Конспект учебного занятия "Чудесное яблоко"
план-конспект занятия по теме
Учебное занятие по творчеству Е.В.Честнякова в рамках дополнительной образовательной программы "Занимательная глина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_konspekt_zanyatiya_yabloko_chudesnoe2.doc | 240 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Костромы
Детско-юношеский центр «Ровесник»
Культурно - просветительский центр имени Ефима Честнякова
План-конспект
занятия по лепке из глины
педагог дополнительного образования:
Скорик Наталья Юрьевна.
город Кострома
2012 год
Цель: познакомить детей с основами работы с глиной на примере сказки Ефима Честнякова «Чудесное яблоко»
Задачи:
- обучающая: на примере лепки яблока познакомить с приемами подготовки материала и работы с глиной;
- воспитательная: на примере сказки Ефима Честнякова «Чудесное яблоко» формировать у детей душевную щедрость, чувство коллективизма, общности, взаимовыручку;
- развивающая: развивать творческие способности, художественный вкус, аккуратность, внимательность, мелкую моторику рук.
Предполагаемый результат:
Выполнение детьми яблока для коллективной сказочной композиции по мотивам «Чудесное яблоко» Е.В. Честнякова
Тип занятия:
- изучение нового материала.
Форма проведения: учебное занятие.
Материалы для педагога: наглядные пособия – глинянки, выполненные воспитанниками КПЦ имени Е.В. Честнякова (избушки, герои глиняного спектакля по мотивам сказки Е.В. Честнякова «Чудесное яблоко»), глина и инструменты для лепки, подставка - ондрец для яблок, корзина с яблоками, электронная презентация, видеофрагмент сказки «Чудесное яблоко», звуковое оформление «Звуки природы», демонстрационный стол.
Материалы для детей: глина, стеки разного назначения, влажная тряпочка, баночка с водой, визитки.
План занятия:
1.Организационный момент: – 2 мин.
2.Теоретическая часть – 15 мин.
3. Практическая часть –16 мин.
4.Подведение итогов – 7 мин.
Подготовительная работа педагога к занятию: устанавливается демонстрационный стол, раскладываются инструменты, баночки с водой, подключается компьютер, установка.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Подготовка к занятию (раздача материалов - глины во влажной тряпочке)
- Объявление темы и цели занятия:
Здравствуйте, дети. Зовут меня Наталья Юрьевна Скорик, сегодня занятие для вас проведу я. Как меня зовут, я сказала, и теперь хочу познакомиться с вами. У вас на столах лежат визиточки. Напишите, пожалуйста, на ней своё имя и прикрепите себе на грудь. Спасибо.
В деревне Шаблово Кологривского района жил великий художник и сказочник Ефим Честняков.
Сам глинянки лепил, декорации писал, сказки сочинял и возил по деревням в двухколесной тележке «ондреце» на радость детям и взрослым.
2. Теоретическая часть занятия.
- Знакомство со сказкой Е.В. Честнякова «Чудесное яблоко»
Ребята, а вы любите сказки?
Пришла я к вам сегодня со сказкой, да не простой, а интересной, да познавательной. Внимание на экран. (просмотр мультипликационного фильма «чудесное яблоко»)
Беседа по сказке – обратная связь
- О чем сказка?
-Почему именно так автор назвал свою сказку?
-Почему яблоко чудесное?
-Какое чудо случилось?
(при необходимости можно перечитать некоторые строки из сказки)
3.Практическая часть занятия.
О глине. На занятиях мы с ребятами лепим из глины.
-А вы знакомы с глиной?
- Где применяется глина?
- Что из неё делают?
Это удивительный природный материал, который может применяться во многих сферах деятельности человека. Например, тарелки и кружки, которыми вы пользуетесь ежедневно, красивые вазы для цветов, кирпичи, из которых строят дома, игрушки и сувениры и многое другое.
-А хотите вы сами поработать с этим материалом?
- Напоминаем о цели работы. Сейчас мы с вами попробуем слепить такое чудесное яблочко, а я буду показывать как это сделать.
- О материалах и правилах обращения с инструментами. Для работы нам потребуется комочек глины, влажная тряпочка, баночка с водой и набор стеков, не забывайте о технике безопасности при работе и используйте инструменты только по назначению.
- Подготовка пальчиков к работе.
Мы с ребятами перед работой всегда делаем разминку для пальчиков, с вами сделаем тоже.
Разминка «Капуста»
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту жмем, жмем.
А сейчас приступаем к работе. Взяли в руки кусочек глины, завернутый во влажную тряпочку, и разминаем его в тонкую лепешку. Это необходимо для того, чтобы замесить глиняное тесто и проверить глину на готовность к работе.
- Этапы выполнения изделия
Педагог показывает технологические этапы выполнения работы.
Кусок замешанной глины делим на две части. Одна часть немного больше, чем другая. |
|
Меньшую часть глины заворачиваем в тряпочку, чтобы она не засыхала, а из второй части катаем шарик. |
|
Придание формы яблоку. | |
От оставшегося куска отщипываем маленький кусочек, катаем из него колбаску и присоединяем при помощи шликера (водный раствор жидкой глины) в то место, где веточка-плодоножка соединяется с яблочком. | |
Из небольшого кусочка катаем капельку. Расплющиваем её – получился листик. | |
Приклеиваем листик к плодоножке при помощи шликера. Яблоко готово. |
- Оценка результативности работы детьми.
-Все успели доделать свою работу?
-Ребята, поднимите вверх ваши работы, покажите мне, что у вас получилось. Полюбуйтесь своими яблочками. Молодцы. Мы слепили «Чудесное яблоко».
-Давайте подумаем, кому оно может помочь?
4. Подведение итогов занятия.
Герои мультфильма вылеплены из глины. Они пришли к нам на занятие чтобы увезти ваши яблочки в наш культурно-просветительский центр имени Ефима Честнякова. (Открывается композиция глинянок «Чудесное яблоко» на демонстрационном столе)
Сейчас вы по одному понесете ваши яблочки в нашу сказку.
Каждый ребенок выходит и кладет свое яблочко в ондрец, сказав, кому из жителей оно принесет больше пользы.
Оценка ребенком где?
Ваши яблочки будут частью нашей сказки. Приглашаем вас ….А когда вы придете к нам в гости, ваши яблочки созреют...Для того, чтобы они созрели, нужно сначала обжечь их в муфельной печи, а затем расписать. И только после этого вы возьмете их себе на память о дедушке Ефиме и его доброй сказке. Пусть эта сказка для вас будет добрым наставлением. Расскажите о ней своим друзьям и родителям, научитесь сами быть щедрыми, попробуете поделиться своей радостью с кем– то и от этого сами получите радость.
В нашей сказке тоже чудо свершилось (показать корзину с яблоками), но сможем ли мы сейчас взять эти яблоки, конечно же сможем, но сначала нужно убрать свое рабочее место и вымыть руки. (инструменты оставляем на столе, вы своей глиняной тряпочкой протираете свое место на столе, тряпочки убираете в пакет, моете руки.)Когда убирают?
Оценка педагога результатов работы каждого ребенка:
(награждаются яблоками за работу)
Как и любая сказка заканчивается, так и наше занятие подошло к концу. Спасибо за ваш труд и вклад в нашу общую сказку.
Информационные источники:
- Ефим Честняков. Чудесное яблоко.
- Лев Кузьмин. Чудесное яблоко.
- http://www.unesco-ihe.org/content/download/2608/26887/file/Report16_Volume1.pdf
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/92361
- Мультипликационный фильм «Чудесное яблоко» Студия: Экран Выпуск: 1988г. Режиссёр: Лидия Сурикова.
Приложение
Чудесное яблоко
Ефим Честняков
Пошёл один старичок в лес дрова рубить и вдруг видит:
стоит старая - старая яблоня, а на ней румяное яблоко висит. И такое оно большое – пребольшое, что его и в охапке не унести. «Ничего, - сказал старичок, - я за лошадью сбегаю, на лошади увезу. Только бы вот, пока оборачиваюсь, никто это яблоко не нашёл да раньше меня не сшиб». И лишь он так сказал, а в лесу-то как кто-то заухает, захохочет, и видит старичок – на него из тёмного дупла сова смотрит, крыльями хлопает, а рядом по ветке берёзы тетерев ходит.
«Ха-ха! – ухает сова. – Это яблоко непростое. Дай обещание, что разделишь на всех».
«Кво – кво! – бормочет тетерев. – А если пообещаешь, да не исполнишь, так это яблоко тебе и на лошади не увезти».
«Обещаю», - сказал старичок. А сам подумал: «Неправда всё это. Зря пугают. Как это так, на моей-то ладушке да и не увезти? У меня лошадь гладкая, кормлёная, ставь на хоть медный колокол на телегу – и тот укатит. А тут всего лишь навсего яблоко…»
Пошёл дед за лошадью, запрёг телегу и снова поехал за яблоком, а дома никому ничего не сказал – разбрякают-де раньше времени, народ соберут!
Приехал, поставил телегу прямо под яблоней и только взял ядрёную дубину, чтобы отшибить яблоко, как оно само прямо в телегу и бухнулось!
«Созрело, значит, - подумал дед. - И правильно я сделал, что никому не сказал».
Засмеялся старичок: «Вот как славно всё выходит!» - и присвистнул на лошадь. А та дёрг-подёрг телегу, а телега не идёт, ни с места.
Кинулся старичок сам помогать лошади – телега с яблоком опять ни с места.
Тетерев и сова шумят: «Ха-ха! Обмануть хотел, от обещания отрёкся, не увезти тебе яблоко».
«Кво-кво! Сказано тебе, яблоко на на всех… Вот теперь весь народ, кто у тебя в избе и по-за избой есть, всех сюда и веди».
Выпряг старичок лошадь. Поскакал опять в деревню.
Привёл из дома семью, все они за оглобли, за телегу хватаются, а телега ни с места.
«Как так? – удивляется старичок. – Я теперь своё обещание выполнил. Всех от мал до велика привёл».
А сова хохочет: «Ой ли?»
А тетерев сердится: «Не всех привёл, мне с берёзы видно. У вас там ещё девочка-нянюшка на крыльце сидит с ребёночком. Нужно и их».
«Так ведь не родня нам нянюшка-то! Соседская! – разводит руками старичок. – Шла мимо по дорожке да и села… Неужто и её ещё звать?»
Но тетерев своё бубнит: «Не важно, что соседская… Ты находку на всех разделить обещал. Беги, зови нянюшку! Да запомни: сулят-то по собственному желанию, а вот исполняют - по обещанию. И что кому посулил да роздал, то и не убудет никогда. Понял ли?»
«Понял, понял!» - обрадовался старичок.
Пошёл дед в деревню и привёл нянюшку с маленьким. И как только она руками до телеги дотронулась, так телега с яблоком сразу легко и покатилась.
Привезли яблоко в деревню.
Вся деревня сбежалась.
Дедушка всех угощает, а яблоко не убывает.
Ели яблоко всю осень и зиму до самого Христова дня.
А почему? Да потому что выполнил старичок своё обещание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН – КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОУД(п).10 Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия Тема урока: Производные суммы, разности, произведения, частного
Урок с применением элементов АМО-технологий и дифференцированного обучения...
Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"
Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика по теме: "Формулы двойного угла"
Цель занятия: расширение представления обучающихся о преобразовании тригонометрических выражений, применение полученных знаний для решения задач с использованием формул двойного угла....
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Площадь поверхности параллелепипеда
Цель занятия: расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: площадь поверхности многогранников, площадь поверхности параллелепипеда, применение полученных...
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Корни, степени, логарифмы
Цель занятия: расширение представления обучающихся о степенных зависимостях, формирование понятий: степень, корень, логарифм, применение полученных знаний для решения задач....
Конспект учебно-тренировочного занятия по волейболу для учебно-тренировочных групп второго года обучения
Конспект учебно-тренировочного занятия по волейболу...
ПМ 1 ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно- тренировочные занятия (представить конспект учебно-тренировочного занятия по волейболу (3 шт.))
План-конспекты учебно-тренировочных занятий по волейболу....