Организация воспитательного пространства
методическая разработка на тему

Андреева Наталия Николаевна

Предлагаю вашему вниманию обобщение опыта по воспитательной программе педагога-организатора

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

дом детского творчества №2

Семинар педагогов учреждений общего и дополнительного образования

в рамках районного Единого методического дня

«Воспитательная работа в системе дополнительного образования»

Выступление по теме: 

«Организация воспитательного пространства в МБОУ ДОД ДДТ №2»

Автор:

Андреева Наталия Николаевна –

педагог – организатор,

МБОУ ДОД ДДТ №2

г. Заполярный

2014 г.

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, учреждений дополнительного образования детей, средств массовой информации и т. д.

     В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным “ полигоном” радостей и разочарований, успехов и неудач является не только семья, школа, но и учреждения дополнительного образования.  Они выступают  как фактор, определяющий, в каком направлении пойдет развитие личности – позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач. Если ребенку удается добиться успеха в УДОД,   у него есть все шансы на успех в жизни.

Оптимальное решение проблемы неудачников по всему социальному спектру – приобретение опыта успеха в УДОД. Каждый ребенок должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей.

 Я расскажу вам о своей работе. Основной документ, моей работы - программа деятельности педагога-организатора.

        Цель деятельности: создание условий для развития творческих способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью, способной ценить себя и уважать других.

Задачи, которые я реализовываю:

  • Формирование гражданского и патриотического воспитания; формирование нравственной позиции.
  • Привлечение к сохранению и приумножению культурных, духовных ценностей, накопленных поколениями. Воспитание гражданина и патриота России, своего края, своей малой родины.
  • Сформировать потребность в здоровом образе жизни.
  • Разнообразить досуг детей в свободное и каникулярное время.
  • Популяризация детского художественно-эстетического воспитания.

Методы работы:

  • Методика формирования индивидуального стиля общения.
  • Методика организации коллективно-творческого дела.
  • Методика изучения, формирования личности.
  • Методика игры.

Формы работы:

  • Коллективно-творческое дело
  • Выставки
  • Фестивали
  • Концерты
  • Встречи
  • Конкурсы
  • Викторины

Принципы организации воспитательного процесса:

  • Единство воспитания, обучения и развития личности (ребёнка).
  • Свобода выбора.
  • Развитие творческих способностей детей.
  • Самоактуализация и самореализация личности (ребёнка).
  • Сотрудничество детей и взрослых.

Структура взаимодействия по программе:

  • Воспитанники МДДТ №2.
  • Школьники города, района.
  • Родители.
  • Жители города, района.

Примерное содержание деятельности:

  • Проведение конкурсных мероприятий.
  • Экскурсионно-краеведческая работа.
  • Проведение различных турниров, викторин.
  • Организация развлекательного досуга.
  • Творческие вечера, приуроченные к тем или иным датам и событиям.
  • Беседы, лекции, встречи с интересными людьми.

Воспитательная работа  строится с учетом возрастного критерия.

При планировании работы учитываются традиционные, календарные, муниципальные, мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами.

Данная программа может быть рассчитана не на один год, при этом возможно внесение корректив. Программа является модульной и представляет собой комплекс подпрограмм (называются они программами) по различным направлениям воспитательной работы:

  • «Здоровье» (мероприятия направленные на формирование у детей приоритетов здорового образа жизни)

  • «Каникулы» (культурно-массовая деятельность)

  • «Отчий дом» (мероприятия военно-патриотической, историко- краеведческой направленности)

  • «Музыкальная гостиная» (мероприятия художественно-эстетической направленности, концертная деятельность учреждения)

МОДУЛЬ №1

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества.

Цели и задачи деятельности:

  1. Популяризация и развитие прикладных видов спорта среди учащихся.
  2. Формирование здорового образа жизни.
  3. Воспитание стойкого интереса к физкультуре и спорту.
  4. Развитие творческой активности, инициативы, коммуникативных способностей.
  5. Профилактика дорожного травматизма.

Примерная тематика мероприятий:

  • Викторина «Со спортом дружить – здоровым быть».
  • Конкурсно-игровая программа «Ускоренная помощь».
  • Спортивная эстафета «Зоологические забеги».
  • Конкурс плакатов «Ударим юмором по сигаретам».
  • Театрализованный праздник по ПДД «Осторожно, дорога!».
  • Беседы с показом презентаций: «Осторожно дорога!» «Внимание, дети!»
  • Викторина по ПДД «Красный, жёлтый, зелёный» (с использованием ИКТ).
  • Игровой тренинг на коллективное взаимодействие для старшеклассников «Формула успеха».

МОДУЛЬ №2

ПРОГРАММА «КАНИКУЛЫ»

Особое внимание в деятельности педагога-организатора уделяется организации досуга детей в каникулярное и праздничное время. Каникулы для ребят – это неисчерпаемый резерв духовного, нравственного, физического совершенствования, фактор обогащения социального опыта и самореализации.

Цели деятельности:

  • Организация досуга детей в рамках деятельности детских коллективов Дома детского творчества в каникулярное время.
  • Обеспечение сохранения непрерывности воспитательного процесса образовательного учреждения в период каникул и повышение его воспитательного потенциала.

Задачи деятельности:

  • Сохранение и развитие жизнедеятельности единого коллектива воспитанников Дома детского творчества в каникулярное время.
  • Поиск наиболее эффективных и разнообразных путей и форм совершенствования содержания деятельности детских коллективов в каникулярное время.
  • Внедрение новых современных инновационных методик работы с детьми в период школьных каникул.
  • Привлечение учащихся к работе по организации досуга.
  • Организация интересного досуга, способствующего развития и активному личностному становлению воспитанников.

Примерная тематика мероприятий:

  •  «Канцелярские потехи»
  • «Ускоренная помощь»
  • «Два корабля»
  • «Рыцарский турнир»
  • «Маленькая Золушка»
  • «Словесная перестрелка»
  • «К нам спешит Новый год»

МОДУЛЬ №3

ПРОГРАММА «ОТЧИЙ ДОМ»

Цель:

  • воспитание молодежи гражданами своей Родины, России, людей знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края.

 Задачи деятельности:

  • Формирование гражданского мировоззрения.
  • Обеспечение пространства для различных форм общения учащихся всех возрастов.
  • Создание благоприятных условия для развития гармонично-развитой личности.
  • Организация поэтапной общекультурной развивающей деятельности обучающихся.
  • Сочетание в воспитательной работе традиций и новаций, формирование системы ценностей, которые обеспечивают взаимодействие общества и отдельной личности.
  • Повышение значимости регионального компонента.
  • Гармоничное сочетание различных видов организации досуга и форм деятельности, отвечающих запросам и интересам ребят и их родителей.
  • Формировать у учащихся высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
  • Воспитывать гражданина, любящего свою семью, школу, город, край.

Примерная тематика мероприятий:

  • Фестиваль военно-патриотической песни Я люблю тебя, Россия»
  • Тематический вечер «Никто не забыт, ничто не забыто».
  • Литературный вечер «А зори здесь тихие…».
  • Викторина «Я люблю тебя, Россия».
  • Конкурс рисунков «О мужестве, о доблести, о славе».
  • Конкурс рисунков «Письмо солдата».
  • Викторина к празднику День согласия и примирения «Символы России»
  • Творческий вечер «Этих дней не смолкнет слава».

МОДУЛЬ №4

ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ»

Мероприятия художественно-эстетической направленности, концертная деятельность учреждения.

Цели и задачи:

  • Повышение  художественно-эстетического вкуса обучающихся и их родителей.
  • Развитие мотивации личности к  творчеству.
  • Популяризация детского художественно-эстетического воспитания.
  • Приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры.
  • Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей и подростков через совместную деятельность.
  • Формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности.

Существует несколько видов концертов, которые мы осуществляем в своей практике.

По целевому назначению:

– текущие

– отчетные (по полугодиям и в конце года, концерты коллективов)

– праздничные (День матери, Освобождение Заполярья, Новый год, 8 марта)

– юбилейные (юбилеи коллективов, учреждения)

По месту проведения:

– стационарные (проводимые в учреждении)

– выездные (воинские части, пожарная часть, школы)

По числу участников:

– сольные (бенефисы) (концерт одного артиста)

– групповые (полубенефисы) (концерт нескольких артистов)

– коллективные (одного кружка или коллектива)

– сводные (концерт, где принимают участие все объединения)

По составу зрителей:

– для детей

- для родителей

– для ветеранов

- смешанные

По способу построения программы:

– тематический. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего.

сборные концерты (дивертисменты) Их программы лишены тематического единства, составлены из произведений разных жанров и видов искусства в исполнении представителей разных худ. коллективов.

театрализованные концерты. Они готовятся и ставятся по специально разработанному сценарию, в то время как традиционный (обычный) концерт лишь на основе составленной концертной программы.

Формы деятельности:

- Проведение отчётных концертов творческих коллективов учреждения («Музыкальная феерия», «Новогодний калейдоскоп», «Очевидное-невероятное» и др.).

- Проведение тематических концертных программ («Стиляги NEW», «В стиле диско», «Дорогим и любимым, посвящается», «День нестареющих душой», «Киношлягер» и др.).

- Организация выездных концертных программ (концерт в воинской части, концерт в пожарной части, концерты для воспитанников ДОУ и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями учащихся с целью организации воспитательного пространства в классе

Выступление на районной конференции педагогических работников "Педагогические условия реализации идеи воспитания в концепции "Наша новая школа" ....

План воспитательной работы в 10 «В» классе по программе «Организация гуманистического воспитательного пространства класса»

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях с...

Воспитатель ГБОУ Самарского областного лицея-интерната Равинская З.А. Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.

Автор делится опытом работы по организации урочной и внеурочной деятельности в старших классах в условиях областного лицея-интерната....

Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.

Опыт работы по организации воспитательного пространства и воспитательной среды обучающихся в условиях школы-интерната....

Доклад на тему: «Организация воспитательного пространства в КГКОУ ШИ №9 в условиях реализации ФГОС».

Воспитание в коррекционной школе-создание условий для развития личности ребенка....

Организация школьного воспитательного пространства через сотрудничество с родительским сообществом

Из опыта работы классного руководителя. Рассмотрено организация школьного воспитательного пространства через сотрудничество с родительским сообществом...