Сотрудничество и взаимодействие замещающей семьи с социальным окружением, родительским сообществом, как фактор успешной адаптации приемного ребенка в семье.
консультация

В материале освещается проблема адаптации приемных детей в замещающих семьях. Рассматриваются построения взаимодействияи детей данной категории в приемной семье и школе, в родительском сообществе. В статье указываются факторы, которые способствуют  успешной социализации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в принимающей семье и образовательной организации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Центр СемьЯ                                                               Г(О)БУ Центр «СемьЯ» г. Липецк,

социальный педагог

 Афанасьева Светлана Евгеньевна

Сотрудничество и взаимодействие замещающей семьи с социальным окружением, родительским сообществом, как фактор успешной адаптации приемного ребенка в семье.

         

          Очевидно, что успешность адаптации ребенка в приемной семье зависит не только от степени подготовки приемных родителей, мотивов побудивших взять ребенка, стилей семейного воспитания, психолого-педагогического сопровождения приемной семьи, но и от отношения социального окружения семьи: близких родственников, знакомых, соседей, педагогов, медицинских работников к факту принятия ребенка. Часто социальное окружение к приемным детям относится неоднозначно или даже негативно, выступая категорически против приема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи, мотивируя это тем, что все эти дети с плохой наследственностью и в будущем повторят судьбу своих родителей.

          Соседи, приглядываясь к приемной семье, ищут каких-либо срывов в отношении принятого ребенка, они прислушиваются к звукам в соседней квартире, при любой возможности спрашивают у «бедной сиротки» не обижают ли его в семье, не заставляют ли его там работать, хорошо ли кормят и т.д. И если им кажется что-то подозрительным, начинают звонить во все инстанции и требовать: «Возьмите у них ребенка, ему там плохо». И тем самым они не помогают ребенку, а наоборот, еще больше усугубляют то непростое положение, в котором находится приемная семья.

Конечно, есть случаи и жестокого обращения с приемными детьми в семьях, но безосновательно обвинять, ни в чем неповинных людей - дело никчемное. Наше население беспокоит один вопрос: не из-за денег ли взяли сироту? Бытует мнение, что если приемные родители получают пособие и денежное вознаграждение, значит, присутствует корысть.

          К сожалению, такое же негативное отношение к приемным родителям и их детям присутствует и у некоторых специалистов детских садов, общеобразовательных школ, поликлиник. Какая-то настороженность, недоверие сквозит при общении со специалистами этих учреждений. Это связано с тем, что приемные дети, в силу их личностных особенностей, доставляют много проблем при их обучении и воспитании. Большинство специалистов не хотят или не могут справляться с данной группой детей и поэтому ими придумывается масса причин, чтобы отгородиться от такой семьи и ее приемных детей, зачастую родителям прямо говорят: «Зачем Вы приняли в семью этого ребенка, забирайте его, он не справляется с учебной программой, поведение его невыносимо».

          Конечно, такая «поддержка» социального окружения приемной семьи сказывается, на детях и они начинают, показывать себя не с лучшей стороны: не хотят учиться, грубят, дерутся, взрослых не слушают, со своими сверстниками не находят взаимопонимания. В такой ситуации трудно и детям, и семьям, и окружающим. И вместо того, чтобы помочь семье и ребенку, все убеждают родителей в том, чтобы они отдали его назад в интернатное учреждение.

          В образовательных организациях педагоги и воспитатели, зачастую, немного знают о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. В основном, все они усвоили одно, что им надо помогать материально, но жить они должны в школах-интернатах и детских домах.

         Некоторые учителя, родители, воспитатели открыто заявляют приемным родителям о своем несогласии совместного обучения их кровных детей с приемными. Другие же предпочитают действовать скрыто, настраивая родителей и детей против приемных детей.

Фактором, влияющим на успешную адаптацию ребенка в приемной семье, является складывающиеся отношения между приемными родителями и специалистами, оказывающими помощь в воспитании, обучении и коррекции поведения детей.

          Необходимость сотрудничества приемной семьи со специалистами службы сопровождения очевидна. Приемным родителям необходимо учитывать, что возникающие проблемы с ребенком требуют немедленного вмешательства специалистов. В случае замалчивания данных проблем, они будут усугубляться, что приведет к кризису в отношениях между семьей и ребенком, а это, в свою очередь, может повлечь возврат ребенка в государственное учреждение. Поэтому, в целях успешной адаптации приемных детей в семьях родителям надо не искать виноватых, обвиняя во всех «грехах» учреждение, из которого был взят ребенок, не воспринимать болезненно и с обидой вопросы специалистов, а принимать ту помощь,  которую они предлагают, направленную на интеграцию ребенка в данную семью. Только сотрудничество на равных условиях приемных родителей и специалистов, поможет достигнуть успеха в трудном деле воспитания приемного ребенка.

          Одной из важных составляющих эффективности адаптации ребенка является микроклимат внутри приемной семьи. Семья должна быть единой, крепкой, объединяющей всех членов общими интересами и устоями, и определяющая роль в этом принадлежит взрослым членам семьи, в первую очередь, родителям. Зачастую к приемным детям родители предъявляют завышенные требования. Вместо того чтобы адаптировать ребенка к жизни в семье, они начинают их учить писать, считать, читать, часто не обращая внимания на эмоциональную сторону их взаимоотношений с ребенком.    Необходимо чаще стараться приласкать, погладить, поцеловать, лишний раз поговорить, они все что-то от него требуют, избегать таких высказываний: «Не будешь слушаться – отдам назад». Такое отношение со стороны родителей вызывает у ребенка протест и желание вернуться в детский дом.

          Родителям не следует ждать от детей благодарности, привязанности к ним. Ребенку еще нужно время, чтобы убедиться, что новая семья его не предаст, как когда-то предали кровные родственники, поэтому он испытывает своих приемных родителей на прочность, на любовь. Если приемные родители начинают терять терпение, ребенок готов уйти. «Значит, - думает он, - я им не нужен». Взрослые в этой ситуации думают иначе: «Гены, наследственность, кровные родители - другими дети быть не могут». Как бы чувствуя такое отношение со стороны членов приемной семьи, дети «пускаются во все тяжкие»: начинают убегать из дома, воровать, проявляют агрессивность во всех своих поступках, нежелание учиться и многое другое. Поэтому, для приемных родителей важно иметь большое терпение и уважение по отношению к чувствам и поступкам приемных детей.

          Родителям не стоит торопиться,  нужно делать все осторожно, не надо оживлять еще не заживленные детские души, все будет хорошо, если Вы придете к полному взаимопониманию. Общение с ребенком, уважение его как личности, его чувств, его переживаний, ни в коем случае упоминаний плохо о его кровной семье, его родителях, следить за своей речью, ее интонацией, положительными и отрицательными откликами на поведение ребенка дают в свое время положительные плоды.

          Особое место в создании имиджа приемной семьи играют средства массовой информации. Не стоит однобоко освещать проблему жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, часто вынося на суд общественности только отрицательные моменты из жизни приемных семей, раздувая факты жестокого обращения к детям именно в этих семьях. В результате, у обывателей складывается впечатление, что приемные родители - это люди, которые заинтересованы только в своей личной выгоде, а не в детях. Да, такие случаи есть, но их единицы, в основном приемные родители имеют активную жизненную позицию, понимают проблемы детей-сирот.

          Позитивная информация  в средствах массовой информации о приемных семьях, подчеркивает актуальность и важность этой проблемы, и всячески поддерживает тех граждан, которые стали заниматься такими детьми, освещая всю сложность и нужность такого благородного дела.

По результатам исследований были выделены наиболее существенные факторы успешной социальной адаптации приемной семьи.

  • Поддержка социального окружения (членов семьи, ближайших родственников, друзей, коллег). Социальное окружение не только морально поддерживает приемных родителей, приветствуя их решение принять ребенка в семью, но и помогает им действенно.
  • Материальный достаток семьи, включает в себя не только хороший заработок, но и благополучные условия жизни.
  • Социальные характеристики ребенка, а именно – наличие «положительного семейного опыта», когда ребенок помнит родителя, родителей (даже ведущих «девиантный» образ жизни), знает основы семейных ролей.
  • Более юный возраст приемного ребенка, когда еще можно многому обучить.
  • Поддержка со стороны государственных структур.

          Родителям и гражданскому сообществу необходимо знать и помнить:

- изоляция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от семьи, сверстников, социального окружения недопустима, она послужит только тому, что став взрослыми, эти дети будут чувствовать себя изгоями, не смогут адаптироваться и стать полноправными членами общества;

- период адаптации детей-сирот в приемных семьях довольно сложен и труден, как для детей, так и для приемных родителей, и если он будет осложняться недоброжелательным отношением со стороны социального окружения, то это повлечет увеличение количества возвратов детей в государственные учреждения;

- к приему ребенка в семью должны быть подготовлены не только приемные родители, но и то социальное окружение, которое будет вокруг ребенка, в особенности воспитатели, учителя, которые будут непосредственно работать с ним;

- приемным родителям необходимо стремиться к пониманию личностных особенностей и проблем таких детей и своим поведением не усугублять их;

- специалистам, сопровождающим приемную семью, уделять как можно больше внимания работе с социальным окружением семьи на предмет их осознанности данной проблемы и понимания каждого ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации;

- сотрудничество приемных родителей со специалистами крайне необходимо и оно должно осуществляться на протяжении всего времени проживания ребенка в семье, между ними должны установиться доверительные отношения, которые помогут детям адаптироваться к жизни в нормальных условиях.

Всем нам взрослым следует помнить о том, что все эти дети, перенесшие жизненные невзгоды, станут взрослыми, выйдут в самостоятельную жизнь и небезразлично всем какими они будут в той жизни: озлобленными на весь свет либо признательными за то, что им сделали взрослые люди в их прежней жизни.

          Решение взять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей – нелегкий и очень ответственный шаг. Люди делают этот шаг под влиянием очень разных обстоятельств. Это может быть желание стать родителем и подарить свою любовь и заботу маленькому человеку, или желание помочь конкретному лишенному родительской ласки ребенку обрести семью. В любом случае, это решение достойно уважения. Главное, прежде чем идти дальше, задумайтесь еще раз, насколько вы готовы к появлению нового человека в вашей семье, действительно ли это именно то, что вам нужно? Если же вы уверены в правильности своего решения стать приемным родителем, то смело вступайте на этот путь и не бойтесь никаких препятствий и трудностей.

          Главное - приемным родителям разобраться в своих чувствах и чувствах ребенка, найти правильные слова, не наделать ошибок, создать из боли - любовь, из внутреннего разлада - гармонию. Это требует смелости, честности, мудрости, но не надо думать, что это задача для сверх людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка в семье как социально-психологическое явление.

Сущность и истоки жестокого обращения с ребенком в семье, формы его проявления и индикаторы домашнего насилия. Последствия домашнего насилия для развития ребенка: физического, психологического, сексуа...

Особенности воспитания приемного ребенка в семье

Целью данного занятия является познакомить замещающих  родителей с особенностями приемных детей и помочь осознать собственные возможные трудности в построении контакта с приемным  ребе...

«Социально-правовая поддержка детей дошкольного возраста в особой социальной ситуации развития как условие для успешной адаптации, позитивной социализации и последующей интеграции в общество»

В рамках Республиканского семинара "Комплексное взаимодействие специалистов по содействию социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях интернатного учреждения", который был проведен на нашей базе, пред...

Факторы успешной адаптации детей-инофонов в образовательном пространстве.

В материале описаны основные трудности, возникающие в процессе обучения детей мигрантов  в общеобразовательной школе, рассматриваются факторы, влияющие на процесс их адаптации....

Взаимодействие семьи и школы как фактор успешной социализации ребенка

Выступление на МО классных руководителей 2018-2019 уч.года...

Особенности построения детско-родительских отношений в подростковом возрасте и благополучие ребенка в семье

Одна из важных сфер отношений подростков - отношения с взрослыми, прежде всего, с  родителями.Семья является ближайшим социальным окружением ребенка и играет в воспитании детей основную, долговре...