ПРОГРАММА Подготовки педагогов для реализации дополнительных образовательных программ в области духовно-нравственного воспитания детей
рабочая программа по теме

Иванова Ольга Александровна

Данная программа отражает различные пути решения вопросов духовно-нравственного    воспитания,    основанные,    прежде    всего,    на практическом опыте педагогов. В ходе обучения достигается актуализация ценностной  сферы слушателей и технологическая  компетентность по формированию духовно-нравственного мира учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx179.45 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Ольга\Рабочий стол\лого - чб на док 11.2012.jpg

ПРОГРАММА

Подготовки педагогов для реализации дополнительных образовательных программ

в области духовно-нравственного воспитания детей

(Курс повышения квалификации педагогических работников)

.

Автор-составитель:

Иванова Ольга Александровна

Методист МБОУ ЦВО «Творчество»

Самара 2009г.

1. Пояснительная записка

Актуальность и необходимость введения в  систему повышения квалификации педагогических работников курса «Подготовка педагогов для реализации дополнительных образовательных программ в области духовно-        нравственного воспитания детей» определяется рядом причин. Ситуация напряженности международных отношений, экономической и политической нестабильности российского общества, его морального смятения требует         поиска духовной опоры, которая снимет угрозу раскола и радикальной инверсии в обществе. Несмотря на то, что в последние годы появились авторские программы, новые подходы в методике преподавания, в образовательных технологиях в области  духовно-нравственного  воспитания,  большая  часть  педагогов-практиков не готова к эффективному использованию этических норм бытия человечества в образовательном процессе.

Данная программа отражает различные пути решения вопросов духовно-нравственного    воспитания,    основанные,    прежде    всего,    на практическом опыте педагогов. В ходе обучения достигается актуализация ценностной  сферы слушателей и технологическая  компетентность по формированию духовно-нравственного мира учащихся. Основу духовного мира человека составляют общечеловеческие ценности, выработанные вековым опытом человечества, в том числе и основные христианские ценности. Однако, при знакомстве с представленным в программе материалом относительно христианских ценностей и культуры, становится очевидным, что они носят не узко конфессиональный, а светский, культурологический характер. При проведении занятий преимущество перед лекционными формами имеют практические формы обучения, где используются технологии педагогических мастерских, учебного проектирования и коллективной мыследеятельности, что дает педагогам дополнительную возможность освоить интерактивные методы работы с учащимися.

Базирование программы на культурологическом, компетентностно-ориетированном и личностно-деятельном подходах определяет и структуру курса, где рассматривается проблематика духовно-нравственного воспитания учащихся, определяются духовные ценности в контексте культуры, источники духовно-нравственного и осваивается технология воспитания средствами дополнительного образования.

Цель: дать слушателям представление о духовности как главнейшем качестве личности; сформировать компетентность педагогических способов деятельности в области духовно-нравственного воспитания учащихся.

Задачи курса:

  • определить систему ценностных ориентации педагогов, отвечающую специфике духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,
  • рассмотреть актуальные проблемы, концепции и направления духовно-
    нравственного воспитания,
  • обучить методике программирования, моделирования, проектирования и
    коллективной   мыследеятельности   в   сфере   духовно-нравственного воспитания,
  • рассмотреть подходы к изучению эффективности процесса духовно-
    нравственного воспитания.

Данный курс адресован широкому кругу педагогических работников (классным руководителям, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования) как общеобразовательных учреждений, так и учреждений дополнительного образования детей. Поскольку курс ориентирован на педагогов-практиков и проводится без отрыва от основной деятельности, то оптимальная организация занятий представляется как сессионная (метод «погружения»), ориентированная на каникулярное время (осенние и весенние сессии). Возможным является организация занятий по 6 часов один день в неделю в течение трех месяцев или другая система удобная для слушателей.

Требования к уровню профессиональной квалификации слушателей курса: В результате освоения данного курса слушатели до л лены:

  • овладеть   знаниями   о   сущности,   специфике   понятия   «духовно-
    нравственное воспитание», о содержании, методах, приемах, средствах,
    технологиях духовно-нравственного воспитания;
  • иметь   сформированную   компетентность   педагогических   способов
    деятельности в области духовно-нравственного воспитания учащихся, а
    также программирования и проектирования данной деятельности,
  • анализировать и рефлексировать свою деятельность в области духовно-
    нравственного воспитания учащихся.

Формами подведения итогов реализации данного курса является тестирование и защита авторских программ и проектов.

II. Учебно-тематический план.

Название темы

Количество часов

теория

практика

Вводное занятие

Цели и задачи курса «Подготовка педагогов для реализации дополнительных образовательных программ в области духовно-нравственного воспитания детей», особенности технологии обучения на курсах.

2

Раздел 1.    Проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся на современном этапе.

1.1.   Актуальные        проблемы        духовно- нравственного воспитания учащихся.

1.2.   Значение   духовности   как   главнейшего качества личности.

1.3.   Две   тенденции   понимания   духовности: светская и конфессиональная.

1.4.   Основные понятия духовно-нравственного воспитания детей: ценность жизни, вера, добро, любовь, свобода, справедливость, истина,    гуманизм, альтруизм, совесть, милосердие, терпимость, красота.

1.5.   Цель, задачи, принципы формирования духовности.

1.6.   Нормативно-правовые документы в области духовно-нравственного воспитания учащихся.

9

4

Раздел 2. Источники духовно-нравственного воспитания        человека        как       основа моделирования авторской программы.

2.1. Источники духовного воспитания: жизнь, философия, наука, религия и искусство. 2.2. Христианство и мировая культура. 2.3. Библия - исторический памятник культуры народа, источник нравственных ценностей. 2.4. Народные и религиозные праздники как отражение духовной жизни народа. 2.5.   Искусство   как   средство   формирования духовности человека.

8

8

Раздел  3. Духовно-нравственное  воспитание средствами дополнительного образования.

3.1.   Разнообразие   программ   дополнительного образования     детей     в     области     духовно-нравственного воспитания. 3.2. Требования к содержанию и оформлению образовательных         программ.         Алгоритм составления программы. 3.3.   Содержание,   формы,   методы   духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. 3.4.    Учет    возрастных    особенностей    при проведении мероприятий духовно-нравственной направленности. 3.5. Методы анализа и самоанализа духовного развития человека.

11

24

Заключительное занятие.

Тестирование по основным понятиям в области духовно-нравственного воспитания учащихся. Защита авторских программ и проектов, разработанных слушателями в период обучения.

6

ИТОГО:

30

42

ВСЕГО:

72

III. Содержание программы

Вводное занятие

Цели и задачи курса «Подготовка педагогов для реализации дополнительных образовательных программ в области духовно-нравственного воспитания детей», особенности технологии обучения на курсах.

Раздел 1.   Проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся на современном этапе. Теория.

Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся. Значение духовности как главнейшего качества личности. Две тенденции понимания духовности: светская и конфессиональная. Основные понятия духовно-нравственного воспитания детей: ценность жизни, вера, добро, любовь, свобода, справедливость, истина, гуманизм, альтруизм, совесть, милосердие, терпимость, красота. Цель, задачи, принципы формирования духовности.

Нормативно-правовые документы в области духовно-нравственного воспитания учащихся. Практика

Деловая игра: «Гуманистические ценности воспитания на современном этапе» (в форме дебатов).

Практикум «Анализ учебно-методических материалов, определение светского или религиозного подхода к изучению и раскрытию темы».

Раздел 2. Источники духовно-нравственного воспитания человека как основа моделирования авторской программы. Теория

Источники духовного воспитания: жизнь, философия, наука, религия и искусство. Христианство и мировая культура. Библия - исторический памятник культуры народа, источник нравственных ценностей. Народные и религиозные праздники как отражение духовной жизни народа. Искусство как средство формирования духовности человека.

Практика

Педагогическая мастерская «Христианство и мировая культура».

Практикум «Использование групповых методов в изучении Библии и других этических текстов».

Коллективное творческое дело «Рождество в школе».

Раздел      3.      Духовно-нравственное      воспитание      средствами дополнительного образования. Теория

Разнообразие программ дополнительного образования детей в области духовно-нравственного воспитания. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ. Алгоритм составления программы. Содержание, формы, методы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Учет возрастных особенностей при проведении мероприятий духовно-нравственной направленности. Методы анализа и самоанализа духовного развития человека. Практика

Практическое    занятие     «Анализ     программ    дополнительного образования детей в области духовно-нравственного воспитания».

Педагогическая мастерская «Проектирование программы духовно-нравственного воспитания учащихся».

Мозговой    штурм    «Формы    духовно-нравственного    воспитания школьников».

Практикум «Уроки нравственности».

Лабораторное занятие «Заседание родительского клуба по теме «Нравственное воспитание ребенка в семье».

Проживание народных и христианских праздников (участие в двух — трех праздниках на базе учреждений дополнительного образования детей».

Практикум   «Моделирование   мероприятий   духовно-нравственной направленности».

Деловая игра «Моральные дилеммы».

Посещение музыкальной гостиной «Русская духовная музыка» с последующей рефлексией.

Практическое занятие «Проектирование акции «Милосердие».

Практическое   занятие   «Анализ,   диагностика   и   рефлексия   в деятельности по духовно-нравственному воспитанию». Заключительное занятие.

Тестирование по основным понятиям в области духовно-нравственного воспитания учащихся.

Защита авторских программ и проектов, разработанных слушателями в период обучения.


IV. Список литературы

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. Книга для учителя. Изд-е 2-е. -
    М.: Просвещение, 1985.
  1. Азбука  нравственности.   Методические  рекомендации  учителям   по
    проведению уроков (I -IV классы) / Э.П. Козлов, В.И. Петрова. - М.:
    ИОСОРАО. Филология, 2001.
  2. Библейская живопись. Энциклопедия живописи для детей. - М.: Белый город, 2002.
  3. Библия в русской живописи. — М.: Олма-Пресс, 2003.
  4. Библия. Ветхий и новый завет в. - М., 2002.
  5. Вечное слово. Периодический журнал. Дополнительное образование детей
    в области христианской истории, культуры и морали. 2002-2003 г. г.
  6. Вазина К.Я. Коллективная мысле-деятельность — модель саморазвития
    человека. - Н. Новгород, 1990.
  7. Р. Грей, А. Хенлон Перевод с английского - Минск; Попурри, 2000.
  8. Горят ли у детей глаза. Диалоги о воспитании. - М.: Молодая гвардия,
    1987.
  9. Ю.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приемов до философии. - М:«Сентябрь», 1997.
  10. Дополнительное образование в области христианской культуры, этики, морали. — М.: Мир книги, 1995.
  11. Жукова Л.Г. Религии мира Пособие для общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 1997.
  12. Зинченко В.П. Живое знание. - Самара, 1998.
  13. Ивлиева Л.М. Основы Российской духовности. Методическое пособие для учителей (5-9 классы). — Казань, 2000.
  14. Козлов Э.П. Нравственное образование. Программы общеобразовательных        интерактивных обществоведческих экспериментальных учебных курсов морали для   I-XI   классов. - М.: Прометей, 1999.
  15. Кулаков А.Е. Религии мира. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений — М.: Астрель 2003.
  16. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. - Москва-Воронеж, 2001.
  17. Магомедов Н.М. Воспитание без принуждения. Учебное пособие. - Самара: СамГУ, 1994.
  18. Магомедов Н.М. Неизвестная школа. Учебное пособие. - Самара: СамГУ, 1993.
  19. Мак-Маон Т.А. Понять это время... - М.: Триада, 1998.
  20. Международная научная конференция «Христианство и образование» 23-25 марта в Москве., в 2-х частях. - М., 2001.
  21. Международная   научно-практическая   конференция   «Инновационный опыт   духовно-нравственного   воспитания   на   основе   традиционной культуры» 16-17 марта 2004 года в 2-х частях - М., 2004.
  22. Мень А. Культура и духовное восхождение. - М.: Искусство, 1992.  
  23. Методические  рекомендации   по  организации  детских  профильных лагерей духовно-нравственной тематики. - М.: ЦРС ДОД, 2002.
  24. Новый завет и псалтырь. - С.-П, 1992.
  25. Нравственная грамматика (V- IX классы). Методические рекомендации учителям. — М.: Филология, 1999.
  26. Нравственное воспитание. Проблемы теории и практики. - М.: Мысль, 1979.
  27. Профилактика отклонений в нравственном    развитии и поведении учащихся. - М., 1991.
  28. К. Роджер. К. Хикмен. Религии мира.   Перевод с английского - М.: Росмен, 2003.
  29. Рувинский  Л.И.  Психолого-педагогические  проблемы  нравственного воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1981.
  30. Рувинский Л.И., Хохлов СИ. Как воспитать волю и характер. - М.: Просвещение, 1986.
  31. Сборник авторских образовательных программ по духовно-нравственному воспитанию в сфере дополнительного образования детей. — М.: ГОУ УРСДОД,2003.
  32. Соловейчик С. Вечная радость. Очерки жизни и школы. - М.: Педагогика, 1986.
  33. Тейлор И. В умах людей. Дарвин и новый мировой порядок. - М.: Добро, 1996.
  34. Христианская  мораль  и  этика.   Основа  общества.   Программа  по формированию характера. — М., 1993.
  35. Щедровицкий   П.Г.   Очерки   по   филосифии   образования.   -   М.: Эксперимент, 1993.
  36. Шемшурина А.И. Азбука вечных истин. В помощь дополнительного образования в области христианской культуры,  этики и морали. - М.: Добро, 2000.
  37. Штольц X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986.

Этнокультурные традиции. Духовно-нравственные проблемы. - Самара: ЦРО, 1Раздел I


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

N 03-83 от 08 февраля 2011 г.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования  О рекомендациях по аттестации педагогических ...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции Междисциплинарный подход в реализации дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции  Междисциплинарный подход в реализации дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ...

Особенности реализации дополнительных образовательных программ в области искусств

В статье рассматриваются особенности раеалиации дополнительных образовательных программ в области искусств, рассматриваются условия, компетенции в образовании....

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников (на примере реализации дополнительной образовательной программы "Истории старой квартиры")

Статья посвящена народным традициям которые способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Насыщенность народного праздника твор...

Реализация дополнительной образовательной программы естественнонаучной направленности в рамках работы летнего лагеря дневного пребывания «Непоседы» «Опытно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста "

Дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Потребность...