Воспитатель ГБОУ Самарского областного лицея-интерната Равинская З.А. Проблемы совместимости людей.
методическая разработка (11 класс) на тему

Васильева Алевтина Сергеевна

Воспитатель Равинская Зинаида Алексеевна рассматривает проблемы совместимости старшеклассников в условиях совместного проживания в общежитии лицея-интерната.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestimost.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы совместимости людей.

Воспитатель Равинская З.А.

Актуальность. Без взаимодействия немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти задачи, первостепенное место отводится социальной психологии. Процесс взаимодействия людей достаточно сложное социальное явление, поэтому необходимо более детально рассмотреть его структуру.

Целью выполнения данной работы является не только теоретическое рассмотрение проблемы взаимодействия людей в социальной психологии, но и попытка проанализировать проблемы взаимодействия и пути их решения в условиях общежития.

Предметом является – проблема взаимодействия в социальной психологии.

Задачи ставим следующие:

  1. Изучить разработанность проблемы в психологической литературе.
  2. Проанализировать описание проблем общения в теоретических источниках.
  3. Выявить основные структурные компоненты общения и его основные функции.
  4. С помощью тестирования и личных наблюдений проанализировать проблемы взаимодействия обучающихся в условиях общежития.

Человек, формируясь и  развиваясь в обществе, взаимодействует с самыми разными людьми, как материальными вещами, так и опытом, идеями чувствами и настроениями. Весь спектр этих многогранных, многосторонних связей, охватываемый понятием «общение», предполагает установление определенного взаимопонимания между людьми.

«В самом слове «взаимопонимание» отражен двусторонний характер этого процесса. Будучи социальным существом,  может осознать себя только через других людей, через всю совокупность своих отношений с ними» (Д.Е.Кемеров).

Но всегда ли это взаимопонимание легко найти. Здесь уместно вспомнить о совместимости людей.

О несовместимости впервые заговорили в медицине. Чем сложнее ткань по своей биологической организации, тем сложнее их совместимость.  В биологии известен феномен симбиоза: сожительство организмов обычно приносящих взаимную пользу. Причем симбиоз возможен в двух вариантах: взаимодополняемость  существование индивидов; один индивид значительно облегчает свое существование за счет другого, и последнему это не мешает.

Какая же связь совместимости – несовместимости в биологии, медицине и психологии? Да очень простая. Несовместимость вызывает в крайнем своем выражении нарушение психики человека. Когда говорят о совместимости свойств, имеют в виду оптимальное сочетание, вызывающее чувство удовлетворения.

Говорить о совместимости очереди в магазине, пассажиров в транспорте, зрителей в театре и т.д. – бессмысленно. Правильно в данном случае оценить культуру отношений.

Проблемы совместимости надо рассматривать при более тесном взаимодействии людей. Например: супружеская совместимость, совместимость при совместном проживании, совместимость в рабочем или ученическом коллективе и т.д.

Принято различать несколько уровней совместимости, в зависимости от того, какие особенности человека включены во взаимодействия:

- социально - идеологический (ценностный);

- характерологический;

- интеллектуальный;

- психомоторный;

- физиологический.

В нашем случае, т.к. для ребят, проживающих в условиях общежития, социально-идеологический фактор не имеет решающего значения, логично рассмотреть совместимость на уровне характерологических особенностей.

Известно 4 типа темперамента: холерик (импульсивный), сангвиник (подвижный), флегматик (спокойный), меланхолик (впечатлительный). Какие сочетания типов темперамента наиболее удачны, а какие – наименее?

  1. Лучше всего будут дополнять друг друга люди с противоположными типами темперамента. Вспыльчивость холерика успокоит флегматик, а обидчивого и чувствительного меланхолика поддержит оптимист сангвиник.
  2. Пары флегматик-меланхолик и сангвиник-холерик будут испытывать больше проблем в общении. Так как в первой паре нет лидера, и партнеры будут склонны перебрасывать ответственность друг на друга, а во второй паре целых два лидера, между которыми обязательно развернется война за первенство.
  3. Еще больше проблем будет у пар холерик-меланхолик и флегматик-сангвиник. Ссоры тут неизбежны – несдержанным холерикам будет сложно не обидеть меланхолика, а тем, в свою очередь будет сложно не затаить обиду на партнера. Непоследовательность сангвиника будет раздражать флегматика, который склонен к консерватизму.
  4. Если говорить о парах со схожими типами темперамента, то наиболее удачным будет союз двух флегматиков или меланхоликов. Двум сангвиникам ужиться будет чуть сложнее, а два холерика вряд ли смогут долго существовать на одной территории.

Мы не можем знать заранее характерологические особенности ребят, которые приедут к нам для обучения и будут проживать в школьной гостинице и, конечно, в последствие приходится проводить переселение. Но здесь важно не идти у детей на поводу, иначе они не будут стремиться понять другого человека, учитывать его интересы и потребности, т. е. не получат те навыки, которые необходимы для его дальнейшей социализации. Поэтому коллективу воспитателей необходимо на начальном этапе  очень внимательно наблюдать и анализировать поступки ребят, развитие их отношений с одноклассниками, с соседом (соседкой) по комнате, особенно обращая внимание на ситуации, где он более всего и разностороннее всего раскрывает себя как  личность. Эти ситуации должны отвечать следующим требованиям:

  1. Быть такими, в которых поведение человека направлено на достижение  целей, соответствующих его наиболее важным  жизненным  мотивам и потребностям;
  2. Эти ситуации должны быть связаны с преодолением серьезных препятствий на пути достижения желаемой цели. Среди этих препятствий должны, помимо прочего, находиться люди, чьи интересы не полностью совпадают с интересами данного человека.
  3. Соответствующие ситуации должны включать в себя три основные сферы человеческой деятельности: учение, общение и труд, поскольку в каждой из них проявляются существенные и разные стороны личности.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них такие, как:

1. неумение различать ситуации общения по признакам:

а) цели и задачи общения людей в данной ситуации;

б) их намерения и мотивы;

в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей;

г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.

2. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателей задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

3. Наличие уже сформированных стереотипов.

4. Стремление делать преждевременные заключения о личности до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация.

5. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей в оценках личности.

Если воспитатель при своей оценке личности воспитанника, придерживается всех этих правил и рекомендаций, то его характеристика бывает объективной, ее необходимо учитывать в дальнейшей работе.

Кроме личных наблюдений воспитатель использует тестирования (обязательно разработанные психологами с учетом возрастных особенностей), которые позволяют определить те или иные особенности характера воспитанника, подтверждая, дополняя, а иногда и опровергая выводы наблюдений.

В результате наблюдений, тестирований (использовались тесты Айзенка и Смирнова), анализа и обобщения данных оказалось, что из 28 ребят, проживающих в школьной  гостинице всего 2  человека сангвиники, 4 флегматика, 7 меланхоликов и остальные 15 человек холерики, разной степени эмоциональной неустойчивости. И что же прикажите  делать в данном случае, когда ранее мы выяснили, что двум холерикам ужиться очень сложно.

В этом случае следует обратиться к тем резервным возможностям уживчивости, которые могут ослаблять значимость совместимости. Это адаптивный путь развития отношений, когда несовместимость в одной сфере компенсируется за счет другой.

Существенное значение для совместимости имеет функциональное назначение отношений и необходимость быть вместе, решать общие жизненные задачи. Взаимопонимание, выработанное на основе единого понимания ситуации, общей цели – одно из главных условий успеха любой коллективной деятельности независимо от ее масштаба.

Например: проживают две девочки, которые очень серьезно относятся к учебе, но одной хорошо даются точные предметы, а другой гуманитарные, проживая вместе, они помогают друг другу. Казалось бы, они могли бы делать это, проживая в разных местах, но они именно попросились жить вместе, так им показалось удобнее. Здесь надо отметить, что у них обеих была цель – улучшить свои успехи в учебе. У нас часто бывает, что заселяют вместе с успешным учеником отстающего, в надежде на то, что от этого, у последнего, улучшатся результаты учебы. Совершенно бесполезная  затея (я сколько угодно могу привести примеров из практического опыта). Это может сработать только при условии их совместного желания и поставленной ими обоими цели. Или, если один из них имеет большое желание и имеет возможность повлиять на желание и постановку цели второго.

Следующим моментом, способным примерить ребят друг с другом, это возможность реализовать при таких условиях своих межличностных потребностей: в признании, контроле и, более старшем возрасте, приятии.

Необходимым условием регулирования взаимоотношений является также  умение организовать общение, включающее умение эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации, а также знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Вывод: для создания благоприятной атмосферы, способствующей развитию и социализации обучающихся, необходимы знания интересов, забот и потребностей, а также учет поведения и ответных реакций.

Список используемой литературы:

- Артемов В.А. Введение в социальную психологию. М., 2007.С 160.

- Батрашев А.В. «Психология индивидуальных различий. От темперамента к характеру и типологии личности» -М., ВЛАДОС, 2008 г.

- Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч. М., 2007, т. 1. С 192.

- Кон И.С., Шалин Д.Н. Д.Г.Мид и проблема человеческого Я // Вопр. философии. – 2009. – №12. – С. 92.

- КОС-2. Методика диагностики коммуникативных и организаторских склонностей // studopedia.net 2014-11-08.

- Маслоу А [Maslow A.H.] Мотивация и личность: пер. с англ. 3-е изд. СПб. И др.: Питер, 2008

- Томос «Стиль поведения в конфликтной ситуации»// world-psychology.ru 2014-12-01

- Обозов Н.Н. «Типы личности, темпераменты и характер» метод. пособие 1998 г.

- Юревич А.В. «Методология и социология психологии»// А.В. Юревич; РАН, М., «Институт психологии» РАН, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Социальное партнерство как условие построения индивидуальной образовательной траектории учащихся ГКОУ РО лицея-интерната «Педагогический» г. Таганрога"

Презентация проекта по теме "Социальное партнерство как условие построения индивидуальной образовательной траектории учащихся ГКОУ РО лицея-интерната «Педагогический» г. Таганрога"...

Конспект урока технологии в 5 классе по ФГОСУ учитель технологии Спиридонов О. Л. ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 города Похвистнево

Конспект урока по технологии в 5 классе (2 часа)ФИО учителя: Спиридонов Олег ЛеонидовичОУ: ГБОУ СОШ №3 г. Похвистнево Самарской областиРаздел: Технология художественно-прикладной обработки материаловТ...

Воспитатель ГБОУ Самарского областного лицея-интерната Равинская З.А. Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.

Автор делится опытом работы по организации урочной и внеурочной деятельности в старших классах в условиях областного лицея-интерната....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА №5 ОАО «РЖД»

«Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время, недостатки развития и воспитания в этот период жизн...

Здоровьесберегающие технологии лицея-интерната по формированию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни

В статье рассмотрены примеры здоровьесберегающих технологий, применяемые в лице-интернате. Рассмотрены вопросы по привитию обучающимся потребности в здоровом образе жизни....

Патриотическое воспитание школьников в условиях лицея-интерната. Из опыта работы.

Одной из актуальных проблем современной России является проблема развития традиций патриотизма, которые вносят неоценимый вклад в обеспечение национальной безопасности страны, духовно-нравственного ед...

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА «АСКИЗСКОГО ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА» ИМ. М.И. ЧЕБОДАЕВА

Статья посвящена проблеме профессиональной ориентации школьников. В статье рассмотрены сущность понятий «профессиональная деятельность» и «профессиональная ориентация», предста...