Комплексная программа организации школьного образовательного пространства "Мотив"
статья по теме

Антошкина Полина Владимировна

Комплексная модель организации школьного образовательного пространства “Мотив” представляет собой несколько образовательных направлений, объединенных единой идеей мотивации обучающихся.

Наша модель – это конструктор, в котором есть платформа – система баллов и лотов, она является одновременно и магнитом для других деталей:

  • урочная деятельность;
  • внеурочная деятельность;
  • проектная деятельность.

Эти детали есть в любом образовательном учреждении. Но мы предлагаем добавить такие, которые по одной-две можно найти в некоторых образовательных организациях РФ:

  • ОДОД;
  • летний городской лагерь;
  • выездные научные смены;
  • занимательные каникулы;
  • экспедиции и стажировки;
  • мастерские профессий;
  • фестиваль науки, творчества и профессий;
  • обучение взрослых.

А также - уникальные детали:

  • дуэль;
  • день профориентации;
  • образовательные лоты;
  • день реконструкции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_pozitivnoi_sotsializatsii.docx536.35 КБ

Предварительный просмотр:

Школа позитивной социализации: комплексная модель организации образовательного пространства «Мотив».

Вопросы «чему учить» и «чему учиться» безусловно важны сегодня, но в начале третьего тысячелетия более важными являются вопросы «зачем учить» и «зачем учиться». Сама постановка вопросов о гуманитарных смыслах образования уже несет в себе черты универсальности, всеобщности.

Образование функционирует как социальный капитал, обеспечивающий его владельцу большие или меньшие преимущества в обществе, поэтому социальная ответственность школы в том, чтобы быть образовательным и культурным центром. Стать проводником, помочь человеку войти в культурную петербургскую городскую среду. Может школа стать таким проводником? Может, если будет предоставлять качественное образование и создаст социокультурную среду. Сегодня в постоянно изменяющемся образовательном пространстве качество образования петербургская школа дает, так как учит непрерывному образованию, выстраивает индивидуальные траектории. Учитель сегодня – помощник, выстраивающий индивидуальные образовательные маршруты для каждого. Поэтому петербургская школа – это эффективная школа, школа устойчивого развития.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Президентом Российской Федерации выдвинуты современные требования к школе, в которых важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

В нашей школе создана комплексная модель организации школьного образовательного пространства “Мотив”, которая представляет собой несколько образовательных направлений, объединенных единой идеей мотивации обучающихся. Под мотивом понимается внутренняя позиция личности. Одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность мотивов, то, ради чего учится ребёнок, что побуждает его учиться. Мы задались целью создать единую комплексную универсальную модель организации обучения на основе системы мотивационных баллов и лотов, которая способствует повышению уровня учебной мотивации школьников. Мы специально подчеркиваем здесь три слова: единая, комплексная и универсальная,- поскольку она учитывает все аспекты, организовывает пространство для всех видов деятельности в школе, и что немаловажно, эта модель универсальна, и может быть реализована в любом образовательном учреждении.

Комплексная модель организации школьного образовательного пространства “Мотив” представляет собой несколько образовательных направлений, объединенных единой идеей мотивации обучающихся (схема 1).

Наша модель – это конструктор, в котором есть платформа – система баллов и лотов, она является одновременно и магнитом для других деталей:

  • урочная деятельность;
  • внеурочная деятельность;
  • проектная деятельность.

Эти детали есть в любом образовательном учреждении. Но мы предлагаем добавить такие, которые по одной-две можно найти в некоторых образовательных организациях РФ:

  • ОДОД;
  • летний городской лагерь;
  • выездные научные смены;
  • занимательные каникулы;
  • экспедиции и стажировки;
  • мастерские профессий;
  • фестиваль науки, творчества и профессий;
  • обучение взрослых.

А также - уникальные детали:

  • дуэль;
  • день профориентации;
  • образовательные лоты;
  • день реконструкции.

Схема 1

Комплексная модель организации школьного образовательного пространства

/Volumes/SAMSUNG-1/376/статья об инновационной деятельности/модель Мотив Общая.jpg

Участие и успехи в тех или иных направлениях имеют систему поощрений, выраженных в баллах. Баллы фиксируются в зачетную книжку ученика «Золотой Пересвет» (ЗКУ), их можно обменять двумя способами:

  • индивидуально в течение всего учебного года,
  • учебными коллективами во время аукционов.

Индивидуально каждый ученик может потратить баллы на некоторые образовательные цели:

  • дополнительная консультация по предмету,
  • дополнительное время пользования компьютером в библиотеке,
  • консультация профессионала для дуэли,
  • личная полоса в школьном журнале,
  • минута эфирного времени на школьном радио,
  • использование школьной лаборатории,
  • участие в каникулярных научных и творческих сменах.

Система баллов является основным инструментом мотивации.

Баллы не просто копятся, они «работают» в течении учебного года.

Общая схема функционирования модели (схема 2):

  1. обучающийся принимает участие в нескольких мероприятиях по любым направлениям,
  2. в личной зачетной книжке фиксируются баллы за успехи или же просто участие,
  3. в конце четверти учебный коллектив решает (каждый по-своему), какую сумму баллов они готовы потратить на аукционе,
  4. проводятся аукционы по возрастным категориям, на которых разыгрывается (по аукционному принципу) несколько лотов,
  5. в течении следующей четверти происходит реализация лотов, в это время обучающиеся продолжают зарабатывать баллы,
  6. в течение всего цикла баллы так же можно потратить индивидуально.

Схема 2

Функционирование модели

/Volumes/SAMSUNG-1/376/статья об инновационной деятельности/модель Мотив Общая функционирование.jpg

Система мотивирующих баллов:

Баллы делятся на:

  • личные баллы (фиксируются в ЗКУ)
  • баллы класса (фиксируются в зачетной книжке класса ЗКК)

Личные баллы можно получить за:

Деятельность

Количество баллов

Роль в школьном самоуправлении

30 в месяц

Школьный этап конкурса, акции, олимпиады участник/призёр/победитель

5/10/15

Районный этап конкурса, акции, олимпиады участник/призёр/победитель

10/20/30

Городской этап конкурса, акции, олимпиады участник/призёр/победитель

20/40/60

Участие в составе проектной группы (за каждое посещение)

5

Четвертные отметки  (кол-во четверок*4, кол-во пятёрок*5)

сумма

Организация и проведение школьного мероприятия

30

Участие в заседании Большого Совета Пересвета (за каждое заседание)

5

Посещение занятия в секции или кружке

1

Публичная защита проекта в школе/районе/городе

20/40/60

Посещение театра, музея или выставки с классом/с родителями/организация

5/8/15

Сдача норм ГТО

50

Баллы класса можно получить за:

Участник

Призер

Победитель

Организатор

10-30% учащихся класса

25

35

50

75

31-50% учащихся класса

35

50

70

100

51-80% учащихся класса

45

60

90

120

>80% учащихся класса

60

80

100

150

В конце четверти

Количество хорошистов *10

Складываем

Количество отличников *20

Баллы можно потратить на:

Ярмарка:

Коллективные или индивидуальные опции

Количество за четверть

Количество баллов

Час настольных игр

3

150

Планетарий

3

300

Занятие в бассейне

3

300

Занятие на гончарном круге

3

300

Занятие в песочной лаборатории

3

300

Час аренды квадрокоптера

3

300

Постоянные опции:

Коллективные или индивидуальные опции

Количество баллов

Аренда лаборатории/30 минут

60

Полоса в школьной газете

50

Эфир на школьном радио/минута

20

Школьные инфозоны/день

50

Аренда спортивного зала/час

60

Аренда тренажерного зала/час

60

Аренда актового зала/час

60

Дополнительная консультация учителя/30 минут

30

Аренда компьютера вне уроков и домзадания/30 минут

15

Аренда теннисного стола/15 минут

15

Аренда футбольного поля/час

60

Штрафы:

Количество баллов

Штрафы

-1/-2/-3 и так далее

Опоздание (зафиксированное в электронном журнале)

-1/-2/-3 и так далее

Замечание (зафиксированное в школьном дневнике)

Аукцион:

Для поддержания мотивации учащихся в накоплении баллов существует цикл аукционов, на которых учебные коллективы могут обменять свои баллы на различные лоты.

При этом лоты представляют собой систему образовательных и развивающих мероприятий.

  • Мастер-класс «Мыльные пузыри».
  • Форум с учителями.
  • Кинофорум.
  • Мастер-класс по 3D открыткам.
  • Костюмированный (для класса) день (карнавал с общешкольным голосованием).
  • Мастер-класс «Беспроигрышные стратегии в играх».
  • Мастер-класс «Математические фокусы».
  • Аква-Грим.
  • Мастер-класс по созданию анимационного фильма.
  • Встречи с интересными людьми.
  • 100 вопросов учителю.
  • Мастер-класс «Объемные маски».
  • Научные опыты в домашних условиях.
  • Дебаты «ИлиТо».
  • Настольные дуэли.
  • Интеллектуальное казино.
  • Стратегическая игра «Шакал».
  • «Настоящий крокодил».
  • Мастер-класс по созданию специального репортажа.
  • Мастер-класс «Рисунки на песке».
  • Квест «Дневной дозор»
  • Игры на английском
  • Мастер-класс «Гончарное дело».
  • Мастер-класс «Другое электричество».
  • Лот выходного дня.
  • Мастер-класс «Геометрическая оптика».
  • Мастер-класс «Экознайка».
  • Мастер-класс «3D моделирование».
  • Мастер-класс по радиоэлектронике.
  • Профессиональная запись гимна класса.
  • Мастер-класс по актерскому мастерству.
  • Мастер-класс по сценической речи.
  • Посещение планетария+лекция.
  • Создание картонных скульптур.
  • Изобретение собственного конструктора.
  • и т.д. (список постоянно пополняется).

В процессе реализации выяснилось, что модель «Мотив», в которой основной идеей является создание мотивирующей среды, не может быть замкнута только на личности ученика или классного коллектива. Мы поняли, что по такому же принципу можем создать благоприятные условия для работы учителям. Так что «Мотив» - в том числе и управленческое решение.

Очевидно, что очень важно, чтобы профессиональный стандарт не остался метафорой, а стал инструментом профессионального развития педагогического коллектива, представляющим осознанные регламенты и основополагающие правила. Но эти регламенты не должны быть внешними требованиями, а должны быть внутренними стимулами развития каждой школы. Для этого учителям необходимо принимать участие в разработке последних. Роль директора заключается в том, чтобы внутренние регламенты школы не противоречили законодательству Российской Федерации и соответствовали индивидуальности образовательного учреждения. Для этого школе нужна единая команда. В нашей школе создана команда единомышленников, которая напоминает героев романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир», где его любимые герои одни жили «умом ума», а другие – «умом сердца». Есть сегодня современный тренд – распределенное лидерство. В нашей команде каждый может проявить индивидуальность, заняв лидирующую позицию – это не возбраняется, а приветствуется. Поэтому единая команда не препятствует, а способствует профессионализму каждого.

И для того, чтобы регламентировать творческую деятельность, мы разработали зачетную книжку педагога «Золотой Перествет».

Зачетная книжка педагога «Золотой Пересвет» (ЗКП) - основа для программы самостоятельной деятельности педагога, направленной на профессиональное самосовершенствование.

        ЗКП - документ, позволяющий накапливать и тратить в течение учебного года баллы.

        ЗКП - основой начисления стимулирующих баллов (подкрепляется документами и грамотами).

Задачи Школы в области профессионального совершенствования педагогов:

  • Разработка и внедрение ЗКП, как системы обучения, включающей выявление потребности в обучении, планирование и бюджетирование, организацию обучения и контроль его результативности;
  • Построение обучения в соответствии со спецификой Школы;
  • Формирование стандартов обучения;
  • Включение существующего опыта, знаний, эффективных методов организации труда в процессе обучения педагогов;
  • Развитие педагогов в процессе обучения: формирование института наставничества, развитие управленческого резерва, повышения уровня корпоративной культуры;
  • Мотивация сотрудников к повышению эффективности работы.

Содержание зачетной книжки педагога «Золотой Пересвет» (ЗКП):

  1. Учет рабочего времени педагога:

Виды деятельности

Количество часов в неделю

Педагогическая нагрузка по преподаванию предмета

Ведение учебной документации

Консультации по предмету

Кружки, практикумы по предмету

Руководство лабораторией научного общества учащихся

Заведование кабинетом

Классное руководство

Кураторство одного из направлений деятельности

Методическая работа

Участие в экспериментальной деятельности

Проверка тетрадей

Подготовка к занятиям

Стоит помнить, что общая нагрузка педагога при одной ставке равна 36 часам (18 часов аудиторная и 18 часов внеаудиторная нагрузка), и при увеличении ставки внеаудиторная нагрузка остается неизменной.

  1. Совместный заказ на обучение в течение учебного года.

виды и формы деятельности

заказ администрации

самозаказ (конкртеные действия по каждому пункту)

Итоги (по полугодиям)

Совершенствование образовательного процесса по предмету.

Внедрение технологии «Интегративное построение системы учебных занятий».

Совершенствование внеурочной деятельности по предмету.

Освоение технологии социально-ориентированных практикумов по предмету.

ВУД (факультативы, элективные курсы., кружки и т.д.)

Отработка технологии «безотметочного» преподавания факультативных и элективных курсов.

Индивидуально-групповые консультации по предмету.

Овладение приёмом взаимного консультирования.

Руководство проектной группой

Одна проектная группа (участие в научной конференции и в фестивале науки и творчества)

Индивидуальная помощь учащимся, имеющим проблемы в изучении предмета

Обозначаются конкретные фамилии школьников, которым учитель обязан оказать индивидуальную помощь.

Передача опыта.

Проведение минимум трех открытых мероприятий в год.

Курсы повышения квалификации

Минимум 36 часов в год

Формирование мотивирующей среды образовательного учреждения

Проведение минимум одного занятия  в рамках программы «Мотив»

Создание ресурсного центра по предмету

Пополнение методической копилки кабинета

Состоит из заказа администрации на профессиональное совершенствование педагога и из самозаказа. Заполняется перед началом учебного года. В конце каждого полугодие совместно с модератором повышения квалификации педагогов проводится собеседование на предмет реализации пунктов заказа администрации и самозаказа, корректировка планов и диагностика успешности.

  1. График открытых занятий. В течение всего учебного года необходимо провести не менее двух открытых занятий по предмету. В ЗКП заполняется следующая таблица:

дата

Форма занятия

Тема занятия

Кто приглашен

Возраст группы

  1. Памятка по обобщению опыта.
  2. Карта онлайн обучения представляет собой список интернет-ресурсов для самостоятельного повышения квалификации.

Баллы Зачетной книжки педагога

В процессе работы каждый педагог Школы имеет право накапливать баллы в собственную зачетную книжку. Баллы можно получить за:

деятельность

максимально количество баллов

Воспитательная деятельность с обучающимися по предмету

5 баллов*на процент привлеченных детей

Проведение мероприятий в рамках программы «Мотив»

5 баллов за каждое мероприятие

Курсы повышения квалификации, семинары, конференции

= количество часов разделить на 12

Разработка программ внеурочной деятельности

до 5 баллов за каждую разработку

Участие в методической, научно-исследовательской работе (школьного, районного, городского, федерального уровня)

3/5/7/10 баллов за каждую публикацию

Распространение педагогического опыта (школьный, районный, городской, федеральный уровень)

3/5/7/10 баллов за каждое мероприятие

Работа по привлечению обучающихся к научно-исследовательской деятельности

5 баллов*на процент привлеченных детей

Индивидуальная работа со способными детьми

1 балл *количество учащихся с +динамикой

Индивидуальная помощь учащимся, имеющим проблемы в изучении предмета

1 балл *количество учащихся с +динамикой

Результативность учебной деятельности на основе независимой оценки

20 баллов*процент учащихся с оценкой выше средней

Проверка тетрадей

максимум 20 баллов

Наличие учеников призеров-победителей школьного/районного/городского/федерального уровней конкурсов и олимпиад

1-3/3-10/10-20/20-30 за каждого ученика

Динамика учебной успешности

10 баллов*процент обучающихся, повысивших свой балл

Взаимозаменяемость (замещение, выход в методический день, выход в случае производственной необходимости)

2/5/10 за каждый выход

Работа с документацией строгой отчетности

максимум 10 баллов

Исполнительская дисциплина

максимум 10 баллов

Участие во внеурочной деятельности не по предмету и за рамками функционала классного руководителя

3 балла*каждое участие

Уровень верхней планки освоения обучающимися учебных программ

15 баллов*процент хорошистов

В течение всего учебного года, при желании, баллы, накопленные в Зачетной книжке Педагога можно обменять на:

Опции

Количество баллов

Отгул (в каникулярное время)

50

Тренажерный зал (дополнительное время)

5

Занятие в бассейне (дополнительное время)

5

Занятие на гончарном круге

5

Занятие в песочной лаборатории

5

Час в сенсорной комнате

5

Час аренды квадрокоптера

5

Сеанс в планетарии

5

Премия имени руководителя

На основе рейтинга

Дополнительные семинары по выбору педагога

30

Командировка/стажировка

200

Дополнительные курсы повышения квалификации по выбору педагога

100

Использование школьной фото- и печатной лаборатории

15

Содержание ЗКП формируется в течение года в процессе комплексной работы:

  • Изучение профессионального стандарта педагога на педагогических советах, в методических объединениях
  • Выявление специфики образовательного учреждения на педагогических советах, в методических объединениях
  • Выявление пунктов дополнительного стимулирования педагогов, в которых педагог может развиваться сам и тем самым способствовать развитию образовательного учреждения.
  • Формирование списка действий, за которые могут быть получены баллы, системы баллов
  • Создание проекта ЗКП
  • Утверждение ЗКП на педагогическом совете
  • Апробация ЗКП в течение следующего учебного года
  • Мониторинг эффективности методики «ЗКП» повышения квалификации педагогов
  • Проведение педагогического совета с целью анализа и совершенствования содержания ЗКП

Мы уверены, что эта модель будет двигать образование вперёд. Уже сейчас это происходит в нашем образовательном учреждении. Программа «Мотив» сумела не только объединить образовательный и воспитательный процессы, благодаря ей, мы создали пространство для индивидуального развития каждого участника образовательного процесса: для учеников, их родителей и учителей. Мы постоянно совершенствуем эту идею, и каждый год, помимо уже традиционных механизмов и мероприятий, создаем новые. Каждый ученик школы, каждый учебный коллектив и каждый учитель имеют зачетную книжку, которая, с одной стороны, лишь инструмент функционирования модели, а с другой – настоящая карта достижений. Зачетная книжка позволяет не только собирать баллы, тратить их на образовательные опции индивидуально или  образовательные лоты классами, она еще и реально отражает успех каждого в течение учебного года, позволяет проследить динамику развития и интересов.

Программа «Мотив» развивается и совершенствуется вместе с нами. Мы успешно реализуем ее в своей школе и с удовольствием делимся наработками с другими образовательными учреждениями. Потому что уверены, что единое образовательное пространство может быть создано не только в рамках одной школы, а целого района и даже города.

Список литературы:

  1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента / Л. Н. Алексеева // Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.
  2. Асеев,  В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев // Просвещение. – 1976.  – с. 375.
  3. Бычков, А. В. Инновационная культура / А. В. Бычков // Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83.
  4. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т. Х. Дебердеева // Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.
  5. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова [Электронный ресурс] // Психология [сайт]. – Режим доступа: URL: http://psymania.info/raznoe/307.php. - 27.03.2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа организации отдыха детей С А М Г Р А Д

Созданная программа получила рецензия в ГАОУ ДПО "СарИПКиПРО"...

"Дом в лесу"(социокультурная модель -программа организации школьных каникул в учреждении дополнительного образования)

В работе даётся описание опыта работы по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Республике Хакасия, в том числе, профильных смен для одарённых и социально активных ш...

"Дом в лесу"(социокультурная модель -программа организации школьных каникул в учреждении дополнительного образования)

В работе даётся описание опыта работы по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Республике Хакасия, в том числе, профильных смен для одарённых и социально активных ш...

комплексная программа "Экологизация школьного образования"

Важность экологического образования в современном мире переоценить невозможно. современный человек в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. главная цель программы: ...

Справка об участии педагога в реализации комплексной программы воспитательной работы образовательного учреждения

За время педагогической деятельности в МБУОШИ «Сеяхинской ШИС(П)ОО» Оджигаева О.Б. 2 года является классным руководителем. В 2013-2014 учебном году Оджигаева...

Авторская программа "Организация оздоровительно образовательных мероприятий в период летних каникул" УЛУСНЫЙ ЛАГЕРЬ «САЙДЫС» (ЦЕНТР КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ)

Наше государство осознало необходимость целей, ориентированных на личность и ее саморазвитие. Одной из основных задач социально-культурного становления детей и подростков в современном обществе являет...