НАУЧНАЯ ШКОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
материал по теме

Володченкова Елена Александровна

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» осуществление государственной поддержки научных и творческих школ рассматривается как условие повышения качества профессионального образования. При финансовой поддержке Федеральной Целевой Программой "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы, в CERN организуются научные школы для российских учителей физики.

 CERN-Европейская организация по ядерным исследованиям, крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий. Аббревиатура CERN произошла от фр. Conseil Europeen pour la Recherche Nucleaire.  В русском языке используется аббревиатура ЦЕРН. Организаторами школы являются: Европейская организация ядерных исследований и Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) г. Дубна. Первая  и вторая Школа для учителей физики из стран-участниц Объединенного института ядерных исследований в Европейской организации ядерных исследований состоялись в ноябре 2009 и 2010 года. В каждой из Школ приняло участие более 40 учителей. С 30 октября по 5 ноября 2011 года .состоялась третья Школа. В ней приняли участие 48 педагогов из различных регионов России.

Семидневная программа включала в себя: следующие лекции: "Знакомство с ЦЕРНом", "Физика частиц", "Космология", "Эксперименты на БАК", "Ускорители частиц", "Использование физики частиц в медицине", "Сеть-Грид" и другие. В программу также входили: посещение экспериментальных установок ATLAS, AMS, CMS , встреча с физиками в рабочей и неформальной обстановке, экскурсии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАУЧНАЯ ШКОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

Володченкова Е.А.

МОУ гимназия № 7 г.Волгоград.

400026, город Волгоград, бульвар Энгельса 33.

Телефон: 8 (8442) 69-98-66

E-mail: volodchenkova21@mail.ru

Что стимулирует инновационную направленность педагогической деятельности?

Ответ на этот вопрос обусловлен следующим: в первую очередь, конечно, теми социально-экономическими преобразованиями, которые происходят в обществе и в самой системе образования, Это преобразование заключается в усилении гуманизации содержания образования, непрерывном изменении объема, состава учебных дисциплин, введении новых учебных предметов; изменении характера отношений учителей к самому факту освоения педагогических новшеств, проявлении ими избирательного, исследовательского характера к появлению и созданию педагогических новшеств, воплощении их в повседневную практическую работу с учениками.

И это невозможно без развития своего собственного опыта; без освоения научных разработок. Наиболее успешно научное образование осуществляется в научных школах. Туда входят и мировоззрение, и традиции, и культурные аспекты, и менталитет, и ценностные ориентации личности ученых, их уникальный способ мышления и деятельности, И технология передачи всего этого -может быть только технологией передачи, что называется «из рук в руки».

 В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» осуществление государственной поддержки научных и творческих школ рассматривается как условие повышения качества профессионального образования. При финансовой поддержке Федеральной Целевой Программой "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы, в CERN организуются научные школы для российских учителей физики.

 CERN-Европейская организация по ядерным исследованиям, крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий. Аббревиатура CERN произошла от фр. Conseil Europeen pour la Recherche Nucleaire.  В русском языке используется аббревиатура ЦЕРН. Организаторами школы являются: Европейская организация ядерных исследований и Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) г. Дубна. Первая  и вторая Школа для учителей физики из стран-участниц Объединенного института ядерных исследований в Европейской организации ядерных исследований состоялись в ноябре 2009 и 2010 года. В каждой из Школ приняло участие более 40 учителей. С 30 октября по 5 ноября 2011 года .состоялась третья Школа. В ней приняли участие 48 педагогов из различных регионов России.

Семидневная программа включала в себя: следующие лекции: "Знакомство с ЦЕРНом", "Физика частиц", "Космология", "Эксперименты на БАК", "Ускорители частиц", "Использование физики частиц в медицине", "Сеть-Грид" и другие. В программу также входили: посещение экспериментальных установок ATLAS, AMS, CMS, встреча с физиками в рабочей и неформальной обстановке, экскурсии.

Никто не будет спорить, что наиболее эффективно получать новые знания не в процессе чтения учебников и литературы, а в процессе практической работы над данным вопросом. Поэтому в программу Школы включено выполнение лабораторной работы «Построение модели камеры Вильсона» под руководством британского физика доктора Мика Сторра, руководителя учебной программы ЦЕРНа для школьных учителей физики.

 Мик Сторр говорил: «Если у ваших учеников есть идеи - обязательно записывайте их. Быть может это рождаются будущие нобелевские лауреаты….» 

Организаторы Школы ставят две взаимосвязанных цели. С одной стороны знакомят с современным состоянием фундаментальных и прикладных научных исследованиях в областях ядерной физики, физики высоких энергий, физики конденсированных состояний, а так же с теми удивительно интересными задачами, которые решаются в фундаментальной и прикладной науке. С другой, по замыслу организаторов, столь тесное знакомство с миром науки, непосредственное общение с учеными международных исследовательских центров призвано помочь найти новые источники своего творческого вдохновения, укрепить моральный стимул учительского труда и, пожалуй, самое главное – способствовать привлечению выпускников школ в сферу профессиональной научной деятельности.

 Тадеуш Куртыка, советник генерального директора по связям с Россией, СНГ и восточной Европой в  CERN назвал российских учителей «посланниками ЦЕРНа и Дубны». Он сказал, что надеется увидеть наших учеников в европейском Центре ядерных исследований в качестве  высококлассных инженеров.

        Информация об организации и проведении школ размещается на специальном сайте «Виртуальная академия физики высоких энергий» (http://teachers.jinr.ru/) в разделе «Школьникам и учителям» на сайте Учебно-научного Центра ОИЯИ. Он создан для презентации и сопровождения научно-образовательных программ ОИЯИ для школьников и школьных учителей из стран-участниц Института. Директор УНЦ ОИЯИ доктор физико–математических наук Станислав Пакуляк: «Мы приглашаем к сотрудничеству школьных учителей и учащихся старших классов, которым интересно узнать о достижениях современной физики от ведущих ученых, работающих в ОИЯИ, CERN и других научных центрах, где проводятся исследования по ядерной физике и физике высоких энергий».

Возможность посещения этой международной лаборатории учителями физики, трудно переоценить. Поэтому хочется надеяться, что такая программа будет существовать еще долгое время.

Инновационные технологии в образовании связывают прежде всего с развитием компьютерных технологий. Без чтения учебников и прочей литературы новых знаний не получишь, но значительно более эффективно это освоение идет если чтение сопровождается живым делом, которое является путеводителем при освоении новых знаний.

Использование интернет-пространства позволяет учащимся включиться не в игровую, а действительно исследовательскую деятельность. Сотрудники Лаборатории Ядерных Проблем им. В.П.Джелепова  ОИЯИ (г.Дубна) начали реализовывать проект « Ливни знаний».

Данный интернет портал http://livni.jinr.ru/ есть важнейшая часть нового научно-образовательного проекта, ставящего своей целью создание распределенной установки для исследования космических лучей (РУСАЛКА) и проведения с её помощью фундаментальных научных исследований с широким участием посетителей Интернета,  (в первую очередь, конечно, учащихся) к Физике и, как следствие, повышение уровня знаний фундаментальных естественных наук (астрономии, физики, математики и информатики) в обществе вообще и в ВУЗах и в школах, в частности. Установка находится в ОИЯИ г.Дубна и состоит из ряда максимально простых рабочих станций для регистрации космических частиц. Доступ к данным, непрерывно получаемым на такой установке, позволяет всем желающим с первого момента присоединения к проекту принять участие в исследовании свойств космических лучей и, что не менее существенно, через это знакомиться с самыми современными научными и практическими задачами – начиная от гипотез развития Вселенной и заканчивая способами обработки и передачи данных через интернет. Космические лучи дают возможность проведения реальных и вполне понятных исследований в области науки, являющейся и по сей день источником интереснейших данных и через это «окошко» показать «живьем» целый ряд направлений поиска современной фундаментальной науки! Объяснить слабо подготовленному новичку, что такое бозон Хиггса или супер симметричная частица значительно сложнее, чем рассказать про комические лучи, которые сыпятся на Землю из Космоса постоянно. Участвуя в этом проекте ученик за счет своих усилий, сознания сам формирует ту зону научно-исследовательской деятельности и образовательного пространства, где начинает строить свой мир и совершает свои великие открытия.

Интернет-ресурсы:

  1. «Виртуальная академия физики высоких энергий»-URL:http://teachers.jinr.ru/
  2. Научно-образовательный открытый международный интерактивный проект- URL: http://livni.jinr.ru/
  3. Учебно-научный центр ОИЯИ -URL: http://newuc.jinr.ru/
  4. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса - URL: http://www.rusedu.info/Article598.htm 
  5. О.Ю.Грезнева, Научные школы -URL: http://www.anovikov.ru/books/sc_shool.pdf

Мик Сторр, руководитель учебной программы в CERN

Тадеуш Куртыка, советник генерального директора по связям с Россией в  CERN

Станислав Пакуляк, директор УНЦ ОИЯИ,     г Дубна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность учителя физики: научно-практические конференции

ВАжнейшее направление инициативы "Новая Школа" это формирование информационно-коммуникативной компетенции. Я эту задачу решаю сосвоими учениками через проектную деятелеьность. Результаты данной деятел...

«Научно-методическая и инновационная деятельность учителя»

 Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества....

«Научно-методическая и инновационная деятельность учителя»

 Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества....

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Статья о важности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах школ VIII вида. Исследователи отмечают основную черту обучающихся в школах VIII вида — низкую познав...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....

Научно-методическая и инновационная деятельность учителя

Участиев методической и иновационной работе...

Инновационная деятельность учителя технологии, как средство развития исследовательских умений.

Рассматривая в исследовании проблему развития технологической культуры учителя образовательной области Технология; как составляющей профессионально-педагогической культуры, технологической культурой у...