Самореализация юного суворовца
статья на тему

Гусева Ирина Игоревна

Подростку необходимо помочь в самопознании, самоопределении и самовыражении, способствовать их процессу, развитию в современных условиях. В кругу сверстников, единомышленников, друзей по интересам подростки лучше мобилизуют свои возможности, легче проявляют свою сущность, быстрее проходит процесс самопознания и самоопределения внутренних потребностей и возможностей, самоутверждения личности в коллективе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorealizatsiya_yunogo_suvorovtsa.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Гусева Ирина Игоревна

педагог дополнительного образования МсСВУ

Москва

"Самореализация юного суворовца"

Тема самореализации подростка была актуальна во все времена, сколько существует человечество, актуальна она и сегодня. Еще в древности воспитание детей считалось одним из труднейших занятий, искусством из искусств. “Всякое искусство, и искусство воспитания тоже, имеет целью восполнить то, чего не достает от природы”, – говорил Аристотель.

        Известно, что существует своеобразный закон развития человечества – посредством сохранения духовных и материальных ценностей, передачи накопленных знаний, умений от предшествующих поколений к последующим. Индивид, приобщаясь к духовным ценностям, в которых закреплен опыт поколений, общественное сознание эпохи, получает соответствующую социально-культурную информацию. Усваивая ее, он как бы проделывает в свернутом виде тот путь развития, которое преодолело человечество. В различных формах (науке, идеологии, философии, религии, нравственности, искусстве) передается от прошлых поколений к ныне существующим и от них к тем, кому предстоит жить в будущем, ценнейший человеческий опыт в виде общения. Духовная культура как социальная память человечества выступает формой духовной связи не только между поколениями, не только между прошлым, настоящим и будущим, но позволяет конкретному человеку, живущему тревогами сегодняшнего времени, вписаться в контекст естественно исторического процесса, осмыслить свою социальность, причастность к социокультурным ценностям, к человеческой цивилизации.

        Подростку необходимо помочь в самопознании, самоопределении и самовыражении, способствовать их процессу, развитию в современных условиях. В кругу сверстников, единомышленников, друзей по интересам подростки лучше мобилизуют свои возможности, легче проявляют свою сущность, быстрее проходит процесс самопознания и самоопределения внутренних потребностей и возможностей, самоутверждения личности в коллективе.

        По-разному решали эти задачи ведущие педагоги-практики. Александр Макаренко, к примеру, считал, что невозможно научить детей творить, мечтать без общения, без подбора к каждому ребенку ключика, без включения его в коллективную жизнь.

        Василий Сухомлинский представлял подростковый коллектив цветущим деревом, в котором и крона, и листочки, и веточки – все важные составные части единого целого, а корнем при этом является человеческое богатство воспитателя.

        Важный вклад в исследование психологически здоровой и духовно полноценной личности внес американский психолог Абрахам Маслоу, он выделил несколько уровней потребности человека, которые связал с самореализацией.

        1. физиологические потребности: голод, жажда, сексуальность;

        2. потребность в безопасности: защита от боли, страха, неустроенности;

        3. потребность в социальных связях: любви, социальной присоединенности;

        4. потребность в самоуважении: в достижении успеха, в признании, в престиже, в одобрении и т.д.

        5. потребность в самоактуализации: реализации собственных возможностей и способностей.

        Самоактуализироваться – значит, иметь свое “Я”, которому предоставлена возможность проявляться, становиться реальным; это значит прислушиваться к своему внутреннему “Я”.  Самоактуализация – это постоянный процесс развития своих возможностей, способностей; это способ жизни, работы и отношения с миром, а не единичное достижение.

        Маслоу утверждал, что потребность в самореализации является высшей ступенью по иерархической лестнице. Движение по пути самореализации подростка можно схематично изобразить в виде цепочки от познавательного интереса (“Я знаю”) к потребностям (“Я хочу”)  и от потребностей к способностям (“Я могу”).

        Важным фактором в процессе самореализации подростка является разнообразие форм деятельности в коллективе. Только через “апробацию” и поиск своего дела, интереса подросток может выявить свои внутренние потребности, способности, возможности, а следовательно, включиться в процесс самореализации.

        Великий воспитатель Василий Сухомлинский писал, что самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы подросток задумался над собственной судьбой, посмотрев на себя со стороны, пожелал “сотворить” самого себя путем самореализации и самосовершенствования. И нужно поднять интеллект и культуру подростка до такого уровня, чтобы процесс работы над собой стал потребностью и продолжался без внешнего стимулирования.

        Процесс самореализации личности осуществляется через самопознание: не выявив в себе внутренние потенции, способности, потребности, личность не может включиться в процесс самореализации. Следующим этапом самореализации является самоопределение, когда личность расширяет свои возможности, потребности, потенции, ставит перед собой цели и задачи. Последний этап самореализации – самовыражение, когда личность стремится вынести свое созревшее новое в виде продукта, что является достижением определенного уровня развития внутреннего потенциала, или достижением высшего уровня роста.

        Общими целями  воспитательной системы детских военных учебных заведений выступает профессиональное (военное) образования  и развития личности воспитанника (суворовца). Процессами достижения данных целей являются профессионализация и социализация в первом случае и персонализация  – во втором. Существенным моментом развития личности суворовца выступает индивидуализация, понимаемая как деятельность педагога (преподавателя, офицера-воспитателя) и самого учащегося по поддержке и развитию его индивидуальности.

        Ценности, на которые ориентируется воспитательная система СВУ, условно можно разделить на три группы: общечеловеческие, профессиональные (военные – наполнение общечеловеческих ценностных ориентаций дополнительной смысловой нагрузкой), и “внутренние” ценности воспитательной системы.         Воспитательная система СВУ воплощается на принципах гуманистического потенциала. Обучение и воспитание суворовцев опирается как на богатый исторический опыт кадетских корпусов дореволюционной России и суворовских училищ советского периода, так и на достижения современной педагогической науки. То есть МсСВУ является как преемником российских традиций довузовского военного воспитания (кадетов), так и воспитательной системой детского образовательного учреждения. Исторический и современный опыт свидетельствуют о наличии в воспитательных системах закрытых детских военных учреждений гуманистического потенциала. Критерием его реализации целесообразно рассматривать степень удовлетворения  базовых потребностей личности суворовца (безопасности, принадлежности, признании, самореализации).

        Областью самореализации суворовцев, самоактуализиции личности является сфера военного профессионального потенциала воспитательной системы МсСВУ, под которым понимается степень удовлетворенности базовых потребностей личности суворовца в системе, детерминирует военное профессиональное самоопределение этой личности. Следовательно, гуманистический потенциал системы МсСВУ реализован в максимальной степени для тех воспитанников, которые продолжают свое военное образование.

        Для удовлетворения основных потребностей суворовцев также необходима организация специальных видов деятельности творческого характера, и учебные программы, находящиеся за пределами общеобразовательного государственного стандарта, то есть дополнительные образовательные программы как раз и отвечают этим требованиям.  Главное их предназначение – удовлетворение разнообразных интересов воспитанников МсСВУ.  

        Органичное сочетание основного образования с с многопрофильным дополнительным создает реальную основу для формирования гуманистической социально-психологической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого учащегося, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного психологического климата как в отдельных коллективах, так и на уровне коллектива училища в целом.

        Дополнительные образовательные программы в МсСВУ направлены на развитие творческого потенциала суворовцев, формирование общей культуры, осознанного выбора будущей профессии. Они содействуют решению целого спектра воспитательных задач, получению высоких результатов в плане личностного развития воспитанников, участие их в творческих объединениях по интересам позволяет каждому найти занятие, соответствующее его природным склонностям, добиться успеха и на этой основе непременно повысить собственную самооценку  и свой статус в глазах товарищей, педагогов, офицеров-воспитателей. Поскольку в основе допобразования лежит личностная мотивация (“я хочу”, “мне это интересно”, “мне это нужно”), оно способствует формированию индивидуальной свободы личности.

        Занятия в таких объединениях по  интересам формируют у воспитанников готовность к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений, нацеливают на участие в социально-значимой деятельности.

        Основными направлениями деятельности суворовских военных училищ являются: научно-техническое (естественнонаучное), физкультурно-спортивное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетеческое и др.        

         Лингвистическое ориентировано на практическое овладение еще одним иностранным языком.

        Гражданско-патриотическое направление, состоящее из духовно-нравственного воспитания и военно-исторической и, включает в себя  “уроки мужества”, встречи с участниками Великой Отечественной, участниками региональных конфликтов в Афганистане, бывшими воспитанниками МсСВУ и др., экскурсии в музеи, вахты памяти, участие лучших воспитанников в парадах на Красной площади и пр., направлено на развитие у суворовцев чувства гражданственности, патриотизма как важнейших духовных и социальных ценностей..  

        Физкультурно-спортивное содействует физическому развитию, укреплению здоровья, формированию основ здорового образа жизни и совершенствования спортивного мастерства.

        Художественно-эстетическое – на развитие общей и эстетической культуры, возможность творческого самовыражения, развитие художественного вкуса, навыков эстетической оценки произведений искусства и своего творчества.

        Естественно-научное направлено на ознакомление с методами исследований и практического применения основ физики, математики, информатики, химии, биологии в реальной жизни, поощрение в воспитаннике способности к объективному самоанализу, самосовершенствованию.  

        Основой организации данной деятельности служит целенаправленная и компетентная педагогическая работа.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища.

"Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища"...

Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков,творческого мышления и коммуникативных способностей суворовцев

А КТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА РАСКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЦЕССА  В УСЛОВИЯХ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА...

Ликвидация пробелов в знаниях суворовцев по математике

Важнейшая учебно-воспитательная задача-успешное овладение знаниями,совершенствование и развитие всех интеллектуальных способностейи возможностей суворовцев...

Система формирования патриотических качеств и гражданственности у суворовцев. Критерии эффективности воспитания патриотизма у суворовцев.

О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ. Нормативно-правовые аспекты патриотического восп...

Презентация "Внеурочная деятельность как средство самореализации самореализации личности обучающегося"

Данная презентация содержит опыт создания и функционирования клуба "Любители словесности" на базе основной школы. В ней содержится информация о принципах деятельности клуба, о секциях по интересующим ...

«Система формирования патриотических качеств и гражданственности у суворовцев. Критерии эффективности воспитания патриотизма у суворовцев»

Без гражданина – патриота, без осмысления своей роли в истории государства, своего личного вклада в развитие Отечества мы обречены на духовные и нравственные скитания, борьбу интересов и толкова...

«Формирование патриотических качеств и гражданственности у суворовцев. Критерии эффективности воспитания патриотизма у суворовцев»

Воспитание в Суворовском училище  – это строго согласованная с общими началами государственного устройства, система формирования     личности с целью подготовки воспитан...