Творческая работа "Игра как средство интеллектуального развития слабослышащих учащихся старших классов"
материал на тему

Глазкова Антонина Владимировна

 

Огромную роль в развитии, воспитании и обучении ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. В различных педагогических системах игре предавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место – игре. Такое особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялось тем, что игра в чём-то созвучна природе ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_intellekt.razvitiya._glazkova_a._v.rar38.6 КБ

Предварительный просмотр:


Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи

Краевое Государственное Бюджетное Специальное (коррекционное) Общеобразовательное Учреждение «Озёрская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат II вида»








Номинация: инновации в организации воспитания





Выполнила:  Глазкова Антонина  Владимировна

 воспитатель




с. Озёрки -  2012г

    Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3                                                                                                                                            

Глава I. Научно-теоретические основы игры

        Понятие и историческая сущность игры……………………………………………………4

  Историческое происхождение игры………………………………………………………...5

        Значение игровой деятельности в педагогическом процессе…………………………….5

Глава II. Использование игровой деятельности для активизации развития школьников с нарушениями слуха на внеклассных занятиях

        

Использование дидактических игр во внеурочной деятельности по развитию    слухового восприятия слабослышащих школьников…………………………………………………………..7

Игра – как метод интеллектуального развития во время прогулок и экскурсий в условиях школы-интернат……………………………………………………………………………………………..10

Игровые функции…………………………………………………………………………….12

Наименования опыта…………………………………………………………………….  …13

Условия возникновения опыта………………………………………………..………….…14

Задачи, решаемые данным опытом…………………………………………………………15

Результативность……………………………………………………………………………..16

Игра в практике коррекцинно-развивающего воспитательного процесса……………..17

Литература …………………………………………………….….19

Приложение ...............................................................................20

Конспекты занятий с использованием игр и игровых ситуаций во внеурочной деятельности.

        

 

   Введение

        

        Огромную роль в развитии, воспитании и обучении ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. В различных педагогических системах игре предавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место – игре. Такое особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялось тем, что игра в чём-то созвучна природе ребёнка.

        Важную роль игры в психическом развитии ребёнка отмечал в своё время выдающийся психолог и дефектолог Л.С.Выготский: «… игра содержит в себе все тенденции развития, является источником развития и создаёт зоны ближайшего развития. В игре ребёнок всегда выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде всегда содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего повседневного поведения.… По существу через игровую деятельность и движется ребёнок».

        Современные отечественные и зарубежные исследователи указывают на значение игры для развития ребёнка когнитных, аффектных и социальных сфер. В своих работах Д.Б.Эльконин останавливается на значении игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребёнка; Л.С.Выготский, А.В.Запорожец указывают на развитие воображения, образного мышления в процессе игры; особенности влияния игры на умственное развитие детей рассматриваются в исследованиях М.А.Джапаридзе, Е.С.Махлах.

        Игра единодушно признаётся уникальным средством всестороннего развития личности ребёнка, источником усвоение самых разнообразных знаний и умений.

        Выдающийся сурдопедагог С. А. Зырков подчёркивал, что «педагогически организованная деятельность» - это ведущий принцип воспитания в школах для детей с нарушениями слуха, который необходимо наполнить определённым содержанием, обеспечив взаимодействие между различными направлениями деятельности. В школах-интернатах для детей с нарушениями слуха в различных видах деятельности формируется

творческая  личность школьника, раскрываются и развиваются его потенциальные возможности.

        Важной  частью работы по воспитанию школьников с нарушениями слуха являются возможности использования игр и игровых ситуаций во внеурочной деятельности для активизации познавательных процессов. Поэтому вопросы изучения и использования игровой деятельности на внеклассных занятиях слабослышащих учащихся школьного возраста приобретают особую актуальность.

Глава I. Научно-теоретические основы игры

Понятие и историческая сущность игры

По мнению С. Т. Шацкого, игра это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.

Суть игры состоит в деятельности по ориентации  в смыслах самой человеческой деятельности. В целом игра рассматривается как:

- особое отношение личности к окружающему миру;

-особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его    

 субъектная деятельность;

-социально заданный ребёнку и усвоенный им вид деятельности ( или отношение к

 миру);

- деятельность, в ходе которой и происходит развитие психики ребёнка;

- социально-педагогическая форма организации детской жизни и « детского

 общества».

Многогранное явление игры, можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Игра является эффективным средством формирования личности детей, их морально-волевых качеств. В игре реализуются потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что игра имеет огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Именно она зажигает огонёк пытливости и любознательности.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают е ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей деятельности.

Известный детский психолог Д.Б.Элькионин подчёркивал социальную природу игры. Он проанализировал структуру развёрнутой сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры-роль, которую берёт на себя ребёнок. С ролью связаны игровые действия. Это – действия со значениями, они носят изобразительный характер. Другой компонент игры – это правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребёнка – радость от того, что он действует так, как требуют правила.

Содержанием развитой формы ролевой игры является не предмет и его употребление, а отношения между людьми: содержанием игр является подчинение правилам в соответствии с поставленной целью. Результатом игры является более глубокое представления о жизни и деятельности взрослых людей.

Таким образом, игра – это сложное социально психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью ребёнка, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психологической и личностной сфере, даёт эффект общего психического развития. В игре ребёнок учится управлять собой.

  Играя, школьники стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни: как правило, связанные с проявлением смелости, мужества, находчивости и т.д.

Игра и учёба – это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено Н.К.Крупской, что школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы.

 В качестве таковых и выступают дидактические игры. Это своеобразная форма учебной деятельности.

К.Д.Ушинский подчёркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда – не развлекающим. Из сказанного следует, что нельзя не дооценивать значение игры для детей школьного возраста. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.

Историческое происхождение игры.

Наиболее раннее из известных нам, систематическое описание детских игр в России принадлежит Е.А.Покровскому. свою книгу, посвященную детским играм, он начинает с понятия об игре, описывая имеющуюся разницу у разных народов: « Так, у древних греков слово «игра» означала особую форму действий, свойственную детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется « предаваться ребячеству». У евреев слово «игра» соответствовало понятию о шутке и смеху. У римлян означало радость, веселье; у немцев означало лёгкое, плавное движение, наподобие качания маятника, доставлявшее при этом большое удовлетворение. В последствии на всех европейских языках слово «игра» стало обозначать обширный круг действий человеческих, - с одной стороны, не претендующих на тяжёлую работу, с другой – доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, в этот многообъемлющий круг, соответственно современным понятиям, стало входить всё, начиная, от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сцене театр, от детской до биржевой игры на червонцы, от бегания на палочке верхом до высшего искусства скрипача и так далее.

Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть, именно поэтому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом «игра». Мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и объяснения разных форм игры.

Вопрос об историческом происхождении игры тесно связан с характером воспитания подрастающего поколения в обществе.

Большое внимание описанию форм деятельности, носящих характер игр, уделяют этнографы. Так, в книге « Игры народов СССР» собрано и описано большое количество игр, бытовавших среди русского и других народов царской России.

           Таким образом, мы приходим к заключению, что человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственного утилитарной деятельности.

          

Значение игровой деятельности в педагогическом процессе

Воспитательное значение игры её всестороннее влияние, трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умном руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умелым. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоедливым.

Игра поможет педагогу сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В ней воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, объективно оценивать поступки других.

Для детей игра является важным средством самовыражения, проба сил. В играх педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские

способности, творческие возможности, что позволяет ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого воспитанника.

Задача педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Игра – важное средство умственного воспитания. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение появляется и развивается так же в поиске средств, для выполнения задуманного.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишён увлекательной игры.

В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитывать у детей творческие чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удаётся увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребёнка, его активность.

Игру как метод обучения, передача опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и школьных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;

            - в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля)

- как технологии внеклассной работы ( игра типа « Зарница», «День самоуправления», « Выборы президента» и т.д.)

Игровая деятельность включает в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим её педагогическим результатом.

Игровая форма занятия создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают, как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства.

В учебную деятельность вводится элементы соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Спектр целевых ориентаций:

- дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

- воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формировании определённых подходов, позиций, нравственных, этических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

- развивающие: развития внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей; умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; умение находить оптимальное решения; развитие мотивации учебной деятельности;

- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игр в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Глава II  Использование игровой деятельности для активизации развития школьников с нарушением слуха на внеклассных занятиях

Использование дидактических игр во внеурочной деятельности по развитию слухового восприятия слабослышащих школьников.

Возможность использования дидактической игры во внеурочной деятельности школьников с нарушением слуха весьма широки. Дидактические игры – это разновидность игр с применением правил, специальных педагогикой в целях развития детей. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь занимательности и умственной активности, возможности усвоения и закрепления новых знаний. Дидактическая игра носит познавательный характер; она направлена на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, на развитие познавательных способностей детей.

Дидактическая игра имеет определённую структуру, в которую входят:

- дидактическая задача;

- игровая задача;

-игровые действия;

- правила игры;

- результат (подведение итогов)

Дидактическая задача - определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом, воспитателем и отражает обучающую деятельность. Дидактические задачи могут включать закрепление или отработку каких-либо знаний, умений, навыков, развитие психических процессов ( внимания, памяти, воображения, речь, мышления).

Игровая задача - осуществляется детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Важно то, что дидактическая задача в дидактической игре преднамеренно замаскирована и представляет перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия -  основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно

ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи. Правила содержат ограничения, касающиеся системы оценивания, способов взаимодействия игроков и т.п.

Подведение итогов (результат) проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполняли игровое задание; определение команды-победительницы ит.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка. Постоянно подчёркивать успех детей важно, чтобы поднять мотивацию даже слабоуспевающих. Поздравление победителя может рекомендовать только в случае, когда появление лидера является специальной целью и не скажется негативно на призы и то, как наградить победителей, лучше всего, если призы будут смешными, тогда проигравшим будет не так обидно.

Используя дидактическую игру во внеурочное время, воспитатель достигает положительных результатов в закреплении и обогащении знаний детей с нарушением слуха с меньшими усилиями, так как дети в ходе игры решают умственные задачи в занимательной форме. Внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, одновременно непроизвольно активизируется познавательная деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Дидактическая игра создаёт приподнятое эмоциональное  настроение, так как она доступна, понятна, интересна ребёнку.

Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируя деятельность школьника, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти и т.п. Дети непринуждённо переживают радость от процесса игры, чувство удовлетворения от решения игровых задач. В процессе игры удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их могут не интересовать.

Дидактические игры в работе с детьми, таким образом выполняют ряд функций:

- дидактическую – формирование соответствующих знаний, умений, навыков;

- развивающую – формирование психических функций, обогащение общего и   личного развития; формирования навыков самоконтроля, самооценка, рефлексии;

- коммуникативную – умение вступать в общение и выполнять игровые задачи в процессе словесной коммуникации, формирование адекватных взаимоотношений, установление эмоциональных контактов;

- релаксационную (психокоррекционную) – игра снимает эмоциональное напряжение, стабилизирует психическое состояние ребёнка;

- коррекционную – в игре отрабатываются навыки чёткой, внятной, выразительной, интонационной речи, происходит развитие слухового восприятия.

Все перечисленные функции дидактической игры подчёркивают значимость её использования во внеурочной работе со слабослышащими учащимися школьного возраста.

Внеклассная работа по развитию слухового восприятия при постоянном использовании индивидуальных слуховых аппаратов является неотъемлемой частью всего образовательно-коррекционого процесса в специальных школах для детей с нарушением слуха.

Развитие слухового восприятия школьников с нарушениями слуха во внеклассное время осуществляется в двух направлениях:

            1) в ходе выполнения режимных моментов, внеклассные занятия, всех   внеурочных мероприятий:

             2) в ходе специально организованных упражнений по развитию слухового восприятия на занятиях, в процессе игр и др.

Воспитатель должен знать состояние слуха каждого воспитанника и возможности слухового восприятия, а также индивидуальные особенности слухоречевого развития учащихся.

Дидактические игры (Рис.1) по развитию слухового восприятия учащихся во внеурочное время содействуют закреплению ранее приобретённых умений по восприятию речи, формированию новых слуховых представлений. Помогают в решении общих образовательно-

коррекционных задач, включая воспитание у детей с нарушениями слуха навыков ориентировки в быту, формирование понятий и представлений, отражающих звуковые явления; развитие восприятия устной речи и неречевых звучаний, формирование произносительных навыков.

В ходе игр по развитию слухового восприятия педагог обязательно следит за состоянием произносительных навыков учащихся.

Важными условиями успешной организации и проведения игр является:

- тщательная подготовка воспитателя к проведению игры;

- наличие и доступность дидактического материалов;

- создание детям условий для обогащения слухового впечатления ( на экскурсиях, прогулках и др.(, необходимых для проведения игры;

- создание речевой среды в процессе игры и активизация общения между играющими;

- поддержание собственно игровых интересов детей и создание возможности свободных эмоциональных проявлений.

Игра должна стоится таким образом, чтобы каждый ребёнок был активен, выполнял посильные игровые действия, не стеснялся того, что он не услышит; умел попросить, чтобы педагог повторил сказанное. При организации игр нужно ориентироваться на слуховые возможности большинства учащихся.

Речевой материал, используемый в играх, должен быть обязательно связан с содержанием различных уроков, внеклассных занятий в неурочной и внешкольной деятельности детей. Правильное использование дидактического материала способствует активному восприятию речи, участию в диалогах и помогает более рационально и интересно организовывать игровые упражнения по развитию слухового восприятия у школьников с нарушениями слуха.

   

Рис.1 Дидактические игры

       

 

         Игра – как метод интеллектуального развития во время прогулок и экскурсий в условиях школы-интернат.

Основные знания об окружающем мире, о жизни природы, об обществе деятельности человека, о взаимодействии и взаимозависимости природы и общества дети приобретают на уроках ознакомления с окружающим миром и природоведения. Внеурочная деятельность используется для закрепления полученных знаний, применения умений и навыков на практике.

Цель внеурочной деятельности – продолжить формирование основ научного мировоззрения, выработку целостного представления о природе, обществе, человеке. Интеллектуальное развитие направлено, с одной стороны на приобретение основ научных знаний , а с другой стороны, на развитие начал моральной ответственности человека. Интеллектуальное развитие реализует через межпредметные связи и единство познавательной и практической деятельности.

Интеллектуальное развитие на современном этапе развития направлено на:

- формирование основных представлений о природе и об оптимальном воздействии    человека на неё в соответствии с её законом;

- необходимость понимать многостороннюю ценность природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека;

- овладение умениями изучать и оценивать состояние окружающей среды;

- воспитание потребности общения с природой;

- формирование осознанного соблюдения правил поведения в природе;

- развитие деятельности по охране и улучшению окружающей среды;

- воспитание любви к природе, понимания её красоты, заботливого отношения к ней.

Важнейшим видом внеурочной деятельности являются прогулки и природоведческие экскурсии. Они проводятся в течении всего учебного года, в разные сезоны: осенью, зимой, весной.

Содержание прогулок и экскурсий меняется не только по сезонам года, но и по месяцам внутри каждого сезона. Меняются и формы организации и проведения внеурочных мероприятий, но сезонный  принцип соблюдается неукоснительно.

Одним из путей повышения эффективности обучения школьников с нарушениями слуха являются широкое использование наглядно-практической деятельности. Наблюдения в природе обогащают личный жизненный опыт учащихся и позволяют использовать его в практической деятельности. Знакомься с различными предметами и явлениями природы, учащиеся познают разнообразие растительного и животного мира родного края, у них возникает интерес к отдельным объектам природы.

Наиболее активно этот принцип реализуется во внеурочной работе с учащимися. Среди множества её различных форм наиболее эффективным и общедоступным способом изучения окружающей среды выступает прогулка-экскурсия со школьниками в природу. На прогулке усваиваются не только природные явления и объекты, но и формируются представления о природе как о едином целом, отражающими взаимосвязи окружающей среды и деятельности человека. Знания детей, полученные на прогулках, более конкретны и точны, так как восприятие окружающего мира происходит в естественной природной среде.

           Систематическое проведение прогулок позволяет выработать у школьников с нарушениями слуха навыки использования слуховой аппаратуры не только для восприятия речи, но и для восприятия жизни природы, что намного обогащает их интеллектуальное развитие. У детей пробуждается любознательность, что, естественно, выражается в повышении речевой активности.

Наиболее ценными представляются внеурочные мероприятия, основные на межпредметных связях, которые выводят творческую активность за рамки одного предмета, значительно раздвигают поле образовательной активности школьников с нарушениями слуха, расширяют их кругозор.

Важно подчеркнуть, что природовенческий материал содержит богатые возможности для развития логического мышления и познавательных способностей, а потому одновременно с овладением знаниями всегда необходимо вести целенаправленную работу по обучению слабослышащих детей различным приёмам умственной деятельности. При этом всегда следует помнить, что у слабослышащих и неслышащих детей процесс развития мышления и овладения языком может быть несколько разобщён во времени, в связи с этим обобщающая и абстрагирующая функция слова не систематизировать представления об окружающем мире.

Каждое такое мероприятие должно иметь конкретную цель, достижение которых осуществляется с помощью решения поставленных задач. Основная цель любой прогулки  заключается в формировании представлений о разносторонних взаимосвязях в живой и неживой природе, при этом конкретные задачи для каждой прогулки должны быть сформулированы в соответствии с её особенностями, тематикой,

содержанием и подготовленностью учащихся. При определении задач должны учитываться также следующие аспекты.

  1. Образовательный:

- расширять кругозор учащихся по данной теме;

- дополнить и закрепить знания, полученные на уроках в школе.

            2)  Нравственный:

- познакомить с правилами заботливого отношения к живой природе;

- воспитывать чувство ответственности перед живыми существами;

- дать осознать и прочувствовать то, что человек – часть природы, а не её хозяин;

- расширить представления о правилах гуманного отношения к природе.

3)  Эстетический:

- пробудить чувство прекрасного к живой природе;

- познакомить с красотой растительного и животного мира;

- оценить гармонию взаимодействия всех живых существ на планете.

4)Патриотический:

- дать представления об уникальности живой природы родного края;

- заложить основы бережного, природоохранного отношения к окружающему миру;

- становление патриотических чувств, гуманного отношения к природе родной страны.

5)  Практический:

- сформировать навыки сбора разных природных материалов;

- дать понятие о правилах ведения практической деятельности;

- формировать навыки практической деятельности в полевых условиях;

- обучать различным методам практических работ.

Таким образом, прогулки способствуют развитию мышления и самостоятельной речи. Правильная организация прогулки развивает познавательный интерес, активизируя деятельность учащихся.

Важная роль во время прогулок и экскурсий принадлежит – игре, как основному методу экологического воспитания. Значение игры ещё более возрастает в организации и проведении прогулок. В ходе прогулок при проведении дидактических и подвижных игр достигается ряд положительных эффектов в развитии школьников с нарушениями слуха. Главное – дети двигаются, что особенно важно после нескольких уроков в классе. Формируется привычка выполнять коллективные действия, вырабатывается не только « чувство локтя», т.е. потребность согласовывать свои действия с действиями партнёров, но развивается и личная ответственность за себя и за коллектив, развивается самосознание.

Подвижные и дидактические игры, а также игровые ситуации во время прогулок по экологическому воспитанию способствуют развитию творческого мышления, находчивости и сообразительности, рождают уверенность в своих силах.

Постоянное сочетание умственной и физической нагрузки с тренировкой по правильному произношению названий предметов и объектов окружающей природы, способствуют развитию речи и активизации познавательной активности.

 Дети приобретают умения и навыки общения друг с другом, овладевают приёмами самостоятельного решения встающих во время игры проблем. Участие в игре создаёт у детей положительный эмоциональный настрой.

Тщательная подготовка материала для игры повышает заинтересованность детей и способствует развитию их активности и творческого начала. При изучении правил игры установка делается не только на их запоминания, но и на понимание смысла содержательной части игры. В ходе игры важно добиваться высокой динамичности действий участников. Воспитатель постоянно контролирует правильность произношения. Контроль, над правильностью действий, в игре осуществляет вначале педагог. Но потом можно передать функции ведущего игру ученикам, сменяющим друг друга.

В процессе игры закрепляются экологические представления, выясняются причинно-следственные связи: похолодание вызывает исчезновение насекомых и отлёт насекомоядных птиц.

В экскурсиях-играх во внеурочное время мы учим не только смотреть, но и видеть, а это значит, понимать увиденное, уметь оценивать его роль и место в природе, уметь раскрывать тайны природы и восхищаться её красотой.

В конечном счёте, которое осуществляется в ходе внеурочной деятельности, вызывает у школьников с нарушениями слуха потребность знать больше, укреплять желание учиться, стремление

 овладевать учебными действиями. При чём достигается это в ненавязчивой игровой форме, оснований на приобретённых основах научных знаний.

Обобщение опыта работы специальных школ, а также собственный практический опыт позволит нам представить варианты дидактических игр, разработанных специально для знаний на внеклассных занятиях.

Предлагаемые варианты дидактических игр, направленных на активизацию познавательной деятельности могут проводиться как со всеми учащимися класса, так и индивидуально с каждым школьником.

 

 

        

Наименование опыта

Опыт работы с учащимися среднего и старшего школьного возраста  в Озёрской специальной (коррекционной) школе-интернате для слабослышащих и позднооглохших детей выполнен Глазковой Антониной Владимировной

Тема

Игра как средство интеллектуально развития слабослышащих учащихся старших классов.

Цель

Использование психолого-педагогического потенциала игры и её органического встраивания в коррекционно-развивающий воспитательный процесс старшей школы.

Область применения опыта

Применение игровых педагогических технологий для активизации и интенсификации развития слабослышащих учащихся среднего и старшего школьного возраста  на внеклассных занятиях.

Характер решаемой проблемы

Низкий уровень знаний, пассивность, равнодушие, отсутствие стимула к осознанному восприятию познавательного материала у  слабослышащих учащихся в большей степени объясняется качеством занятия во внеурочное время: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Активизация познавательной деятельности учащегося с нарушениями слуха без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе воспитания и обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Значение игры в жизнедеятельности слабослышащих школьников, естественность сочетания игры и познавательной деятельности отражают реальную направленность современной школы на решение проблемы максимального развития каждого ученика и одновременно – на совершенствование содержательных знаний учащихся.

Место нетрадиционных занятий в общей системе учебно-воспитательного процесса определяется самим педагогом в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала, реализации информационных технологий и индивидуальных особенностей самого педагога.

Методическое  обеспечение

1. Изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по данной теме.

2. Изучение и анализ состояния дел по активизации познавательной деятельности в школе-интернате II вида.

3. Разработка практического материала.

4. Создание мультимедиа проектов для проведения игр.

Условия возникновения опыта

В нашей школе обучаются дети, имеющие ярко выраженную тугоухость разной степени, что приводит к затруднённости словесного общения и является одной из главных причин аномального развития. Большинство учащихся имеют остаточные явления органического поражения центральной нервной системы, что выражается в повышенной утомляемости и обусловливает:

 - пониженную работоспособность;

 - недостаточность произвольного внимания, его объёма и

   концентрации;

 - слабость запоминания;

 - эмоциональную неустойчивость, изменчивость поведения;

 - медленную «врабатываемость», вялость, пассивность.

   

Эта категория детей требует неординарного подхода в психическом компенсаторном развитии в условиях специального обучения и воспитания, поиска дифференцированных форм организации внеклассной работы, коррекции недостатков, их  реабилитации и социализации.

Среди наиболее существенных условий, обеспечивающих эффективность обучения и воспитания таких детей  можно выделить отказ от традиционных технологий, осознание педагогом специфических трудностей в работе со слабослышащими учащимися среднего и старшего школьного возраста, что обеспечивает реальную возможность индивидуального подхода, оказание помощи каждому воспитаннику, как на этапе сообщения новых знаний, так и на этапе их закрепления и самостоятельного применения.

Игра является наиболее привлекательной формой проведения занятий для слабослышащих учащихся, так как повышается работоспособность, возрастает результативность. Это, возможность проявить свой артистизм; наличие избытка энергии, которая накапливается после уроков в традиционной форме; проба сил и способностей в условиях конкуренции; возможность действовать, не боясь ошибок; приобретение навыков действия в  различных жизненных ситуациях; любопытство и страсть к исследованию; в игре можно отвлечься от личного, решить болезненный для себя вопрос «отстранённо», от имени выдуманного героя; самостоятельность действий является ключевым элементом игры, что, несомненно, привлекает подростков. При этом игра может превращаться в соревнование, процесс, решение определённой задачи или самореализацию внутренних потребностей и склонностей человека.

Однако при использовании игр  следует опасаться ряда трудностей и проблем: соревновательности и стремление к победе могут вылиться в агрессию и привести к серьёзному межличностному или межгрупповому конфликту; интерес в игре является определяющим моментом её эффективности, поэтому его следует постоянно поддерживать, иначе игра станет формальным актом.

 Важным этапом организации занятия с использованием игровых методик является формирование групп, при котором нельзя допускать доминирования отдельных учащихся в группе или отдельных групп в игре, роли должны быть распределены в соответствии с интересами и способностями; надо внимательно следить за правом меньшинства на выражение своего мнения, не допускать давления окружающих на отдельного человека, вырабатывать умение противостоять этому давлению.

Задачи, решаемые данным опытом

Основными задачами по данной теме в специальной (коррекционной) школе II вида являются:

 1. Дидактическая:

расширение кругозора, познавательной деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков.

2. Воспитывающая:

воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности; воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

3. Развивающая:

развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации познавательной  деятельности; усвоение знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.

4. Социализирующая:

приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению, психотерапия.

        

Результативность.

Интегрированный характер содержания данного опыта  способствует эффективности работы по активизации познавательной деятельности слабослышащих учащихся среднего и старшего школьного  возраста и не требует дополнительных затрат времени, так как  органично вписывается в общую систему внеклассной работы.

Проведение внеклассных занятий в нетрадиционной форме с использованием игровых технологий, дают возможность слабослышащим учащимся поиграть и отвлечься от привычных стереотипов традиционной системы, вносят элемент занимательности в познавательную деятельность школьников.

Дидактические игры, а также игровые ситуации во время занятия способствуют развитию творческого мышления, находчивости и сообразительности, рождают уверенность в своих силах.

Слабослышащие учащиеся приобретают умения и навыки общения друг с другом, овладевают приёмами самостоятельного решения встающих во время игры проблем. Участие в играх создаёт у них положительный эмоциональный настрой.

В конечном счёте, развитие, которое осуществляется в ходе внеурочной деятельности, вызывает у школьников с нарушениями слуха потребность знать больше, укрепляет желание учиться, стремление овладевать новыми знаниями. При чём достигается это в ненавязчивой игровой форме, основанной на приобретённых основах научных знаний.

Обобщение опыта работы специальных школ, а также собственный практический опыт позволил представить варианты дидактических, интеллектуальных, деловых игр, разработанных специально для закрепления знаний на внеклассных занятиях в школах II вида. В их основе заложены столь ценимые учащимися элементы ожидания и неожиданности, поиска и находки, тайны, загадки и разгадки, игрового  передвижения, соревнования. Всё это стимулирует в них умственную активность и волевую деятельность, способствует осознанному восприятию познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в заданном направлении, развивает самостоятельность и самодеятельность.

Педагогический эффект аналогов телевизионных игр «Звёздный час», «Своя игра», «КВН» заключается в моделировании жизненных ситуаций борьбы и соревновательности, создании условий для взаимодействия и взаимопомощи, в сплочении участников игры, выявлении их личностных особенностей, создании простора для фантазии и импровизации и, наконец, в возможности получения учащимися удовольствия от расширения своего кругозора, демонстрации своих знаний и умений.

Предлагаемые варианты дидактических игр, направленных на активизацию познавательной деятельности могут проводиться как со всеми учащимися класса, так и индивидуально с каждым школьником.

Игра в практике коррекционно-развивающего воспитательного процесса.

Предлагаемые игры могут варьироваться в зависимости от этапа работы, коррекционных задач, контингента и возраста учащихся и проводятся по следующим направлениям:

 - расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.);

 - уточнение значений слов;

 - активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь;

Игра «Лишнее слово»

Учащимся предлагаются три слова.

Задание: из предложенных трёх слов надо оставить только те два, которые имеют в чем-то сходные свойства, а одно слово – «лишнее», оно не обладает этим общим признаком, поэтому его следует исключить.

Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – как можно больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не свойственных исключенному лишнему слову. Варианты ответов могут быть самыми разнообразными.

При индивидуальной работе желательно совместное выполнение задания, а затем обсуждение.

При групповой работе желательно заслушать ответы всех ребят, т.к. варианты могут быть самые разные: от стандартных до очень метких и оригинальных.

Эта игра развивает способности описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определённым параметрам, устанавливать связи между разрознёнными явлениями, а также легко переходить от одних связей к другим. Игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, а поэтому не следует ограничиваться каким-то одним решением. Решений может быть целое множество. Эта  игра, следовательно, учит мыслить творчески.

Игра «Исправь ошибку»

Можно использовать предложение или небольшой текст, содержащий ошибку. Учащиеся на слух должны найти и исправить.

Эта игра содействует развитию слухового восприятия, слухового внимания, памяти.

Игра «Назови одним словом»

Называются слова, которые объединены общим признаком.

Эта игра содействует развитию умения обобщать на слух признаки предметов, явлений.

Игра «Наоборот»

Называется слово.

Задание: нужно назвать слово с противоположными свойствами. Эта игра формирует способность изучать свойства предмета, знакомит с такой категорией, как противоположность.

Игра «Продолжи предложение»

Эта игра направлена на то, чтобы научить учащихся оперировать словами, выражать свои мысли.

Игра « Заглавие к рассказу»

Берётся рассказ.

Задание: надо подобрать к рассказу как можно больше заглавий, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными, или формальными, т.е. по существу не схватывающими главное, или образными, яркими.

Игра развивает способность выражать суть текста одной фразой, развивает память, учит логически мыслить.

Игра «Сокращение рассказа»

Зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать, максимально сжато, используя лишь 2-3 предложения. Основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты необходимо отбросить.

Эта игра формирует чёткость мышления. Она особенна, полезна школьникам, мышление которых не отличается высокой организованностью.

Игра «Построение сообщения по алгоритму»

Алгоритмы могут быть разными. Например, можно пользоваться следующим:

Факт (что произошло?) – причины – повод – сопутствующее событие – аналоги и сравнение - последствия

Можно пользоваться и алгоритмом, предложенным ещё Цицероном: кто – что – где – чем – зачем – как – когда.

Конечно, не следует – алгоритмы применять формально. В некоторых сообщениях ответы на некоторые вопросы могут не иметь смысла.

Эта игра дисциплинирует мышление, приучает при анализе явления обязательно выделять все зафиксированные в алгоритме аспекты.

Именно в таких, на первый взгляд, казалось бы, простых и искусственных, ситуациях развиваются и тренируются некоторые универсальные и всеобщие механизмы и свойства мышления.

       

         

Литература

  1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. – М.,2002.
  2. Вопросы сурдопедагогики: История и современность/ Отв. Ред. Е. Г. Речицкая. – М., 2001.
  3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка. Основы дефектологии. Собрание сочинений в 6т. Т. 5. – М., 1983.
  4. Книга методик «Мой выбор». Авторы: Ершова Э. Б., Иоффе А. Н., Осипова Т. В. – М., 2005.
  5. Королевская Т. Г. Проектирование цикла мультимедийных обучающих программ «Звучащий мир». // Дефектология. № 3., 2005.
  6. Кукушкина О. Н. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире. // Дефектология. № 6.,2005.
  7. Речицкая Е. Г. Развитие младших школьников с нарушениями слуха в процессе внеклассной работы. – М., 2004.
  8. Степанова О. А., Вайнер М. Э., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. – М., 2003.
  9. Степанова О. А. Игровая школа мышления. – М., 2003.
  10.  Степанова О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. – М., 2003.
  11.  Столяренко Н. П. Педагогика. – М., 2000.
  12.  Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. – М., 2001.
  13.  Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.
  14.  Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М., 2000.
  15.  Ямбург Л. А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. – М., 2000.

                       

Приложение

Приложение.

В приложении даны варианты дидактических игр, использованных для активизации познавательной деятельности, для понимания, закрепления и употребления словаря на занятиях во внеурочное время и разработки новых игр, подходящих для реализации конкретного педагогического замысла.

        Тема: «Спорт. История Олимпийских игр »

Игра «Лишнее слово»

  1. пентатлон, панкратион, хоккей;
  2. Греция,  Олимпия,  Москва;

Игра «Исправь ошибку»

Первые Олимпийские игры появились в России, в Алтайском крае. В них могли участвовать только женщины и дети.

Игра «Назови одним словом»

  1. бег, прыжки в длину, метание копья.
  2. борьба, кулачный бой.

Зимние и летние Олимпийские игры Игра «Исправь ошибку»

Прыжки в длину, борьба, метание копья, гонки на колесницах - проводятся только зимой.

 Игра «Назови одним словом»

  1. велогонки кроль, брасс, баттерфляй
  2. хоккей, биатлон, лыжные гонки;
  3. слалом, хоккей, биатлон;
  4. фристайл, слалом, биатлон;
  5.  плавание, лёгкая атлетика;

6.    бег, прыжки, метание, толкание.

Игра «Лишнее слово»        

1.        бег, метание, футбол;          

2.        кросс, прыжки, волейбол;      

 3.        спринт, толкание, волейбол;

4.        биатлон, фристайл, хоккей;

Спортивные игры

Игра «Лишнее слово»

  1. волейбол, баскетбол, хоккей;
  2. шахматист, футболист, баскетболист;
  3. бутсы, гетры, арбитр;

Тема « Друг. Дружба»

Игра « Ты мне, я тебе»

-….. спроси у,… какие положительные качества у него есть?

-…..каких хороших качеств у него не хватает?

-.….какие черты характера должны быть у твоего друга? Почему?

-…..есть ли у вашего друга (подруги) отрицательные качества? 

Игра «Кому что досталось»          

Ученик, вызванный к столу, достаёт из коробки карточку, где дано задание и описана ситуация: «Что бы ты сделал, и что бы ты сказал»

1 .Если ты увидел, что взрослый уронил что-то ..

2.Если ты сидишь в общественном транспорте, на остановке вошла пожилая женщина, а свободных мест нет, то ...

З.Если к тебе в дом пришёл товарищ, а ты ешь апельсин, то ...

 4.Если ты нечаянно задел товарища, то ... 

Игра «Подбери слово»        

Воспитатель предлагает ситуацию, а учащиеся подбирают нужные слова.

  1. Катя увидел, что Диме грустно, потому что он соскучился по своим
    родителям.

2.   Баур вежливо предложил гостю стул.  

3.  Саша помог маме помыть посуду.                        

Задание:  Как поступить

1. Вы играли в теннис и нечаянно сломали цветок ....

         2. Около кабинета директора вы нашли очень много денег ....

Игра «Найди ошибку»

- Человек ведёт себя в обществе , культурно, вежливо разговаривает, всегда выглядит опрятно, убирает за собой – это безнравственно.

- Человек, всегда мятый, при всех ругается не красивыми словами, плюёт, бросает мусор, оскорбляет других – это нравственно.

Игра - дискуссия

«Какой букет ты хотел бы подарить своей маме» «Кого бы ты пригласил на день рождения и почему?»

 

Игра - упражнение «Как себя вести»

         1.В дверях столкнулись воспитатель и воспитанник.

2.Один  стул  перед  девочкой  и  мальчиком.

Игра «Правильно - неправильно»

Мой друг:

  1.  добрый, вежливый, внимательный;
  2.  рассеянный, ленивый, глупый;        

3. грубый, злой, ленивый;

         4. правдивый, умный, сильный;

5. аккуратный, внимательный, вежливый;

6. лживый, глупый, слабый;

7. неряшливый, неаккуратный, рассеянный.

Игра «Назови одним словом»

1. Почёт, уважение, непорочность, доброе имя.        

2. Прямота, искренность, добросовестность.        

3. Внимание, поддержка, сочувствие.        

Игра « Конверт откровений»

- Приятно ли тебе, когда к тебе обращаются « Эй, ты» ? Твои действия.

- Расскажи, как в твоём классе мальчики относятся к девочкам? Если у вас « рыцари» в классе?

- Твой друг заболел, не ходит в школу. Как ты поступишь?

- Ты идёшь мимо- дерутся два мальчика. Твои действия?

- Часто ли в твоём классе, оскорбляют друг друга, и как ты к этому относишься?

- У тебя есть друг? И какие черты характера тебе в нём нравятся?

- Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам?

Игра « Продолжи предложение»

  1. Я, назову тебя другом если ты….
  2. Я не хочу с тобой дружить, потому что ты….
  3. Моего лучшего друга зовут….
  4. Друг познаётся в….
  5. Мой друг самый….
  6. Дружба должна быть…..
  7. Самый лучший друг – мама, потому что….
  8. Мой верный друг – папа, потому что….
  9. Друг и приятель – не совсем одно и тоже, так как….

Игра « Наоборот»

Вежливый – грубый

Аккуратный – неряшливый

Трудолюбивый – ленивый

Внимательный – рассеянный

Радостный – грустный

Правдивый – лживый

Храбрый – трусливый

Умный – глупый

 Сильный – слабый

 Добрый – злой

Тема « Средства массовой информации »

Игра « Продолжи предложение»

С.М.И – это….

Газета и журнал – это….

Радио – это….

Телевидение и компьютер – это….

Журналы и газеты могут служить источником….. (знаний)

Игра « Найди ошибку и исправь её»

С.М.И. – это печатное издание.

Телевидение и компьютер – это аудиотехника.

Радио – это средство массовой информации.

Лицо, которое редактирует текст при подготовке к печати называется – корректор.

Редактор проверяет и исправляет ошибки.

Тема «Телевидение»  Игра « Продолжи фразу»

Первые экспериментальные передачи электронного телевидения были осуществлены телецентрами…..

Первая прямая трансляция была проведена….

Первая передача цветного телевидения была проведена….

Игра « Найди ошибку»

Телевидение – аудиотехника.

Радио – это видеотехника.

Газеты и журналы – это печатное издание.

Тема « Россия»   Игра « Продолжи фразу»

Моя родина - …..

Россия расположена на материке….

Герб, гимн, флаг – это…..

Российский флаг называют….

Гимн – это….

Слова к гимну Р.Ф. написал….

Музыку к гимну Р.Ф. написал….

Герб – это….

Нашими предками были…

Название « России возникло в ….

В России говорят на … языке.

Игра « Найди ошибку и исправь»

Бело–сине–красный флаг – флаг Германии.

Гимн – это песня, которую поют на свадьбах.

Государственные символы – это гимн, кремль, герб, президент, флаг, армия.

Россия – самая маленькая страна в мире.

В России живут только русские.

В России говорят на Китайском языке.

Главой государства является царь.

Россия граничит с Финляндией, Польшей, Германией, Казахстаном, Канадой, Китаем, Кореей, странами Прибалтики.

Наша страна находится на Южном полушарии, поэтому климат в нашей стране  тёплый.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее сама игра. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры содержат нравственные требования к взаимоотношениям учащихся, к выполнению ими норм поведения. Правила влияют и на решение дидактической задачи.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, включает закрепление или отработку каких-либо знаний, умений, навыков, развитие психических процессов.

Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчёт очков; выявление учащихся, которые лучше выполнили задание и т.д. Постоянно подчёркивать успехи важно, чтобы поднять мотивацию слабоуспевающих.

Дидактическая игра

Коррекции: 

внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей

Коммуникативная: освоение диалектики общения

Развлекательная:  развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес

Игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности

Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития

Диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры

Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей

 

  Игровые

  функции

Самореализации

 в игре как полигоне человеческой практики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи на уроках музыки как средство интеллектуального развития учащихся

Это материал был представлен на Всероссийской научно-практической конференции г. Белгород, 15 сентября  - 15 октября 2010г. и вошел в сборник (научное издание)"Дидактическая система преподавателя...

Физиологические основы развития силы учащихся старших классов

Физиологические основы развития силы учащихся старших классов...

Интеллектуальная игра для учащихся старших классов

Игра проводится по аналогии с телепередачей "Умники и умницы". Участники -  учащиеся 9 - 11 классов...

«Развитие личности учащихся старших классов коррекционных школ через изучение психологии человека.»

Дети –логопаты требуют особой психолого-педагогической заботы и сопровождения, для достижения того, что можно назвать комфортным ощущением себя в жизни.Одной из форм работы с детьми в школе-инте...

Развитие и коррекция внимания у учащихся старших классов с интеллектуальными нарушениями

В статье ставилась задача изучить развитие внимания, выявить уровень и характеристики внимания детей с интеллектуальными нарушениями. Дети с интеллектуальными нарушениями - это дети, имеющие стойкое н...

Дистанционные профильные курсы на иностранном языке для учащихся старших классов как эффектное средство развития исследовательских умений.

Статья посвещена вопросам формирования проектно-исследовательских умений средствами иностранного языка. Затрагиваются вопросы дистанционного обучения и организации внеурочной деятельности....