Организация мониторинговых исследований в учреждении дополнительного образования
методическая разработка по теме

Мониторинг в учреждении дополнительного образования:

1.  Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные общеучебные компетентности).

2.  Мониторинг развития качеств личности воспитанников.

3. Мониторинг личностных достижений  обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_monitoringovykh_issledovaniy.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Станция юных техников

города Каменск-Шахтинский

Методическая разработка

«Рекомендации по организации мониторинговых исследований»

Выполнила: методист  МБОУ ДОД СЮТ

Будайчиева Е.С.

2014 год


Введение

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.

В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.

 Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты. Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает  не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся, а в современном контексте – формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации образовательных программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общеучебных компетентностей.

Хотелось бы определить различие между  понятиями  “компетенция”  и “компетентность”.  Компетенция  (от  лат. “Competeo” – добиваюсь, соответствую, подхожу) –  это  знание,  опыт,  умение  по  вопросам,  в  которых  кто-либо  хорошо осведомлен. Компетентность – это  способность  к  решению  жизненных  и профессиональных  задач  в  той  или  иной  области.  Таким  образом,  компетенция –  это набор,  так  нами  до  боли  знакомых  ЗУНов,  а  компетентность –  это качество  владения ими,  это-  то  каким  образом,  компетенция  проявляется  в  деятельности.  

Программа мониторинговых исследований, реализуемая в МБОУ ДОД СЮТ  содержит:

1.  Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные общеучебные компетентности).

2.  Мониторинг развития качеств личности воспитанников.

3. Мониторинг личностных достижений  обучающихся.

Мониторинг обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х раз в год, а именно: предварительный, текущий и итоговый контроль. Проведение диагностики обязательно должно быть отражено в учебно-тематическом плане образовательной программы и зафиксировано  педагогом в журнале учета работы объединения.


1. Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе

Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированности основных общеучебных компетентностей педагогам предлагается методика «Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе».

Трижды в течение учебного года (предварительный, текущий и итоговый контроль) педагог заносит данные о детях в диагностическую карту (см. Таблица 1.1).

Технология определения результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе представлена в таблице-инструкции, содержащей показатели, критерии, степень выраженности оцениваемого качества, возможное количество баллов, методы диагностики (см. Таблица 1.2).

Графа «Показатели (оцениваемые параметры)» фиксирует то, что оценивается. Это те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана - развернутый вариант, либо по итогам учебного года (полугодия) – обобщенный вариант. Изложенные в систематизированном виде, эти показатели помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.

Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп:

 - теоретическая подготовка,

 - практическая подготовка,

 - основные общеучебные компетентности, без приобретения которых невозможно успешное усвоение любой образовательной программы и осуществление любой деятельности.

Данная графа может корректироваться педагогом, в соответствии  с целями и задачами образовательной программы.

Графа «Критерии» содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных результатов ребенка требованиям, заданным программой.

Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоении ребенком программного материала и основных компетентностей – от минимального до максимального. Дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.

Выделенные уровни обозначены соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество баллов». Данная графа может быть заполнена самим педагогом в соответствии с особенностями программы и его представлением о степенях выраженности измеряемого качества.

В графе «Методы диагностики» напротив каждого оцениваемого показателя обозначен способ, с помощью которого определяется соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. В качестве основных методов выступают наблюдение, контрольный опрос (устный или письменный), собеседование (индивидуальное или групповое), тестирование, анализ проектно-исследовательской работы обучающегося. Педагог может использовать обозначенные методы диагностики, либо предложить свои, которые применяются им в соответствии со спецификой программы.


Таблица 1.1

Диагностическая карта        

мониторинга результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе

объединение ________________________________ образовательная программа _______________________________________________

год обучения ___________ группа № _________ педагог ____________________________________ учебный год _________________

Фамилия, имя воспитанника

Сроки диагностики

 Показатели

Предварительный контроль

Текущий контроль

Итоговый контроль

Предварительный контроль

Текущий контроль

Итоговый контроль

Предварительный контроль

Текущий контроль

Итоговый контроль

Предварительный контроль

Текущий контроль

Итоговый контроль

Предварительный контроль

Текущий контроль

Итоговый контроль

Предварительный контроль

Текущий контроль

Итоговый контроль

Предварительный контроль

Текущий контроль

Итоговый контроль

Предварительный контроль

Текущий контроль

Итоговый контроль

Предварительный контроль

Текущий контроль

Итоговый контроль

Предварительный контроль

Текущий контроль

Итоговый контроль

Предварительный контроль

Текущий контроль

Итоговый контроль

Предварительный контроль

Текущий контроль

Итоговый контроль

Теоретические знания, предусмотренные программой

Владение специальной терминологией

Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Владение специальным оборудованием и оснащением

Творческие навыки

Учебно-интеллектуальные:

Подбирать и анализировать специальную литературу

Пользоваться компьютерными источниками информации

Осуществлять учебно-исследовательскую работу

Коммуникативные:

Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей

Выступать перед аудиторией

Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения

Организационные:

Организовывать свое рабочее (учебное) место

Планировать, организовывать работу, распределять учебное время

Аккуратно, ответственно выполнять работу

Соблюдения в процессе деятельности правила ТБ

Итого баллов:

35-45 баллов – высокий уровень

20-34 баллов – средний уровень

До 20 баллов – низкий уровень

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________


                                                          Мониторинг                                    Таблица 1.2

результатов обучения  воспитанников по дополнительной образовательной программе

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

Теоретическая    подготовка

Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • практически не усвоил   теоретическое содержание программы;
  • овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;
  • объем усвоенных знаний составляет более ½;
  • освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

0

1

2

3

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • не употребляет специальные термины;
  • знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;
  • сочетает специальную терминологию с бытовой;
  • специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

0

1

2

3

Наблюдение, собеседование

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. плана программы)

Соответствие  практических умений и навыков программным требованиям

  • практически не овладел умениями и навыками;
  • овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;
  • объем усвоенных  умений и навыков составляет более ½;
  • овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными  программой за конкретный период

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

  • не пользуется специальными приборами и инструментами;
  • испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;
  • работает с оборудованием с помощью педагога;
  • работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;
  • репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца;
  • творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;
  • творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

 Основные компетентности

Учебно-интеллектуальные

Подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и работе с литературой

  • учебную литературу не использует, работать с ней не умеет;
  • испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;
  • работает с литературой с помощью педагога или родителей;
  • работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей.    

0

1

2

3

Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ

Пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Уровни и баллы - по аналогии  пунктом выше          

Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Уровни и баллы - по аналогии с  пунктом выше                          

Коммуникативные

Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей

Адекватность восприятия информации идущей от педагога

  • объяснения педагога не слушает,  учебную информацию не воспринимает;
  • испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом  воспринимает учебную информацию;  
  • слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при  напоминании  и контроле, иногда принимает во внимание мнение других;
  • сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает

информацию, уважает мнении других.

0

1

2

3

Выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации

  • перед аудиторией не выступает;
  • испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации;
  • готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога;
  • самостоятельно готовит информацию, охотно   выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию.

0

1

2

3

Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения

Самостоятельность в  дискуссии, логика в построении  доказательств

  • участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает;
  • испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога;
  • участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога;
  • самостоятельно  участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения.

0

1

2

3

Организационные

Организовывать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой

  • рабочее место организовывать не умеет;
  • испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи  педагога;
  • организовывает  рабочее место и убирает за собой  при  напоминании педагога;
  • самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой

0

1

2

   3

Наблюдение

Наблюдение, собеседование

Планировать и организовать работу,   распределять учебное время

Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время

  • организовывать работу и распределять время не умеет;
  • испытывает серьезные затруднения при  планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи  педагога и родителей;
  • планирует и организовывает работу, распределяет время при  поддержке (напоминании) педагога и родителей;
  • самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время.

0

1

2

3

Аккуратно, ответственно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится;
  • испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;
  • работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании  педагога;
  • аккуратно, ответственно выполняет работу,  контролирует себя сам.

0

1

2

3

Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • правила ТБ не запоминает и не выполняет;
  • овладел менее чем ½ объема  навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой;
  • объем усвоенных навыков составляет более ½;
  • освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы.

0

1

2

3

2. Мониторинг развития качеств личности воспитанников

Формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей.

В этой связи педагогам дополнительного образования предлагается психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой.

В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи  программ дополнительного образования, реализуемых в МБОУ ДОД СЮТ:

Активность, организаторские способности.

Коммуникативные навыки, коллективизм.

Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.

Нравственность, гуманность.

Креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности.

Технология работы педагогов по методике «Изучения качеств личности воспитанников» состоит в заполнении диагностической карты (см. Таблица 2.1). Карта заполняется на основании критериев (признаков проявления качеств личности), обозначенных в методике (см. Таблица 2.2).

Каждый педагог может выбрать именно те качества личности, которые наиболее эффективно развиваются в рамках реализуемой им образовательной программы, либо заполнять таблицу целиком. Педагогам рекомендуется заполнять диагностическую таблицу трижды для выявления положительной (отрицательной) динамики развития личностных качеств ребенка:

 - в течение первого месяца после комплектования и начала работы учебной группы (предварительный контроль),

 - в начале второго полугодия (текущий контроль),

 - в конце учебного года (итоговый контроль).

Данный мониторинг позволяет выявить детей с низким уровнем развития личностных качеств в целом или по отдельным критериям. Это служит базой постановки новых целей и задач, определения дальнейших планов деятельности, механизмов их реализации.

В качестве методов диагностики личностных изменений детей используются наблюдение (основной метод), диагностическая беседа, метод рефлексии. По желанию педагогов могут использоваться методы анкетирования, тестирования, незаконченных предложений и пр.


 Таблица 2.1

 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

 мониторинга развития качеств личности обучающихся

Детское объединение________________________________________ Образ. программа___________________________________________________

Год обучения_______________________________________________Преподаватель_________________________________ Уч. год______________

Фамилия, имя

К а ч е с т в а     л и ч н о с т и     и     п р и з н а к и     п р о я в л е н и я

Итого баллов:

15-13 баллов – высокий уровень

12-8 баллов – средний уровень

До 8 баллов – низкий уровень

Активность,

организаторские способности

Коммуникативные навыки, коллективизм

Ответственность,

самостоятельность,

дисциплинированность

Нравственность,

гуманность

Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности

дата заполнения

дата заполнения

дата заполнения

дата заполнения

дата заполнения

баллы

уровень

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________


Таблица 2.2

МОНИТОРИНГ  развития качеств личности обучающихся

Качества

 личности

Признаки проявления качеств личности

ярко проявляются

3 балла

проявляются

2 балла

слабо проявляются

1 балл

не проявляются

0 баллов

1. Активность,

    организаторские способности

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес,  целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других.

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов.

Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая.

Пропускает занятия, мешает другим.

2. Коммуникативные    навыки, коллективизм

Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией.

Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией.

Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает.

Замкнут, общение затруднено,  адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов.

3. Ответственность,

    самостоятельность,

дисциплинированность

Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован,  везде соблюдает правила поведения, требует того же от других.

Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других.

Неохотно выполняет поручения.

Начинает работу, но часто не доводит ее до конца.

Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии  контроля и требовательности преподавателя или товарищей.

Уклоняется от поручений, безответственен. Часто недисциплинирован, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия.

4. Нравственность,

    гуманность

Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям,

Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих,  но не требует этих качеств от других.

Помогает другим по поручению преподавателя, не всегда выполняет обещания, в присутствии старших  чаще скромен, со сверстниками бывает груб.

Недоброжелателен, груб, пренебрежителен, высокомерен с товарищами и старшими, часто обманывает, неискренен.

5. Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности

Имеет высокий творческий потенциал.

Самостоятельно выполняет исследовательские, проектировочные работы. Является разработчиком проекта, может создать проектировочную команду и организовать ее деятельность. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий.

Выполняет исследовательские, проектировочные работы, может разработать свой проект  с помощью преподавателя. Способен принимать творческие решения, но  в основном использует традиционные способы.

Может работать в исследовательско-проектировочной группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но  в основном использует традиционные способы.

В проектно-исследовательскую деятельность не вступает. Уровень выполнения заданий репродуктивный.


3. Мониторинг личностных достижений обучающихся

Таблица «Личностные достижения обучающихся» (см. Таблица 3), выполняет роль портфолио, где педагог фиксирует наиболее значимые достижения ребенка. За каждое участие в мероприятиях различного уровня выставляется 1 балл, за наличие призового места – 2 балла, за победу – 3 балла. Данная таблица заполняется педагогом в течение года. В конце года, по полученным результатам, педагог делает вывод: активность обучающихся, систематичность участия обучающихся в мероприятиях, результативность участия. Мониторинг достижений также говорит о результативности и качестве обучения по образовательной программе.

Таблица 3

Диагностическая карта        

мониторинга результатов достижения обучающихся по дополнительной образовательной программе

объединение ________________________________ образовательная программа _______________________________________________

год обучения ___________ группа № _________ педагог ____________________________________ учебный год _________________

Фамилия, имя воспитанника

Достижения:

На уровне МБОУ ДОД СЮТ

На городском уровне

На областном уровне

На всероссийском уровне

На международном уровне

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________

Работа педагога с результатами мониторинга

Цель данного мониторинга – выяснить, насколько образовательный процесс, организованный в учреждении дополнительного образования детей, способствует позитивным изменениям в личности ребенка, формированию ключевых компетенций; обнаружить и решить наиболее острые проблемы его организации с тем, чтобы анализировать, обобщать и распространять положительный опыт деятельности педагогов.

Полученная в процессе педагогического взаимодействия информация оценивается для определения эффективности взаимодействия и прогнозирования развития взаимодействия на будущее.

После проведения каждого этапа (предварительный, текущий и итоговый контроль) мониторинга результатов обучения по дополнительной образовательной программе и мониторинга развития качеств личности воспитанников педагогом проводится анализ результатов и делается вывод.

При проведении предварительного контроля вывод должен содержать анализ полученных результатов обучающихся и учитывая уровень подготовки детей, педагог планирует и организует работу по образовательной программе.

При проведении текущего контроля вывод должен содержать анализ полученных результатов обучающихся. При получении детьми низкого уровня,  педагогу необходимо,  учитывая индивидуальные результаты обучающихся, провести коррекционную работу (изменения в плане работы, темпе подачи материала, сложности материала, формирование групп взаимной помощи из обучающихся, проведение консультаций, творческие задания, система поощрения, создание ситуации успеха в учебе ит.д.).

При проведении итогового контроля вывод должен содержать анализ полученных результатов обучающихся. При наличии отрицательной динамики  педагог объясняет причины полученного результата. При наличии положительной динамики, педагог выводит процентное соотношение уровней (высокий, средний, низкий) обучающихся. Устанавливает степень соответствия полученных результатов итогового мониторинга целям и задачам образовательной программы.

Коррекция недостатков личностного развития

В коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии личности, можно использовать психогимнастику (М. И. Чистякова Психогимнастика), театрализацию, игровые приёмы.

Психогимнастика позволяет корректировать эмоцианально-личностную  сферу ребёнка, помогает научиться общаться со сверстниками, легче  и лучше понимать чувства других. Занятия позволяют избавиться от страхов, неуверенности, тревожности. В книге есть игры - пантомимы на сопоставление различных черт характера.

В коррекционной работе можно использовать различные виды игр: игры с правилами, сюжетно-ролевые, психотехнические раскрепощающие и освобождающие игры.

Для ребят с низкой самооценкой подбираются  игры и посильные задания, где они могут проявить себя, убедиться, что не хуже других. И главное оружие - похвала. Услышав её в свой адрес, ребёнок приободряется, стремится достигнуть успеха. Учимся оценивать себя. Создаются специальные ситуации для упражнения в правильном поведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация концертной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.

Организация концертной деятельности. С чего начать, как осуществить деятельность, что предпринять для того, чтобы концерт прошёл на УРА!!!...

"Дом в лесу"(социокультурная модель -программа организации школьных каникул в учреждении дополнительного образования)

В работе даётся описание опыта работы по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Республике Хакасия, в том числе, профильных смен для одарённых и социально активных ш...

"Дом в лесу"(социокультурная модель -программа организации школьных каникул в учреждении дополнительного образования)

В работе даётся описание опыта работы по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Республике Хакасия, в том числе, профильных смен для одарённых и социально активных ш...

Методика организации семейных праздников в учреждении дополнительного образования

Праздник - это особое состояние души, при котором забывается все плохое. В разных семьях существуют свои праздники. Семейные праздники особенны и неповторимы и всегда будут для человека главным праздн...

Методическая разработка "Особенности организации воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования"

Данная методическая разработка поможет молодым педагогам дополнительного образования детей планировать воспитательную работу в творческом объединении. Планировать работу с учетом инновационного подход...

Педагогический практикум "Занятие как форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования"

Цель практикума - познакомить с особенностями и принципами организации учебного процесса в дополнительном образовании...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования : «Методика организации массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования»

Массовые  мероприятие — это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемое педагогом или кем-нибудь другим для обучающихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательн...