Дистанционные профильные курсы на иностранном языке для учащихся старших классов как эффектное средство развития исследовательских умений.
статья

Статья посвещена вопросам формирования проектно-исследовательских умений средствами иностранного языка. Затрагиваются вопросы дистанционного обучения и организации внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konstantinova_s.i.docx59.57 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционные профильные курсы на иностранном языке для учащихся старших классов как эффектное средство развития исследовательских умений.

Приоритетной задачей современного образования  является развитие компетенций выпускника средней школы, включающих, владение навыками исследовательской и проектной деятельности, готовность к переработке и анализу освоенной образовательной информации, владение навыками коммуникации, в том числе на иностранном языке, и межкультурного общения.

Кроме того, расширение практики использования дистанционных технологий в дополнительном образовании и внеурочной деятельности позволяет стимулировать и расширять интерес к исследовательским и творческим проектам, расширять культурно-образовательную среду обучения и общения.

Для решения этих задач ГБОУ гимназия №11 реализует Межрегиональную Программу «Молодые исследователи», которая является частью Всероссийской образовательной Программы «Гимназический союз России» Фонда поддержки образования. Важным условием реализации Программы «Молодые исследователи» является видеоконференцсвязь, которую обеспечивает Фонд поддержки образования Санкт-Петербурга, и с помощью которой становится возможным привлечение большого количества участников.

Программа включает в себя широкий спектр обучающих занятий, семинаров, практикумов, конкурсных мероприятий для школьников.

В рамках программы педагоги гимназии разрабатывают и реализуют дистанционные профильные курсы на иностранном языке для учащихся старших классов. Примером такого курса можно считать  «Мастерская читателя на английском языке».

Целью курса «Мастерская читателя» является повышение культуры чтения на английском языке. Для учащихся 9-10 классов организуется серия занятий по формированию умений в учебном, ознакомительном и просмотровом чтении. В рамках курса старшеклассники расширяют свой активный и пассивный лексический запас, совершенствуют умения в аудировании в процессе просмотра экранизаций известных британских и американских художественных произведений, практикуются в монологической речи с опорой на прочитанное, учатся писать рецензии по прочитанному.

Одной из приоритетных задач курса является формирование проектных и исследовательских умений. Учащиеся не только знакомятся с содержанием произведений англоязычной литературы, но и учатся визуализировать прочитанное в форме коллажей, ментальных карт и облаков тегов.

Курс носит междисциплинарный характер, на занятиях интегрируются знания по литературе, истории, культуре. Особое внимание уделяется практическим навыкам по работе с современными техническим средствами (компьютер, камера, мобильный телефон). На занятиях  старшеклассники получают практические советы по созданию буктрейлеров. Результатом курса является организация  группового проекта по созданию буктрейлера к прочитанному на языке оригинала произведению.

Курс «Мастерская читателя на английском языке» представляет собой серию занятий по освоению зарубежной литературы. Старшеклассники учатся подбирать использовать различные стратегии в чтении, анализировать прочитанное, сопоставлять литературные тексты с исторической эпохой, разрабатывать буктрейлеры и коллажи.

К курсу была разработана рабочая тетрадь, в которую вошли практические задания по следующим темам: «Особенности анализа художественного произведения»», «Особенности сопоставления авторского текста и его экранизации», «Практические рекомендации по разработке буктрейлеров», «Советы по подготовке устных выступлений».

Тетрадь сопровождается медиапособием, которое было записано в режиме реального времени Фондом Поддержки Образования в процессе апробации курса. Методическая разработка содержит тесты к занятиям, а также банк домашних заданий к каждому уроку.

Разработанная система оценивания, представленная в пособии, носит особую практическую значимость и заметно облегчает труд учащихся по подготовке практических заданий и педагогов по их контролю.

Курсы проводятся дистанционно, что позволяет обучить большое количество учащихся из различных регионов Российской Федерации. Предлагаемые занятия обладают высоким потенциалом для формирования исследовательских умений. Учащиеся учатся не только правильно выстраивать ход исследования, но также грамотно представлять результаты своей работы.

Приведем пример структуры занятия в рамках  курса «Мастерская читателя», посвященного творчеству американского писателя Марка Твена.

На первом этапе занятия учащиеся знакомятся с биографией писателя и выделяют основную информацию текста, заполняя таблицу или составляя схему.

Read the biography of one of the most famous American writers and fill in the chart:

Name

Date of birth

Childhood

Youth (jobs possessed by him)

….           …….        ….         ….

Затем происходит знакомство с творчеством предлагаемого автора. Учащимся предлагается выполнить переводное упражнение и соотнести английские и русские эквиваленты названий основных произведений. А также опираясь на общекультурные знания сопоставить краткое содержание произведения с заголовком.

Match the original titles of the books with their translations:

1

The Innocents Abroad

a)

Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса

2

The Gilded Age

b)

Янки из Коннектикута при дворе короля Артура

3

The Adventures of Tom Sawyer

c)

Приключения Гекльберри Финна

4

The Prince and the Pauper

d)

Позолоченный век

5

The Celebrated Jumping Frog of Calaveras County

e)

Простаки за границей

6

The Adventures of Huckleberry Finn

f)

Приключения Тома Сойера

7

A Connecticut Yankee in the Court of King Author

g)

Принц и нищий

Match the titles with the summaries of the books

The Adventures of Tom Sawyer       The Adventures of Huckleberry Finn

A Connecticut Yankee in the Court of King Author

The Celebrated Jumping Frog of Calaveras County

  1. The narrator retells a story he heard from a bartender, Simon Wheeler, at the Angels Hotel in Angels Camp, California, about the gambler Jim Smiley. Jim Smiley was addicted to gambling. He bet on anything from the death of Parson Walker's wife to fights between his bulldog pup, Andrew Jackson, and other dogs. One day a stranger to the town agreed to bet on a frog jumping higher than Jim's frog, Daniel Webster. When Jim wasn't looking the stranger poured a quail shot into Daniel Webster's mouth making it impossible for him to jump at all. The stranger won the $40 bet and escaped before Jim realized the con.

На третьем этапе учащимся предлагается подробно познакомиться с одним из произведений писателя, детально изучить историческую эпоху, описываемую в книге, прочитать отрывки из предлагаемой книги в оригинале, параллельно работая с незнакомой лексикой, грамматикой и выполняя задания на контроль понимания прочитанного.

“The Prince and the Pauper” by Mark Twain.

Background knowledge.https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/9e/94/ca/9e94caec31d4117b27fae2a1efc83b1b.jpg

Answer the questions:

  1. What do you know about the rule of Henry VIII?
  2. Can you comment on the Tuder family tree?
  3. Edward VI died young. Do you know at what age he died and why?
  4. What historical facts can you remember about Edward’s sisters Lady Elizabeth and Lady Mary?
  5. What you know about the sights of London mentioned in the book (Offal Court, Westminster, London Bridge, the Tower?

Explain the meaning of the words and phrases:

loitering around the palace gates

uncanny resemblance

snatching up

Fill in the verbs in the necessary form:

The Prince and the Pauper _____ ___in the 19th century by Samuel Clemens, under the pen name of Mark Twain. It_______ the story of two boys in 16th century England who were born on the same day and look identical, but are unrelated. One, named Edward Tudor, is a prince and the other, named Tom Canty, is a pauper. Edward Tudor was a real person in history, but Tom _________ by Twain. Through unusual circumstances, Edward and Tom meet and exchange clothing, which ______ to everyone confusing the identities of the two boys.

to write

to tell

to invent

to lead

to wear

Read the summary and match the names of the main characters of the book and their description.

Tom Canty           Prince Edward            Miles Hendon           John Canty

He was a scruffy-looking overweight man of average height wearing a beard and moustache. He seemed to be in his late forties, but it was difficult to say because he was always drunk. He had dirty dark shoulder length hair and bushy eyebrows. He was always wearing untidy worn out clothes and an old green velvet pirate hat. He looked unpleasant and rude. He had 3 children and a wife, but he didn’t care much for them   (_____________________)

Mark the sentences as True, False or Not Stated.

True

False

Not Stated

  1. The story happened in the middle of the 16th century.
  2. Tom Canty was the only child in the family.

На четвертом этапе учащиеся просматривают отрывки из экранизации книги и сравнивают авторский текст и кинофрагменты.

Compare the video and the text according to the following criteria:

  1. The atmosphere
  2. The plot
  3. The details

Пятый этап предполагает обсуждение просмотренного и прочитанного по опорным вопросам. Учащиеся учатся отстаивать свою точку зрения, выстраивать логическую последовательность аргументации, высказываться по заданной проблематике.

Discuss with your partner

  • Have you learnt anything new about England of 16th century? If you have what was that?
  • What sort of book is this? Is it a history book? A book of adventures? A fairytale? Give reasons.
  • Are there any events described in the story that you do not believe at all? If so, which one? Why?

На заключительном этапе обсуждаются особенности составления ментальных карт, коллажей и тэг облаков, которые в качестве творческих работ предлагается составить в рамках домашнего задания.

Предложенная структура может быть наполнена различным содержанием. Подобные уроки могут быть разработаны по другим произведениям англоязычных авторов и использованы не только на занятиях разработанного курса, но также и в рамках курса «Зарубежная литература», «Страноведение» и пр. Многие задания составлены на основе типовых заданий государственной итоговой аттестации, что в значительной мере будет полезно для старшеклассников.

Используемые источники:

  • Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. — М.: ВЛАДОС, 1998.- 192 с.
  • Комарова И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС/И.В. Комарова.- СПб.: КАРО, 2015.-128 с.
  • Скибицкий Э.Г., Холина Л.И. Теоретические основы дистанционного обучения: Монография. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002.- 136 с.
  • Утевская Н. «Английская и американская литература: курс лекций для школьников старших классов и студентов»
  • Марк Твен  «Принц и нищий», Английский клуб. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 208 л.
  • https://americanliterature.com/author/mark-twain/book/the-prince-and-the-pauper


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по иностранному языку для учащихся 9 класса.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.З. Биболетовой....

Тесты по английскому языку для учащихся старших классов

Тесты построены с учетом программы для школ с углубленным изучением английского языка и могут быть использованы в рамках предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных классов....

Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...

Элективный курс по английскому языку для учащихся старшей школы “Бизнес и коммерция”

Элективный курс “Бизнес и коммерция” предназначен для учащихся старшей школы и нацелен на ознакомление с корпоративной культурой и этикой делового общения, а также в определенной степени прививает нав...

Методическая разработка урока английского языка "Проблемы современного питания" для учащихся старших классов с применением технологии развития критического мышления

Использование технологии критического мышления для развития метапредметных навыков учащихся старших классов на уроках английского языка...

Инновационная деятельность учителя технологии, как средство развития исследовательских умений.

Рассматривая в исследовании проблему развития технологической культуры учителя образовательной области Технология; как составляющей профессионально-педагогической культуры, технологической культурой у...