Инновационная деятельность учителя технологии, как средство развития исследовательских умений.
статья

Касимова Марина Андреевна
Рассматривая в исследовании проблему развития технологической культуры учителя образовательной области Технология; как составляющей профессионально-педагогической культуры, технологической культурой учителя; понимаем готовность к преобразованию педагогической деятельности посредством сформированных технологических умений решения профессиональных задач в динамических условиях педагогического процесса, отражающего социальную направленность технологии педагогической деятельности. Технологическими умениями, являющимися результативными показателями готовности учителя к преобразованию собственной педагогической деятельности, являются исследовательские умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Касимова Марина Андреевна

учитель технологии,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №91»

Ново-Савиновского района г. Казани

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

Рассматривая в исследовании проблему развития технологической культуры учителя образовательной области «Технология› как составляющей профессионально-педагогической культуры, «технологической культурой учителя» понимаем готовность к преобразованию педагогической деятельности посредством сформированных технологических умений решения профессиональных задач в динамических условиях педагогического процесса, отражающего социальную направленность технологии педагогической деятельности. Технологическими умениями, являющимися результативными показателями готовности учителя к преобразованию собственной педагогической деятельности, являются исследовательские умения.

Эффективность развития исследовательских умений учителя технологии заключается в направленности данного процесса на создание в образовательной практике учителя инновационной среды, т. е. условий для постоянного поиска, обновления приемов и способов профессиональной деятельности. Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-x годов XX в., и до сих пор этот феномен является одним из самых неопределенных и неоднозначных с позиций категориального аппарата педагогики. Термины «инновация в образование» и «педагогическая инновация», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены Н. Р. Юсуфбековой [7]. Проблемам создания, развития и распространения педагогических новшеств в профессиональном образовании посвящены работы М. В. Кларина [2], В. А. Сластенина [4; 5], В. И. Слободчикова [6], Н. Р. Юсуфбековой [7] и др.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическим процессам инновация — это введение нового в цели, содержание, формы и методы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности у жителей и учащихся.

Н. Б. Крылова [3] определяет инновации как «существенный элемент развития образования », как «актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования».

Инновация в образовании — осознанный, специально организованный процесс осуществления качественных изменений составляющих образовательного процесса: целей образования и способов их достижения, форм организации учебного процесса, характера взаимодействия учителя и учащегося. Н. Р. Юсуфбекова (7], в частности, считает педагогическую инноватику «самостоятельной отраслью педагогической науки, учением о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, применении их на практике ».

По своему основному смыслу понятие «инновация› относится не только к созданию и распространению новшеств, но и преобразованиям, изменениям в образе деятельности учителя, стиле мышления, который с этими новшествами связан.

В. А. Сластенин [4] считает, что в профессиональной педагогической деятельности учителя сочетаются такие элементы, как нормативные — действия на основе педагогической нормы, стандарта; инновационные — действия, создаваемые в ходе собственного педагогического поиска. Инновационная деятельность учителя направлена на преобразование его практики с целью создания технологических элементов, открытия неизвестных закономерностей, поиска новых идей, методов, средств педагогической деятельности.

В контексте инновационной стратегии учебно-воспитательного процесса существенно возрастает роль учителя как непосредственного носителя новаторских идей.

Инновация становится обязательным компонентом личной педагогической деятельности учителя. Учителю требуется четкое понимание сущности инновационные процессов в образовании, умение осуществлять их с учетом специфических закономерностей и принципов.

Исследуя условия формирования инновационной педагогической деятельности, Л. С. Подымова [5] рассматривает инновационность как принцип современной педагогики. Обобщая наметившиеся подходы к сущности инновационные процессов в педагогике, она отмечает, что в их основе лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Важно заметить, что предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов лежат в плоскости объединения этих двух связанных между собой проблем, рассматриваемых до настоящего времени, к сожалению, изолированно. Их объективная взаимосвязь заключается в том, что изучение, обобщение и распространение опыта работы учителей имеет своей конечной цепью внедрение нового, передового в массовую практику, чтобы сделать стиль деятельности и мышление участников образовательного процесса более прогрессивным.

Таким образом, результатом инноваций должно быть использование теоретических и практических новшеств в целостном педагогическом процессе. Все это позволяет рассматривать в качестве важнейшего условия развития технологической культуры как составляющей профессионально-педагогической культуры специально организованную деятельность учителя по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств.

Н. Р. Юсуфбекова [7] определяет такие инновационные механизмы развития образования, как:

  - создание творческой атмосферы в образовательном учреждении, культивирования интереса к новшествам в педагогическом коллективе;

  - создание социокультурных и материальных условий для принятия и действия разнообразных нововведений;

  - интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующую образовательную систему.

Учитель выступает в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий. Он должен быть подготовлен к отбору, оценке и применению в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей и методик, т. е. к мониторингу нововведений. Осваивая инновационную деятельность, учитель становится субъектом данной деятельности. Происходит самостоятельная постановка целей развития, изменение поведения при возникновении препятствий. Учитель направляет свою активность на освоение новшества. Проявление инициативы и активности учителя зависит от определенных условий, которые создаются для развития и профессионального роста педагогического коллектива, и во многом от них зависят. Их реализация не только поддерживает мотивацию участников инновационного процесса, они также формируют инновационные установки у той части учителей, которые ранее не имели желания осваивать новшества.

Таким образом, для того чтобы возникла и поддерживалась мотивация на освоение новшеств, в школе должна быть создана определенная мотивационная среда, подкрепляющая поведение, ориентированное на инновационную деятельность и саморазвитие.

В исследованиях М. В. Волынской [1], В. И. Слободчикова [6], посвященных эффективности инноваций в образовании, выделяются необходимые условия на каждом этапе внедрения новшества. К их числу относятся условия:

на стадии создания новшеств: установки руководителя и стиль его руководства; мотивированность учителей на творчество; уровень педагогической компетентности у частников разработок; уровень их исследовательской компетентности; социально-психологический климат в коллективе, готовность коллектива школы поддерживать инновационную активность его членов; развитость сети коммуникаций с учеными, осуществляющими научное руководство нововведений ;

    - на стадии распространения новшества: характеристики самих новшеств; восприимчивость образовательных учреждений к нововведениям; уровень развития обучающей и консультационной инфраструктуры;

на стадии внедрения новшеств: гибкость организационной структуры, проявляющаяся в способности образовательных учреждений создавать временные структурные единицы (в частности, временные рабочие группы), ориентированные на достижение четко поставленных конечных целей; культура организации; стиль руководства; информированности  сотрудников о проблеме; информированность сотрудников о достоинствах новшества; вовлечение персонала в процесс планирования внедрения и управления им; наличие чётко поставленных целей; хорошее планирование процесса изменений; мотивированность исполнителей (существование адекватных вознаграждений); способность руководства анализировать причины сопротивления и применять адекватные методы для его преодоления; организация обучения педагогического коллектива; регулярный и эффективный контроль за ходом процесса внедрения ; наличие отлаженной системы коммуникаций.

Наибольшее   распространение в школе имеют инновации связанные с организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий, а не с изменением характера и содержания образования. Выводы по научным исследованиям показывают, что результаты по педагогике и психологии для школьных работников часто остаются неизвестными из-за отсутствия своевременной информации. Использование результатов педагогических исследований предполагает ознакомление учителей с инновационной практикой, обоснование целесообразности ее внедрения, развитие на этой основе потребности в применении новшества. Это возможно при условии специально организованного обучения способам и приемам реализации научных рекомендаций при оперативной методической, консультативной помощи со стороны специалистов.

Эффективной формой методической, консультативной помощи (изучение и распространение опыта отдельного учителя или опыта школы, результатов научных исследований) является повышение квалификации учителя в условиях дополнительного профессионального образования. Это возможно и необходимо по причинам:

- во-первых, автор педагогического новшества или какой-либо конструктивной педагогической идеи или технологии не всегда отдает отчет в его ценности и перспективности;

- во-вторых, он не всегда считает нужным заниматься внедрением своих идей, так как это требует дополнительного времени, усилий и др.;

- в-третьих, новшество в изложении автора не всегда получает обоснованную научную и методическую инструментовку;

  -  в-четвертых, при изложении автором инноваций и путей их внедрения со стороны учителей-коллег может проявиться реакция «отторжения» в силу личностных особенностей, как автора, так и его коллег;

- в-пятых, преподавательский состав образовательного учреждения способен взять на себя функции анализа и коррекции в отношении как отдельного учителя, так и педагогического коллектива.

Управление инновационной деятельностью не исключает участия в такой работе самого учителя-автора или всего коллектива школы, что создает условия для максимального использования и стимулирования индивидуально-творческих возможностей. Таким образом, объединяются усилия создателей и распространителей педагогических инноваций. Создание, освоение и использование педагогических инноваций направлено па совершенствование профессионально-педагогической деятельности учителей, в том числе предмета «Технология». И дело здесь не в том, как выполнен каждый этап нововведения в отдельности, а как их единство и взаимосвязь обеспечивают достижение главной цели внедрения педагогической инновации - развития исследовательских умений учителя и, тем самым, развитие его технологической культуры. Поэтому, обобщая имеющийся опыт методологических исследований (М. В. Клариса, В. И. Слободчикова, Н. Р. Юсуфбековой и других), можно выделить совокупность критериев педагогических новшеств, предложенную В. А. Сластениным [4]: новизну, оптимальность, высокую результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

Основным критерием инновации В. А. Сластенип считает новизну, имеющую большое значение при оценке передового педагогического опыта. В связи с этим для учителя, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность нового опыта, каков  уровень его новизны.

Оптимальность как критерий эффективности педагогических инноваций определяет величину затраченных учителями сил и средств для достижения наиболее успешных результатов. Учителя образовательной области «Технология›, для которых свойственна различная исходная психолого-педагогическая подготовка (наличие или отсутствие ее), могут добиваться одинаково высоких результатов при различной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Если при введении в учебный процесс педагогической инновации высокие результаты достигаются при наименьших физических, умственных и временные затратах, это свидетельствует о ее оптимальности.

Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителя технологии. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в их понимании и изложении делают этот критерий одним из самых широко используемых в оценке значимости новых приемов, способов технологического обучения школьников.

Возможность творческого применения инновации в массовом onыme - еще один из критериев оценки педагогических инноваций. В массовом опыте инновация не всегда может быть применена. Действительно, если цепная педагогическая идея или технология пригодны только для узкого, ограниченного применения, что обусловлено особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае можно говорить о педагогическом новшестве. Инновации, творчески освоенные отдельными учителями, после апробации и объективной оценки могут  быть рекомендованы к массовому внедрению.

Знание критериев и умение их использовать при оценке педагогических инноваций создают основу для развития педагогического творчества учителя, освоения технологической культуры как профессионально-педагогической (от простого репродуцирования, введения в собственную педагогическую деятельность уже известных концепций, знаний, технологий до их эвристической, креативной разработки и внедрения). Такой подход к применению педагогических инноваций дал возможность распределить учителей технологии по уровням исследовательских умений: адаптивный (низкий), репродуктивный (средний), эвристический (высокий), творческий (высший). На основе рассмотренной совокупности критериев педагогических новшеств, предложенной В. А. Сластениным, были выделены показатели оценки уровня исследовательских умений учителей технологии:

- позиция к нововведениям;

- выявление приоритета в развитии педагогических технологий;

- обеспечение я образовательной практике оптимального взаимодействия традиций и инноваций;

- анализ и применение новаторского педагогического опыта;

- обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Развитие инновационной деятельности учителя, его исследовательских умений является одним из стратегических направлений в образовании. Решение этой задачи имеет большое значение сегодня, когда любые инновации в сфере образования могут быть реализованы, если они внутренне будут приняты и поддержаны учителями. В контексте содержательной трактовки образования необходимо исходить из того, что ключевой фигурой сферы образования является учитель. Дальнейшее реформирование образовательной системы в ближайшей и отдаленной перспективе всецело зависит как от профессионального уровня педагогических кадров, так и от степени заинтересованности и участия каждого учителя в развитии инновационной деятельности в образовании. Между тем, инновационное образование не будет таковым, если учителя не станут способными не только воспринимать нововведения, но и создавать их и делать главным механизмом в учебном процессе. Инновационная настроенность учителей лишь на изменение содержания не даст желаемого результата. Преодоление веками сложившейся дидактической трансляционности - «педагогики передачи и усвоения знаний› (термин академика И. П, Иванова) — непременная задача модернизации образования.

Библиографический список

  1. Волынская, М. В. О месте инноваций в образовании [Текст] / М. В. Волынская // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт: журнал. — 2005. — № 5. — С. 45—49.
  2. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования [Текст] / М. В. Кларии. — Рига: Эксперимент, 1995. — 176 с. — (Развивающее обучение).
  3. Новые ценности образования. Выпуск 1. Тезаурус для учителей и школьных психологов [Текст] / Ред.-сост. ІЗ. Ь. Крылова. — М.: РФФИ-ИПИ, 1995. - 55 с.
  4. Сластенин, В. А. и др. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
  5. Сластенин, В. А., Подымова, Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: ИЧП изд-во «Магистр», 1997. — 224 с.
  6. Слободчиков, В. И. Инновации в образовании: основания и смысл [Текст] / В. И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников: науч.-метод. журн. — 2004. № 2. — С. 6—18; N. 3. — С. 5—15.
  7. Юсуфбекова, Н. Р. Общие основы педагогических инноваций: опыт разработки теории инновационного процесса в образовании [Текст]: метод. пособие / Н. Р. Юсуфбекова. — М.: ЦСПО РСФСР, 1991. — 91 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...

НАУЧНАЯ ШКОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» осуществление государственной поддержки научных и творческих школ рассматривается как условие повышения качества профессиональ...

Инновационная деятельность учителя технологии

Введение новых образовательных стандартов требует от преподавателей мобильности по использованию и внедрению инновационных технологий в свою непосредственную деятельность. И здесь многие сталкиваются ...

Инновационный проект «Образовательная робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС».

Инновационный проект«Образовательная робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»....

Дистанционные профильные курсы на иностранном языке для учащихся старших классов как эффектное средство развития исследовательских умений.

Статья посвещена вопросам формирования проектно-исследовательских умений средствами иностранного языка. Затрагиваются вопросы дистанционного обучения и организации внеурочной деятельности....

Выступление на районном семинаре учителей технологии Тема: «Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей»

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возникнуть, если оставить его без пищи             Дети – прирожденные художники, уче...

Инновационная деятельность учителя технологии как ключевая составляющая реализации ФГОС

Инновационная деятельность учителя технологии как ключевая составляющая реализации ФГОС...