Конспект учебного занятия "Чудесное яблоко"
план-конспект занятия по теме

Скорик Наталья Юрьевна

Учебное занятие по творчеству Е.В.Честнякова в рамках дополнительной образовательной программы "Занимательная глина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_konspekt_zanyatiya_yabloko_chudesnoe2.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Костромы

Детско-юношеский центр «Ровесник»

Культурно - просветительский центр имени Ефима Честнякова

План-конспект

занятия по лепке из глины

педагог дополнительного образования:

Скорик Наталья Юрьевна.

город Кострома

2012 год


Цель: познакомить детей с основами работы с глиной на примере сказки Ефима Честнякова «Чудесное яблоко»

Задачи:

- обучающая: на примере лепки яблока познакомить с приемами подготовки материала и работы с глиной;

- воспитательная: на примере сказки Ефима Честнякова «Чудесное яблоко» формировать у детей душевную щедрость, чувство коллективизма, общности, взаимовыручку;

- развивающая: развивать творческие способности, художественный вкус, аккуратность, внимательность, мелкую моторику рук.

Предполагаемый результат:

Выполнение детьми  яблока для коллективной сказочной композиции по мотивам «Чудесное яблоко» Е.В. Честнякова

Тип занятия:

- изучение нового материала.

 Форма проведения: учебное занятие.

Материалы для педагога: наглядные пособия – глинянки, выполненные воспитанниками КПЦ имени Е.В. Честнякова (избушки, герои глиняного спектакля по мотивам  сказки Е.В. Честнякова «Чудесное яблоко»), глина и инструменты для лепки, подставка - ондрец для яблок, корзина с яблоками, электронная презентация, видеофрагмент сказки «Чудесное яблоко», звуковое оформление «Звуки природы», демонстрационный стол.

Материалы для детей: глина, стеки разного назначения, влажная тряпочка, баночка с водой, визитки.

План занятия:

1.Организационный момент:  – 2 мин.

2.Теоретическая часть – 15 мин.

3. Практическая часть –16 мин.

4.Подведение итогов – 7 мин.

Подготовительная работа педагога к занятию: устанавливается демонстрационный стол, раскладываются инструменты, баночки с водой, подключается компьютер, установка.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

  • Подготовка к занятию (раздача материалов - глины во влажной тряпочке)
  • Объявление темы и цели занятия:

Здравствуйте, дети. Зовут меня Наталья Юрьевна Скорик, сегодня занятие для вас проведу я. Как меня зовут, я сказала, и теперь хочу познакомиться с вами. У вас на столах лежат визиточки. Напишите, пожалуйста, на ней своё имя и прикрепите себе на грудь. Спасибо.

В деревне Шаблово Кологривского района жил великий художник и сказочник Ефим Честняков.

 Сам глинянки лепил, декорации писал, сказки сочинял и возил по деревням в двухколесной тележке «ондреце» на радость детям и взрослым.

2. Теоретическая часть занятия.

  • Знакомство со сказкой Е.В. Честнякова «Чудесное яблоко»

Ребята, а вы любите сказки?

Пришла я к вам сегодня со сказкой, да не простой, а интересной, да познавательной. Внимание на экран. (просмотр мультипликационного фильма «чудесное яблоко»)

Беседа по сказке – обратная связь

- О чем сказка?

-Почему именно так автор назвал свою сказку?

-Почему яблоко чудесное?

-Какое чудо случилось?

(при необходимости можно перечитать некоторые строки из сказки)

3.Практическая часть занятия.

О глине. На занятиях мы с ребятами лепим из глины.

-А вы знакомы с глиной?

- Где применяется глина?

- Что из неё делают?

Это удивительный природный материал, который может применяться во многих сферах деятельности человека. Например, тарелки и кружки, которыми вы пользуетесь ежедневно, красивые вазы для цветов, кирпичи, из которых строят дома, игрушки и сувениры и многое другое.

-А хотите вы сами поработать с этим материалом?

  • Напоминаем о цели работы. Сейчас мы с вами попробуем слепить такое чудесное яблочко, а я буду показывать как это сделать.

  • О материалах и правилах обращения с инструментами. Для работы нам потребуется комочек глины, влажная тряпочка, баночка с водой и набор стеков, не забывайте о технике безопасности при работе и используйте инструменты только по назначению.
  • Подготовка пальчиков к работе.

Мы с ребятами перед работой всегда делаем разминку для пальчиков, с вами сделаем тоже.

Разминка «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту трем, трем,

Мы капусту жмем, жмем.

А сейчас приступаем к работе. Взяли в руки кусочек глины, завернутый во влажную тряпочку, и разминаем его в тонкую лепешку. Это необходимо для того, чтобы замесить глиняное тесто и проверить глину на готовность к работе.

  • Этапы выполнения изделия

Педагог показывает технологические этапы выполнения работы.

Кусок замешанной глины делим на две части. Одна часть немного больше, чем другая.

 

Меньшую часть глины заворачиваем в тряпочку, чтобы она не засыхала, а из второй части катаем шарик.

 

Придание формы яблоку.

От оставшегося куска отщипываем маленький кусочек, катаем из него колбаску и присоединяем при помощи шликера (водный раствор жидкой глины) в то место, где веточка-плодоножка соединяется с яблочком.

Из небольшого кусочка катаем капельку. Расплющиваем её – получился листик.

Приклеиваем листик к плодоножке при помощи шликера. Яблоко готово.

  • Оценка результативности работы детьми. 

-Все успели доделать свою работу?

-Ребята, поднимите вверх ваши работы, покажите мне, что у вас получилось. Полюбуйтесь своими яблочками. Молодцы. Мы слепили «Чудесное яблоко».

-Давайте подумаем, кому оно может помочь?

4. Подведение итогов занятия.

Герои мультфильма вылеплены из глины. Они пришли к нам на занятие чтобы увезти ваши яблочки в наш культурно-просветительский центр имени Ефима Честнякова. (Открывается композиция глинянок «Чудесное яблоко» на демонстрационном столе)

Сейчас вы по одному понесете ваши яблочки в нашу сказку.

Каждый ребенок выходит и кладет свое яблочко в ондрец, сказав, кому из жителей оно принесет больше пользы.

Оценка ребенком где?

Ваши яблочки будут частью нашей сказки. Приглашаем вас ….А когда вы придете к нам в гости, ваши яблочки созреют...Для того, чтобы они созрели, нужно сначала обжечь их в муфельной печи, а затем расписать. И только после этого вы возьмете их себе на память о дедушке Ефиме и его доброй сказке. Пусть эта сказка для вас будет добрым наставлением. Расскажите о ней своим друзьям и родителям, научитесь сами быть щедрыми, попробуете поделиться своей радостью с кем– то и от этого сами получите радость.

В нашей сказке тоже чудо свершилось (показать корзину с яблоками), но сможем ли мы сейчас взять эти яблоки, конечно же  сможем, но сначала нужно убрать свое рабочее место и вымыть руки. (инструменты оставляем на столе, вы своей глиняной тряпочкой протираете свое место на столе, тряпочки убираете в пакет, моете руки.)Когда убирают?

Оценка педагога результатов работы каждого ребенка:

(награждаются яблоками за работу)

Как и любая сказка заканчивается, так и наше занятие подошло к концу. Спасибо за ваш труд и вклад в нашу общую сказку.

Информационные источники:

  1. Ефим Честняков. Чудесное яблоко.
  2. Лев Кузьмин. Чудесное яблоко.
  3. http://www.unesco-ihe.org/content/download/2608/26887/file/Report16_Volume1.pdf
  4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/92361
  5. Мультипликационный фильм «Чудесное яблоко» Студия: Экран Выпуск: 1988г. Режиссёр: Лидия Сурикова.

 Приложение

Чудесное яблоко

Ефим Честняков

Пошёл один старичок в лес дрова рубить и вдруг видит:

стоит старая - старая яблоня, а на ней румяное яблоко висит. И такое оно большое – пребольшое, что его и в охапке не унести. «Ничего, - сказал старичок, - я за лошадью сбегаю, на лошади увезу. Только бы вот, пока оборачиваюсь, никто это яблоко не нашёл да раньше меня не сшиб». И лишь он так сказал, а в лесу-то как кто-то заухает, захохочет, и видит старичок – на него из тёмного дупла сова смотрит, крыльями хлопает, а рядом по ветке берёзы тетерев ходит.

«Ха-ха! – ухает сова. – Это яблоко непростое. Дай обещание, что разделишь на всех».

«Кво – кво! – бормочет тетерев. – А если пообещаешь, да не исполнишь, так это яблоко тебе и на лошади не увезти».

«Обещаю», - сказал старичок. А сам подумал: «Неправда всё это. Зря пугают. Как это так, на моей-то ладушке да и не увезти? У меня лошадь гладкая, кормлёная, ставь на хоть медный колокол на телегу – и тот укатит. А тут всего лишь навсего яблоко…»

Пошёл дед за лошадью, запрёг телегу и снова поехал за яблоком, а дома никому ничего не сказал – разбрякают-де раньше времени, народ соберут!

Приехал, поставил телегу прямо под яблоней и только взял ядрёную дубину, чтобы отшибить яблоко, как оно само прямо в телегу и бухнулось!

«Созрело, значит, - подумал дед. - И правильно я сделал, что никому не сказал».

Засмеялся старичок: «Вот как славно всё выходит!» - и присвистнул на лошадь. А та дёрг-подёрг телегу, а телега не идёт, ни с места.

Кинулся старичок сам помогать лошади – телега с яблоком опять ни с места.

Тетерев и сова шумят: «Ха-ха! Обмануть хотел, от обещания отрёкся, не увезти тебе яблоко».

«Кво-кво! Сказано тебе, яблоко на на всех… Вот теперь весь народ, кто у тебя в избе и по-за избой есть, всех сюда и веди».

Выпряг старичок лошадь. Поскакал опять в деревню.

Привёл из дома семью, все они за оглобли, за телегу хватаются, а телега ни с места.

«Как так? – удивляется старичок. – Я теперь своё обещание выполнил. Всех от мал до велика привёл».

А сова хохочет: «Ой ли?»

А тетерев сердится: «Не всех привёл, мне с берёзы видно. У вас там ещё девочка-нянюшка на крыльце сидит с ребёночком. Нужно и их».

«Так ведь не родня нам нянюшка-то! Соседская! – разводит руками старичок. – Шла мимо по дорожке да и села…  Неужто и её ещё звать?»

Но тетерев своё бубнит: «Не важно, что соседская… Ты находку на всех разделить обещал. Беги, зови нянюшку! Да запомни: сулят-то по собственному желанию, а вот исполняют - по обещанию. И что кому посулил да роздал, то и не убудет никогда. Понял ли?»

«Понял, понял!» - обрадовался старичок.

Пошёл дед в деревню и привёл нянюшку с маленьким. И как только она руками до телеги дотронулась, так телега с яблоком сразу легко и покатилась.

Привезли яблоко в деревню.

         Вся деревня сбежалась.

Дедушка всех угощает, а яблоко не убывает.

Ели яблоко всю осень и зиму до самого Христова дня.

А почему? Да потому что выполнил старичок своё обещание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"

Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика по теме: "Формулы двойного угла"

Цель занятия: расширение представления обучающихся о преобразовании тригонометрических выражений, применение полученных знаний для решения задач с использованием формул двойного угла....

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Площадь поверхности параллелепипеда

Цель занятия: расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: площадь поверхности многогранников, площадь поверхности параллелепипеда,  применение полученных...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Корни, степени, логарифмы

Цель занятия: расширение представления обучающихся о степенных зависимостях, формирование понятий: степень, корень, логарифм, применение полученных знаний для решения задач....