Открытый урок, как форма сотрудничества детей, родителей и педагога
учебно-методический материал по теме

Юсан Анатолий Иванович

Урок по изучению расположения нот на грифе гитаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в объединении «ВИА проРОКи»

МАОУ ДОД ЦДОД  по теме:

«Расположение нот на струнах гитары и приемы звукоизвлечения на шестиструнной электрогитаре»

Время и дата проведения:  10 октября  2013 года.                

Место проведения:               Класс для занятий ВИА

Тип урока:                             Изучение нового материала.

Метод проведения:                  Групповой, индивидуальный.

Руководитель объединения: ЮСАН Анатолий Иванович

Технические средства:    Микшерский пульт, электроусилитель, колонки, шнуры для подключения электроинструментов, электрогитары, компьютер, гитарный процессор с встроенным ритм-боксом, записи музыкальных произведений на электронных носителях.

Методические средства:  

  • Нарисованные таблицы расположения нот на грифе гитары и таблицы расположения нот на нотном стане
  • Видеоматериалы по извлечению звука на шестиструнной гитаре, постановка рук на грифе гитары при исполнении гамм
  • Аудиозапись  звучания нот  извлеченными  способами щипком и перебором

Цель открытого занятия:   получить начальные навыки различных техник и приёмов игры на гитаре, что будет являться  базой для дальнейшего творчества и  совершенствования техники  своего исполнительского мастерства 

                                         Задачи:

1.Образовательные

  • Освоить, изучить и применять в процессе изучения материала, правила посадки за инструментом, расположение правой и левой рук на инструменте, положение головы, спины.
  • Запомнить ноты До, Рэ, Ми, Фа, Соль, Ля, Си по струнам на ладах в одну октаву.  Для этого изучим несколько простых упражнений, способствующих не только запоминанию нот, но и обучающих правильно прижимать пальцами струны, а также тренирующих координацию их движений.
  •  Ознакомиться с   разновидностями гитарного боя, а также рассмотреть  игру на гитаре приемами щипком и перебором.
  • Формирование базы для развития навыков игры и техники исполнения музыкальных произведений.

2. Развивающие - Физиологические: 

  •       Формировать умение выделять и улавливать главное, сравнивать, анализировать, применять в необходимых ситуациях.

  • Развитие физических качеств (беглости  и твердости пальцев, правильной осанки) и координационных способностей обеих рук.

3.Воспитательные: Воспитание – это нервная система образования. 

  • Формирование сознательного отношения при выполнении упражнений, воспитание коллективизма, взаимопомощи, умения слушать других и слышать себя.
  • Вызвать заинтересованность в необходимости изучения начальных этапов звукоизвлечения, для дальнейшего успешного усвоения материала программы.
  • Возбудить готовность решать задачи,  поставленные педагогом, самостоятельно.
  • Побудить учащихся к активности и творческому многообразию при изучении тем, связанных с выработкой  технических навыков игры на инструментах, с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
  • Закрепить уверенность в правильности выбора сферы деятельности и  рода занятий, а также желании самостоятельно искать методы и приемы, помогающие закрепить изученный материал.
  • Развивать у учащихся самостоятельность мышления путем выбора из предложенных вариантов наиболее подходящего для конкретной ситуации..


Часть урока

Содержание учебного материала

Время

Методические рекомендации

Примечание

1.Подготовительная часть

1.Напомнить меры безопасности при работе с электроинструментами.

1 м.

Ознакомить с инструкциями по технике безопасности под роспись в журнале.

2.Подключение аппаратуры, гитар.

1 м.

Соблюдать технику безопасности.

3.Настройка гитар, воспользовавшись методом настройки по соседним струнам. Первую открытую струну настроим по синтезатору, вторую по первой, третью по второй и т.д.

3 м.

  1. Производить под строй синтезатора. Настраивая гитару, ученик не только запомнит ноты на грифе, но и будет слушать, что  поспособствует развитию его слуха.

Ученики помогают друг другу подтягивать колышки струн.

4.Сообщение задач урока.

1 м.

5. Разминка пальцев рук перед игрой на инструменте.

а) сжимание и разжимание всех пальцев  на обеих руках в кулаки. 15-20 раз.

б) соединить фаланги пальцев обеих рук и раздвигать постепенно в противоположные стороны.

в) сидя на стуле, положить  указательный  палец левой руки на 1 лад и пытаться дотянутся мизинцем до 3  лада

3 м.

Начинать от медленного темпа к быстрому.

При посадке на стул следить за осанкой и правильным упором.

2.Основная часть

1.Разучивание расположение нот до, рэ, ми, фа, соль, ля, си на,5,4,3 струнах.

а) показ

б) объяснение

Играем последовательность нот сначала на 5-ой струне, затем на 4-ой и на 3, проговаривая и стараясь запомнить на каком ладу какая нота.

5 м.

Следить за постановкой руки на грифе и способом извлечения звука правой рукой. Звук струны извлекаем указательным пальцем правой руки. Делается это как бы крючком, струну палец аккуратно подцепляет сначала краем подушечки, затем ногтём.

 Гитару нужно держать так, чтобы плоскость грифа над которой расположены струны не «смотрела» вверх, а находилась вертикально. Струну прижимать не всей подушечкой, а кончиком указательного пальца левой руки.

Обратить внимание на ошибки прижимания струн.

в) вариант игры нот на 5-ой  струне, когда она прижимается не только указательным пальцем левой руки, а последовательно всеми, кроме большого.

3 м.

Такой вариант, кроме того что позволяет играть быстрее, также тренирует пальцы левой руки, помогает освоить технику игры соло, гамм, пассажей, тянет пальцы так, чтобы они в дальнейшем легко и быстро, машинально могли дотягиваться до нот, расположенных не близко друг от друга.

г) Далее, освоив то о чём шла речь выше, усложним упражнение.
Играем каждую ноту струны по 4 раза, сначала указательным, затем средним, безымянным пальцами и мизинцем.

3 м.

Нужно добиться чистого, не заглушённого звучания каждой ноты

д). Запомнив ноты 5-ой струны и освоив технику звукоизвлечения, будем играть также ноты на других струнах. Играем сначала вариант с извлечением звука каждой ноты 4-мя пальцами правой руки.

3 м.

Хорошо запомнив их, отрабатываем быстрый вариант игры, прижимая струну на ладах последовательно 4-мя пальцами левой руки.

2. Бой «Бас, удар» Техника игры боем «Бас, удар»: Большим пальцем правой руки движением сверху вниз извлекаем звук басовой струны. Затем также сверху вниз не резко, но быстро проводим средним и безымянным пальцами по четырём первым струнам.

3 м.

Сначала учимся играть боем, медленно, без ошибок извлекая звук. После того как это будет получаться стабильно пробуем играть быстрее

3. Бой «Вниз, вверх» Техника игры боем: Пальцы правой руки движутся вниз, вверх, извлекая звук. Средний и безымянный пальцы задевают струны движением вниз, большой поддевает их снизу.

3 м.

Играть сначала медленно, потом быстрее. Струны должны звучать, ритм ровный.

4. Игра щипковыми движениями
Техника игры щипками «Бас, удар»: Большим пальцем правой руки движением сверху вниз извлекаем звук одной из басовых струн.
Затем другими пальцами как бы поддеваем снизу 3 тонкие струны.

3 м.

Отработать игру рассмотренным способом в нормальном темпе и ровном ритме.

5.Игра перебором. Техника игры перебором: Большим пальцем правой руки движением сверху вниз извлекаем звук басовой струны. Затем указательным, средним и безымянным пальцами как бы поддеваем снизу 3-ю, 2-ю и 1-ю струны.

3 м.

6. Исполнение нот от До к Си на 5, 4,3 струнах выученными приемами в составе ансамбля одновременно без ритмического счета и подсказок руководителя.

5 м.

Исполнять в медленном темпе, выдерживать длительность звучания каждой ноты.

3.Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Обсуждение с учениками  степени доступности и уровне усвоения материала. Домашнее задание по приемам звукоизвлечения и упражнениям для беглости пальцев. Отключение аппаратуры.

5 м.

Цель достигнута.  Поставленные задачи выполнены.

Гитары и шнуры складываются в отведенные места хранения. Методические наглядные средства складываются в папки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Теремок» Методическая разработка открытого урока в форме театрализации на отделении раннего общего эстетического развития детей. (Хоровой ансамбль, танец).

Период дошкольного и младшего школьного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Мир музыки, пения  и танца очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостояте...

Презентация «Продуктивное социальное партнерство детей, родителей и педагогов «Центра детского творчества»».

Система работы с родителями в дополнительном образовании на примере МКУДО "Центр детского творчества"...

Различные формы сотрудничества с родителями воспитанников пришкольного интерната

Здесь вы можете найти для себя интересный материал о том, как мы сотрудничаем с родителями воспитанников пришкольного интерната...

Музыкальная аптечка с видеоматериалом для детей, родителей и педагогов.

Наверняка, многие не знают, что музыку, как таблетку, можно "принимать" от головной боли, неврозов или бессонницы. Воздействие музыки на психику человека обусловлено совпадением, или несовпа...

Методическая статья по теме «Образовательное событие, как новая форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов»

Образовательное событие - это то, что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и даже потрясло....

ПАМЯТКА Бесплатная психологическая помощь детям, родителям и педагогам

ПАМЯТКА !БЕСПЛАТНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ, РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ...