся - 8-12 лет.

Автор программы : Эккерт И.В.

                                             

2012-13 уч/год

Содержание.

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………….3
  2. Организационно-методическое обеспечение программы……………………………5
  3. Технологическое обеспечение программы………………………………………6
  4. Учебно-тематический план 1-го года обучения………………………………...6
  5. Содержание программы 1-го года обучения…………………………………………..7
  6. Учебно-тематический план 2-го года обучения……………………………………….8
  7. Содержание программы 2-го года обучения…………………………………………..8
  8. Методическое обеспечение 1-го года обучения………………………………….9
  9. Методическое обеспечение 2-го года обучения………………………………...11
  10. Содержание изучаемого материала 1 года обучения…………………….14
  11. Содержание изучаемого материала 2 года обучения…………………….15
  12. Литература и интернет-ресурсы……………………………………………17
  13. Приложение ………………………………………………………………….18

Пояснительная записка.

   

    Программа предусматривает дополнительное образование детей с ОВЗ в области декоративно-прикладного искусства.

   

    С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от  сверстников в своем развитии. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей с ОВЗ у них нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Человеческие руки это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние  на развитие у ребенка речевой функции, т.к. на кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с теми центрами головного мозга, которые влияют на речь человека.  Известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности. Наши рецепторы  - это своего рода воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир  вокруг себя и поэтому лепка способствует не только  развитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе, но и формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. 
 Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что в свою очередь способствует развитию речи.

  Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.

   Кроме того, занятия лепкой развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта.

    Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.

  Цель программы:

  • развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством.

  Задачи:

  • образовательные:

-научить работать с солёным тестом, познакомить с различными приёмами работы с ним и показать широту применения поделок из этого пластичного материала;

  • развивающие:

-в процессе лепки из солёного теста развивать  речь, художественные способности, абстрактное  мышление, воображение;

  • повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
  • развивать общую умелость, мелкую моторику, а также пространственное мышление и воображение;

- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

  • воспитательные:

-воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость;

-формировать чувство взаимопомощи и коллективизма.

Отличительными особенностями программы являются:

  • работа с пластичным материалом;
  • уровневая дифференциация обучения (1 год – базовый уровень обучения, 2 год – уровень совершенствования мастерства).

Данная программа рассчитана на 2 года обучения для детей от 8 до 12 лет. Комплектование групп происходит на основе свободного выбора, количество детей в группе 12 человек.  Занятия с детьми 1-го и 2-го годов обучения проходят 1 раз в неделю по 1 часу.

  В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. На первом году обучения значительное место занимает лепка овощей, фруктов, растений, которое осуществляется на основе сравнения формы конкретных предметов (яблоко большое и маленькое, яблоко и виноград) и различия предметов по характеру и форме (яблоко и груша). Второй год обучения – это курс совершенствования мастерства. Он предполагает продолжение работы с тестом.

  Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);

       -объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

       -эвристический*

  • частично - поисковый.

 В проведении занятий используются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с пластичным материалом в технике тестопластики.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей поделки до моделирования и конструирования новых  тематических композиций.

Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.

Техническое оснащение занятий включает в себя: рабочие места по количеству учащихся; материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия (клеёнки и доски, набор стеков, спички или зубочистки), материалы для приготовления соленого теста (мука, соль, вода, клей, картофельный крахмал), пищевые красители, мерка, миска для замеса теста, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель, акриловые), картон, цветная и бархатная бумага, клей, природные материалы. 

Организационно-методическое обеспечение программы.

Год обучения

Количество занятий

Количество детей

В неделю

В год

в группе

1

1

36

12

2

1

36

12

   Требования к учащимся по окончанию первого этапа обучения, дети должны знать/уметь:

– уметь изготавливать тесто для поделок, знать условия хранения;

– знать основные базовые формы;

– знать способы окрашивания работ, аккуратно оформлять работу, варьируя красками.

Требования к учащимся по окончанию второго этапа обучения, дети должны знать/уметь:

– знать основные базовые элементы, уметь оформлять их в одну композицию;

– самостоятельно изготавливать сувениры, подарки по собственному замыслу и образцу;

– знать различные приемы и технологии выполнения работ;

– уметь оформлять собственные выставки.

Технологическое обеспечение программы.

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей работе с тестом меняется по мере развития овладения детьми навыками лепки.

Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Мелкие сувениры.

5

1

4

3

Знакомство с растительным и животным миром.

8

1

7

4

История русских праздников.

7

1

6

5

Человек-дитя природы.

5

1

4

6

Сказки мира.

8

1

7

7

Итоговое занятие.

1

1

ИТОГО

36

7

29

Содержание программы 1-го года обучения.

Тема 1.

Вводное занятие. Определение базового уровня знаний и умений учащихся. Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Знакомство со свойствами солёного теста. Изготовление с помощью шаблонов простейших форм, декорирование с помощью штампиков и декоративных форм. Знакомство с инструментами и техникой безопасности.

Тема 2.

Мелкие сувениры. Виды сувенирной продукции. Простейшие сувенирные медали. Изготовление мелких сувениров: кулон «Сердечко», кулон именной, витой веночек.

Тема 3.

Знакомство с растительным и животным миром. Особенности строения растений: стебель, листья, цветы. Особенности животных: строение, фактура, характерные особенности. Панно «Корзина с фруктами», «Аквариум», «Корова», «Лягушка».

Тема 4.

История русских праздников, их особенности. Рождество, Новый год, Пасха. Праздничные сувениры. Изделия: медаль «Ангелочек», талисман года, рождественский венок, валентинки, пасхальные яйца, жаворонок.

Тема 5.

Человек – дитя природы. Особенности строения тела, головы. Пропорции лица, формы глаз, носа, шеи, плеч. Изготовление сувениров: панно «Моя семья», «Дворник», «Клоун».

Тема 6.

Сказки мира. Просмотр иллюстраций. Чтение художественных произведений. Лепка героев сказок. Панно  «Карнавальные маски», «Кот в сапогах».

Тема 7.

Итоговое занятие. Определение уровня образовательных результатов. Выставка.

2 год обучения.

Наименование тем

Количество часов

п/п

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Знакомство с портретом.

5

1

4

3

Знакомство со скульптурой.

9

2

7

4

Знакомство с современным интерьером дома.

9

1

8

5

История русских праздников.

7

1

6

6

Игротека.

3

1

2

7

Итоговое занятие.

1

1

ИТОГО

36

8

28

Содержание программы 2-го года обучения.

Тема 1.

Вводное занятие. Знакомство с новыми формами декоративно-прикладного искусства России: Гжель, Жостово, Дымка. Техника безопасности при работе с инструментами. Изготовление простейших декоративных пластин.

Тема 2.

Знакомство с портретом. Русские художники-портретисты. Барельеф. Изделия: медальоны «Мальчик», «Девочка».

Тема 3.

Знакомство со скульптурной лепкой. Лучшие скульпторы и их творения. Лепка волос человека и шерсти животных с помощью специальных инструментов. Использование фольги, спичек, зубочисток для устойчивого крепления фигур. Изделия: знаки Зодиака, «Кукла», «Пастушок».

Тема 4.

Знакомство с современным интерьером дома. Особенности построения букета. Настенное панно, декоративные решётки, настольные композиции. Изделия: рамка для фото, «Петух и курочка», «Корзинка с фруктами».

Тема 5.

История русских праздников. Праздничные сувениры. Изделия: «Букет для мамы», пасхальные украшения, сувениры.

Тема 6.

Игротека. Возможности солёного теста для изготовления настольных игр: шашки, коломино, головоломка.

Тема 7.

Заключительное занятие. Игры-шутки, игры-забавы.  

Методическое обеспечение 1-го года обучения.

Тема программы

Форма занятия

Приёмы и методы организации УВП

Материально-техническое обеспечение

Формы подведения итогов темы

Вводное занятие

Беседа

Иллюстративный, репродуктивный

Солёное тесто, зубочистки, шаблоны, штампы

Беседа, выставка

Мелкие сувениры

Занятие-игра, занятие – беседа

Наглядный, репродуктивный, проблемный, эвристический

Солёное тесто, зубочистки, кисти, краски, штампики

Анализ знаний в беседе

Знакомств с животным и растительным миром

Занятие –игра, беседа

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный

Солёное тесто, зубочистки, кисти, краски, штампики

Выставка

История русских праздников

Праздник, игра

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный

Солёное тесто, зубочистки, кисти, краски, штампики

Выставка

 

Человек – дитя природы

Игра, беседа, импровизация

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический

Солёное тесто, стек, фольга, доска

Выставка

Сказки мира

Беседа, игра, импровизация

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный

Солёное тесто, стеки, фольга, доска, краски, штампы

Инсценирование

Игротека

Игра, беседа, праздник

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный

Солёное тесто, краски, штампы

Игра

Итоговое занятие

Игра, беседа

 Проблемный

Тема программы

Форма занятия

Приёмы и методы организации УВП

Материально-техническое обеспечение

Формы подведения итогов темы

Вводное занятие

Беседа

Иллюстративный, репродуктивный

Солёное тесто, зубочистки, шаблоны, штампы

Беседа, выставка

Мелкие сувениры

Занятие-игра, занятие – беседа

Наглядный, репродуктивный, проблемный, эвристический

Солёное тесто, зубочистки, кисти, краски, штампики

Анализ знаний в беседе

Знакомств с животным и растительным миром

Занятие –игра, беседа

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный

Солёное тесто, зубочистки, кисти, краски, штампики

Выставка

История русских праздников

Праздник, игра

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный

Солёное тесто, зубочистки, кисти, краски, штампики

Выставка

 

Человек – дитя природы

Игра, беседа, импровизация

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический

Солёное тесто, стек, фольга, доска

Выставка

Сказки мира

Беседа, игра, импровизация

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный

Солёное тесто, стеки, фольга, доска, краски, штампы

Инсценирование

Игротека

Игра, беседа, праздник

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный

Солёное тесто, краски, штампы

Игра

Итоговое занятие

Игра, беседа

 Проблемный

\

Методическое обеспечение 2-го года обучения.

Тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации УВП

Материально-техническое обеспечение

Формы подведения итогов

Вводное занятие

Беседа

Иллюстративный, репродуктивный

Солёное тесто, стек, зубочистки, штампы, доска

Беседа

Тема программы

Форма занятия

Приёмы и методы организации УВП

Материально-техническое обеспечение

Формы подведения итогов темы

Вводное занятие

Беседа

Иллюстративный, репродуктивный

Солёное тесто, зубочистки, шаблоны, штампы

Беседа, выставка

Мелкие сувениры

Занятие-игра, занятие – беседа

Наглядный, репродуктивный, проблемный, эвристический

Солёное тесто, зубочистки, кисти, краски, штампики

Анализ знаний в беседе

Знакомств с животным и растительным миром

Занятие –игра, беседа

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный

Солёное тесто, зубочистки, кисти, краски, штампики

Выставка

История русских праздников

Праздник, игра

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный

Солёное тесто, зубочистки, кисти, краски, штампики

Выставка

 

Человек – дитя природы

Игра, беседа, импровизация

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический

Солёное тесто, стек, фольга, доска

Выставка

Сказки мира

Беседа, игра, импровизация

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный

Солёное тесто, стеки, фольга, доска, краски, штампы

Инсценирование

Игротека

Игра, беседа, праздник

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный

Солёное тесто, краски, штампы

Игра

Итоговое занятие

Игра, беседа

 Проблемный

Презентация

Мелкие сувениры

Занятие

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический

Солёное тесто, стек, доска, зубочистка, стек, штамп

Анализ знаний в беседе

Знакомство с растительным и животным миром

Занятие, игра, беседа

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический

Солёное тесто, стек, зубочистки, доски, кисти, краски, шаблоны, штампы

Выставка

История русских праздников

Занятие-презентация

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный

Солёное тесто, стек, доски, краски, кисти, пряность гвоздика, фольга, штампики

Фольклорный праздник

Человек –дитя природы

Игра, беседа

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический

Солёное тесто, стек, фольга, доска

Презентация

Сказки мира

Беседа, игра

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный

Солёное тесто, фольга, доски, краски, штампы

Инсценирование

Игротека

Игра, беседа

Репродуктивный, проблемный

Солёное тесто, краски, штампы

Игра

Итоговое занятие

Беседа

Проблемный, эвристический

Выставка

Содержание изучаемого материала 1 года обучения

Содержание изучаемого материала 1 года обучения.

№ п/п

Тема

Содержание

1

Знакомство с лепкой из солёного теста

Познакомить с приёмами, которые используются в процессе лепки

2

Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки

Познакомить с основными инструментами.

Учить пользоваться стекой, формочками, скалкой

3

Способы создания простых деталей

Кулон «Сердечко», витой веночек.

Учить делать шарик из теста, лепёшку, колбаску, конус.

4

Панно «Корзина с фруктами», «Корзина с цветами».

Познакомить с базовой формой «корзина». Учить декорировать заготовку.

5

Цветы и листья

«Ромашки», «Розочка», «Простые цветочки», «Кувшинка»

Учить вырезать цветы из раскатанных кусков теста, используя формочки или ножичек.

Учить скреплять простые детали

6

Деревья

«Дерево с листьями и плодами»

Учить лепить ствол дерева жгутом и по шаблону

Закреплять умение скреплять детали. Учить использовать дополнительные материалы.

7

Лесные красавицы ёлки «Ёлка из треугольников», «Ёлка из полосок теста»

Развивать умения лепить ствол дерева жгутом и по шаблону, скреплять детали, использовать дополнительные материалы.

8

Ёлочные украшения - фантазии из колбасок и ленточек

Учить сочетать между собой различные заготовки

9

Ягоды фрукты и овощи «Клубника», «Виноград», «Тыква», «Морковка».

Использовать знакомые приёмы: оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм: шар, цилиндр и др.

10

Грибы

«Боровик», «Лисички».  Панно «Грибное лукошко».

Закрепить умение лепить корзинку, уточнить знание формы - диск. Закрепить название грибов.

11

Фигурки животных

«Ёжик», «Чудо-рыбка», «Мышка на венике».

Учить лепить предметы конусообразной формы путём вдавливания

Учить соединять детали «примазыванием».

12

Игрушки и картинки «Клоун», «Дворник».

Учить создавать полые формы «оттягиванием» и «защипом». Учить украшать работу с помощью стеки и путём «налепа».

13

Лепка по замыслу.

Закреплять полученные навыки лепки из солёного теста.

14

Подготовка изделий к выставке

Учить объединять предметы в композицию, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.

15

Оформление выставки

Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей

Содержание изучаемого материала 2 года обучения

№ п/п

Тема

Содержание

1

Секреты лепки сложных элементов. Декор изделий. Сборка и склеивание.

Познакомить детей с правилами составления узоров на плоских и объёмных формах. Познакомить детей с приёмами сборки деталей при помощи зубочисток и путём склеивания.

2

Барельеф. Медальоны «Мальчик», «Девочка».

Побуждать детей к передаче формы и характерных особенностей портрета человека при лепке. Использовать знакомые приёмы: оттягивание, сглаживание и др.

3

«Корзинка с грибами»

Закрепить умение лепить корзинку, уточнить знание формы - диск.

4

«Декоративная пластина»

Продолжать упражнять детей в раскатывании теста скалкой, работая двумя руками одновременно.

Для орнамента использовать мелкие шарики, диски, жгутики - развивать общую ручную умелость. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

5

«Кукла», «Пастушок под деревом».

Закрепить умение лепить фигуру человека.

Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

6

«Рамка для фотографии», «Подсвечник».

Упражнять в синхронизированной работе обеих рук.

Для развития мелкой моторики украсить поделку бисером, цветными нитками и т.д. Развивать воображение, формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

7

«Птичий двор».

Учить лепить из исходной формы - широкий цилиндр.

Передавать характер образа: овальное туловище, изогнутый хвост. Раскатывать заготовку прямыми движениями ладоней Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение, синхронизированную работу обеих рук.

8

«Новогодние украшения», «Рождественские сувениры».

Учить лепить ёлочку модульным способом. Шарики расплющивать в диски определённого размера.

Накладывать диски поочерёдно от большего к меньшему.

Воспитывать любовь к окружающей природе,

передавать красоту ёлочки.

Развивать общую ручную и мелкую моторику.

9

«Снеговик».

Развивать общую ручную умелость. Показать способ формирования конуса (туловище вместе с головой Развивать сенсорную чувствительность. Воспитывать аккуратность в работе с тестом.

10

«Хлебный магазин».

Привлечь детей к изготовлению атрибутов для игры в «Магазин».

Закрепить знания по теме «Откуда хлеб пришёл».

11

«Подарок маме».

Сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы. Продолжать освоение рельефной лепки.

12

«Персонаж любимой сказки».

Закрепить знания детей о сказках. Продолжать освоение рельефной лепки. Сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы.

13

Изготовление шашек из солёного теста.

Развитие интереса к настольным играм.

14

Подготовка изделий к выставке.

Оформление выставки.

Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей

Литература:

  1. И. Гусева, Соленое тесто. Москва. Мой мир. 2006.
  2. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов. Москва. Мой мир. 2006.
  3. М. Синеглазова, Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
  4. И. Хананова, Соленое. Москва. 2007.
  5. Г. Чаянова, Соленое тесто для начинающих.
  6. Е.Рубцова , Фантазии из соленого теста, 2008 г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/detskii-sad/applikatsiya-lepka/programma-kruzhka-mukosolka
  2. http://masterclassy.ru/podelki/podelki-iz-solenogo-testa/801-master-klass-solenoe-testo-lepka.html
  3. http://festival.1september.ru/articles/548868/
  4. http://festival.1september.ru/articles/583781/

Польза игр с солёным тестом для подготовки руки к письму.

    Очевидно, о необходимости и значимости развития мелкой моторики у ребенка понимает любой современный педагог. Так всё-таки как правильно развить мелкую моторику у детей?

    Мелкая моторика – это согласованные движения ног и рук, влияющие на речь, внимание, координацию в пространстве, наблюдательность, память, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, которые отвечают за все эти функции, близко связаны с нервными окончаниями пальцев, а так же выражают друг на друга значительное влияние. Поэтому, не надо лениться, нужно найти чуть-чуть времени для занятий! На самом же деле всё просто!

     На рынке детских товаров специально для развития мелкой моторики имеется множество полезных игрушек. Хорошими помощниками станут макароны, пуговицы, маленькие цветные камешки и всякие другие детальки, которые ребёнок будет с радостью перебирать пальчиками и перекладывать в разную посуду.

    А еще одним хорошим тренером как правильно развить мелкую моторику у детей является лепка.  Каждый ребёнок с большим удовольствием будет изучать технику лепки всевозможных животных и не только, благодаря обычному тесту. Нужно показать ребёнку любимый мультфильм перед тем, как дать ему задание. Таким образом, у него появится больше фантазии для того, чтобы слепить зверушку, которая ему понравилась больше всего.

        Развитие мелкой моторики  – залог нормального развития интеллекта ребенка. На протяжении всего детства четко выступает эта зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.

     На занятиях лепкой  пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления, а творческое создание привлекательного для ребёнка изделия закладывает фундамент самостоятельности и креативности личности. Ничто так не развивает воображение и моторику детской руки, как лепка. Лепить можно из воска, глины, гипса и даже из бумаги (папье-маше). Но самым удобным материалом для лепки, вне всякого сомнения, является солёное тесто.

 Оно  мягкое, пластичное,  может быть окрашено в несколько цветов и оттенков. А созданные персонажи — это те же самые игрушки, только сделанные самим ребенком, и отношение к ним у него особенное, как к живым. Поэтому после занятий лепкой, дети становятся добрее, умнее и более общительными.

Тематические игры из теста.

Развиваем ребенка при помощи пластилинаhttp://345-games.ru/wp-content/uploads/2012/05/zoopark.jpg
Звучит достаточно неопределенно, но на самом деле все гораздо легче и проще. Тематика игры может быть любой: «Лепим зоопарк», «Лепим фрукты», « Лепим геометрические фигуры», «Лепим цветы» и так далее. Темы  игр можно брать любые. Это зависит от фантазии и развития  детей.

Игра преследует следующие цели:

*Получить удовольствие от общения в процессе игры-лепки.
*Развить мелкую моторику рук.
*Научить ребенка работать с  тестом.
*Познакомить  с окружающим миром.
*Развить у ребенка параллельную память (ему нужно запомнить порядок действия в лепке, движения при работе, проанализировать  полученную информацию, обсуждать свои действия вслух).
*Играя, дать  информацию определенного рода и направленности.

Тема игры: «Лепим зоопарк»

   Занимаясь лепкой слона, крокодила или обезьяны, воспитатель рассказывает ребенку о каждой зверушке: «Слон – это животное. У него забавный хобот. Он живет в Африке. Слон любит кушать травку и листочки. Он большой и добрый».
«Крокодил – это животное. У него большие, острые зубы. Он живет в реке. Крокодил зеленого цвета. Крокодил любит кушать мясо».
Со временем  игра усложняется. Фигурки зверей вылепливаются более тщательно. Информация дается в большем объеме. Рассказывая ребенку о животных, даем ему дополнительную информацию о месте их обитания, как называют их детенышей, как эти животные добывают себе пропитание и так далее и тому подобное.

  Растет и развивается  ребенок, совершенствуются его моторика рук и память, развивается и усложняется игра. Все меняется, не меняется только светлая радость и удовольствие, полученные от процесса творчества.

Игры с солёным тестом.

   На первом занятии пусть ребенок сначала поиграет с соленым тестом: предложить ему помять его. Пусть сжимает его в кулачке, отрывает куски. Покажите, как оторванный кусок можно прилепить обратно. Это увлекательное занятие может надолго удержать внимание  ребенка. Весело и приятно просто шлепать по тесту ладошками.

Какие игры с соленым тестом можно предложить?

1.Отщипывание маленьких кусочков. Можно предложить ребенку покормить курочку (мышку или другую игрушку), отщипывая двумя пальцами маленькие кусочки от большого куска теста. Кусочки, конечно, предлагаются игрушке, которая их с удовольствием «ест».

Если кусочек оказывается слишком большим, курочка может «пожаловаться», что он не помещается в клювик, и попросить отщипнуть поменьше. Только не пытайтесь кормить бегемотика, получится неубедительно.

2. Накатайте побольше шариков и предложите потом сплющить их ладошкой. Чем не блинчики для кукол? Или лепешки – смотря на сколько сильно удалось сплющить.

3.   Вдавливание в тесто мелких предметов. Подойдет фасоль, горох, макароны. Выбирайте что-нибудь, что не представляет большой опасности при проглатывании. Раскатайте лепешку среднего размера и толщины, и пусть ребёнок украсит ее, вдавливая все это в тесто.

4. Пожалуй, ребенку можно доверить и раскатывание теста скалкой. Увлекательное занятие!

5. Также интересной игрой  с соленым тестом является работа по  оставлению отпечатков на тесте. Для ребенка это серьезная исследовательская работа. Заранее приготовьте как можно больше разных предметов: большие пуговицы с объемным рисунком, кружево, грубая ткань, мятая фольга, ракушки, листья и вообще все, что может оставить интересный отпечаток. Раскатайте небольшую лепешку и покажите, как, вдавливая в нее предметы, можно делать различные отпечатки.

6. Формочками для печенья или пластилина вырезайте фигурки из раскатанного теста.

Пальчиковая гимнастика с мячиком.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой),

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь),

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик).

Колобок я разожму и другой рукой начну.

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем тоже самое другой рукой).

Разминка с соленым тестом:

  • Перекладывание и сжимание теста в ладошках.

  • Катание колобка в ладошках.

  • Катание колобка на столе.

  • Надавливание на колобок - получение лепешки.

  • По лепешке побежали «паучки».

  • Пришли «мышки» стали норки рыть.

  • Налетели «гуси» стали тесто щипать.

  • Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту.

  • Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ.

  • Скатывание лепешки в колбаску.

  • Заворачиваем колбаску в «улитку».

  • «Улитка» спряталась в домик – получился колобок.

Словарь терминов

Деталь -  мелкая подробность, часть  какого-нибудь  изделия. 

Изделие -  это предмет, продукт и т. д., который произведен, сделан кем-либо.

Инструкция - указание о порядке выполнения работы, действий.

Композиция - соединение отдельных предметов в одно целое. 

Приём -  разовое действие, отдельный шаг в процессе изготовления изделий.

Рабочее место - часть пространства, приспособленная для выполнения работы.

Ремесло - мелкое индивидуальное ручное производство товаров. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы и КТП для проведения занятий по русскому языку вне программы (платные дополнительные услуги) 2015г.

Данные программы рассчитаны на 1 час. Документы представлены для 7-11 классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ( ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ) ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ»

Программа «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориен...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лоскутная фантазия"

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству учащихся начального звена. В содержание программы включены основы ручного шитья и лоскутной пласти...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ( ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ) ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ»

Программа «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно зн...