конспект занятия "Гжель. Технология росписи изделий"
план-конспект занятия по теме

Косьяненко Ольга Николаевна

Конспект занятия знакомит обучающихся с технологией росписи Гжель. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_gzhel.docx394.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Автор и составитель:

методист Косьяненко Ольга Николаевна

Конспект открытого занятия по теме:

 «Гжель, технология росписи изделий»

 

Цели:

- формировать интерес к народным промыслам;

- обучить трудовым навыкам при работе с кистью, карандашом;

- развить образное мышление, творческие способности;

- научить основным навыкам рисования ограниченными цветами.

Задачи:

- воспитать всесторонне творческую личность,

- привить интерес к народным промыслам, к русской культуре и искусству,

- развивать усидчивость к труду.

Приборы и материалы: глиняные или деревянные заготовки, гуашевые краски (синий, белила), палитра, кисти разных размеров № 2, №4, №5-6, простой карандаш, ёмкость с водой, клей ПВА.

                                                        Ход занятия

1 часть занятия (45 мин.)

Подготовительная работа: В учебной комнате на доске представлены эскизы и иллюстрации готовых изделий, готовые изделия: чашка, блюдце, тарелка расписанные в технике «гжель», технологическая карта с описанием поэтапной работы.  Обучающимся  представлены эскизы в цвете (предварительно выполненные).

На столах разложен раздаточный материал: ёмкость с водой, кисти, простой карандаш, гуашевые краски, палитра, клей ПВА.

Инструктаж по технике безопасности. 

«А теперь ребята, повторим правила по технике  безопасности, как обращаться с остро - колющими предметами? Как правильно передавать острые предметы? и т.д.»

Содержание занятия.

Кто придумал это слово,

Это слово немудрено?

Жгелью раньше гжель звалась,

Была пестрой, а сейчас –

Это чудо синее

На блюдечке раскинуто.

Раз мазок, два мазок,

Завиток и точки…

Расцветут на белой глине

Синие цветочки.

Теоретическая часть 1: «Здравствуйте ребята! Сегодня мы познакомимся с техникой росписи «гжель», и нам предстоит проделать интересную работу.              «Гжель, не только старинный русский промысел, а прежде всего – настоящее, народное искусство. Этому виду промысла более 650лет. Выдающиеся мастера не просто производят, а творят пленительную керамику, такие изделия не залеживаются на прилавках. Ведь вместе с ней в наши дома входит сама сказка: бело - голубая сказка Гжели! Историческая Родина «гжели» - Московская область. Первые документальные упоминания о поселении на берегах Гжелки, ученые считают 1339 год. Почему поселенцы взялись за этот промысел?  Во-первых крестьяне сеяли рожь, пшеницу, гречиху и просо, но урожаи были скудные. Потому гжельцы и говорили: «Не землей мы кормимся: глина наша – золото!» Второе – большие залежи высококачественных глин. А в третьих – дровяного топлива для обжига было здесь в достатке».  

     Ребята, а теперь обратите внимание на иллюстрации:

«Ах, эта роспись: синие цветы, синие листья, нежно-голубые бутоны!.. Кажется, далековато от натуральной природы. Но разве думаешь об этом, когда перед тобой настоящий поэтический мир! Гжельский мазок особенный. В нем сразу вся гамма цвета - от самого темного до прозрачного светлого, сквозь который светится основа. Два-три прикосновения кисти - и прямо на глазах рождаются васильки, одуванчики, ромашки. А то - «гжельская роза»… Потом, покрытые глазурью и закаленные в огне, они поражают сочностью синей росписи!»

    Теперь представим, что мы юные мастера и наши изделия будут демонстрироваться на выставках, вызывая восхищение и надежду на дальнейший расцвет промысла.

 

Практическая часть 1.

    На прошлом занятии мы с вами подготовили наши изделия из глины (или дерева) к росписи: заготовки из глины покрыли белым грунтом: тарелка, блюдце, чашка, (педагог показывает готовые изделия). Во второй части вы постараетесь расписать изготовленную посуду своими руками в технике «Гжель». А сейчас мы с вами возьмём простой карандаш и нанесём предварительный рисунок на изделия, срисовывая с эскиза (при этом используем карандаш Т2). Теперь отложим заготовку и составим палитру используемых красок. Нам понадобиться кобальт синий  и белила гуашевые. Возьмем две ёмкости и разводим в одной белила с добавлением клея ПВА, в другой кобальт синий, доведем краску до однородной массы.

   Посмотрите внимательно на иллюстрации и эскизы, представленные на доске. Здесь вы увидите, как правильно наносить мазок, в какую сторону. Затем как какими кистями наносить толщину линий, если линии совсем тонкие, то используем тонкую кисть, если средняя, тогда берем среднюю кисть.

Перерыв. Во время перерыва можно поиграть в подвижные игры на воздухе (15мин).

2 часть занятия (45 мин.)

Подготовительная работа:  На доске педагог выставлены иллюстрации с изображением  изделий расписанных в технике «Гжель».

На столах разложены краски ограниченная палитра: (белила, кобальт синий), ёмкость с водой, кисти. В учебной комнате звучит тихо приятная мелодия.

Практическая часть 2.

Приступим к самой интересной и творческой части нашего занятия.

Рисунок можно придумать самостоятельно, можно срисовать с иллюстраций, выбор за вами.

На палитре разводим синюю краску и немного добавляем белил так, чтобы получился голубой цвет, кистью наносим мазки на изделие. После высыхания разводим синий цвет и наносим соответственно по рисунку. Таким образом, у нас получилась тоновая растяжка от самого светлого до самого тёмного. Итак, наносим мазки по рисунку, создавая цветы и листья получая интересный орнамент! После высыхания покроем изделие прозрачным лаком.

(Пока дети выполняют работу, педагог рассказывает о значимости народного и прикладного творчества, а также об использовании декоративных изделий в быту):

    - «В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия из солёного теста популярны и используются человеком в быту, часто для оформления интерьера. Для украшения кухни в наших домах можно использовать хохломские ложки, гжельские чайники, изделия из керамики, дерева, рушники с народной вышивкой и т.д. Наша с вами деятельность относится к народному творчеству, в котором выражается исконная тяга человека к красоте».

Подведение итогов. Обучающиеся выставляют свои изделия на просмотр. Педагог делает выводы: «Мы с вами выполнили поставленные перед нами цели занятия, вы ребята молодцы! Ответственно отнеслись к работе, проявили фантазию, вот поэтому ваши изделия получились красивые и оригинальные, не похожие друг на друга. Я благодарю вас за хорошую дисциплину и за ваш труд. До свидания!»  

                                                                                                                                   Приложение 1

Технологическая карта к занятию по теме:

«Гжель – техника росписи изделий»

Этапы выполнения работы

Изображение действий

Приборы и материалы

-Возьмём загрунтованную заготовку (грунтуем водоимульсионной краской с добавлением клея ПВА).  

\\Mk-ii\docum\Косьяненко\МОЁ\DSC00890.JPG\\Mk-ii\docum\Косьяненко\МОЁ\DSC00888.JPG

-Заготовка из глины или из дерева

-краска водоимульсионная

-клей ПВА

 

-Простым карандашом Т2 наносим рисунок на изделие (можно использовать ластик).

\\Mk-ii\docum\Косьяненко\МОЁ\DSC00892.JPG

-Простой карандаш Т2

-ластик

-Разводим белила белые с водой, добавляя немного клея.

-Также разводим кобальт синий.

\\Mk-ii\docum\Косьяненко\МОЁ\DSC00891.JPG

-Емкость с водой

-емкость для красок

-гуашевые белила

-кобальт синий

-кисти разных размеров

-На палитре смешиваем немного кобальт и белила,

-Кистью наносим мазок так, чтобы он ложился по форме и содержал в себе тоновую растяжку от светлого к темному.

\\Mk-ii\docum\Косьяненко\МОЁ\DSC00893.JPG

-Краски гуашевые

-кисти

-палитра

-На изделие с рисунком накладываем мазки,

-Прорисовываем детали.

\\Mk-ii\docum\Косьяненко\МОЁ\DSC00894.JPG

-Емкость с водой

-краски гуашевые

-кисти

-палитра

-Готовое и высушенное изделие покрыть акриловым лаком или бесцветным мебельным.

\\Mk-ii\docum\Косьяненко\МОЁ\DSC00895.JPG

-готовое изделие

-кисть для лака

-лак акриловый

Приложение 2 Презентация Роспись изделий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии по теме: "Оработка низа изделия" с применением ИКТ.

Тема урока: «Обработка низа изделия». Задачи: Коррекционно-образовательные: Ознакомить обучающихся со способами обработки низа изделия. Научить обрабатывать низ изделия и совершенствовать приемы...

конспект открытого занятия "Технология росписи тканей: Узелковый батик"

Конспект открытого занятия«Технология росписи тканей: Узелковый батик»Педагога дополнительного образования Юдиной Марины НиколаевныСП ГБОУ СОШ№1 «ОЦ» с. Большая Глу...

План-конспект урока технологии по теме "Построение чертежа плечевого изделия". 7 класс.

План-конспект урока относится к модулю  «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», раздел: «Проектирование и изготовление плечевой  одежды». К разработке урока прилагается ег...

Конспект урока технологии по теме "Соединение отложного воротника с горловиной в изделиях с застежкой до верха"

Конспект урока технологии по теме "Соединение отложного воротника с горловиной в изделиях с застежкой до верха"...

Конспект урока технологии в 5 классе. Тема: Конструирование изделий из тонколистового металла.

Урок направлен для обучения учащихся методам конструирования простых изделий из тонколистового  металла,  обратив  внимание  формирование    умения   опред...

"Хохлома (виды росписи изделий)"

Знакомство с видами росписи изделий.  К «верховой» росписи принято относить «травку» - роспись, включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и парной краск...