Организация школьного воспитательного пространства через сотрудничество с родительским сообществом
статья на тему

Оксана Юрьевна Кузина

Из опыта работы классного руководителя. Рассмотрено организация школьного воспитательного пространства через сотрудничество с родительским сообществом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация школьного воспитательного пространства через сотрудничество с родительским сообществом

На сегодняшний день я являюсь классным руководителем 11 класса. Это мой третий выпуск. Конечно, не все получалось в  первые годы. Есть трудности и сейчас.  Я выработала для себя некие правила, пути преодоления, опираясь на опыт педагогического сообщества,  привнесла свои идеи , которые позволяют  и помогают мне добиваться положительных результатов.  

Сегодня я познакомлю вас с  опытом работы в данном направлении нашей школы и своего класса

Каждое воспитательное пространство специфично, неповторимо и уникально.

Центральное положение в этом пространстве занимает личность ребенка. Вокруг него «вращается» и  на её развитии работают все педагоги школы. Но нельзя при этом не учитывать и социум. Как писал известный педагог-новатор, профессор Амонашвили, «нельзя, чтобы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе, или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремлённую воспитывающую среду».

На наш взгляд, актуальность формирования социально  воспитательного пространства диктуют негативные условия нашей современной жизни:

  • Дефицит мотиваций и как следствие - снижение уверенности в собственных силах;
  • Кризис трудовой культуры и этики;
  • Потеря ценностных и социальных ориентиров;
  • Асоциальные культуры;
  • Недостаточное стремление к здоровому стилю жизни;
  • Замещение нормального общения виртуальным.

Функция школьного воспитательного пространства – не воздействовать на личность, а взаимодействовать с ней, с целью социализации. Формируя воспитательное пространство нашей школы, мы создаём благоприятные условия для самореализации и личностного роста каждого ребенка.
В нашей школе разработана
концепция воспитательной системы на основе сложившегося позитивного опыта воспитательной работы.

Целевым ориентиром воспитательной системы школы является обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России

В современных условиях невозможно правильно решать вопросы образования без широкого вовлечения в этот процесс всех социальных институтов и, главное, без вовлечения института семьи. Образовательное учреждение при таком подходе становится воспитательным пространством жизнедеятельности детей и взрослых. Определяющую роль в создании данного пространства играет классный руководитель. Поэтому мною, как классным руководителем, разработана система работы с родителями «Слово», которая включает основные направления и современные формы сотрудничества с семьей. Такой путь развития предполагает формирование нового типа взаимодействия школы и семьи, которое характеризуется доверительными отношениями педагогов и родителей, включением родителей в воспитательный процесс как полноправных партнеров, развитием у них понимания и важности их роли в жизни ребенка. Вся атмосфера взаимодействия, общения с родителями показывает, что семья — мои союзники, и я не могу обойтись без их совета и помощи.

Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и  ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.

                                                                                        Л. Н. Толстой

Почему «Слово»?

Сотрудничество

Любовь

Открытость

Внимание

Ответственность

Привлекая родителей к сотрудничеству, я использую следующие средства:

- заинтересованность родителей в совместной жизнедеятельности с ребенком, перенесение сотрудничества по учебной работе в сферу семейных отношений;

- заинтересованность родителей внеурочной работой с учащимися с целью передачи своих знаний и опыта подрастающему поколению;

- потребность родителей в демонстрации достижений;

С целью успешной реализации взаимодействия разработала структурную модель сотрудничества классного руководителя и семьи, которая состоит из следующих блоков.

  • Информационно – аналитический.
  • Информационно – просветительский.

Способствует с позиции родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. Организуя работу с родителями, я использую разнообразные формы: родительские собрания с элементами тренинга и практикума, тематические консультации, индивидуальные собеседования. Следует выделить, что на родительских собраниях популяризировалась форма «практикум», которая помогает выработке педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, является своеобразной тренировкой педагогического мышления родителей-воспитателей.

Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение отцов и матерей по вопросам психологии и педагогики. Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой справиться не в состоянии. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей-предметников. Следует отметить, что психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий характер. Например, я убеждена, что с родителями старшеклассников необходимо поднимать не только учебные вопросы, но и проблемы взрослых: служба в армии, проблемы ранних и гражданских браков, терпимость по отношению к другим людям, национальные взаимоотношения, участие в сектах и организациях, чья деятельность идет в разрез с государственной политикой. Об этом и о многом другом необходимо говорить заранее, чтобы они спокойно могли воспринимать возникшие в будущем трудности. Для того чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, необходимо не только предлагать темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.

Одним из важных направлений  в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

В работе с родителями старшеклассников классный руководитель должен обратить внимание на те аспекты, которые позволят разъяснить родителям многие проблемы, связанные с воспитанием старшеклассников, организуя работу с учащимися старших классов, классный руководитель не должен считать, что родители должны быть в школе только по необходимости, так как его ученики уже достаточно взрослые. Однако в старших классах классному руководителю необходимо обратить внимание родителей на то, что совсем скоро их дети уйдут из школьных стен, им придется самостоятельно принимать многие решения, за которые им самим придется нести ответственность. Именно вопросы правовой и нравственной культуры, должны стать темой родительских собраний. Не менее важно готовить такие мероприятия, которые позволят родителям убедиться в том, что их дети умеют рассуждать, принимать решения, что они умны и самостоятельны.

С этой целью необходимо проводить совместные родительские собрания, встречи поколений, открытые уроки нестандартного характера. Тогда учащиеся и их родители будут учиться тратить время общения не на конфликтные ситуации, а на проверку умения быть терпимыми и любящими, решать любые спорные вопросы, уважая при этом своего выросшего ребенка, внимательно и справедливо оценивая его доводы.

  • Познавательный. 

Включает решение задач, связанных с познавательным развитием детей. Актуальными формами стали познавательные выставки, совместные творческие работы, разработка заданий городской технической олимпиады. Сотрудничество родителей с детьми и педагогом осуществляется также в период подготовки и проведения  выставок  в школьном музее. Интересно протекает сотрудничество родителей и детей в экскурсионной работе или в подготовке поездок в учреждения культуры. Родители совместно с классным руководителем определяют объект предстоящей экскурсии, выделяют основные задачи ее проведения.

  • Досуговый.

Способствует установлению более тесного эмоционального контакта между классным руководителем, родителями и детьми. Разрабатываемый материал мероприятий помогает привлекать родителей к активному участию в проведении праздничных мероприятий, изготовлении атрибутов к праздникам, конкурсам, походам. Родители выступают не в роли созерцателей, а активных участников походов, праздничных мероприятий: «О славной маме замолвите слово», «Звонкая пасха», «А ну-ка, парни!»,  «Зимние забавы», «Листая страницы учебного года…», в новогодних и спортивных мероприятиях. Ежегодно выезжаем с родителями и детьми на природу. Таким образом, родители показывают пример своим воспитанникам, принимая участие семьями в совместных мероприятиях.

  • Наглядно – информационный.

Предполагает ознакомление родителей с работой как школы, так и классного руководителя, с особенностями учебно-воспитательного процесса. Родители проявляют большой интерес к тому, как обучаются и воспитываются их дети.

С целью создания доверия и информированности мы ведем экран участия детей в творческой и интеллектуальной деятельностях. Эффективно работают и определенные традиции. Например, традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса, школы.  Огромное значение для семьи имеют благодарственные письма.

Чрезвычайно полезной формой стало ведение родительских дневников. Данную работу я начала только в этом году. Родительский дневник - это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Дневник ведет каждая семья. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому в содержание родительского собрания можно ввести следующие традиционные рубрики:

-  «Из истории воспитания детей в семье»;

-  «Великие педагоги мира»;

-  «Традиции воспитания народов мира»;

-  «Крылатые фразы о воспитании»;

-  «Азбука воспитания детей в семье»;

-  «Советуем прочесть»;

-  «Книжная полка родителей»;

-  «Обсудите вместе с ребенком»;

-  «Шкатулка мудрости»;

-  «Творческая мастерская семьи»;

  •  «Взрослые дети — взрослые проблемы»;
  •  «Документы школы об образовании»;

-  «Нововведения в образовании»;

-  «Куда пойти учиться»;

-  «Закон и порядок».

Такие рубрики позволят сделать родительское собрание необычным; рейтинг родительских собраний изменится, будет способствовать изменению взаимоотношений в лучшую сторону в системе «учитель — ученик — родитель».

Несколько лет назад появилась традиция создания классных мини-кружков, творческих мастерских, которые впоследствии перерождаются в школьные кружки. Например, «Баско» - театр, «Жар-птица» - изостудия.

Большим подспорьем в работе классного руководителя с учащимися  и их семьями  становятся клубы, членами которого являются родители и дети. В таких клубах ребята и их родители объединены общим увлечением, которое не только сплачивает взрослых и детей, но и формирует совершенно иной мир взаимоотношений между ними. 3а класс – «Клуб молодых сердец», 4 классы « Клуб молодого родителя», 6б класс – «Книголюбы», 9а класс – «Яркий лоскуток», 9 б класс «Время с пользой», 11 класс – «Наследие», «Мужской клуб»

Клубное занятие — это не просто встреча увлеченных людей; это традиции и обычаи совместного общения, это влияние на будущие поступки человека, формирование его культуры, характера. Классный руководитель должен поощрять участие родителей в клубной работе, красивой традицией класса может стать ежегодная презентация работы клуба. Это может быть маленький видеофильм, выставка работ участников клуба, клубный благотворительный аукцион и другие формы демонстрации достижений клуба родительского общения.

Таким образом, данная система работы способствует формированию воспитательного пространства в классе, в школе  и сплочению субъектов образовательного процесса.

   

 


Предварительный просмотр: