«ИЗУЧЕНИЕ ПРИЁМОВ ИГРЫ: «БАРРЭ», «ДЕМПФИРОВАНИЕ», «ОПЕРЕЖЕНИЕ» НА ГИТАРЕ в старших классах ДШИ.
методическая разработка по теме

При работе с начинающими гитаристами, очень важно обращать внимание на точную аппликатуру левой руки и,  если возможно, избегать баррэ и больших растяжек, т.к. эти приёмы довольно сложны физически, и к ним надо обращаться осторожно, не спеша, постепенно подготавливая аппарат учащегося.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_na_gitare_1.doc154 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                     

                         МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

                                         на тему

      «ИЗУЧЕНИЕ ПРИЁМОВ ИГРЫ: «БАРРЭ», «ДЕМПФИРОВАНИЕ»,

              «ОПЕРЕЖЕНИЕ» НА ГИТАРЕ в старших классах ДШИ.

                                                              Ковтунова Марина Александровна

При работе с начинающими гитаристами, очень важно обращать внимание на точную аппликатуру левой руки и,  если возможно, избегать баррэ и больших растяжек, т.к. эти приёмы довольно сложны физически, и к ним надо обращаться осторожно, не спеша, постепенно подготавливая аппарат учащегося.    

                                         БАРРЭ

В  средних и старших классах в исполнении баррэ, как малого, так и большого, следует избегать излишних усилий, первое время заниматься этим приемом умеренно, не переутомляя левую руку и мышцы большого пальца и кисти. Ни в коем случае не сгибать  палец p в суставах, держать его прямо. При исполнении малого баррэ можно прогибать немного указательный палец внутрь к ногтевой фаланге, и ставить баррэ точно у порожка, параллельно ему по всей длине. Кисть левой руки выносится немного вперед, чтобы указательный палец удобно и плотно прижимал струны к ладам и не сгибался.  

         

                                                                                   1

В этом приеме важнее не усилие, а удобство и правильность положения указательного пальца. Поэтому следует искать именно в этом направлении, а не через применение силы. Также встречаются переложения, часто скрипичные, в которых требуется прибегать к растяжкам для исполнения нижнего и верхнего голоса одновременно (особенно когда бас идет по 6 или 5 струнам, а верхний голос по 1, 2). Что для маленькой руки крайне проблематично, но стоит только перенести нижний голос на октаву вверх и все встанет на свои места, проблемы не станет, появится удобство и комфорт в исполнении.

Также достаточно важным является вопрос о смене позиций. Переходя из одной позиции в другую, ученик должен приложить все усилия к тому, чтобы эта перемена или скорее перенесение руки из одного положения в другое, начиная с первой позиции, совершалось беззвучно. Это наиболее важное условие. Перенос следует осуществлять без, сколько нибудь слышимого глиссандо. Если мы движемся по первым трем струнам, то палец может, а порой должен продолжать касаться, контактировать со струной и как бы передвигаться по ней, не прижимая ее . Но если смена позиций происходит по струнам 6,5,4 лучше сделать переход через верх, т.е.  не касаясь струны, дабы избежать “свиста” (призвука).

   В исполнении пассажей, арпеджио со сменой позиций очень важно, чтобы ученик руководствовался, главным образом, “ ритмической аппликатурой”, т.е. выполнять смены позиций в соответствии с ритмическим делением пассажа, арпеджио, чтобы не нарушать смысл и характер музыкальной фразы.

                                                                                                                         2

ОСВОБОЖДЕНИЕ ЛЕВОЙ РУКИ

Для освобождения левой руки, так же как и для правой, надо использовать каждую паузу, также после исполнения аккордов на баррэ вполне можно дать руке расслабиться на длинных звуках; при исполнении одноголосной мелодии использовать открытые струны (естественно не во вред общему звучанию и замыслу). Помнить о том, что если есть возможность не играть баррэ, то следует найти другую аппликатуру и избежать этого приёма.

        Следить, чтобы напряжение правой руки при исполнении ff не передавалось или минимально оказывало влияние на левую руку, что сделать не так просто при темпераментном исполнении, но стоит помнить, что динамика не зависит от усилий левой руки и лучше сохранять силы.

 Наиболее важное правило для левой руки, о котором хотелось бы напомнить – «Универсальный закон», согласно которому, всякое хорошее движение отличается от плохого экономичностью силовой затраты и внешней законченностью двигательного процесса. Достаточно полезные упражнения для левой руки можно найти в сборнике  “Школа игры на шестиструнной гитаре” Э.Пухоля. Это замечательная школа для левой руки, до сих пор очень актуальная; единственно, автор Э.Пухоль все рекомендует играть апояндо, и эти его рекомендации следует порой пересматривать и так же смело играть тирандо (там, где необходимо, учитывая все выше сказанное о правой руке). Для правой руки будут полезны упражнения на арпеджио из школы Ф.Каркасси.              

                                                                                                                        3

ДЕМПФИРОВАНИЕ

 (Глушение ненужных звуков)

 В основном,  демпфером у нас является палец р правой руки. Хотя бывают порой случаи, где приходится убирать уже ненужные звуки при помощи пальцев левой руки. Это, как правило, происходит в тех моментах, где палец р занят и не в состоянии выполнить этот прием. Встречаются также случаи исполнения этого приема при помощи пальцев i, m, а (при этом, в совершенно очевидных местах произведения).                                                  

Более подробно хотелось бы становиться на роли большого пальца правой руки в качестве демпфера. Как правило, демпфирование происходит за счет того, что палец просто опускается и становится (касается) на звучащую струну, которая тут же перестает издавать звук, т.к. ее колебание прекращено. Все выглядит очень просто, но этот очевидный момент частенько упускается из виду многими преподавателями, в результате чего исполнение того или иного произведения учащимися грешит ненужными, порой фальшивыми, наслоениями нот. В основном, это касается исполнения открытых басов, когда в произведении изменяется гармония и, естественно, меняется бас (открытая струна), а басовый тон (тоже открытая струна) предыдущей гармонии продолжает звучать, хотя он уже не является аккордовым звуком звучащей гармонии. В результате мы получаем фальшь и бесконечно гудящие кварты и септимы в басу (это можно услышать при исполнении  самой простой песенке “Во поле береза стояла” или  “Во саду ли, в огороде”, если играть их в ля миноре.)

Чтобы избежать этих неприятностей, следует с первых же простейших пьес приучать ребенка демпфировать отзвучавшую ноту (в данном случае - в басу). Демпфер обозначается, как и у пианистов, значком * и ставится после той ноты, которая следует после отзвучавшей. Стрелка показывает, какую ноту мы должны заглушить сейчас.                                            

                                                                                                                 4

 В этом случае наглядно показано, что после извлечения звука ре на 4 струне, палец р тотчас же должен встать на 5 струну и таким образом заглушить ее. Такой же принцип применяется и с другими струнами. Если ребенку сразу объяснить эту технику, обучить его приему демпфирования и проставлять эти указания в нотах, то он быстро запоминает и в дальнейшем сам осознанно использует данную технологию. В результате исполнение поднимается на качественно новый уровень.                                                    

 Демпфирование пальцем р применяется и в более сложных моментах, когда, исполняя определенные звуки, как правило на 4, 3, реже на 2 струнах, мы слышим, что открытые басы 6 или 5 входят в резонанс и начинают звучать сами по себе. Звучание их, конечно, не бывает громким, но все же вносит так называемую “грязь” и некоторый дискомфорт, который как исполнитель, так и слушатель все-таки испытывают. Поэтому, при разучивании произведений, исполнитель должен быть крайне внимателен и щепетилен к собственному звучанию и в подобных ситуациях смело использовать технику демпфирования.

В более подвижных темпах переставлять палец р со струны на струну бывает крайне тяжело, поэтому можно использовать для глушения более низкой струны боковой край ногтевой фаланги большого пальца, а более высокую струну демпфировать за счет исполнения апояндо пальцем р. Если же темп очень высок, то лучше поискать другие аппликатурные варианты, дабы избежать открытых струн, и тогда роль демпфера на себя могут взять пальцы левой руки. А для левой руки, как правило, это решаемая проблема (конечно, бывают и исключительные моменты, но мы опираемся на основной репертуар, изучаемый в рамках программы школы). В заключение следует подчеркнуть главное: демпфировать струну нужно только после того, как извлекли звук на следующей, для плавной смены басов (например) и во избежание разрывов (пауз) между ними.

                                         ОПЕРЕЖЕНИЕ

Общеизвестно, что звучание на инструменте должно быть мысленно подготовлено, учащийся должен представил себе качество звучания и расположение этого звука на грифе или струне.

«Опережение» бывает трёх видов: глазами, правой и левой руками. Опережение в левой руке довольно подробно описано в школе Эмилио Пухоля, так что мы остановимся на двух видах.

Опережение глазами используется при скачках, смене позиций на грифе. Суть его заключается в том, что эту смену позиций нужно вначале увидеть глазами, т.е. если нам предстоит скачок из III в VII позицию, то пока рука находится на третьем ладу, глаза следует перевести на седьмой лад и лишь, затем производить скачок. Для отработки этого приёма рекомендуется в медленном темпе зафиксировать руку в исходной позиции. Затем, после перевода взгляда на следующую, конечную точку с максимальной скоростью перенести кисть и остановить над требуемой позицией и вновь, в медленном темпе, опустить  пальцы на гриф, взяв требуемый аккорд. Такое упражнение следует повторять несколько раз в различных последовательностях.

Опережение в правой руке требует тщательной проработки в очень медленном темпе. Оно применяется в основном в исполнении арпеджио. Здесь стоит помнить одно правило: мы не извлекаем звук, пока не поставим на струну следующий палец. Так при исполнении простейшего арпеджио аппликатурой p,i,m,a мы вначале должны поставить на струну палец i, а лишь затем извлечь звук пальцем р, далее ставим пальчик m, и извлекаем звук пальцем i и т.д. Пальцы должны опираться на струны крепко, как бы наступая на струну с небольшим давлением. Это простейшее упражнение следует проработать в очень медленном темпе, затем можно использовать различные другие виды арпеджио. Для учащихся старших классов в качестве примера полезен будет Этюд №1 Э.Вилла-Лобоса.

Опережение в правой руке обеспечивает постоянный контакт со струнами, вырабатывает цепкость, практически исключает промахи и ошибки в правой руке, при этом следует подчеркнуть главное, - чтобы пальцы “переступали” по струнам, а не “прыгали”. Для этого вначале ставим следующий палец, затем извлекаем звук предыдущим, когда это опережение хорошо отработано и получается без каких-либо проблем, о нем можно, как бы забыть и пальцы легко, без усилий, уже автоматически будут работать четко и правильно. Однако, периодически стоит все же возвращаться в медленный темп.

Овладев в совершенстве всеми выше перечисленными приёмами игры, учащиеся будут достойно выступать на концертах, экзаменах, конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа "Игра как средство интеллектуального развития слабослышащих учащихся старших классов"

Огромную роль в развитии, воспитании и обучении ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь ...

Презентация-игра "Интеллектуальное казино "Европа и Азия" для старших классов

Презентация-игра "Интеллектуальное казино "Европа и Азия" проводится в рамках недели английского языка в школе для старших классов. Игра увлекательная и азартная т.к. учащиеся  дел...

Выступление Психологические игры и тренинги в преподавании обществознания в старших классах.

Выступление Психологические игры и тренинги в преподавании обществознания в старших классах на ШМО МБОУ "Школа №1"...

Методическая разработка «ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ И ПРИЁМЫ ИГРЫ НА ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЕ»

ВВЕДЕНИЕ  В настоящее время гитара получила огромную популярность во всем мире, в частности и в нашей стране, многие музыканты-педагоги стали задумываться о разработке профессиональной метод...