Воспитатель ГБОУ Самарского областного лицея-интерната Равинская З.А. Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.
статья (11 класс) на тему

Васильева Алевтина Сергеевна

Автор делится опытом работы по организации урочной и внеурочной деятельности в старших классах в условиях областного лицея-интерната.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnoe_prostranstvodokument_microsoft_office_word.docx35.67 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель ГБОУ Самарского областного лицея-интерната Равинская З.А.

Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.

В социально-педагогических исследованиях категория «пространство» активно начала использоваться только в начале 90-х годов.

Воспитательное пространство рассматривается как специально организованная педагогами совместно с детьми «среда в среде» (Л.И. Новикова).

 Наверное, потому, что я уже двадцать лет работаю в лицее-интернате, в котором дети фактически живут, мне хорошо понятна такая формулировка. Действительно от того, как организуется урочное и  внеурочное пространство, какими событиями оно наполняется, и какая царит общая атмосфера в лицее, зависит, как будет формироваться личность обучающегося и какой он будет выпускник.

 Но мне, всегда была не понятна формулировка «приоритетное направление». Может быть, потому что я всегда работала в профильной школе, а  моя собственная дочь училась на художественном отделении с первого класса, я знаю, что у таких ребят, практически нет свободного времени. Если ребенок с 8.30 до 16.00 занимается общеобразовательными и профильными предметами, а еще участвует в конкурсах или олимпиадах, выставках или соревнованиях, то, я считаю, у него уже выбрано приоритетное направление. Другое дело, что нужно оказать ему помощь в организации свободного времени так, чтобы ребенок, с удовольствием, подчеркиваю, с удовольствием знакомился с другими направлениями деятельности. А уж о гражданственно-патриотическое и нравственное воспитание должны присутствовать не как направления, а как обязательное условие создания воспитательной среды и всей урочной и внеурочной  деятельности школьного коллектива.

Конечно, если ребенок не имеет серьезного увлечения или занятия необходимо приложить максимум усилий, чтобы понять, в какой области деятельности смогут наиболее раскрыться его таланты - это был бы самый идеальный вариант. Кто читал книгу или смотрел экранизацию по книге Бориса Акунина «Азазель», тот поймет, что я имею в виду. Но, как реалист, я понимаю, что наши возможности все-таки ограничены. Чаще всего ребята начинают заниматься тем, что их задело и заинтересовало,  если на пути у них появился человек, сумевший увлечь чем-либо, или случилось какое-то событие, ставшее решающим в выборе профессиональной деятельности или приобретения хобби, играющего важную роль в жизни человека. Замечательно, если то, чем они увлечены не только интересно самим ребятам, но  имеет полезную направленность и для них самих, и для общества. И опять же, из военно-патриотического направления выделяют что-то более конкретное. Например: изучают крупные сражения, играют в ролевые игры, где восстанавливают исторические события до мельчайших подробностей, занимаются поисковой работой и т.д.

 В Советском Союзе вся система государства была военно-патриотическая, а уж все, что касалось нарушения «облико- морале» советского человека, так это было чуждое для нас явление. В 90-е годы двадцатого столетия, когда понятия: « патриот, гражданин»  утратили свою ценность в нашем обществе, и  надо было предпринять хоть какие-то меры, чтобы они не потерялись совсем, поэтому, наверное, их и выделяли в приоритетные направления. Но в последние годы, правительством России и всем сообществом, предпринимается все возможное  для поднятия и укрепления патриотического духа и нравственного начала граждан. Меняются взгляды, взаимоотношения, приоритеты.

 Очень радуют новые стандарты в образовании и отношение к воспитанию подрастающего поколения. В основу, которого легли: закрепление нравственного начала, патриотизм, социализация.

«ФГОС  ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (портрет выпускника основной школы). Наиболее системно и последовательно указанные ценности могут воспитываться укладом школьной жизни». А дальше говорится о необходимости обеспечения «духовно-нравственного развития обучающихся, в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».

Хочу поделиться опытом организации единства урочной и внеурочной деятельности в нашем лицее. Например: к 200- летию победы в Отечественной войне 1812 года был разработан проект «Помнит вся Россия про день Бородино?». Среди учащихся был проведен опрос, результат которого показал: снижение интереса к истории вообще и, к истории Отечества; слабые знания о ходе войны; участниках войны; проявления патриотизма и героизма русского народа; последствиях войны, влияние победы в Отечественной войне 1812 года на дальнейшие исторические события.

Исходя из результатов опроса и руководствуясь учебным планом преподавателями, воспитателями, ребятами, с согласия администрации лицея, была разработана единая программа всестороннего изучения событий Отечественной войны 1812 года. Как это возможно? Изучая планы укреплений противника, статистику потерь воюющих сторон, снабжение армий, процентный состав «Великой Армии» на математике ребята освоили функции, свойства и графики, а еще, дополнительно, каждый подготовил свой личный проект, используя математические понятия об одном из сражений в ходе отечественной войны. Вычисляя дальность полета и сравнительные характеристики оружия, повторили физический закон о движение под действием силы тяжести. Рассмотрев рацион питания солдат двух армий, познакомились с обменом веществ и т.д.

Во время внеурочной деятельности, девятиклассники, участники программы, совместно с воспитателями разрабатывали и проводили конкурс кроссвордов, подготовили выставку, в которую вошли три раздела: батальные сцены, портреты участников Отечественной войны 1812 года и сатира в годы войны. По этой выставке ребята подготовили экскурсоводов и провели ознакомительные экскурсии для остальных учащихся лицея.

Вечерами, в гостинице ребята с большим увлечением смотрели документальный фильм, подготовленный первым каналом к юбилею Отечественной войны 1812 года.

Работа над проектом длилась четыре месяца. Кроме уже названных мероприятий, ребята подготовили семь презентаций по темам:

«Франция и Россия накануне войны» (политический строй государств, внешняя и внутренняя политика, экономическое положение и взаимоотношения держав); «Наполеон и Александр» (характеры, политические взгляды, взаимоотношения) и другие. В декабре был проведен просмотр и обсуждение презентаций, к этому времени был собран большой информационно-аналитический материал, презентации получились многогранными и их обсуждения прошли живо и интересно. Наибольшее одобрение получили презентация «Две войны - две победы», где была проведена аналогия между двумя войнами Отечественной войной 1812 года и Великой Отечественной войной 1941 – 1945 годов.

Завершился проект публичной защитой, на котором присутствовали участники проекта, администрация, преподаватели, сотрудники лицея и все желающие.

Только одна задумка проекта не была осуществлена – это бал, в костюмах той эпохи, из романа Л. Толстого «Война и мир», на котором герои обсуждают события и личность Наполеона. Слишком много времени и усилий пришлось бы на это затратить, а было очень много других важных и неотложных дел.

В результате проекта ребята:

- используя  разнообразные приемы и формы деятельности, всесторонне изучили материалы по Отечественной войне 1812 года;

- появился интерес к изучению Всемирной истории и истории Отечества, и понимания необходимости знания хода исторических событий для развития общества и определение своей жизненной позиции;

- работа над проектом внесла свой вклад в формирование чувство гордости за героическое прошлое страны, народа и гражданской ответственности;

- ребята получили навыки поиска и систематизации необходимой информации;

- навыки индивидуальной, групповой работы;

- возможность проявить творческие способности;

- приобрели опыт публичного выступления и ораторского искусства.

Много лет лицей работает по программе «Ориентир – ВУЗ». Сопоставление факторов, влияющих на успеваемость студентов, показало, что ведущим  академической успеваемости является фактор сформированности умений в учебно-познавательной деятельности. И ВУЗы нуждаются в хорошо подготовленном контингенте будущих студентов, способных быстро адаптироваться к вузовским условиям и имеющим высокий уровень компетентности и мотивации. Мотивацией может служить стремление, не просто поступить и закончить любое высшее заведение, но поступить именно в то учебное заведение, которое позволит приблизиться к выбранной профессии. А вот выбрать такую профессию помогает работа по профориентации. Теперь уже актуальна программа «Лицей – ВУЗ – предприятие». В рамках этой программы лицей сотрудничает  с Центром профессионального образования Самарской области, с ВУЗами не только города Самары, но и столичными ВУЗами, например: МФТИ и МИФИ, где учатся наши выпускники; представителями крупных Самарских предприятий, представителями Самарского регионального союза работодателей. Постоянно расширяется сфера сотрудничества и взаимодействия лицея.

Новым этапом в развитии всей урочной и внеурочной деятельности стало вступление лицея в 2012году в Российскую лигу РОСНАНО.

Директор лицея, Соболева Нина Александровна, открыла для лицея новую сферу интересов – организацию деловых игр.

История деловых игр ведется еще от Наполеона. Метод деловых игр известен с ХVII – ХVIII вв. Деловая игра этого времени определяется как «военная или предпринимательская». На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например: дискуссию, мозговой щтурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции и т.д.

Все новые и новые возможности дает лицей своим ученикам для раскрытия их талантов. Занятия робототехникой и журналистикой, участие в конкурсах по военному делу и спортивных соревнованиях. Даже во время каникул не прекращается увлекательная учеба. Осенью и весной занятия в программе для одаренных детей, летом в выездных школах РОСНАНО, «Астрошколе» и своей, летней, школьной смене. 

По итогам I Всероссийского конкурса «Воспитательная работа в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС» в 2015 году лицей заслуженно получил звание лауреата.
Лицей – это талантливые педагоги – энтузиасты.

Вдохновителем идей является наш директор – Соболева Нина Александровна. А учебный процесс, научная сторона лицея, внедрение новых идей держится на трех китах - замах: Буровой Риммы Петровны, Ежове Данила Александровиче и Полежаеве Романе Геннадиевиче.

Но отдельно и более подробно, мне хочется рассказать о двух моих самых любимых педагогах лицея: об учителе физике, Симаковой Татьяне Михайловне и о старшем преподавателе кафедры общей и теоретической физики СамГу, кандидате физико– математических наук Филиппове Юрии Петровиче.

Надо сказать, моим умным, талантливым, одаренным детям несказанно повезло, поступив в седьмом классе в лицей, они сначала попали в руки к ученице Татьяны Михайловны, тоже очень одаренному учителю физике, сумевшей сразу заинтересовать ребят и настроить на творческий подход к изучению предмета физики. А в 9-ом классе их уже приняла Татьяна Михайловна. Наблюдая, как ведет уроки Татьяна Михайловна, ее манеру общения с ребятами, индивидуальный подход к каждому ученику, я мечтала, чтобы именно она  продолжила обучать моих ребят. Она никогда не повышает голос и, когда ученик входит в класс, пусть даже во время перемены, он уже включается в работу. Но, как не странно, на уроке физики, педагог успевает с ребятами о литературе, написать эссе, затронуть самые разнообразные темы. После уроков, в продолжение этих тем, мы говорили с ребятами о Киплинге, творческом наследии Омара Хайяма, японском хокку.

Кто-то подумает, что это было сделано за счет качества знаний по физике и будет не прав. Три человека из моего класса получили по 100 баллов по физике на ЕГЭ, двое 98, остальные тоже не подкачали. И поступление в высшие учебные заведения тоже впечетляют. Все, без исключения, поступили в ВУЗы, причем не на платной основе. Трое, по результатам олимпиад, в МФТИ, четверо в МИФИ, одна в Губкина, остальные в Самарские ВУЗы. Конечно, не все, пришедшие в седьмом классе, смогли освоить такую программу и четверо, например, после девятого класса перевелись на гуманитарное направление, кто-то ушел совсем, но это единицы. Для большинства же, я надеюсь, любовь к педагогу и предмету, физика сохранится на всю жизнь.

И еще немного о преподаватели, который не ведет основные предметы, а только элективный курс по астрономии и заочную «Астрошколу». Надо отметить, что сдавая зачет по элективному курсу, ребята готовятся и бояться почти, так же, как экзамена. Но зато Юрий Петрович Филиппов готовит ребят к научно-практическим конференциям так, что ребята занимают, обычно, призовые места не только на городских, но и региональных конференциях.

Можно бесконечно рассказывать о лицее, талантливых педагогах и ребятах, творческой атмосфере и новаторских идеях. Именно общими усилиями создается воспитательное пространство, которое помогает ребятам найти свое призвание и место в жизни.

И в заключении я хочу отметить, что любой ребенок, любой, из какой бы семья и социального слоя не был, попав в такое учебное заведение, имеющий желание, ставящий перед собой высокие цели, сможет их достичь. Вот например: один выпускник моего класса, парень из очень простой семьи, где мама библиотекарь, папа много лет нигде не работает, сказал: «Куда бы я поступил после своей школы в Рождественном? В лучшем случае, в какое-нибудь захудалое учебное заведение». В настоящее время он студент МИФИ. На одном сайте, я наткнулась на такое высказывание: «Все постперестроечные 20 лет советскую систему образования корежили, но в последние годы оформление системы «образование – для богатых, гетто – для бедных» вышло на финишную прямую».  Прямо скажем, автор рисует нам удручающую картину. Отсутствие возможности талантливым ребятам, из малообеспеченных семей получить хорошее образование. Я рада, что лицей, своим существованием, опровергает это высказывание.

И напоследок, слова, которые так ясно и просто определяют суть воспитательного пространства. «Если огурцы опустить в рассол, через некоторое время они безо всяких нотаций станут солеными», - формулирует педагог-новатор В.Ф. Шаталов. Сильнее всяких методик воспитывает среда, главной задачей должно быть создание такой среды, которая, которая сформировала бы необходимые личностные качества.

Литература:

1. Атаманова Р.И. «Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения» [Текст]: Методическое пособие/ Р.И.Атаманова. – М: Высшая школа, 2008.

2. Каршивина Л.В. «Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве»./Л.В. Каршивина/ Эксперимент и инновации в школе. – 2010. -№ 6 –с. 48-52.

 3. Новикова  Л.И. «Педагогика воспитания»/ под редакцией Н.Л. Селивановой, А. В. Мудрика. Составитель Соколова. – М., 2003 г.

4. Пахомова Н.Ю. «Метод учебных проектов в образовательном учреждении»./ Пособие для учителей и студентов педагогических Вузов./3-е издание; исправления и дополнения – М: АРКТИ, 2005 – 112 с.

5. «Примерная программа воспитания и социализации учащихся основной школы» /С.В. Дормодехин, А.Я.Данилюк, И.В. Вагнер и др. – М: ИСВ РАО,2011г.

Электронные ресурсы:

1.Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [ Электронный ресурс] Федеральный государственный стандарт, - http://standart. edu.ru.aspx/CatalogId = 985

2.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. htt://standart.edu.ru./catalog.aspx/CatalogI = 985

3.Довузовская подготовка/www.molich.ru/pedagogika/dovuzovskaya – podgotovka – problema – poicki – resheniya.htm/

4.Методика В.Ф.Шаталова/pedsovet.su/publ/188 – 1 – 0 – 554/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями учащихся с целью организации воспитательного пространства в классе

Выступление на районной конференции педагогических работников "Педагогические условия реализации идеи воспитания в концепции "Наша новая школа" ....

Анализ, диагностика и прогнозирование развития воспитательного пространства в хоровом коллективе ГБОУ 101 лицей Выборгского района

Анализ, диагностика и прогнозирование развития воспитательного пространства на примере работы с коллективом, набранным на базе общеобразовательного учреждения 101 лицей Выборгского района....

План воспитательной работы в 10 «В» классе по программе «Организация гуманистического воспитательного пространства класса»

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях с...

Воспитатель ГБОУ Самарского областного лицея-интерната Равинская З.А. Проблемы совместимости людей.

Воспитатель Равинская Зинаида Алексеевна рассматривает проблемы совместимости старшеклассников в условиях совместного проживания в общежитии лицея-интерната....

Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.

Опыт работы по организации воспитательного пространства и воспитательной среды обучающихся в условиях школы-интерната....

«Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства и единой образовательной среды»

Особенность построения воспитательной работы должна заключаться в открытости и скоординированности действий учителей и родителей. У взрослых одна общая цель – создание единого благоприятного для...

"Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства и единой образовательной среды"

laquo;Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства и единой образовательной среды»Успешность достижений ребёнка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Семья и школ...