Система формирования патриотических качеств и гражданственности у суворовцев. Критерии эффективности воспитания патриотизма у суворовцев.
методическая разработка (8 класс) на тему

Патраков Александр Михайлович

О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ. Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации – Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах. Назовем эти документы. Статья 70 Конституции РФ определяет «Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются Федеральным Конституционным законом». Указы Президента Российской Федерации «О дне Государственного Флага Российской Федерации № 1714 от 15 апреля 1994 г.», «О знамени Победы» № 561 от 15 апреля 1996 г. регламентируют государственные символы Российского Федерации. Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России". В этом законе был установлен перечень дат. Таким образом, днями воинской славы России являются дни побед русского оружия, сыгравших решающую роль в истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_no1_2014-2015_g.g.11111111.docx49.88 КБ

Предварительный просмотр:

Система формирования патриотических качеств и гражданственности у суворовцев. Критерии эффективности воспитания патриотизма у суворовцев.

                                                                                                   Патраков А.М.-воспитатель                               Московского СВУ                                            

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
(Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России)

.jpg

1.Нормативно-правовая база гражданско-патриотического воспитания

        О значимости гражданского  и   патриотического воспитания молодежи                                                                                              неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному                           собранию РФ.
      Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются         в  государственных документах Российской Федерации – Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах.  Назовем эти документы.
    Статья 70 Конституции РФ  определяет «Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются Федеральным Конституционным законом».
    Указы  Президента Российской Федерации «О дне Государственного Флага Российской Федерации № 1714 от 15 апреля 1994 г.»,  «О знамени Победы» № 561 от 15 апреля 1996  г. регламентируют  государственные символы Российского Федерации.

    Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах  России". В этом законе был установлен перечень дат. Таким образом, днями воинской славы России являются дни побед русского оружия, сыгравших решающую роль в истории России.
    Общие вопросы государственной политики в области гражданско-патриотического воспитания определяют следующие Постановления Правительства РФ и государственные межведомственные программы: 
–  Постановление Правительства РФ от 11 июля 2011 г № 422 «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы».
– Программа мероприятий по популяризации государственных символов России до 2015 года. План действий по реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2015 г.

Приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 №1897 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования нового второго поколения,  делает упор на следующие воспитательные результаты:
- формирование у учащегося чувства патриотизма
- воспитание личности российского гражданина
- способствование становлению толерантности, ответственности за свои поступки
- умению контактировать с другими людьми.
2. О соотношении понятий: гражданственность и патриотизм
      Важнейшим вопросом, волнующим всех, кто профессионально занимается формированием гражданских качеств личности и воспитанием патриотизма, является вопрос о соотношении смысловых полей этих понятий. Эта проблема до конца не решена современной педагогической наукой и практикой.

      Принципиальное различие между гражданственностью и патриотизмом состоит в том, что гражданственность - это политико-правовое состояние. Она предполагает непосредственную включенность человека в систему отношений государство - общество, а патриотизм - это отношение к государству как к Отечеству, к Родине, основанное не на праве, а на иррациональном чувстве любви. Гражданственность основана на интересе, а патриотизм на - ценностях. Гражданин заключает своего рода контракт с государством, обменивается законопослушанием и подданством, получая взамен гарантии безопасности (экономической, экологической и пр.) А патриотизм чувство бескорыстное, не связанное с вознаграждением.

      Патриотизм  и  гражданственность  включают  в  себя  взаимосвязанную

совокупность  нравственных  чувств  и  черт  поведения:  любовь  к   Родине,

лояльность  в  отношении  к  политическому  строю;  следование  и  умножение

традиций своего народа;  бережное  отношение  к  историческим  памятникам  иобычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление  к укреплению чести и достоинства Родины,  готовность  и  умение  защищать  ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к  расовой  инациональной неприязни; уважение обычаев культуры других  стран  и  народов,

стремление к сотрудничеству с ними.

       Патриотическое воспитание военнослужащих, в числе  и воспитанников военно-учебных заведений, организуется и проводится в рамках единой системы  воинского воспитания. 
     Патриотическое воспитание военнослужащих – это систематическая и целенаправленная деятельность органов военного управления, должностных лиц по формированию у военнослужащих высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению воинского долга  конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
    Возможности развития военно-патриотического воспитания в стенах СВУ МО РФ  заключены в самой организации жизнедеятельности военно-учебных заведений, в возможности целенаправленного и методически продуманного влияния  на формирование основных моральных, нравственных, духовных ценностей  воспитанников и курсантов, в получении и  осознании конечного результата своих поисков и мечтаний. Само отношение к выполнению воинского долга, как к задаче служения Отечеству, формирует целый ряд необходимых и устойчивых мотивов сохранения единого государства, черт и принципов личного патриотизма.
   В многогранном процессе воспитания и обучения воспитанников особое место занимает воспитание патриотизма, который был и остается основой могущества и силы русской, советской и российской армий.

Одним из  главных направлением  воспитательной работы с суворовцами  в Училище является:

 - воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной  позиции, осознанной готовности служить Отечеству, преимущественно в составе Вооруженных Сил. Осмысление и широкое использование духовного наследия А.В. Суворова и других видных военачальников России.

3.Система  работы  воспитателя  по гражданско-патриотическому воспитанию суворовцев.  Методы, формы и основные направления работы.
     Работа по патриотическому воспитанию, обладает определенной спецификой, образует собственную систему. Система патриотического воспитания - это единство и совокупность целей и задач, содержания и принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающие целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение суворовцев с целью всесторонней подготовки их к выполнению своего патриотического долга. В соответствии с ежемесячными планами воспитательной работы, где одним из разделов есть раздел под названием «государственно-патриотическое и воинское воспитание», с суворовцами  взвода проводятсявоспитательные и культурно-массовые  мероприятия,  направленные на воспитание   гордости за свою Родину, личностных качеств будущего офицера, формированию у обучающихся чувства ответственности за будущее страны.
     Наиболее распространенными и эффективными формами и методами являются: тематические классные часы, уроки мужества; проведение  информирования и бесед о Днях боевой славы, о боевых традициях и о ВС РФ ,о военной присяге и воинском долге, о военных профессиях; посещение   памятных и исторических  мест
, памятников на местах захоронения  боевых действий; творческая деятельность суворовцев посредством конкурсов на лучшее сочинение, рассказ, рисунок, фотографии на военно-патриотические темы.
    С целью воспитание суворовцев на примере  жизни и подвиге героев организуются  встречи с ветеранами Великой Отечественной войн и боевых действий, воинами ВС РФ, героями России, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Формы
 патриотического воспитания  суворовцев  многочисленны и разнообразны.
   В практическом плане  и довольно условно их можно разделить на три группы:
- к первой группе относятся формы учебно-воспитательной работы, применяемые  ходе учебных занятий;
- ко второй группе относятся формы, используемые в процессе организации и проведения воспитательной, культурно-досуговой и спортивно-массовой работы;
- к третьей группе форм патриотического воспитания суворовцев относятся формы, связанные с практическим участием воспитанников в работе музеев, комнат боевой славы, уходом за памятниками, монументами, работе с ветеранами.
     Большую роль в патриотическом воспитании суворовцев, воздействии на его эмоциональную сферу, сознание и поведение  играет правильный подбор тематики и применение средств внешнего воздействия (кинопросмотры, газеты, журналы, средства телевидения и видеофильмов).  Нередко приходится буквально ограничивать просмотр суворовцами некоторых программ и подборок СМИ, которые кроме вреда  не приносят никакого воспитательного эффекта. Некоторые программы, передачи, публикации, фильмы требуют немедленного обсуждения с суворовцами, грамотной и трезвой оценки поданного материала, а порой и аргументированного спора и анализа.
Для систематической подачи воспитательного материала в роте создан фильмотека и видеотека, где подбор тематики обеспечивает нужное воспитательное воздействие, в т.ч. фильмы о Великой Отечественной войне, Вооруженных Силах, истории России, научно-познавательные и развивающие материалы и программы. И если на первых порах интересы суворовцев сформированы  фильмами  и мультфильмами Голливуда, то более старший возраст предпочитает уже более серьезную тематику, показывающую примеры самоотверженности и стойкости русского солдата, роли Вооруженных Сил в истории России, проблемы поиска и выбора жизненного пути.
     Основные направления в работе по  гражданско-патриотическому воспитанию с суворовцами  проводятся  на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы».
1) Духовно- нравственное.
   Осознание суворовцами в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении.

Оно включает работу  воспитателя по  воспитанию и развитию у суворовцев   высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, ответственности и коллективизма.

2) Историко-краеведческое.
   Система проводимых  мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, городе Москве.
   

    Воспитывать историей – значит сохранять и приумножать героическое прошлое (свою историю училище ведет с 1944 года со времени основания Горьковского суворовского военного училища) и настоящее нашего народа и его Вооруженных сил. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже будешь знать историю с ее  героическим прошлым, тем точнее осмыслишь настоящее и свое место в нем.  С этой целью  с суворовцами  взвода регулярно проводятся культурно-массовые выезды по музеям,  историческими памятным местам, местам боевых действий.
 3) Гражданско-правовое.
    Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
    Включает ознакомление  суворовцев с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности организации общества, осознание положений, требований начальников, старших должностных лиц.
Проводиться  работа по пропаганде и привитие любви и уважения к Государственным символам России, Вооруженных сил, Сухопутных войск. С этой целью оформлены в каждой  комнате досуга  стенды с изображением государственных символов, наград, стендов по истории Вооруженных Сил и  Дням воинской славы России.
4) Социально-патриотическое.
   Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. С этой целью с суворовцами взвода проводятся классные часы, беседы, просмотр видеофильмов. Суворовцы участвуют в праздничных концертах посвященные окончанию учебного года, Дня матери, Дня учителя, Дня защитника Отечества и Международного женского дня. Для проведения бесед и проведения этих мероприятий приглашаются родители суворовцев.

5) Военно-патриотическое.
   Ориентировано на формирование у суворовцев высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
   С этой цель проводится работа
по воспроизведение страниц героического прошлого, демонстрация примеров беззаветного служения Отечеству, следование традициям народа и армии, основанных, как правило, на примерах борьбы за независимость России, вполне способно с ранних лет закладывать фундамент восприятия молодыми людьми, суворовцами порой довольно сложных событий истории, давать им правильную оценку.      

    При достаточно образной, грамотной, целенаправленной подаче материала создается основа понимания своей роли, как одного из защитников идеалов и ценностей государства, будущего гражданина.  При проведении работы данного направления в училище используется музей истории училища. Кроме того, для этой цели используется центральная аллея училища, где размещен обелиск  Героя Советского Союза и Героев России,  выпускников  Московского суворовского училища , памятник А. В. Суворову, площадка-выставка техники и вооружения Вооруженных Сил РФ, уголок памяти Героя Советского Союза Костина Сергея Вячеславовича, расположенного  в седьмой суворовской роте, в списки которой он зачислен навечно,  стенды  в честь Дней воинской славы России в  комнате досуга. Неоценимое воздействие на формирование, так называемой, «военной жилки»,  оказало участие суворовцев  принимать участие в Параде Победы 9-го мая и в Торжественном марше на Красной площади 7-го ноября, за участие в котором суворовцы  стараются   учиться  на «хорошо» и «отлично» и  не допускать  нарушений дисциплины.
6) Спортивно-патриотическое.
   Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
С этой целью проводится работа по пропаганде  здорового образа жизни, спортивных достижений наших спортсменов, привитию  суворовцами заниматься спортом.
Суворовцы взвода с увлечением  регулярно   занимаются спортивно-массовой работой , борются за право  участвовать в спортивных мероприятиях проводимых в училище.
7) Культурно-патриотическое.
   Направлено на развитие творческих способностей суворовцев через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа. Суворовцы взвода посещают праздничные концерты, участвуют в  праздничных мероприятиях посвященных памятным датам и фестивалях патриотической песни.

С целью повышения эффективности воспитания патриотизма у суворовцев воспитательная работа должна носить активный, систематический, осознанный (в форме сотрудничества - в игре, учении, труде) характер. В основание организации воспитательной работы должен быть положен принцип целеположенности (в том числе в общении). Думаю, что системообразующим направлением  в  области воспитания патриотизма  и  гражданственности  можно  считать  воспитание  на воспитание нашей славной историей,  историей нашего учебного заведения, воспитание на воинских ритуалах и традициях, на ценностях морали и нравственности, на жизни и службе великого полководца А. В. Суворова, на  подвигах, героизме и романтике службы  в ВС РФ. Основное содержание  проводимой  с суворовцами работы   направлено на формировании у них высокой культуры, духовности,  любви к России.  На конкретном наполнении патриотической идеи, особенно в связи с ценностями и интересами общества, государства, личности, гражданской ответственности, готовности к достойному служению Отечеству и защите, в случае необходимости, суверенитета, государственной целостности и национальных интересов Российской Федерации.
    Система воспитания  юношей на базе суворовских училищ сегодня является одной из самых благодатных почв для обучения и воспитания самой передовой части молодежи Российской федерации, выбравшей своей судьбой служение Отчизне, формирование в себе умений и навыков профессиональной защиты государства.
   Основными показателями эффективности патриотического воспитания суворовцев являются:
-наличие системы патриотических знаний, полученных суворовцами в процессе изучения предметов гуманитарного и естественно-научного циклов в интегративной связи с внеурочной деятельностью;
-наличие собственных суждений о патриотизме, как высоко значимой нравственной ценности личности человека;
-умение отстаивать свои взгляды и убеждения;
-систематическое участие в социально-значимой деятельности и разнообразных патриотических мероприятиях в училище  и вне училища, умение их организовать и привлекать к ним своих товарищей.
Среди  основных критериев, характеризующих результаты воспитания, в том числе работы по патриотическому воспитанию, выделяются: во-первых, критерий, в котором центральное место занимает патриотическое сознание, патриотическое отношение к Родине, своему долгу служения Отечеству, включающее различные компоненты (патриотические знания, чувства, взгляды, убеждения, ценности, мотивацию, ориентации, идеалы и т.д.); во-вторых, деятельностный, результативный критерий, выражающийся главным образом в непосредственном проявлении активности, важнейших качеств, умение авторитетно и успешно вести полемику по вопросам гражданственности, истории страны, самостоятельность в суждениях и выводах по вопросам текущей политической жизни в стране и за рубежом, свойств поведения, конкретных действий суворовца, взвода , характеризующих патриотическую направленность и представляющих реальный вклад в выполнение долга перед Отечеством, достойное служение ему в той или иной сфере социально значимой деятельности, выражающееся в зримых конечных результатах.

       4.Заключение
Воспитательная  функция   гражданско-патриотической   работы  с  суворовцами проявляется по мере включения его в посильную и доступную  общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование  у  суворовца чувства  патриотизма, гражданственности, формирование  национального  самосознания,  уважения   к   историческому   и культурному наследию народов России, к  человеческой  личности,  а  также высоких морально-нравственных качеств, сознательной  дисциплинированности,  ответственности,  критичности, способности исправить свои ошибки.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. Патриотизм – это не просто красивые слова. Патриотизм – это прежде всего дело, служение своей Родине, стране, России, своему народу. И об этом никогда нельзя забывать.

        Юноши выбравшие для себя путь ратного служения Отечеству уже сделали свой выбор:  встали в ряды тех, кто на деле готов доказать свою верность Отчизне, кто сделал защиту государства, своего народа делом своей жизни, кто без лишних слов уже знает цену дружбе, отваге, самоотверженности, верности боевому братству, честному слову, крепко     руке друга, патриотизму и гордости за свое право быть защитником соей Родины.
      Существующая ныне система воздействия на сознание молодежи суворовских училищ, система военно-патриотического и патриотического воспитания, позволяет вполне уверенно влиять на формирование патриотизма и государственной гражданственности у воспитанников суворовских училищ, добиваться вполне  зримых и весомых результатов в деле становления будущих граждан и защитников России.   
   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогический потенциал музея в формировании патриотических качеств школьников

Социальное становление личности в поликультурном пространстве// Сборник научных статей по итогам Международной заочной научно-практической конференции Ульяновск, 17-18 мая 2011. С. 228-232...

Формирование гражданско-патриотических качеств школьников на основе системного подхода в воспитании

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, за...

Методический проект "Формирование патриотических качеств у воспитанников суворовского училища"

В основной части работы представлена разработка проекта, которую можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий.В основе данной  работы лежит патриотический подход. Этот подход отражае...

Формирование патриотических чувств и гражданственности

Под патриотическим воспитанием Л.В. Кокуева понимает взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие...

Социальное проектирование - один из путей формирования патриотических качеств личности

В статье описан социальный проект "Мы помним, мы гордимся", посвященного победе в Великой отечественной войне...

«Система формирования патриотических качеств и гражданственности у суворовцев. Критерии эффективности воспитания патриотизма у суворовцев»

Без гражданина – патриота, без осмысления своей роли в истории государства, своего личного вклада в развитие Отечества мы обречены на духовные и нравственные скитания, борьбу интересов и толкова...

«Формирование патриотических качеств и гражданственности у суворовцев. Критерии эффективности воспитания патриотизма у суворовцев»

Воспитание в Суворовском училище  – это строго согласованная с общими началами государственного устройства, система формирования     личности с целью подготовки воспитан...